Конспект урока по математике в 1 классе по теме: Сантиметр –единица измерения длины

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Сантиметр -единица измерения длины.

Цели: познакомить ребят с единицей измерения длины -сантиметром, научить проводить измерения предметов, отрезков и записывать измерения.

Прогнозируемые результаты:

Первоклассники научатся пользоваться линейкой для измерения длины отрезков, предметов заданной длины, записывать результаты проведённых измерений, предметов при помощи линейки.

Предметные: Пользоваться линейкой для измерения отрезков заданной длины, записывать результаты проведенных измерений.

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную: разрешать житейские ситуации, требующие умения находить длину отрезка. Познавательные: осуществлять рефлексию способов и условий действий; контролировать и оценивать процесс и результат: измерять с помощью линейки отрезки заданной длины, предметы. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью. Личностные: Анализировать свои действия и управлять ими, сотрудничать со взрослыми и сверстниками.Умение признавать собственные ошибки.

Ход урока:


  1. Организационный момент(Мотивационно-целевой этап).

Ребята, сегодня к нам на урок пришли педагоги, ваши бывшие воспитатели, чтобы посмотреть на вас и узнать, чему вы научились за данный период обучения.А наш урок я предлагаю вам начать вот с такого девиза.


  1. Актуализация знаний.

- Ребята, посмотрите на меня внимательно. Я сегодня не просто учитель, отгадайте кто я по профессии? (Швея, портниха)

- Как вы догадались? (по сантиметровой ленте).

- Кто такая портниха, швея? (мастер, специалист по пошиву одежды)

- Правильно. Сегодня я приглашаю вас в свою мастерскую. Мне нужно сшить 2 пояса для платья куклы.

А чтобы у нас всё получилось, давайте повторим материал, который нам пригодится для дальнейшей работы.

А) Индивидуальная работа на карточках( 1 уровень: запись чисел в порядке возрастания, состав числа 6)2 уровень: установление закономерности, нахождение значений числовых выражений)

Б) Повторение материала (по слайдам презентации)

Не забыли, что мы с вами находимся в моей мастерской. А как вы думаете, чему мы будем учиться в этой мастерской? (измерять длину, сравнивать, может что-то чертить) А зачем нам нужны эти навыки, умения профессии портнихи. Они нам в жизни где - нибудь пригодятся?

На партах у вас лежат по 2 пояса. Давай те мы с вами узнаем, какой поясок длиннее? Что можно о них сказать?(красный пояс длиннее, чем голубой, а голубой короче, чем красный)

- Каким способом узнали? (на глаз)

- Как ещё можно сравнить их длину? (путём наложения) Сравните их.

- Каким способом сравнивали? (наложением)

3. Ориентировочный этап. Постановка проблемы. Ребята, есть еще один способ измерения. Чтобы разобраться в этом, предлагаю провести исследование. Давайте попробуем! Согласны? -Тогда начнём исследовать - это значит нам нужно будет что-то понять, установить. Предлагаю превратить наш класс в исследовательскую мастерскую. Каждый из нас - сотрудник этой мастерской, учёный-исследователь. Как будем работать? (дружно, старательно).

Работа в парах: На партах найдите полоски:

1 ряд - белую;

2 ряд - бледно жёлтую

3 ряд - розовую.

- Вместе с соседом измерьтедлину красного пояса. Узнайте, какая у них длина? Для этого приложите свои мерки и узнайте, сколько раз эта мерка поместилась в длине пояса.

- Как будете измерять? (измерять точно). Откуда начнете измерение? (от края)

-Какую длину получили ребята 1 ряда, 2, 3?(Получилась разная длина).

-Ребята, что же это такое? Разве у нас красные пояса разные? (нет)

- Почему же так получилось? (разные мерки).

Ребята, с такой же проблемой столкнулись и герои мультфильма «38 попугаев». С какой задачей Попугай, Мартышка и слон пытались справиться в этом мультфильме? (пытались измерить рост удава). Что у них вышло: 38 попугаев, 5 Мартышек, 2 слона.

- Почему длина удава получилась разной? (измеряли разными мерками).

4. Физминутка.

5. В мире интересного.Знакомство со старинными единицами длины.(работа в группе)

- Наши предки, так же как герои мультфильма и вы столкнулись с этойже проблемой.Оказывается, еще в древности для измерения длины люди использовали такие мерки, которые всегда были при себе:

Посмотрите на картинки и скажите при помощи каких частей тела люди могли измерять длину предметов?

Единица измерения длины в старину - ЛОКОТЬ. Локтями купцы измеряли продаваемые ткани, наматывая на руку(расстояние от локтевого сгиба до конца вытянутого среднего пальца). Могли измерять длину нитей.

-Другой мерой длины была ПЯДЬ. (Пядь - расстояние от конца большого пальца до конца указательного) (Учитель показывает меру длины).

А также существовали и другие меры длины: САЖЕНЬ (Сажень - расстояние между кончиками пальцев раскинутых рук) .

Вели замеры и при помощи стопы -ФУТ, замеряли шагами, и было ещё много других. Но о них мы узнаем на наших факультативных занятиях.

- Удобно пользоваться старинными мерами длины?

- Почему от этих мерок люди отказались?(Неточные, разные у каждого, так как каждый человек имеет своё индивидуальное строение тела).

-Что нужно для того, чтобы измерения получились одинаковые? ( мерки должны быть одинаковыми).

Поэтому, чтобы не было неразберихи, люди договорились использовать одинаковые мерки и вывели эталоны мер.

- Кто из вас знает, в чем измеряется длина дороги? ( в километрах)

- Ребята, кто знает какими мерками измеряют длину ткани в магазине? (метрами).

Вам нужно измерить длину пояса? Чем будете пользоваться?( сантиметром)

А на помощь к нам в нашу мастерскую сегодня пришёл необычный мальчик, которого зовут «Сантиметрик».

- Что за странное имя? Как вы думаете, от какого слова оно образованно?

С помощью Сантиметрика мы будем учиться измерять ….В математике Сантиметрик сокращённо обозначается - СМ

5.Поисково-исследовательский этап

- Какую учебную цель вы перед собой поставите? (научиться измерять предметы, отрезки, узнать, что такое сантиметр)

Работа по учебникустр 66

Рассмотрите чертежи - Что изображено? (Отрезки.) Докажите. - Какой отрезок самый длинный? Какой короче других? - Есть ли одинаковые по длине отрезки? Как вы это узнали? - Можно ли по-другому узнать длину этих отрезков? Как? Я могу измерить при помощи сантиметровой ленты, а вы, мои помощники, чем можете измерять? (линейками) - Возьмите ваши линейки. Рассмотрите их внимательно. Что увидели?

- Что на ней изображено? (шкала, на которой есть маленькие и чуть подлиньше линии и цифры). - Что можете рассказать о расстоянии между цифрами и линиями (оно одинаковое).

Как называется расстояние от 0 до 1? (сантиметр). 1 см - единица измерения длины. (2 клетки в тетради). С какой единицей измерения познакомились.

- Кто сейчас сможет точнее сформулировать тему урока? (сантиметр -единица измерения длины).

6. Физминутка

7. Продолжение работы.Определите длину отрезков (задание в учебнике)

Сколько сантиметров укладывается в красном отрезке?

Чему равна длина зеленого отрезка?

- Сейчас вы не просто ученики, а настоящие ученые-исследователи.

Поработайте в группах. Составьте правила измерения длин отрезка с помощью линейки

-Закончите фразы

1.Взять….(линейку)

2. Совместить один конец отрезка с цифрой …(0) на линейке 3. Другой конец покажет на число - это и есть ……. (длина) отрезка

Покажите, как правильно измерить отрезок.

- Вы провели замечательное исследование.

8.Практический этап. Закрепление изученного

- Знаем мы теперь, как измерить длину предмета?

-Давайте проверим.

- Попробуем сами измерить с помощью линейки изображенные предметы.

Мальчики - определяет длину отвертки, девочки - длину болта.

- Чему равна длина отвёртки (6 см), болта (3 см)?

А теперь измерьте длину поясов сам-но. Какова их длина?

Работа в рабочей тетрадистр 24

- Какова длина отрезков?Какая длина у зелёного карандаша, счётной палочки?

- Я думаю, что мы теперь мы уже сможем помочь героям мультфильма. Измерим длину удава.

Работа в парах (по двум уровням сложности):

1 уровень: - измерить длину удава, записать ее в окошечке (рисунок удава - прямая линия).

2 уровень - измерить длину удава, записать ее в окошечке и начертить отрезок такой же длины (рисунок удава - прямая линия).

- Ребята, скажите, какой длины ваш удав? (10 см)

-Почему у вас длина получилась одинаковая?(использовали одну мерку - сантиметр)

В жизни длина удава бывает до 1000 см. (10 м) Посмотрите на слайд.

В моей мастерской вы сегодня потрудились на славу. Молодцы!

9. Отработка вычислительных навыков.

- Для того чтобы мы могли уверенно пользоваться знаниями в мире чисел, измерений нам нужно хорошо уметь вычислять. Этим и займёмся.

А) Решение задачи.

Б) Работа над решением примеров, отработка вычислительных навыков.

В) Дополнительное задание:

Развитие логического мышления (измеряй и вычисляй)

Катя старше Сони, а Соня старше Лены. Возраст какой девочки на рисунке изображён первым?

Вторым? Измерь длины, узнаешь возраст девочек.

5см.-5 лет

2см.-2 года

3см.-3 года

10. Рефлексия учебной деятельности.

- С какой мерой длины вы познакомились?( с 1сантиметром).

- Почему появилась необходимость воспользоваться этой мерой? (чтобы вычисления были точными и правильными)

- Кто испытывал затруднении? При выполнении каких заданий?

- Оцените свою деятельность на уроке, как вы поняли запомнили новый материал.


© 2010-2022