Приобщение младших школьников к культуре народов Хакасии

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Асочакова Э.М., учитель начальных классов,

МБОУ Калининская СОШ,

Аскизский район

Приобщение младших школьников к культуре народов Хакасии

на основе внеурочной деятельности «Юный театрал» «Можно театр позолотой покрыть, Можно коврами весь пол устелить. Но вдохновение на представление Разве можно за деньги купить? Чистое сердце в дорогу готовь, Древняя мудрость сгодится и вновь, Не покупается и не окупается- Доброе имя, талант и любовь» Булат Окуджава

Стремление к актёрству, к игре присуще всем детям. Потребность личности в игровом поведении, способность «входить» в игровой режим обусловлены особым видением мира и связаны с силой творчески-преобразующей деятельности. Поэтому умение играть, исполнять роль - это показатель культуры как личности, так и общества в целом.

Играющий человек стремится к творчеству, к раскрытию собственного социокультурного потенциала, развивает игровое самосознание. Это становится возможным при обеспечении условий для развития личности.

Меня, учителя сельской школы, волнует вопрос о падении интереса к родному языку в молодых семьях, где родители не разговаривают, не общаются с детьми на хакасском языке. Как ввести младшего школьника в мир родного языка, как научить его любить родной язык, используя взаимосвязанное обучение на занятиях внеурочной деятельности?

В конце 2013-2014 учебного года у меня возникла идея организации занятий внеурочной деятельности «Театрал». Кружок посещают учащиеся 3 класса, всего - 14 человек.

На первых занятиях кружка я знакомила детей с видами театрального искусства в доступной форме, с кукольным театром. Затем мы начали работать с жанром русских и хакасских народных сказок. Первой сказкой была «Репка» на хакасском языке. Тщательно работали над выразительным чтением роли каждого персонажа, изготавливали костюмы для выступления.

Кружок посещают дети с разными способностями. Некоторые хорошо читают, интересуются хакасским языком, литературой, но есть и дети, ранее ничем не интересовавшиеся, плохо читающие. Начав посещать занятия кружка «Театрал», эти дети исполняют различные роли. Очевидно, что занятия в кружке оказывают положительное влияние на слабых учащихся.

Я считаю, что введению школьников в мир языка и литературы способствуют занятия в кружке «Театрал». Занятия в кружке помогают решить многие задачи: это работа над текстом литературного произведения, формирование литературных представлений, обогащение духовного мира и эмоциональной сферы ребенка, взаимосвязь всех видов речевой деятельности на русском и хакасском языках. Кроме того, ощутимо развивается личность ребёнка, формируется интеллект и уровень общей культуры, происходит развитие памяти, совершенствуются навыки чтения, формируется представление о многообразии художественных произведений народов, проживающих в Хакасии.

Занятия внеурочной деятельности в атмосфере творчества, тесного общения с театральным искусством способствуют развитию не только творческих способностей, но формируют и развивают коммуникативную культуру личности каждого участника, его игровую культуру, формируют его систему ценностей в человеческом общении, работа в группе укрепляет «чувство локтя».

Наряду с этими важными функциями занятия внеурочной деятельности в творческом объединении театрального направления «Юный театрал» формирует устную речь, развивают её выразительные и интонационные возможности - в общем, формируют культуру устной и письменной речи на русском и хакасском языках; развивают память, формируют художественный вкус ребенка, в целом обогащают его жизнь новыми яркими ощущениями.

Велика и неисчерпаема сила воздействия художественных произведений на человека. Персонажи представлений бережно хранят характеристики человеческой мудрости, доброты, смелости, жадности, глупости. В постановках действуют герои сказок разных народов и детского фольклора, персонажи современной жизни. Нравственная чистота и притягательность народных идеалов, воплотившиеся в образах героев многих сказок, народная мудрость, весёлый юмор - все это открывает путь к сердцу маленького слушателя, читателя, актера, сказывается на формировании его взглядов, привычек и поведения. Проживая художественный образ на сцене, ребенок понимает суть произведения намного глубже, произведение ему намного понятней и интересней, потому что он не только «пробежал» глазами текст, а сыграл один образ, и посмотрел всю сюжетную линию произведению, как в кино, но только в исполнении своих сверстников и в собственном исполнении.

Отбор сценарного материала в рамках реализации данной программы обусловлен его актуальностью в воспитательном пространстве нашего образовательного учреждения, художественной ценностью и воспитательной направленностью.

Самое главное для учителя в работе с детьми - умение направить детей на такую деятельность, чтоб они ощутили свою самостоятельность, успешность, удовольствие от общения друг с другом.

Основные формы работы:

Мастер-класс - это занятия в игровой форме, где с помощью различных средств метода театрализации будет проходить изучение основ театрального искусства:

-культура речи;

-сценического движения;

-работы над художественным произведением;

-вокальное исполнение.

Репетиция - разбор сюжетной линии, работа над исполнительским планом, работа над сценическим движением.

Индивидуальные занятия - работа над художественным воплощением образа, над вокальным исполнением или танцевальным номером.

Показ спектакля (других форм театрализации) - публичное выступление.

Воспитательные формы работы- беседы, посещение театров, совместные праздники, вечера отдыха. Индивидуальная работа с родителями - беседы, приглашения на выступления.

Различные формы работы направлены на сплочение детей в дружный, работоспособный творческий состав, что предполагает разноуровневое общение в атмосфере творчества. Участие в коллективной деятельности, публичные выступления перед школьной аудиторией - помогают ребенку самоутвердиться и самовыразиться, проявить свою индивидуальность, избавиться от многих комплексов.

Реализация данной программы решает и вопрос занятости свободного времени ребенка во внеурочное время. Творческое объединение дает возможность организовать свое свободное время интересно и с пользой для себя.

Литература

1.Белибихина Н.А.Организация дополнительного образования в школе: планирование, программы, разработки занятий/авт.-сост. Н.А.Белибихина, Л.А.Королева.- Волгоград: Учитель, 2009.

2.Ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа», №3 -2005.

3.Ио опыта работы.


© 2010-2022