Урок литературы 4 класс А. С. Пушкин Сказка о попе и о работнике его Балде

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы 4 класс

Тема: А.С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде»

Цель:

Обучающая: Обобщить и расширить знания учащихся о творчестве А.С. Пушкина, познакомить со сказкой «Сказка о попе и о работнике его Балде»; формировать у детей умение выразительно читать отрывки из сказок, инсценировать сказки, участвовать в конкурсах

Развивающая: Развивать творческие способности, умения анализировать, рассуждать, делать выводы

Воспитывающая: Воспитывать дружбу, любовь к сказкам.

Тип: урок-сказка.

Методы: словесный, частично-поисковый, эвристический, практический.

Оборудование: презентация «Творчество А.С.Пушкина», иллюстрации сказок, детские рисунки к сказкам А.С. Пушкина, декорации и костюмы для инсценировки сказки, выставка книг.

Ход урока

  1. Орг. момент. Психологический настрой.

Учащиеся желают друг другу хорошего настроения.



  1. Работа по теме урока.

  1. Вступительное слово учителя. Презентация «Творчество А.С.Пушкина»

А.С. Пушкин- автор изумительных лирических стихотворений. Создатель мудрых поэм, исторических драм и романов, чудесных сказок. У каждого Пушкин свой. Он входит в нашу жизнь в самом начале и уже не покидает до конца.

2. Тема урока. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с его удивительным миром, частью которого являются сказки.

-Ребята, что такое сказка? (Сказка- это жанр устного народного творчества).

- Чем народная сказка отличается от литературной? (Народные сказки сочинил народ, а литературные написал писатель).

- Назовите сказки Пушкина, которые мы читали. ( «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане» и др.)

Сегодня мы познакомимся с новой сказкой «Сказка о попе и о работнике его Балде»; повторим изученные сказки.

С исторической справкой о сказке нас познакомит ученик 1

(Сказка написана в 1830 году в Болдине. Напечатана была только в 1840 году в журнале «Сын Отечества» Жуковским. Вместо попа в сказке фигурировал купец. Название было изменено, начиналась сказка так: «Жил-был купец Кузьма Осталоп по прозванию осиновый лоб»).

  1. Инсценировка сказки « Сказка о попе и о работнике его Балде» полностью.

Ученик 2

Друзья Людмилы и Руслана!

На звуки вещего баяна

Спешите к нам скорей сюда,

Где величавый дуб стоит

И лукоморье всех манит!

Где сам поэт, великий Пушкин

Вас снова в сказки пригласит! (инсценирование)

  1. Проверка впечатлений

-Ребята, вы посмотрели сказку и познакомились с героями. В начале урока вы называли сказки. А сейчас проверим на сколько внимательны вы были на уроке. Проведем конкурс- соревнование.

(За правильный ответ ученики получают житоны).

  1. Назовите правильно эту сказку

а) «Сказка о попе и о Балде»

б) «Сказка о попе и его работнике Балде».

в) « Сказка о попе и о работнике его Балде».

2. Кому принадлежат слова « Да вот веревкой хочу море морщить,

Да вас, проклятое племя корчить!»

Назови героя сказки. (Слова принадлежат герою сказки работнику Балде).

3.Какой это герой положительный или отрицательный? Почему? (Это положительный герой. Он мастер на все руки. Выполняет любую работу, хитрый, добрый, умный. Это все положительные качества).

4.Назовите отрицательного героя? Почему?

(Это поп. Он ленивый, жадный, надеется на других).

5.Какой недостаток в поведении людей осуждает Пушкин в сказке?

( Пушкин осуждает в поведении людей такой недостаток, как жадность, скупость).

6.Какими мы не должны быть? (Жадными и скупыми).

Чтение сказки.

  1. Повторение изученных сказок. (Викторина).

  1. Из какой сказки слова:

« Тут он в точку уменьшился,

Комаром оборотился,

Полетел и запищал,

Судно на море догнал,

Потихоньку опустился

На корабль - и в щель забился»

( «Сказка о царе Салтане…»).

  1. « Ох ты, дитятко девица!

Пес проклятый одолел,

Чуть до смерти не заел.

Посмотри, как он хлопочет!

Выдь ко мне…»

(«Сказка о мертвой царевне..»)

  1. В ущелье тесном

Рать побитая лежит

Царь Дадон к шатру спешит,

Что за страшная картина!

Перед ним его два сына»

(«Сказка о золотом петушке»)

  1. Ответить близко к тексту.

Сколько лет прожил старик «со своею старухой» «у самого синего моря»?

(«ровно тридцать лет и три года»)

  1. С какими словами обращалась злая царица к своему зеркальцу?

(«Свет, мой зеркальце скажи

Да всю правду доложи!

Кто на свете всех милее

Всех румяней и белее?»)

  1. Сколько раз забрасывал старик невод в море, прежде чем поймал золотую рыбку?

(Три раза)

  1. Какую песенку исполняла белка- чудесница?

(« При честном при всем народе:

Во саду ли, в огороде»)

  1. Итог конкурсов

  2. Итог урока

Всем стало понятно, что вы читаете книги(выставка книг), рисуете героев сказок Пушкина (выставка рисунков).

Надеюсь, наш круг станет еще больше. Вы расскажете и прочитаете сказки своим братьям, сестрам, друзьям. И друзей у сказок Пушкина станет больше.

Нам без сказок скучно будет жить,

Ведь от сказок наша встреча так искрится…

Расскажи ее своим друзьям

И умчишься в Лукоморье, словно птица

И тогда к тебе придет

Этот самый умный кот

И русалка спляшет с лешим в хороводе…

Вот уж двести лет

Знает сказки белый свет,

И, конечно, любят Пушкина в народе…



© 2010-2022