Урок русского языка Род имени существительного

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА - ДЕТСКИЙ САД № 4 г. КИРЕНСКА»












Разработка урока по русскому языку

Тема «Род имен существительных»

Урок открытия новых знаний.







Выполнила:

Наумова И. С.

учитель начальных классов

первой квалификационной категории.









2015 г.









Цели: добиваться осознанного усвоения новых знаний и формирование практических умений, научить распознавать род имён существительных, правильно употреблять их в речи и писать, продолжить работу над развитием речевой деятельности; развитием познавательной активности учащихся, воспитывать интерес к предмету русского языка; умение работать парами; помогать и договариваться друг с другом.


Оборудование к уроку: компьютер, проектор, интерактивная доска, раздаточный материал. Планируемые результаты: 1. Личностные:

  • умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • повышение уровня познавательных интересов, учебных мотивов;
  • развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается


2. Метапредметные: регулятивные:

  • способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
  • умение действовать по плану и планировать свою деятельность
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок
  • высказывать свое предложение


коммуникативные:

  • уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;
  • совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать этим правилам
познавательные:
  • уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
  • развитие универсальных логических действий: анализ, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов)
3. Предметные:
  • учиться определять род имени существительного, правильно употреблять их в речи и писать;
.


Термины, понятия: имя существительное, род имени существительного, единственное, множественное число, нарицательное, собственное, одушевленное, неодушевленное . Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, музыка, изо Формы работы и ресурсы: фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа; учебник Канакиной В. П.«Русский язык» 3 класс, презентация «Род имени существительного», музыкальная физминутка, раздаточный материал.





Ход урока 1.Организационный момент (звучит шум прибоя, учитель читает) (слайд №2) Учитель. Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет; Он бежит себе в волнах На раздутых парусах. Учитель: Кому принадлежат эти строки? Ученик: Это отрывок из сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане» Учитель: Кто может дать полное название произведения? (слайд №3) (А.С.Пушкин, «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди» (звучит музыка Г. Свиридова, открывается портрет А.С.Пушкина, слайд №4) Учитель: У каждого возраста свой Пушкин. Ваш - Пушкин - сказочник. Ваш милый образ снится мне, С пером, бумагой, при луне. Все Ваши строчки хороши, Частичка Вашей в них души. Стихи и сказки под пером Ожили враз, и в каждый дом Вошел прекрасный наш поэт. Он гений, в этом спору нет. Учитель: Закройте глаза и мысленно перенеситесь на борт парусника .Сегодня мы все члены команды корабля и отправляемся в сказочное путешествие. Учитель: Что нужно для того, чтобы наш парусник начал путешествие. Ученик: Море, ветер Учитель: Правильно, ветер. Давайте назовём наш корабль «Ветер». 2. Минутка чистописания (На доске ) Учитель: а море мы создадим сами с помощью буквы В и соединений мы изобразим морские волны. Учитель: Дайте характеристику букве В. Ученик: Буква в обозначает звук [в],[в'], он согласный, парный, звонкий, может быть и твердым, и мягким. Вет…р по морю гуляет и к…раблик подгоняет. Учитель: Вставьте пропущенные орфограммы и объясните их написание. Ученик: В слове ветер пропущена безударная гласная е, непроверяемая ударением. В слове кораблик пропущена безударная гласная о, непроверяемая ударением. Учитель: Что вы можете сказать об этих словах? Ученик: Это словарные слова, написание которых надо запоминать Учитель: Найдите грамматическую основу. Ученик: (Что?) Ветер (что делает?) гуляет и подгоняет. Учитель: Какой частью речи выражено подлежащее? Ученик: Подлежащее выражено именем существительным. (на доску прикрепляется табличка ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ) Учитель: Что такое имя существительное? Ученик: Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предмет, явления природы и события и отвечает на вопросы Кто? Что? (на доску прикрепляются карточки со словами ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ, КТО?, ЧТО? ОБОЗНАЧАЕТ, ПРЕДМЕТ, ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ И СОБЫТИЯ и т.д.) 3. Тема урока . (учащиеся рассказывают все, что знают об имени существительном, на обычной доске выстраивается схема)

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ КТО? ЧТО? ОБОЗНАЧАЕТ Предмет, явления природы, события БЫВАЕТ Одушевленным, неодушевленным Собственным и нарицательным















Учитель: Вот мы и прибыли в волшебную страну, название которой вы узнаете, разгадав ребус (слайд №6,№7) Учитель: Что такое Лукоморье? Давайте заглянем в словарь Ожегова? Учитель: какие строки вы вспоминаете, глядя на иллюстрацию У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом; Идёт направо - песнь заводит, Налево - сказку говорит. Внимательно рассмотрите иллюстрацию и назовите имена существительные в единственном числе.. (кот, глаз, ухо цепь дуб корень трава золото дерево лист лапа лапы глаза хвост листья уши корни шерсть цветы цветок грибы гриб) А теперь у меня к вам просьба: помогите распределить имена существительные на 3 группы разными способами. ( по количеству слогов - односложные, двусложные, трехсложные; по орфограммам - парная согласная, безударная гласная, ь показатель мягкости; по родам - затруднение детей) Кот ученый решил помочь нам и разделил слова следующим образом: как вы думаете по какому признаку он объединил слова в каждую группу?

Кот трава ухо Глаз лапа золото Дуб цепь дерево Корень шерсть Хвост Цветок Гриб В чем затруднение? Как выйти из затруднения? (план выхода из затруднения) Понаблюдайте, чем похожи имена существительные каждого столбика, подумайте, по какому признаку кот разделил слова? Где найти информацию, которая поможет выйти из затруднения? (учебник , друг, учитель) Откройте учебник на стр. 25, прочитайте тему. Определите цели (узнать, что такое род имен существительных; узнать, как определить род имен существительных) Как понять, что мы достигли целей? (хорошо читающий ученик читает правило) Как ты понял, то, что прочитал(а)……? Я правильно поняла, что существительные имеют еще один грамматический признак - род? КАк определить в каком столбике слова м. р., ж. р., ср.р.? сказочное лукоморье дает еще одну подсказку род определить можно с помощью местоимений? (ОН, ОНА, ОНО) Учитель: Ребята, мы с вами путешествуем , а чтобы путешествовать, мы должны быть смелыми, ловкими, дружными. Ведь с хорошими друзьями и хорошей песней путь покажется коротким и легким. 4.Физминутка. (слайд №9) Назовите, какие имена существительные мужского рода встретились в песенке, женского, среднего? ( м.р. друг ,снег, зной, дождик ж.р дорога ср.р. ) Как вы узнали, какого рода существительные? Если дети догадались , то - Ну, наконец, я разобралась, что определить род имени существительного можно по местоимениям ОН МОЙ, ОНА МОЯ, ОНО МОЕ.) Если нет, то - Выполните письменное задание из учебника Упр 39 стр.25 (задание читает хорошо читающий ученик) - Найдите имена существительные, которые можно заменить местоимением ОН. (дети называют) и т. Д. Какого рода имена существительные в 1 столбике? Втором? Третьем? Вернемся к нашим целям. Что удалось? Где проверить свои выводы? (учебник правило) Прочитайте хором сведения из языка. Как определить, что имя существительное стоит в мужском роде? Как это понял ты? И т.д. Как проверить, что мы все правильно делаем? (упражнения выполнить) Поработаем в парах, помните, что правила дружбы и корабельный этикет говорят о том, что надо уважать мнение другого, вовремя вежливо приходить на помощь товарищу Упр. 40 стр. 26 Проверяем. Назовите окончания имен существительных мужского рода, женского рода, среднего рода. ( слайд №14 ) Как вы думаете, можно ли по окончанию определить род имени существительного? ( не всегда) почему? Все ли вам понятно? Проверим! Работа с тетрадью на печатной основе. Упр. 39 стр. 19 Самостоятельная работа. Взаимопроверка. Поднимите руки, кто выполнил без ошибок? (если возникает необходимость проверить вместе) А теперь друзья, скажите, почему сказки Пушкина интересно читать? (волшебные, необычные, народные, красивым, понятным языком написаны) Много необычного в Лукоморье! Даже обыкновенная лягушка настоящая красавица! Хотите, докажу? Тогда откройте упр. 41 стр. 20 в тетради на печатной основе. ( работа по плану упр.) Учитель: Сколько сказок написал А.С.Пушкин? (слайд № 16 ) Учитель: А.С.Пушкин написал 8 сказок: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о попе и работнике его Балде», сказочная поэма «Руслан и Людмила», «Сказка о царе Салтане», «О медведихе» 8.. Итог урока (слайд № 17 ) Учитель: Давайте вернемся к нашей таблице и закрепим знания об имени существительном. (Опираясь на таблицу, учащиеся еще раз повторяют все, что знают об имени существительном) Д/З по выбору: 1. Тетрадь на печатной основе Упр. 40стр. 20 2.Выписать из словаря 10 существительных и распределить их по родам. 3. Придумать 10 существительных и распределить их по родам. Учитель: Вот и заканчивается наше путешествие. Какие цели мы поставили? На столах лежат смайлики, прикрепите их на лестницу успеха …………………………… Нам в этом помогли ?.. (сказки А.С. Пушкина) (слайд № 18) Сколько доброго, волшебного, прекрасного несут нам сказки Александра Сергеевича Пушкина. Сказки... Они звенят серебряным колокольчиком и уносят в мир приключений и чудес. А.С. Пушкин очень любил сказки, он слышал их от своей няни и каждый раз поэт восклицал: «Что за прелесть, эти сказки!» Любил, потому что верил в чудо. А вы верите в чудеса?



© 2010-2022