- Преподавателю
- Начальные классы
- Род имен существительных
Род имен существительных
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Аюпова Л.М. |
Дата | 25.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Предмет: русский язык
Тема урока: Род имен существительных.
Тип урока: изучение нового материала
Цель: формирование знаний о роде имен существительных.
Задачи: 1. Продолжить знакомство с именем существительным, познакомиться с понятием род имени существительного.
2. Развивать лексический запас учащихся, внимание, память.
3. Вызвать интерес в изучении языка.
Средства обучения: учебник.
Ход урока.
-
Организация начала урока.
Встаньте ровно и красиво,
Прозвенел уже звонок.
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнем урок.
Будем мы писать, трудиться,
Ведь задания нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики!
-
Актуализация знаний учащихся.
1.Каллиграфическая минутка.
2.Словарная работа.
Данные слова запишите в единственном числе вставляя орфограммы.
К…ровы, з…аводы, топ…ля, с…ловей, п…ссажиры, м…шины.
3.Повторение изученного.
Игра «Да-нет»
- Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предмет.
- Имя существительное отвечает на вопросы: Кто? Что? Чей?
- Правда ли, что имена собственные пишутся с большой буквы?
- Одушевленные существительные отвечают на вопрос: Кто?
- Нарицательные существительные - это простые слова и всегда пишутся с большой буквы?
- Имена существительные бывают единственного и множественного числа?
-
Сообщение темы, цели урока.
- В русском языке очень много различных тайн, в том числе и об имени существительном. Наша задача на уроке - раскрыть еще одну тайну об имени существительном.
-
Изучение нового материала.
- Оказывается, что все имена существительные можно разделить на 3 большие группы, независимо от того, какие это существительные: собственные или нарицательные, одушевленные или неодушевленные, единственного или множественного числа.
- Чтобы узнать, на какие 3 группы делятся существительные послушайте грамматическую сказку:
«В одном королевстве жили имена существительные. Сначала все существительные были очень и очень похожи. Да так похожи, что сама королева их путала.
И вот однажды она издала указ: «Кто придумает для моих слуг-существительных знаки различия, тот будет награжден».
А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жадностью принялись они за работу. Но для начала они решили все слова между собой поделить. Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до конца, померли.
Пришла королева и сказала: «Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода (туда попали: муж, папа, дядя и т.д.). те слова, которые оказались у жены, будут женского рода (туда попали: жена, бабушка, весна и т.д.) А те, что остались неопределенными, пусть будут среднего рода (это солнце, небо)»
Вот с тех пор появился род у имен существительных. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом, так как знала секрет различия рода имен существительных.»
- Итак, на какие 3 группы делятся существительные?
Прочитаем правило, которое у вас в учебнике на 178 странице.
- Как можно отличить род существительных?
Прочитаем стихотворение, чтобы запомнить правило.
- Я предлагаю вам выучить такой стишок, чтобы было легче различать род у имен существительных.
Женский род запомню я
И скажу: «Она - моя!»
И запомню род мужской
И опять скажу: «Он - мой!»
Средний род: «Оно - мое!»
Это правило мое!
- Как различить род у существительных? Приведите примеры.
Давайте посмотрим на упражнение в вашем учебнике (упр. 450) Разделите слова по родам: 1 вариант - мужской род, 2 вариант - женский род, 3 вариант - средний род.
Вьюга, ветер, облако, туча, мороз, окно, метель, снежок, настроение.
Упражнение 451. (обозначить род у имен существительных)
Пришла лютая зима. Затрещал мороз. Иному в лесу холодно, а друзьям в зимовье тепло. Бык и баран на полу спят, свинья забралась в подполье, кот на печи поет, а петух под потолком на жёрдочке пристроился.
- Посмотрим на 455 упражнение. (Прочитай стихотворение. Найди и запиши имена существительные. Обозначь их род)
Котенок.
Мой котенок очень странный -
Он не хочет есть сметану,
К молоку не прикасался
И от рыбки отказался.
Удивительная киса -
Отказалась есть сосиску,
Есть не стал он даже мяса,
Мой котенок…из пластмассы.
Упражнение 456. (Вставь пропущенные буквы. Определи род выделенных имен существительных)
1. Звезды чистые зимою - к холоду, летом -к ясной погоде. 2. Если июль жаркий - к холодам в декабре. 3. Если в марте на крыше образуются сосульки - к продолжительной весне.
Упражнение 457.(Назови имена существительные)
1 ряд - средний род - море, поле, …
2 ряд - мужской род - конь, друг, …
3 ряд - женский род - сосна, дорога, …
-
Домашнее задание.
Стр. 181 упр. 458
-
Итог урока.
- Что мы сегодня узнали об имени существительном? На какие группы делятся? Как различить?