- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок окружающего мира Планеты Солнечной системы
Урок окружающего мира Планеты Солнечной системы
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Антюшина Л.А. |
Дата | 16.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок окружающего мира «Планеты Солнечной системы» . Цели: сформировать представление о планетах Солнечной системы; учить сравнивать звезду и планету; развивать наблюдательность; воспитывать интерес к изучению астрономии. Оборудование: карточки с представленными заданиями; фотографии планет; тест «Планеты Солнечной системы»; кроссворд.
Ход урока. I. Сообщение темы урока. Сегодня мы скучать не будем, Про лень, тоску мы позабудем, Мы оторвёмся от Земли Туда, где бороздят просторы Космические корабли. Где вечный мрак, Спокойствие Вселенной, В то место, что зовётся Солнечной системой. - Сейчас мы с вами перенесемся в космические просторы, побываем в космосе и будем говорить о звездах, маленьких и больших, о планетах и их спутниках и о том, какое место занимает наша планета Земля в Солнечной системе. - Вы любите смотреть на звезды? Что такое звезда? - Кто знает, какая звезда самая ближайшая к нам? - Когда мы можем ее наблюдать? - Как в древности Солнце помогало человеку? - Когда мы видим Солнце, то остальных звезд не видно. Но когда оно скрывается за горизонтом и небо темнеет, то мы при ясной погоде видим удивительную картину - звездное небо. Ученик читает стихотворение «Звездочки ясные» С. Есенина. Звездочки ясные, звезды высокие! Что вы храните в себе, что скрываете? И почему так, когда вы сияете, Маните в небо, в объятья широкие? Смотрите нежно так, сердце ласкаете, Звезды небесные, звезды далекие! - Только ли звезды мы можем увидеть ночью на небе? - А что такое Луна? Человеку всегда хотелось перенестись ввысь и рассмотреть все поближе, хотелось объяснить, почему днем на небе солнце, а ночью луна, почему самая яркая из звезд - Полярная звезда - всегда на месте и по ней можно ориентироваться на север? Люди даже изобрели прибор, чтобы ближе рассматривать космические и небесные тела, - телескоп. (Демонстрация изображений телескопа.) Слово «телескоп» означает «далеко рассматриваю». В древности люди, которые рассматривали звезды, назывались звездочётами. По увиденному в телескоп они делали разные открытия: Солнце - это звезда, вокруг него движутся планеты. II. Работа по учебнику. - Кроме Земли, вокруг Солнца обращаются еще и другие планеты. Их 8, и движутся они в определённом порядке, каждая по своему пути. Путь движения планет называется орбитой. Люди назвали Солнце и движущиеся вокруг него планеты Солнечной системой, потому что там всё чётко и точно движется, вертится; у каждой планеты своё время оборота вокруг Солнца и вокруг своей оси. Все приведено в систему. Задание: соедините стрелками понятие и его определение.
- Как называются самосветящиеся космические тела? (Звёздами.) Что называют созвездиями? (Группы звёзд.) Почему Луну называют спутником Земли? Задание 1. - Прочитайте текст. Что входит в «солнечную семью»? - Что называют планетами? (Планеты - холодные космические тела, которые не излучают собственного света.) - Назовите планеты Солнечной системы. - Как отличить на небе планету от звезды? - Назовите планеты земной группы. (Меркурий, Венера, Земля, Марс.) Назовите планеты-гиганты. (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.) Задание 2. - Прочитайте стихотворение Я. Акима «Наша планета». О чём это стихотворение? III. Работа в парах. Задание. - Распределите слова в группы. Назовите каждую группу небесных тел.
Звёзды
Созвездия
Планеты
Солнце
Сириус
Полярная звезда
Ригель
Лебедь
Персей
Лев
Жираф
Земля
Марс
Юпитер
Название планеты
Состав атмосферы
Количество спутников
Меркурий
нет
-
Венера
углекислый газ
-
Земля
кислород, углекислый газ, азот и др.
1
Марс
углекислый газ
2
Юпитер
состоит из многих газов
16
Сатурн
состоит из многих газов
30
Земля
1) Шарообразная форма. 2) Источник света и тепла. 3) Не излучает собственного света. 4) Планета. 5) Раскаленное небесное тело. 6) Находится в центре Солнечной системы. 7) Вращается вокруг своей оси. 8) Движется вокруг центра Солнечной системы по своей орбите. 9) Наблюдается смена времен года. 10) Звезда. 11) Происходит смена дня и ночи. Кроссворд. Вопросы к кроссворду: 1. Центр Солнечной системы. (Солнце.) 2. На эту звезду земная ось «направляет» своё острие. (Полярная.) 3. Небесное тело, видимое простым глазом в форме светящейся точки на небе. (Звезда.) 4. Эта планета на небе сияет ярче всех звёзд. (Венера.) 5. Название планеты, расположенной третьей от Солнца. (Земля.) 6. Астроном в древности. (Звездочёт.) 7. Антоним к слову «ночь». (День.) 8. Самая большая планета Солнечной системы. (Юпитер.) 9. Оптический прибор для наблюдения небесных тел, светил. (Телескоп.)
|
|
| 1 | с | о | л | н | ц | е |
|
|
| 2 | п | о | л | я | р | н | а | я |
|
|
| 3 | з | в | е | з | д | а |
|
|
|
| 4 | в | е | н | е | р | а |
|
|
| 5 | з | е | м | л | я |
|
|
|
6 | з | в | е | з | д | о | ч | ё | т |
|
|
|
| 7 | д | е | н | ь |
|
|
|
| 8 | ю | п | и | т | е | р |
|
|
|
9 | т | е | л | е | с | к | о | п |
|
|