- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка по теме «Способ проверки орфограмм слабых позиций в окончаниях слов, называющих предметы»
Урок русского языка по теме «Способ проверки орфограмм слабых позиций в окончаниях слов, называющих предметы»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Боталова Н.Е. |
Дата | 27.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Конспект урока «Способ проверки орфограмм слабых позиций в окончаниях слов, называющих предметы».
Предмет: Русский язык
Класс: 3 Тема и номер урока: Способ проверки орфограмм слабых позиций в окончаниях слов, называющих предметы, раздел III, урок №12. Тип урока: урок постановки учебной задачи.
Предметная цель: Найти способ проверки орфограмм слабых позиций у слов называющих предмет.
Образовательная цель: формирование языковой грамотности обучающихся. Задачи: Цель урока: найти способ проверки орфограмм слабых позиций у слов, называющих предметы. Цель контроля: установление компетентности учащихся в использовании известного способа действия. Задачи урока. Предметные задачи:
- учить различать типы орфограмм (по отношению к фонеме, по позиции, по положению в составе слова);
- познакомить со способом проверки орфограмм слабой позиции в падежных окончаниях слов-предметов в единственном числе (замена слова с орфограммой словом с тем же набором падежных окончаний в сильных позициях);
- составить модель общего способа проверки орфограмм слабой позиции в падежных окончаниях слов-предметов
- формировать внутреннюю позицию школьника.
- формировать устойчивый познавательный интерес к родному языку, его устройству и особенностям функционирования в речи.
- формировать умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу,
- формировать умение сохранять заданную цель,
- формировать умение контролировать свою деятельность по результату,
- формировать умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
- учить учитывать разные мнения;
- учить формулировать собственное мнение;
- учить договариваться и приходить к общему решению;
- учить контролировать и оценивать действия партнера.
Необходимое оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, листы с заданием для каждой группы, фломастеры.
Ход урока. I. Оргмомент. II. Создание ситуации успеха. слайд №1 4 декабря - праздник Введения Пресвятой Богородицы во храм. В этот день, по народному преданию, по земле проезжает сама Зима в белоснежной шубе и своим ледяным дыханием навевает снежные узоры на оконные стекла. На Введение похолодание - к строгой зиме. Задание1. Пришла х_лодная зима. Снег з_мёл все дорожки. Мохнатые красавицы ёл_чки нарядились в белые одежды. На доске текст: У.: Чтобы записать этот текст полностью, что необходимо сделать? Вставить пропущенные орфограммы. Как называется такая орфограмма?
Что нужно хорошо уметь делать, чтобы выполнить это задание? Д.: 1. Хорошо разбирать слова по составу, 2. Определить в какой части слова пропущена орфограмма. 3. Подбирать проверочное слово с сильной позицией в той же части, что и пропущенная орфограмма. 4. Вставлять пропущенную букву.
У.: Как можно быстро и точно рассказать о таком способе проверки?
Как в русском языке называется такой способ? ОЗРП
У.: Выберете из имеющихся у нас моделей нужную и проверьте пропущенные орфограммы.
Модель 1. Модель 2. Модель 3. Х_лодная з_мёл ёл_чки
Ученики у доски вписывают буквы с комментированием способа проверки, а остальные работают в тетрадях.
К- пооперационный !!!!:
Отметьте на линеечках как вы овладели способом проверки на каждом этапе?
Ф.И.____________________________________________________
определяю выбираю подбираю вставляю
часть слова модель проверочное слово букву
могу научить другого
применяю
знаю
не знаю
Задание2.
У.: Спасибо!
III. Организация ситуации определения ограниченности старого способа. Постановка учебной задачи. 1. Создание ситуации разрыва.
У.: Отгадайте загадку.
ЗИМОЙ И ЛЕТОМ - ОДНИМ ЦВЕТОМ! Ель, Пихта, Кедр, Сосна слайд №2
- Как назвать эти деревья одним словом?
- А какое дерево отличается от других хвойных? - Что у них общего?
У всех хвойных растений семена спрятаны в шишках.
Это утверждение давайте запишем в тетради.
На любом хвойном дерев_ : на ел_, на пихт_ , на кедр_ - обязательно растут шишки.
- А почему здесь пропуски букв? (т.к. звук в слабой позиции) - Можем их заполнить?
- Известен способ проверки ОСП ? ОЗРП - проверяю по сильной позиции.
- Какой моделью воспользуемся?
- С какой проблемой мы столкнулись? Кто зафиксирует
на доске?
У.: Но вы ведь только что проверяли орфограммы слабых позиций и показали, что это у вас получается хорошо. Д.: Но здесь же слабая позиция в окончании, а мы ее проверять не умеем.
2.Фиксация места разрыва в знаково-символической форме.
Д.: Как проверить орфограмму слабой позиции в окончании слова.
У.: Как мы будем действовать? Обсудим в группах
РАБОТА В ГРУППЕ № 1 ( 10 минут)
Раздать листочки (А_- 3) + маркеры - Вставьте пропущенные буквы в высказывание и объясните. Д.: Наверное, нужно действовать так, как мы действовали при проверке орфограмм в корне, суффиксе и приставке. По закону русского письма.
Выступление групп.
!!!Нужно подобрать слово с тем же набором падежных окончаний, что и в проверяемом слове.
Ведь у нас есть ребята, которые болеют. У.: Изобразите ваше предположение в виде модели.
РАБОТА В ГРУППЕ №2 Раздать листочки (А_- 4) розовые
Обсуждение предложенных моделей. Выбор правильной.
- Какая из предложенных моделей вам кажется точнее? Удобнее и понятнее.
1. Синички сидели на ёлк_ (___________).
2. Воробьи слетели с ел_ (____________).
IV.Рефлексия. Ведь у нас есть ребята, которые болеют. Давайте им напишем наше открытие сегодня: С какой проблемой мы сегодня столкнулись? Что смогли решить?
Допиши фразу: Орфограмму слабой позиции в окончании слов нужно проверять ____________________________________________________________________________________________________________________________________.
У этих окончаний должен совпадать ________________________ ___________________________________________________.
К!!!! Отметьте на линеечках свой уровень нового открытия! Зеленой пастой
Д.: Орфограмму слабой позиции в окончании нужно проверять таким же окончанием, но в сильной позиции. У.: Что значит такое же окончание? Д.: Должен совпадать не только фонемный состав, но и работа, которую выполняет это окончание, т.е. число, род, падеж. У.: Если вам встретятся в тексте слова с пропуском орфограмм слабых позиций в окончании, то вы без сомнения их напишите или сначала задумаетесь? Д.: Задумаемся. У - Тогда, как вы думаете, какая задача будет стоять перед нами на следующих уроках? Д.: Научиться быстро проверять такие слова. У - Как бы вы оценили свою работу на сегодняшнем уроке?
ЁЛОЧКА - ПРИКРЕПИ СНЕЖИНКУ.
У.: А работу вашей группы? (Показывают знаками.)
У.: Что было интересно, сложно, непонятно на уроке?
Домашнее задание : Поработай, усовершенствуй модель для проверки ОСП в окончании. Сделай ее на листочке в блокнот.
4