Урок литературного чтения Э. Успенский Чебурашка (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ Барлукская СОШ






Урок литературного чтения Э. Успенский Чебурашка (2 класс)






Урок литературного чтения Э. Успенский Чебурашка (2 класс)

Урок разработала и провела:

Петрова Т.А.,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории





Барлук Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний. Цели:
1. Формирование познавательной компетентности:

  1. Познакомить и вспомнить произведение Э.Н. Успенского "Крокодил Гена и его друзья".
  2. Развивать навыки выразительного беглого чтения, умение отвечать на вопросы по прочитанному, развивать память, внимание, мышление, творчество.
  3. Воспитывать чувство товарищества и уважения к друзьям.

2. Формирование личностной компетентности:
  • развивать интеллект младших школьников средствами литературы (развивать речь, логическое мышление, память, воображение, творческие способности, внимание)
  • развивать навыки чтения (понимание, осмысление, правильность, выразительность)
  • воспитывать любовь к родной литературе
  • воспитывать чувство сопереживания, сочувствия, доброты

3. Формирование социальной компетентности - уметь принимать решение, делать выбор с учетом мнения одноклассников.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя; понимать юмор в произведении; сравнивать героев произведения; характеризовать их поступки; восстанавливать последовательность событий по вопросам.
Оборудование: портрет Э.Н.Успенского, выставка книг, запись "Песенки Чебурашки", презентация, физкультминутки, ноутбук, проектор, экран. Учебник "Литературное чтение", Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. 2 класс, 2 часть, карточки для работы в парах, для рефлексии, тест.

ХОД УРОКА: ОРГМОМЕНТ - Прозвенел звонок и смолк, он зовёт всех на …(УРОК)
- Пусть книги друзьями заходят в дома! Читайте всю жизнь - набирайтесь ума!
- Сегодня на уроке у нас гости, а гости - это всегда радость, это хорошее настроение. Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Хочется пожелать вам, чтобы это радостное настроение и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока. Поприветствуем улыбкой гостей, пожелаем мысленно себе удачи и тихонечко присядем за парты.
РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА - Как обычно, начинаем наш урок с речевой разминки. СЛАЙД № 1 - Прочитайте сначала одними глазками ("внутренним голосом"). А теперь читаем вслух:

Бездельники и понедельники


Все лодыри-бездельники
Не терпят понедельники:
Неделя начинается
С работы и забот.
Желанье всех бездельников -
Пожить без понедельников,
С одними воскресеньями
Неделю напролёт.
- А у вас есть такое желание?
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

  1. Фронтальный опрос.
- Над какой большой темой мы с вами работаем на протяжении нескольких уроков? СЛАЙД № 2 (И В ШУТКУ, И ВСЕРЬЕЗ) - Произведения какого автора мы уже прочитали? (Б.В. ЗАХОДЕРА) - Какие стихотворения писал Б.Заходер? (ВЕСЁЛЫЕ, ЗАБАВНЫЕ, СМЕШНЫЕ, ПОУЧИТЕЛЬНЫЕ)

- Отгадайте загадку: СЛАЙД № 3 Он и весел, и не злобен, Пухлый, милый чудачок. Вместе с ним хозяин Робин И приятель Пятачок. Для него прогулка - праздник, А на мёд особый нюх. Это плюшевый проказник- Медвежонок…(ВИННИ-ПУХ) СЛАЙД№4
2.Чтение наизусть. - Кто сочинил песенки для Винни-Пуха? (АЛАН МИЛН) СЛАЙД № 5 - Кто научил Винни-Пуха и его друзей разговаривать по-русски? (Б. ЗАХОДЕР) - Давайте расскажем песенки выразительно, с хорошим настроением. Микроитог: Все прочитали ярко, выразительно, весело. Молодцы!
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

  1. Объявление темы урока.
- Сегодня мы продолжим изучение темы "И в шутку, и всерьез" и познакомимся с творчеством не менее известного автора и героями его книг. - Сегодня мы будем читать отрывок из хорошо известного вам произведения. А как звали одного из главных героев, вы узнаете, когда отгадаете загадку: СЛАЙД № 6
Этот милый, странный душка Безымянною игрушкой Был когда-то в магазине, Сказки ждал он на витрине. И дождался. Стал известным Своей сказкою чудесной. Ты меня, дружок, послушай, У него большие уши, Он коричневого цвета, Его любят все на свете, Знает каждая дворняжка Друга Гены - ... (ЧЕБУРАШКУ)
- Правильно - это Чебурашка. СЛАЙД № 7 (Звучит "Песенка Чебурашки") СЛАЙД № 8 - Ребята, кто написал это произведение? (Э.УСПЕНСКИЙ) СЛАЙД № 9 - Сформулируйте тему нашего урока. (МЫ БУДЕМ ЧИТАТЬ ОТРЫВОК «ЧЕБУРАШКА» ИЗ ПОВЕСТИ-СКАЗКИ «КРОКОДИЛ ГЕНА И ЕГО ДРУЗЬЯ» Э. УСПЕНСКОГО) СЛАЙД № 10 - А теперь каждый из вас поставьте для себя на уроке цель и попытайтесь достичь её к концу урока. (УЧИТЬСЯ БЫСТРО ЧИТАТЬ, ВНИМАТЕЛЬНО СЛУШАТЬ, ПОЛУЧИТЬ ХОРОШУЮ ОТМЕТКУ И Т. П.)
2. Знакомство с биографией писателя - Родился Э.Успенский 22 декабря 1937 года. Он жив и по сей день. Ему скоро будет 70 лет. Писателем он стал не сразу. Сначала он строил самолеты, поэтому в его книгах все падает: все время «чебурахается» маленький зверек по имени Чебурашка, Печкин падает с велосипеда, а Шарик - с телеги. В результате получается очень весело, ведь Успенский на редкость весёлый писатель и к тому же удивительно добрый человек. Всю свою жизнь он посвятил детям, написал много для них книг.
3.Выставка книг Э. Н. Успенского - Посмотрите на виртуальную выставку его книг, здесь представлены только некоторые из них, самые известные и любимые его произведения. 4.На доске: "Испокон века - книга растит человека" СЛАЙД № 11 - Ребята, как вы понимаете смысл высказывания «Испокон века - книга растит человека»? (Табличка с высказыванием представлена на выставке). - Из поколения в поколение люди передают в книгах знания, народную мудрость, учат нас жить. Мне очень хочется, чтобы книга стала для вас самым лучшим другом. Любите книги, читайте их.
5.Словарно-лексическая работа. Чтение трудных слов.
а) Прочитайте слова по слогам, затем целыми словами: - Чтобы прочитать, как Чебурашка появился в городе, мы с вами должны научиться читать некоторые слова. Про себя читаем по слогам, вслух целыми словами. СЛАЙДЫ № 12 - 13
ТРО-ПИ-ЧЕС-КОМ - ТРОПИЧЕСКОМ ГИП-ПО-ПО-ТАМ - ГИППОПОТАМ ОТ-ПРА-ВИЛ-СЯ - ОТПРАВИЛСЯ А-ПЕЛЬ-СИ-НА-МИ - АПЕЛЬСИНАМИ ПЕ-РЕ-ДВИ-ГАТЬ-СЯ - ПЕРЕДВИГАТЬСЯ ПУ-ТЕ-ШЕСТ-ВИ-Е - ПУТЕШЕСТВИЕ НЕ-ИЗ-ВЕСТ-НЫМ - НЕИЗВЕСТНЫМ СОБ-СТВЕН-НО-ГО - СОБСТВЕННОГО
б) Читайте целыми словами: - А сейчас будем читать сразу целыми словами. СЛАЙД № 14
ФРУКТ - ФРУКТОВЫЙ ГРУЗ - ПОГРУЗИЛИ БРАК - БРАКОВАННУЮ ЗВЕРЬ - ЗВЕРЁК ГОРОД - ГОРОДСКОЙ
ЧТЕНИЕ ТЕКСТА УЧИТЕЛЕМ И ПОДГОТОВЛЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ


- Слушайте, как я буду читать. Следите за чтением и будьте готовы продолжить. (Продолжают чтение хорошо читающие дети.) - Как рассказывает Эдуард Успенский, однажды в Одесском порту, о котором он писал сценарий для кино, он увидел в ящике с бананами огромного хамелеона. Это запомнилось. Позже, когда стал писать повесть о крокодиле Гене и его друзьях, ему захотелось ввести в повесть какого-нибудь уютного, но незнакомого зверька. - В конце концов, вспомнив хамелеона в порту, он поместил своего героя в ящик из-под апельсинов. А имя этому неизвестному науке зверьку помогли придумать приятели, звавшие свою дочку Чебурашкой из-за её неуклюжих падений. Девочка давно уже выросла, а мохнатый непоседа Чебурашка стал любимцем миллионов детей в разных странах мира.
ФИЗКУЛЬМИНУТКА СЛАЙД № 15

- А теперь мы отдохнём немного.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА СЛАЙД № 16
- Какие слова вам непонятны? Выясняется их значение.
Гиппопотам, или обыкновенный бегемот, - крупное, в основном, травоядное, млекопитающее. Тропический лес - лес в жарком поясе земного шара. Каюта - помещение на корабле. Уценённые товары - товары, которые стоят меньше прежней стоимости. Телефонная будка - будка с телефоном автоматом. Чебурахнуться - упасть или удариться с шумом (толковый словарь Ожегова).
ЗАКРЕПЛЕНИЕ и ОБОБЩЕНИЕ
1.Анализ отрывка - Почему Чебурашке некому было звонить? (У НЕГО НЕ БЫЛО ДРУЗЕЙ) - Как вы думаете, как живётся без друзей? (ПЛОХО) Почему? - Нашёл ли друзей Чебурашка? - Какие пословицы о дружбе вы знаете?

  • Друг за друга держаться - ничего не бояться.
  • Друг познаётся в беде.
  • Человек без друзей, что дерево без корней.
  • Человек без друга - что земля без воды.

- Какие из них больше всего подходят к прочитанной сказке? Объясните их смысл. - Дружбой надо дорожить и всегда помнить слова ещё одного замечательного героя. Кого? (КОТА ЛЕОПОЛЬДА)

Все: РЕБЯТА, ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО! СЛАЙД № 17

- Только у добрых людей бывает много друзей.
2.Дополни пословицы СЛАЙД № 18
3.Тест СЛАЙДЫ № 19-26 - Сейчас вам будет предложен тест, который поможет определить самого внимательного читателя и слушателя. Буквы верных ответов вы должны записать в рабочую тетрадь в строчку и, если все ответы будут верными, вы сумеете прочесть получившееся слово.

4. Работа с карточкой (работа в парах)

- Зелёные листочки упали к вам на стол. Выберите из двух определений то, которое подходит к Чебурашке (работа в парах).

1. Чебурашка - сказочный герой, существо с огромными ушами, большими глазами и коричневой шерстью, ходящее на задних лапах.

2. Чебурашка - вид обезьянок, живущих в лесах Амазонки.

5.Дополни предложения словами из отрывка (работа в парах) Чебурашка увидел ….. и забрался в них. Он съел …. и крепко уснул. Подошли рабочие и …. . Погрузили ящики на … и отправили в далёкое путешествие. Так ящики оказались во …… Когда открыли ящики, там уже не было апельсинов. На них смотрел …… РЕФЛЕКСИЯ - А сейчас, уважаемые ребята, попробуйте оценить свои успехи на уроке. У вас на столах лепестки 3 цветов:

  • красный - получилось отлично,

  • оранжевый - не все задания выполнил так, как хотел

  • жёлтый - получилось не так, как хотелось.

- Выберите тот лепесток, который отражает ваши успехи на уроке и поместите его на доску вокруг сердцевинок так, чтобы получился цветок. ИТОГ УРОКА
- Какое произведение мы читали на уроке? - Кто его автор? - Назовите основную мысль произведения. О чём хотел сказать Э.Н. Успенский? (ТРУДНО ЖИТЬ ОДНОМУ, ХОРОШО, КОГДА РЯДОМ ЕСТЬ ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ) - Если вы захотите больше узнать о Чебурашке и его друзьях, возьмите книгу в библиотеке и прочитайте её дома.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ СЛАЙД № 27 1. с.139 -144, читать 2. Написать синквейн к этому отрывку.
1 строчка - одно существительное. Тема. 2 строчка - два прилагательных. Описание темы. 3 строчка - три глагола. Действия, относящиеся к теме. 4 строчка - четыре слова - предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме. 5 строчка - одно слово - синоним, обычно существительное.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ СЛАЙД № 28

































Самоанализ урока

Цель: Познакомить с отрывком из произведения Э.Н. Успенского "Крокодил Гена и его друзья".
Задачи: Образовательно-познавательные задачи: -сформировать целостное представление о читаемом рассказе; -развивать формирующиеся в ходе чтения умения анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы; -развивать навыки беглого, осознанного, правильного чтения; -развивать навык устной речи. Воспитательные задачи: -уметь выражать собственное понимание персонажей, их характеров; -формировать интерес к чтению и творческой читательской деятельности. Коррекционно-развивающие задачи: -обогащение словарного запаса школьников; -создание условий для речевого общения учащихся; -развитие слухового восприятия путём различения на слух слов, фраз.
Средства обучения: детские эмоции, текст в учебнике, выставка книг писателя, портрет писателя, иллюстрация Чебурашки, презентация, ноутбук.
Урок проводился по учебнику «Литературное чтение 2 класс 2 часть». Авторы: Л.Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Данный урок занимает одно из мест в системе уроков по теме: «И в шутку и всерьёз». Планируемый объём учебного материала, сложность информации учтены с возрастными и учебными возможностями учащихся данного класса. В основе урока лежит анализ произведения, подготовка краткого пересказа. Исходя из этого, были определены цель и поставлены задачи.


Анализ организации учебного процесса урока.

  1. Кратковременность оргмомента, речевой и эмоциональный настрой обеспечили быстрое включение всех детей в деловой ритм урока и необходимую мотивацию. Ребятам предъявлялись организационные фразы, дети определили и прокомментировали эмоциональный настрой на урок.
  2. В уроке имеют место логические переходы от одного этапа к другому.
  3. Система предлагаемых вопросов и заданий позволила выявить знания детей о теме и степень обогащения читательского опыта.
  4. Выполнялись психолого-гигиенические, эстетические требования (смена динамических поз, культура речи, виды деятельности).
  5. Время урока использовалось рационально. На уроке использовались элементы технологии дифференцированного обучения и элементы развивающего обучения (создание условий для развития и проявления познавательной активности, создавались ситуации общения на уроке, предлагалось сформулировать выводы, результат выполненного задания).
  6. Комментарий к домашнему заданию носит дифференцированный характер.

Анализ дидактической и методической деятельности.

  1. С целью осознания детьми учебного материала проводилась работа на основе зрительно-слухового восприятия с использованием словаря, интересной презентации к уроку.
  2. На уроке развивалось умение анализировать, сравнивать, ориентироваться в тексте, делать выводы, читать выразительно.
  3. Имела место фронтальная и парная форма работы учащихся.
  4. Использованный вид проверки «Тест» преследовал цель предварительного контроля за знаниями учащихся по теме.
  5. Использовались репродуктивные, эвристические и творческие методы: чтение учителя и учеников, выборочное чтение, подбор строчек, чтение по ролям, подготовка сообщения о фактах из жизни писателя, подбор книг к выставке и др.


Анализ деятельности учащихся.

  1. На уроке чтения сочетались словесно-наглядно-практические способы деятельности учащихся, умеренная смена видов учебной деятельности.
  2. Выбранные методы обучения и способы управления учебной деятельности подчинены цели и задачам урока и соответствуют уровню обученности учащихся класса.
  3. На протяжении всего урока отмечена высокая активность и работоспособность учащихся.
  4. Школьники показали хороший уровень понимания прочитанного, эффективно использовали в устных ответах полученные ранее знания.
  5. Учащиеся показали умение организовать свою деятельность на рабочем месте, умение слушать Учащиеся класса показали хорошие умения устно выражать отношение к прочитанному, главным героям и впечатление от прочитанного (детские эмоции).
Считаю, что урок достиг поставленной цели.




© 2010-2022