Рабочая программа по предмету Русский язык 2 класс. В. Г. Горецкий, В. П. Канакина, 2016 г

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
1.Паспорт рабочей программы Тип программы Программа общеобразовательных учреждений Статус программы Рабочая программа учебного курса Название, автор и год издания предметной учебной программы Рабочая программа по предмету «Русский язык» 2 класс. В.Г. Горецкий, В.П. Канакина, 2016г. Категория обучающихся Учащиеся 2-в класса МБОУ СОШ №54 Сроки освоения программы 1 год Объём учебного времени 170 часов Форма обучения Очная Режим занятий 5 часов в неделю















2. Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Русский язык» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться и на основе авторской программы Канакина В.П., Горецкий В.Г. «Русский язык. 1-4 классы», являющейся составной частью системы учебников «Школа России» (автор А.А.Плешаков).
Целямиизучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
  • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
  • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
  • развитие речи, мышления, воображения учащихся, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • формирование у учащхся первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
  • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета по русскому языку
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда. Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:
  • формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
- чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества; - восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
  • формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
- доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; - уважения к окружающим - умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
  • развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
- принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им; - ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения; - формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
  • развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; - формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
  • развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:
- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; - развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты; - формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; - формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
Выбор программы «Школа России» по русскому языку был обусловлен следующим: 1. Формирование развёрнутой структуры учебной деятельности предполагает осознание обучающимися необходимости понимать смысл поставленной задачи для её успешного решения (а затем и развитие умения ученика самостоятельно ставить перед собой определённую задачу); формирование умения планировать учебную работу, пользоваться справочными материалами (таблицами, схемами, предписаниями, словарями и т.д.); развитие способности к самооценке и самоконтролю: умения младшего школьника соотносить содержание задания с теми знаниями, которыми он располагает, восстанавливать знания (по памяти, учебнику, тетради, справочному материалу и т.д.), дополнять имеющиеся знания новыми сведениями, необходимыми для выполнения задания. 2. Собственно лингвистическое (языковое) развитие представлено в курсе как осознание обучающим того, что есть окружающий мир и что есть слова, всё в нём называющие; знание того, что слово образуется, изменяется, используется в речи по определённым правилам; сохранение и развитие чувства языка и интуиции, обогащение интуиции по мере конкретизации знаний в области грамматики родного языка; формирование приёмов лингвистического анализа, синтеза, моделировать факты языка; формирование ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к его бытию; осознание ребёнком себя как носителя русского языка; развитие мотивов и средств речевой деятельности. 3. Задача речевого развития в курсе реализуется системой заданий, направленных на формирование правильности (произносительной, грамматической, лексической, словообразовательной, орфографической) основных видов речевой деятельности - говорения, чтения и письма; речевого слуха детей, умения слышать и слушать себя и других; словарного состава и синтаксического строя речи младших школьников, её диалогической и монологической форм; способности и готовности самостоятельно строить (в устной и письменной форме) небольшие по объёму сообщения (описания, повествования, рассуждения), близкие детям по тематике. В авторскую программу были внесены изменения: изменено количество часов, отведённых на изучение тем в соответствии с учебным планом 2 классов гимназии на 2012-2013 учебный год.
На изучение курса по русскому языку во 2 классе отводится 170ч(5ч в неделю, 34 учебные недели). Контрольно-измерительные работы - диктант - 12; - контрольное списывание - 6; - словарный диктант - 5; - диагностическая рабата - 3; - проверочная работа - 1; - изложение - 8; - сочинение 2.
Формы организации образовательного процесса Классно-урочная система: - фронтальная, - парная, - групповая, - индивидуальные формы учебной деятельности
Технологии обучения: - технология проблемного диалога; - проектная технология; - ИКТ-технологии; - технология ситуативного обучения; - технология продуктивного чтения; - технология уровневой дифференциации
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся Использование системно-деятельностного подхода к обучению, способствуют формированию компетенций. Ключевые компетенции: - умение обучающегося взаимодействовать с социальными институтами, выполнять социальные функции; - способность к общению и взаимодействию, включающему обмен информацией и взаимное восприятие, понимание обучающихся; - способность обучающегося видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения; - способность обучающегося к самостоятельной познавательной деятельности. Предметные компетенции: - осуществление сопоставительного анализа различных источников исторической информации, реконструкция на этой основе исторических ситуаций и явлений; объяснение причин и следствий исторических событий;
- способность конструктивно применять исторические и историко-культурные знания в социальной практике, общественной деятельности, межкультурном общении.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Программа обеспечивает продолжение достижения второклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Во втором классе учитель продолжает создавать условия для достижения обучающимися следующих личностных результатов изучения курса «Русский язык»: 1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. 2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. 3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. 4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. 5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. 6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. 7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. 8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. 9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. 10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Во втором классе учитель продолжает создавать условия для достижения обучающимися следующих метапредметных результатов изучения курса «Русский язык». 1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. 2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. 3. Использование знаково-символических средств представления информации. 4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач. 5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. 6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. 7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. 8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий. 9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. 10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. 11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык». 12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. 13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык». Во втором классе учитель продолжает создавать условия для достижения обучающимися следующих предметных результатовизучения курса «Русский язык»: 1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. 2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения. 3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека. 4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета. 5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов. 6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное. 7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. 8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; 9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Для реализации программного содержания курса русского языка используются следующие учебники и учебные пособия: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: 2 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Часть 1. - М.: Просвещение, 2013. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: 2 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Часть 2. - М.: Просвещение, 2013.





















3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА по русскому языку во 2 классе (170 ч) Содержание рабочей программы соответствует требованиям ФГОС, целям и задачам образовательной программы МБОУ гимназии №1. Содержание рабочей программы определено с учётом особенностей изучения предмета в классе, занимающегося по УМК «Школа России» Наша речь (4 ч) Язык и речь, их значение в жизни. Речь - главный способ общения людей. Язык - средство общения. Воспроизведение и уточнение сведений о видах речи (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь). Особенности устной, письменной и внутренней речи. В результате изучения темы, обучающиеся 2 класса должны Знать/понимать:
  • Язык, речь - средство общения людей.
  • понятия «устная и письменная речь»;
  • Текст и предложения - единицы речи.
  • Правила оформления предложения на письме, в устной речи
Уметь:
  • строить самостоятельно простые предложения, составлять предложения из слов, дополнять и оформлять их на письме;
  • умение передавать содержание рассказа, пользуясь готовым планом;
  • выделять предложение в устной речи и оформлять его на письме.
Использовать в практической деятельности для:
  • создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;
  • адекватного восприятия звучащей речи (высказываний взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.).
Текст (5 ч) Текст. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединенных общей темой. Тема и главная мысль текста. Связь между предложениями в тексте. Заголовок. Общее представление о структуре текста и выражение ее в плане. Красная строка в тексте. Текст. Тема и главная мысль текста. Части текста. Связь по смыслу предложений в тексте. Озаглавливайте текста и его частей. Общее представление о типах текста: повествование, описание, рассуждение. Обучение составлению повествовательного и описательного текстов, текста-рассуждения. Изложение. Изложение повествовательного текста по вопросам под руководством учителя. Сочинение. Составление небольшого текста по сюжетному рисунку, по опорным словам, по определенной теме из жизни детей, об их играх, увлечениях и его запись под руководством учителя. Речевая этика: сфера употребления, типовые ситуации использования слов просьбы, благодарности, приветствия, прощания. Написание поздравительной открытки. В результате изучения темы, обучающиеся 2 класса должны Знать/понимать:
  • отличие текста от набора отдельных предложений, не объединённых общей темой, роль текста в общении людей;
  • связь по смыслу предложений в тексте;
  • о видах текста по цели высказывания (повествование, описание, рассуждение), распознавание их;
  • структура текста;
  • понятия « красная строка в тексте», «заголовок», «опорные слова».
Уметь:
  • определять тему текста и озаглавливать его с опорой на тему;
  • делить сплошной текст на предложения (3 - 4 предложения);
  • устанавливать связь по смыслу между частями текста (восстанавливать деформированный повествовательный текст из 3 частей);
  • писать изложение (по вопросам) текста из 30-45 слов;
  • сочинения по серии картинок под руководством учителя;
  • составлять и записывать текст из 3-5 предложений на заданную тему или по наблюдениям, по ситуации;
  • употреблять при записи текста красную строку;
  • употреблять в речи «волшебные» слова.
Использовать в практической деятельности:
  • адекватного восприятия звучащей речи (высказываний взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.)
  • соблюдения орфоэпических норм; работы со словарями;
  • создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;
  • овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения

Предложение (12 ч) Предложение как единица речи. Членение речи на предложения. Роль предложений в речи. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации (без терминологии), интонирование предложений. Логическое ударение в предложении. Оформление предложений в устной речи и на письме в прозаических и стихотворных текстах. Диалог и монолог. Пунктуационное оформление диалогической речи и соответствующая ему интонационная окраска устного диалога. Главные и второстепенные члены предложения, их назначение. Основа предложения. Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения. Способы определения подлежащего и сказуемого в» предложении. Связь слов в предложении. Упражнение в распознавании главных и второстепенных членов предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу. Распространение предложений второстепенными членами. Составление предложений по данному подлежащему (сказуемому), из набора слов, по опорным словам, схеме, рисунку, демонстрационной картине, заданной теме и их запись.
В результате изучения темы, обучающиеся 2 класса должны Знать/понимать:
  • признаки предложения и использование в речи;
  • как оформление предложения на письме. Логическое ударение;
  • первоначальные представления о распространённом и нераспространённом предложении;
  • понятия «подлежащее», «сказуемое» - главные члены предложения.
Уметь:
  • устанавливать связь слов в предложении из 3-4 слов, выделять подлежащее и сказуемое;
  • составлять предложение из слов, устанавливать между ними связь по вопросам;
  • употреблять заглавную букву в начале предложения, ставить точку, вопросительный или восклицательный знак в конце;
  • распознавать простое распространённое и нераспространённое предложения.
Использовать в практической деятельности
  • создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике.

Слова, слова, слова… (22 ч) Слово и его значение. Общее представление о лексическом значении слова. Слово - общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы. Антонимы. Наблюдение над употреблением в речи однозначных, и многозначных слов, антонимов, синонимов, выбор нужного и точного слова, соответствующего предмету мысли. Работа со словарями учебника (толковым, орфоэпическим, орфографическим, словарем синонимов и антонимов). Родственные слова. Однокоренные слова (общее представление). Корень слова как значимая часть слова (общее представление). Формирование умения распознавать однокоренные слова, отличать их от внешне сходных слов (горе - гора, смелый - храбрый) и форм слов (тропа, к тропе, у тропы).Упражнение в распознавании корня в слове, подборе однокоренных слов, в наблюдении над единообразным написанием корня в однокоренных словах. Слово, слог, ударение. Уточнение представлений о слове и слоге как минимальной произносительной единице, о слогообразующей роли гласной. Ударение, смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение над разноместностью и подвижностью русского ударения. Использование свойств подвижности для проверки безударных гласных, проверяемых ударением. Совершенствование навыка определять в слове слоги, обозначать ударение, распознавать ударные и безударные слоги. Упражнение в правильном орфоэпическом произношении слов (алфавит, багеты, магазин, торты и др.). Работа с орфоэпическим словарем. Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов.
В результате изучения темы, обучающиеся 2 класса должны Знать/понимать:
  • понятия синонимы, антонимы и их роль в речи;
  • признаки однокоренных слов, подбор их, выделение корня;
  • общее представление о родственных (однокоренных) словах, корне как главной значимой части слова, термины «родственные слова», «однокоренные слова», «корень слова»;
  • слогообразующая роль гласной в слоге;
  • об ударении, ударном и безударном слогах.
Уметь:
  • различать однокоренные слова среди других слов;
  • отличать однокоренные слова от внешне сходных неоднокоренных слов и форм слов;
  • определять в слове слоги, составлять из слогов слова, а из слов предложения;
  • определять ударение в слове;
  • показывать подвижность ударения и использование этого свойства при проверке написания безударных гласных в слове;
  • переносить слова с одной строки на другую.
Использовать в практической деятельности
  • создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике.

Звуки и буквы (34 ч) Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (29 ч) Звуки и буквы. Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка. Условное обозначение звуков речи. Сопоставление звуковых и буквенных обозначений слов. Звуко-буквенный разбор слов. Алфавит, его значение. Уточнение представлений об алфавите. Алфавитное расположение слов в словарях, справочниках, энциклопедиях. Основные признаки гласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв в слове. Слова с буквой э. Ознакомление со словарем иностранных слов. Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Введение правила. Способы проверки написания гласной в безударном слоге корня. Слова с безударной гласной, не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с орфографическим словарем. Основные признаки согласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Буквы, обозначающие согласные звуки. Согласный звук [й'] и буква «и краткое». Двойные согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твердые и мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мягким знаком. Правописание слов с мягким знаком. Буквосочетания чк, чн, щн, нч, нщ, произношение и написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обозначение шипящих звуков буквами. Правописание слов с буквосочетаниями жи- ши, ча- ща, чу - щу. Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Правописание слов с разделительным мягким знаком. Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания глухих и звонких согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Введение правила. Сопоставление правил обозначения буквами гласных в безударном слоге корня и парных по глухости-звонкости согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Упражнение в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова.
В результате изучения темы, обучающиеся 2 класса должны Знать/понимать:
  • названия букв русского алфавита;
  • признаки гласных и согласных звуков;
  • гласные ударные и безударные;
  • согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие;
  • правила переноса слов.
Уметь:
  • правильно и последовательно называть буквы алфавита, развивать умение пользоваться алфавитом при нахождении слов в словаре;
  • делить слова на слоги, выделять ударный слог, переносить слова по слогам;
  • обозначать на письме мягкость согласных буквами е, е, ю, я, ии мягким знаком (ь);
  • писать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, чт;
  • производить фонетический разбор: делить слова на слоги, определять ударный слог, последовательность звуков и букв в словах типа конь, сова, стриж;
  • писать слова с двойными согласными типа Анна, группа, класс, суббота;
  • писать слова с разделительным мягким знаком (ь);
  • писать слова с непроверяемым написанием, указанные в программе 2 класса;
  • правильно обозначать буквами парные звонкие и глухие согласные на конце слов (ряд, воз);
  • правильно обозначать буквами безударные гласные в двусложных словах (мячи, река, окно);
  • правильно произносить слова; уметь пользоваться справочной странице «Произноси слова правильно».

Части речи (47 ч) Слова - названия предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесенность к определенной части речи.Имя существительное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени существительного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имен существительных в речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные (общее представление), упражнение в их распознавании. Собственные и нарицательные имена существительные (общее представление). Заглавная буква в именах собственных (фамилиях, именах, отчествах людей, кличках животных, названиях стран, городов, деревень, рек, озер и др.). Правописание собственных имен существительных. Число имен существительных. Изменение имен существительных по числам. Употребление имен существительных только в одном числе (ножницы, молоко). Формирование умения воспроизводить лексическое значение имен существительных, различать имена существительные в прямом и переносном значении, имена существительные близкие и противоположные по значению. Совершенствование навыка правописания имен существительных с изученными орфограммами. Глагол как часть речи (ознакомление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Глаголы в прямом и переносном значении, глаголы близкие и противоположные по значению. Имя прилагательное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени прилагательного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имен прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании. Единственное и множественное число имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам. Имена прилагательные в прямом и переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по значению. Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений в речи. Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее распространенных предлогов (в, на, из, к, от, на, с, у, над, под)с именами существительными. Упражнение в распознавании предлогов, в правильном употреблении их с именами существительными, в правописании предлогов с именами существительными.
В результате изучения темы, обучающиеся 2 класса должны Знать/понимать, иметь представление:
  • понятие «существительное»; одушевлённые и неодушевлённые имена существительные;
  • различать имена собственные;
  • понятие «глагол», глаголы в единственном и множественном числе, представление о разном времени;
  • понятие «прилагательное», прилагательные в единственном и множественном числе;
  • роль предлогов, раздельное написание предлогов со словами;
  • понятие «местоимение», их роль в тексте.
Уметь:
  • писать заглавную букву в именах, фамилиях людей, в названиях городов, деревень, в кличках животных;
  • правильно ставить вопрос к слову и по вопросу определять слова, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета;
  • различать слова, отвечающие на вопрос кто? и слова, отвечающие на вопрос что?

Повторение изученного за год (17 ч) Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Смысловой, звуковой, звуко-буквенный анализ слов.
Слова с непроверяемыми написаниями Алфавит, апрель, берёза, быстро, вдруг, ветер, город, декабрь, дорога, до свидания, жёлтый, завод, здравствуйте, земляника, извините, иней, капуста, картина, коньки, лопата, лягушка, магазин, малина, мебель, месяц, метро, молоток, морковь, мороз, народ, ноябрь, обед, обезьяна, облако, одежда, октябрь, осина, отец, платок, посуда, рисунок, родина, Россия, русский, сапоги, сахар, сентябрь, скоро, снегирь, спасибо, стакан, суббота, товарищ, топор, улица, урожай, фамилия, февраль, шёл, щавель, яблоня, ягода, январь.
Чистописание Закрепление гигиенических навыков письма: правильная посадка, положение тетради, ручки и т. д. Работа над формами букв и их соединениями в словах. Письмо строчных и заглавных букв по группам в порядке усложнения их начертания:
  1. и, ш, И, Ш, п, р, т, г;
  2. л, м, Л, М, я, Я, А;
  3. у, ц, щ, У, Ц, Щ, Ч, ч;
  4. с, С, е, Е, о, О, а, д, б;
  5. ь, ы, ъ и их варианты в соединениях;
  6. н, ю, Н, Ю, к, К;
  7. В, 3, з, Э, э, Ж, ж, X, х, ф;
  8. Ф, У, Т, Р, Б, Д.
Упражнения по переводу детей на письмо в тетрадях с разлиновкой в одну линию. Письмо букв, соединений, в которых наиболее часто допускаются недочеты при их начертании: П, Т, Р, Ж, У, Я, X, Н, К, Ф и др., а, у, д, з, в, б, т и др. Связное, ритмичное письмо слов и предложений.






















4. Календарно-тематическое планирование
№ п/п



Наименование раздела и тем




Количест-во часов
Дата проведения урока Планиру-емая Фактиче-ская
Раздел 1. Наша речь 4

1 Знакомство с учебником. Какая бывает речь? 1

2 Что можно узнать о человеке по его речи? 1

3 Как отличить монолог от диалога? 1

4 Входная диагностическая работа 1


Раздел 2. Текст 5

5 Что такое текст? 1

6 Что такое тема и главная мысль текста?
1

7 Части текста Словарный диктант №1 1

8 Контрольное списывание №1 1

9 Работа над ошибками 1


Раздел 3. Предложение 12

10 Что такое предложение? 1

11 Как из слов составить предложение? 1

12 Что такое главные члены предложения? 1

13 Диктант №1 на тему «Повторение» 1

14 Что такое второстепенные члены предложения? 1

15 Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения 1

16 Что такое распространённые и нераспространённые предложения? 1

17 Как установить связь слов в предложении? 1

18 Развитие речи. Обучающее сочинение по картине 1

19 Анализ сочинений 1

20 Развитие речи. Восстановление деформированного текста. 1

21 Работа над ошибками 1


Раздел 4. Слова, слова, слова… 22

22 Что такое лексическое значение слова 1

23 Что такое лексическое значение слова 1

24 Что такое однозначные и многозначные слова?
1

25 Что такое прямое и переносное значение многозначных слов? 1

26 Что такое синонимы? 1

27 Что такое антонимы? 1

28 Что такое антонимы? 1

29 Диктант №2 на тему «Слово. Лексическое значение слова» 1

30 Работа над ошибками 1

31 32 Что такое родственные слова? 2

33 34 Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? 2

35 Какие бывают слоги? 1

36 37 Как определить ударный слог? 2

38 Как переносить слова с одной строки на другую? 2

39 Как переносить слова с одной строки на другую? Словарный диктант № 2 40 Диктант за № 3 за 1 четверть 1

41 Контрольное списывание №2 за 1 четверть 1

42 Обучающее изложение 1

43 Работа над ошибками 1


Раздел 5. Звуки и буквы 34

44 Как различить звуки и буквы? 1

45 Как мы используем алфавит? 1

46 Как мы используем алфавит? 1

47 Какие слова пишутся с заглавной буквы? 1

48 Как определить гласные звуки?
1

49 Диктант №4 на тему «Гласные и согласные звуки и буквы»

1


50 Работа над ошибками 1

51 52 53 54 55 Правописание слов с безударным гласным звуком в корне



5

56 57 58 Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне

3

59 Развитие речи. Обучающее сочинение 1

60
Контрольное списывание № 3 1

61 Работа над ошибками 1

62 Как определить согласные звуки? 1

63 64 Согласный звук [Й]и буква И краткое 2

65 Слова с удвоенными согласными 1

66 Наши проекты. И в шутку и всерьёз 1

67 Развитие речи. Обучающее изложение 1

68 69 Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения
2

70 Как обозначать мягкость согласного звука на письме?
1

72 Правописание мягкого знака в конце и в середине слова перед другими согласными 1

73 Контрольный диктант №5 за 1 полугодие 1

74 Проверочная работа. Словарный диктант №3 1

75 Работа над ошибками 1

76 Наши проекты. Пишем письмо 1

77 Обобщающий урок по теме «Звуки и буквы»



1


Раздел 6. Правописание буквосочетаний с шипящими звуками 29

78 79 Буквосочета- ния ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ 2

80 Промежуточная стандартизированная диагностика 1

81 Повторение темы «Твёрдые и мягкие согласные» 1

82 Закрепление знаний. Работа над ошибками
1

83 Наши проекты. Рифма 1

84 85 Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ 2

86 Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Проверь себя 1

87 Как отличить звонкие согласные звуки от глухих?
1

88 Произношение и написание парных звонких и глухих согласных звуков. Как отличить звонкие согласные звуки от глухих?
1

89 Проверка парных согласных в корне слова 1

90 Распознание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных 1

91 Проверка парных согласных. Изложение повествовательного текста 1

92 93
Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова
2

94 Правописание слов с разделительным мягким знаком 1

95 Правописание слов с разделительным мягким знаком 1

96 Правописание слов с разделительным мягким знаком 1

97 Правописание слов с разделительным мягким знаком 1

98 Контрольный диктант № 6 на тему «Правописание парных звонких и глухих согласных» 1

99

Работа над ошибками. Обобщение изученного материала 1


Раздел 7. Части речи 47

100 101 Что такое части речи?

2

102 103 Что такое имя существительное?
2

104 105 Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные 2

106 Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных 1

107 108 Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей.
2

109
Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет 1

111
Заглавная буква в написании кличек животных. Развитие речи 1

113
Заглавная буква в географических названиях 1

115 Обучающее изложение 1

116 Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы 1


117 Единственное и множественное число имён существительных 1

118 Контрольный диктант №7 на тему «Имя существительное» 1

119 Работа над ошибками 1

120 121
Единственное и множественное число имён существительных 2

123 Контрольное списывание № 4 1

124 Проверка знаний. Словарный диктант. 1

125 126 127
Что такое глагол?
3

128 129 Единственное и множественное число глаголов 2

130 Правописание частицы НЕ с глаголами 1

131 Контрольный диктант № 8 за 3 четверть 1

132 Работа над ошибками 1

133 Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол» 1

134 Что такое текст-повествование? 1

135 Что такое имя прилагательное? 1

135 Связь имени прилагательного с именем существительным 1

138 Прилагательные близкие и противоположные по значению
1

139 Единственное и множественное число имён прилагательных.
1

140 Что такое текст-описание?
1

141 Проверка знаний 1

142 Общее понятие о предлоге 1

143 Раздельное написание предлогов со словами 1

144 Восстановление предложений 1

145 Проверка знаний 1

146 Диктант 1

147 Работа над ошибками 1

148 149
Что такое местоимение? 2

150 Что такое текст-рассуждение 1

151 Проверка знаний 1

152 Контрольный диктант 1

153 Работа над ошибками 1


Раздел 8. Повторение 17

154 Повторение по теме «Текст» 1

155 Сочинение по картине
1

156 157 Повторение по теме «Предложение» 2

158 Повторение по теме «Слово и его значение» 1

159 160 Повторение по теме «Части речи» 2

161 Повторение по теме «Звуки и буквы» 1

162 Повторение по теме «Правила правописания» 1

163 Контрольное списывание 1

164 165 166 167 168 169 Повторение и закрепление изученного материала 6

170 Обобщение знаний по курсу русского языка за 2 класс 1










5. Перечень учебно -методических средств обучения , ЭОР.
Учебники и учебные пособия, используемые в учебном процессе, соответствуют федеральному перечню учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе.
Основная литература Горецкий В.Г., Канакина В.П. Русский язык. Рабочие программы. 1-4 классы. Учебники Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: 2 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Часть 1. - М.: Просвещение, 2013. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: 2 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Часть 2. - М.: Просвещение, 2013. Рабочие тетради и пособия Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь: 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1-2. - М.: Просвещение, 2012. Крылова О.Н. Контрольные работы по русскому языку. 2 класс. Ч. 1-2: к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык». 2 класс. В двух частях. - М.: Экзамен, 2012. Логинова О.Б., Яковлева С.Г. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 2 класс. - М.: Просвещение, 2012. Дополнительная литература Методические пособия Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Методическое пособие. 2 класс. Канакина В.П., Щёголева Г.С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1-4 классы. Канакина В.П. Работа с трудными словами. 1-4 классы.






6. Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения русского языка второклассники должны знать:
  • названия и порядок букв русского алфавита,
  • признаки гласных и согласных звуков,
  • ударные и безударные гласные, согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие,
  • способы обозначения мягкости согласных на письме гласными буквами (и, е, ё, ю, я) и мягким (ь) знаком,
  • правила переноса слов.

Второклассники должны уметь:
  • безошибочно и каллиграфически правильно писать слова, предложения, текст из 35-45 слов без пропусков, вставок, искажений букв; сверять написанное с образцом;
  • делить слова на слоги, выделять ударный слог, переносить слова по слогам, правильно произносить мягкие и твердые согласные звуки в слове, обозначать на письме мягкость согласного звука гласными буквами (и, е, ё, ю, я) и мягким (ь) знаком;
  • писать заглавную букву в именах, фамилиях людей, названиях городов, деревень, улиц, кличках животных;
  • писать слова с буквосочетаниями жи - ши, ча- ща, чу - щу, чк, чн, щн;
  • правильно обозначать буквами безударные гласные звуки в словах и формах двусложных слов (вода - по воде), парные по глухости-звонкости согласные звуки на конце слов (чертёж, шалаш);
  • писать слова с двойными согласными (Римма, группа, суббота, классный), слова с разделительным мягким (ь) знаком, слова с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, данные в программе 1 и 2 классов;
  • писать раздельно предлоги со словами;
  • производить звуковой и звуко-буквенный разбор: уметь делить слова на слоги, определять ударный слог, определять последовательность звуков и букв в слове, характеризовать звуки (гласные ударные и безударные; согласные твердые, мягкие, глухие, звонкие), определять и соотносить количество звуков и букв в словах типа лампа, гриб, письмо, яма;
  • распознавать изученные части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог);
  • различать слово и предложение, устанавливать связь слов в предложении, выделять главные члены предложения (подлежащее и сказуемое);
  • составлять предложение по вопросу, по опорным словам, по сюжетному рисунку, на определенную тему;
  • употреблять заглавную букву в начале предложения, ставить точку, вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения;
  • писать изложение повествовательного текста из 35-45 слов по вопросам под руководством учителя;
  • составлять текст по опорным словам, по сюжетному рисунку и записывать 3-4 предложения из составленного текста;
  • использовать в речи слова просьбы, благодарности, приветствия, прощания.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • для адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);
  • работы со словарем (алфавит);
  • соблюдения орфоэпических норм;
  • создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;
  • овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).





















7. Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ
- диктант - 12; - контрольное списывание - 6; - словарный диктант - 5; - диагностическая рабата - 3; - проверочная работа - 1; - изложение - 8; - сочинение 2.



8. Критерии и нормы оценки результатов освоения программы обучающимися В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов освоенияпрограммы по русскому языку должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребёнка. Оценивать диагностические и стандартизированные работы следует в соответствии с уровнем освоения второклассником программы по русскому языку. 70% сделанных верно заданий означает, что «стандарт выполнен». Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения русскому языку во втором классе. Объектом оценки предметных результатов служит способность второклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по русскому языку. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий. Текущий контроль по русскому языку осуществляется в письменной и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или словарного диктанта. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определённого умения. Тематический контроль по русскому языку проводится в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: проверка безударных гласных в корне слова, парных согласных, определение частей речи и др. Проверочные работы позволяют проверить, например, знания правил проверки безударных гласных, главных членов предложений и др. В этом случае для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, на выполнение которой отводится 5-6 минут урока. Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой обучающихся, устного опроса, текущих, диагностических и итоговых стандартизированных контрольных работ. Основные виды письменных работ по русскому языку: списывание,диктанты (объяснительные, предупредительные, зрительные, творческие, контрольные, словарные и т.д.), обучающие изложения и сочинения. В конце года проводится итоговая комплексная проверочная работа на межпредметной основе. Одной из её целей является оценка предметных и метапредметных результатов освоения программы по русскому языку во втором классе: способность решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, сформированность обобщённых способов деятельности, коммуникативных и информационных умений. Примерное количество слов: - для словарных диктантов: 8 - 10; - для контрольных диктантов: первое полугодие - 25-30, конец года - 35-45; - для изложений: первое полугодие - примерно 40-50 слов, конец года - 50-65 слов
9. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: 2 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Часть 1. - М.: Просвещение, 2013.
2.Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: 2 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Часть 2. - М.: Просвещение, 2013.
3.Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь: 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1-2. - М.: Просвещение, 2012. 4.Крылова О.Н. Контрольные работы по русскому языку. 2 класс. Ч. 1-2: к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык». 2 класс. В двух частях. - М.: Экзамен, 2012.
5.Логинова О.Б., Яковлева С.Г. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 2 класс. - М.: Просвещение, 2012.
6.Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Методическое пособие. 2 класс.
7.Канакина В.П., Щёголева Г.С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1-4 классы.

8.Канакина В.П. Работа с трудными словами. 1-4 классы



10. Лист внесения изменений Тема Причина корректировки Способ, форма корректировки Согласование с завучем Дата внесения изменения










11. Учебно-тематический план № урока Вид работы Вид контроля/Тема 4 Входная диагностическая работа Входной 7 Словарный диктант №1 Входной 8 Контрольное списывание №1 Входной 12 Диктант Повторение 20 Диктант Предложение 41 Контрольное списывание №2 За 1 четверть 40 Словарный диктант №2 За 1 четверть 42 Диктант За 1 четверть 61 Диктант Гласные и согласные звуки и буквы 70 Словарный диктант №3 За 1 полугодие 72 Контрольное списывание №3 За 1 полугодие 74 Диктант За 1 полугодие 76 Промежуточная стандартизированная диагностика За 1 полугодие 87 Диктант Имя существительное 95 Диктант Имя существительное 104 Диктант Глагол 111 Свободный диктант
117 Контрольное списывание №4 с грамматическим заданием Части речи 123 Словарный диктант №4 За 3 четверть 124 Контрольное списывание №5 За 3 четверть 126 Диктант За 3 четверть 143 Проверочная работа По пройденным темам 153 Диктант Связь слов в предложении 156 Словарный диктант №5 За год 157 Контрольное списывание №6 За год 161 Диктант За год 164 Итоговая стандартизированная диагностика За год






















43


© 2010-2022