Пути повышения учебной мотивации младших школьников в образовательном процессе

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пути повышения учебной мотивации младших школьников в образовательном процессе


Автор: Назарова Ольга Ивановна,

учитель начальных классов высшей категории, ГУ «Иртышская СОШ №4»

с. Иртышск, Павлодарская область Актуальность. Развитие общества на современном этапе предъявляет новые требования к школе по совершенствованию учебно-воспитательного процесса. В связи с этим проблема мотивации учения является одной из наиболее актуальных, так как она определяет эффективность осуществления учебного процесса. Известно, что положительное или отрицательное отношение школьника к учению может быть причиной его успеваемости или неуспеваемости. Поэтому оправдан поиск новых подходов к дальнейшему совершенствованию содержания, форм и методов обучения в целях положительного влияния на мотивацию обучаемых. Один из таких подходов состоит в определении путей, дидактических условий и системы средств положительного влияния на процесс формирования мотивов учения у младших школьников. Новизна.

  1. теоретически осмыслен и уточнен исследовательский тезаурус проблемы;
  2. уточнена структура мотивации учения младших школьников;
  3. определены и конкретизированы психолого-педагогические условия формирования мотивации учения в учебном процессе;
  4. обоснована совокупность способов и средств, обеспечивающих целенаправленное формирование мотивации учения младших школьников в ходе текущего контроля.
Исследовательский характер. Изучением мотивации занимались многие ученые, психологи и классики, педагогики (Божович Л.И., Гальперин П.Я., Коломинский, Леонтьев А.Н., Маркова А.К., Эльконин Д.Б., Выготский Л.С. и др.).Проблема мотивации исследуется достаточно широко. Но, несмотря на большое количество исследований в этой области, а также обращения ряда авторов к изучению особенностей мотивации учения у младших школьников, данную проблему нельзя считать решенной во многих аспектах. Знакомство с исследованиями по данной проблеме помогло мне взглянуть на неё с разных позиций. Ведь за внешне одинаковыми проявлениями отсутствия положительной мотивации к учению часто оказываются совершенно разные причины этого, и они индивидуальны для каждого ребенка. За внешне высоким уровнем отношения к учению могут скрываться мотивы только личного преуспевания, а за внешне низким - могут стоять большая требовательность к себе, критичность. Понимание этого помогает находить подход к каждому ребенку. Практическая значимость исследования определяется подготовкой рекомендаций учителям начальных классов по формированию мотивации учения младших школьников, разработкой системы дидактических материалов для учащихся начальной школы, целенаправленно мотивирующих учебную деятельность по ряду учебных предметов, разработке программы по факультативному курсу «Занимательная математика», по приобщению младших школьников к учебно-исследовательской деятельности в школе. Результаты и выводы исследования могут быть использованы в решении практических задач по оптимизации процесса формирования мотивации учения младших школьников, в процессе подготовки будущих учителей. Учение без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивым. От того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка внутреннее побуждение к знаниям. Одним из главных условий осуществления деятельности, достижения определенных целей в любой области является мотивация. А в основе мотивации лежат потребности и интересы личности. Следовательно, чтобы добиться хороших успехов в учебе школьников, необходимо сделать обучение желанным процессом, раскрыть потенциал школьника, развить его творческие способности. Слово «мотивация» произошло от латинского глагола «movere», двигать. Мотивация - это ключ к успеху в учебе. Ведь мотивированный школьник энергичен, с энтузиазмом учится и с удовольствием и без особых трудностей достигает успехов, он настойчив и сосредоточен на выполнении задачи, достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов. Повышение уровня учебной мотивации - это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников формирую через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями. Формированию учебной мотивации способствует умелое использование игровых ситуаций. Одним из наиболее действенных приёмов формирования мотивации к обучению является дидактическая игра. При включении ребенка в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, работоспособность повышается. Так, при закреплении и проверке знаний на уроке русского языка использую игру "Иду в гости". Её можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе. Развивать и сохранять учебную мотивацию у младших школьников можно, используя занимательные задания, загадки, и ребусы, привлекая красочную наглядность, литературных персонажей и сказочных героев. Загадки учат детей говорить ярко, образно, просто. Работа над загадками - это упражнение в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения. Поддержание постоянного интереса к предмету обеспечивается через содержание и формулировку заданий, форму подачи материала:"Найди лишнее число в каждом ряду","Зачеркни его","Оставшиеся числа, расставь в порядке возрастания","Подставив вместо чисел соответствующие буквы, расшифруй слово".За время работы я заметила, что больший интерес школьники проявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение обязательно нужно связывать с практическими потребностями ученика. Введение в теорию осуществляю через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам: найти площадь класса, средний возраст членов семьи. Проблемные задания выполняют мотивационную функцию, позволяют повторить ранее усвоенные вопросы, подготовить к усвоению нового материала и сформулировать проблему, с решением которой связано "открытие" нового знания. Поэтому необходимо находить, конструировать полезные для учебного процесса противоречия, проблемные ситуации, привлекать школьников к их обсуждению и решению. Учебная мотивация сохраняется и развивается, если ученик реализует свой потенциал, получает реальные результаты своего труда. Для этого использую творческие задания: составление загадок, ребусов, кроссвордов, сочинение сказок, издание книжек. На каждом из этапов урока использую проблемные мотивации, задания. Важно отметить, что по содержанию она является познавательной, т.е. внутренней. Основная движущая пружина поискового, проблемного обучения - это система интересных вопросов, творческих заданий и исследовательских проектов, которые ставятся перед учениками. Одним из эффективных способов формирования и сохранения мотивации у младших школьников является создание ситуаций успеха. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов, тем. Этому могут способствовать следующие приёмы. «Оратор». За 1 минуту убедите своего одноклассника в том, что изучение этой темы просто необходимо. «Автор». - Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы? - Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему? Одна из составляющих мотивации - умение ставить цель, определять зону ближайшего развития, понимать, зачем нужно писать грамотно. Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Для превращения цели в мотивы-цели большое значение имеет осознание учеником своих успехов, продвижения вперед. Проектная деятельность - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. Мною совместно с учащейся и родителями было проведено исследование по теме: «Источник жизни Иртышского района - река Иртыш». В данном исследовании рассмотрены как теоретические сведения, так и практические: исследование поймы реки Иртыш в районе, результаты анализа исследования. Материал был предоставлен в виде презентации и Виртуального 3D-тура. Использую информационно- коммуникационные технологии (ИКТ). Они также способствуют развитию мотивации учебной деятельности. Достаточно было на уроке, посвящённом окончанию ВОВ, показать видеоролик о возвращении с фронта солдат, их встречу с родными, как на глазах детей появились слёзы. И больше не надо было никаких слов: очень эмоциональное завершение урока. Так на уроке воспитывается любовь к Родине, гордость за свой народ. Немалую ценность представляют и видео с выступлением руководителей государства, эпизоды из жизни людей. Таким образом, я не только достигаю образовательных целей, но и поддерживаю мотивацию к получению знаний и одновременно участвую в развитии, становлении личности. Развивать у детей творческие способности - задача сложная и трудная. Поэтому начинаю, с внимания к языку художественного произведения. Стараюсь сделать так, чтоб дети учились замечать не только что, но и как изображено. Дети заводят тетради творческих работ. Нередко в тетради появляются целые отрывки из прочитанного произведения. Дети учатся читать с карандашом, с удовольствием несут свои "находки" в класс. В этих же тетрадях дети записывают стихи, песни, загадки, частушки, сказки, которые сочинили самостоятельно. Таким образом, активизируется словарный запас школьника, идёт его обогащение и развитие. Включение в уроки подобных заданий создаёт возможность вовлечения учащихся в посильную для них творческую деятельность. Задания этого вида в наибольшей степени побуждают учащихся к самостоятельности и в постановке целей, в достижении нового результата. Довольно большая свобода действий открывается перед учеником при выполнении заданий, требующих изменить и преобразовать рассказ. Очень часто вместе с детьми создаём диафильмы по прочитанному произведению. Каждый рисует кадр диафильма, составляет текст. Дети с интересом рассматривают работы, активно обмениваются мнениями, сравнивают со своей работой. Особое место в системе творческого развития занимает сочинение. Именно сочинение - высшая форма проявления творческих способностей. Ребёнок должен жить в мире творчества. Я считаю, что основная цель начального обучения - это помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности, понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге - стать Человеком, хотя бы захотеть победить в себе негативное и развить позитивное. Решающая роль в этом принадлежит учителю. Каждый учитель должен понимать к чему он стремится в воспитании и обучении детей. Исходя из выше изложенного и проделанной работы, можно сделать следующие рекомендации:
  1. развивать мотивы творческой деятельности (потребность к новизне, к самореализации, в творческом характере труда);
  2. привести в систему ведение мониторинга по динамическому развитию младших школьников;
  3. использовать эффективные технологии в формировании мотивации к учению младших школьников;
  4. активизировать деятельность педагогов по изучению, обобщению передового педагогического опыта;
  5. создавать условия для активного участия родителей в учебно-воспитательном процессе.

Литература:

  1. Агафонова И.Н. Программа «Уроки общения для детей 6-10 лет «Я и мы». СПб, 2003.
  2. Бабинцева И.Н. Прогнозирование как фактор стимулирования творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения // Начальная школа. 2013. №2.
  3. Калинина Н. В. Диагностика результативности образовательного процесса в начальной школе: проблемы и опыт // Завуч начальной школ. - 2003.-№6.- С.19-21.
  4. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль: Академия развития, 2008.
  5. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М.: Просвещение, 1988. - 175 с.

© 2010-2022