- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по русскому языку Связь имен прилагательных с существительными 2 кл
Урок по русскому языку Связь имен прилагательных с существительными 2 кл
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Батоочирова Д.М. |
Дата | 09.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПРОГРАММЕ РУССКОГО ЯЗЫКА «ЗАНКОВ»
ВО 2 «А» КЛАССЕ МОУ «ЗУТКУЛЕЙСКАЯ СОШ»
Дата проведения: 8 февраля 2011 г.
Учитель Батоочирова Дулма Мижитдоржиевна
Тема урока: Связь имен прилагательных с существительными
Цель: установление зависимости имен прилагательных от имен существительных, через уточнение морфологических признаков.
Задачи:
-
Образовательная: Определить главное и зависимое слово.
2. Развивающая: развивать умение анализировать учебный материал, развитие творческого воображения
3. Воспитывающая: воспитывать любовь и уважение к произведениям искусства.
Оборудование:
- Учебник, Полякова, «Русский язык», 2 кл, тетрадь
- интерактивная доска, проектор, карточки, опорные схемы, корона короля, презентация в Power Point 2007.
Ход урока:
Этапы урока
Цель этапа
Деятельность учителя
Деятелность учащихся
Примечание
-
Вводно-
мотивационный
этап
Настроить на работу. Мотивация на познавательный процесс
Ребята, сейчас у нас урок
русского языка. Будьте внимательны, настройтесь на работу.
Настраиваются на работу
Ребята вы любите ходить в гости?
А хотите, мы с вами пойдем на экскурсию?
- Сегодня мы пришли в гости в Королевство русского языка. Как вы знаете, в каждом королевстве бывают короли и слуги.
- Ребята, как вы думаете кто же главный?
- а почему?
- хорошо, вы так думаете.
- Как вы все знаете во всех сказках, король все время приказывает, указывает, а слуга подчиняется и всегда согласен с королём.
А встретили нас в этом королевстве русского языка
имя существительное и
имя прилагательное.
- Ребята, как вы думаете,
кто же из них король? А кто слуга?
Имя прилагательное или имя существительное?
- Хорошо, мы думаем по - разному. Значит, что мы должны узнать на уроке?
- Кто же главный?
Да
Да
король
Дети выдают разные версии
Кто же главный?
Слайд 1
Рисунок Королевство
Король ? слуга
Рис короля и слуги
Таблички с краю доски
Имя существительное
Имя прилагательное
Пишу ? знак между табличками
имя сущ имя прил
-
Операционно-содержательный этап
Словарная работа
Чтение слов
Работа в группах
Работа по учебнику
Целеполагание.
Развитие умение анализировать
Знакомство с новым словом
Развитие коммуникативных универсальных учебных действий
- Итак, ребята, чтобы узнать, давайте отправимся на экскурсию в Третьяковскую галерею.
Третьяковская галерея находится в Москве. Там хранятся около 2000 картин великих художников. Это музей, который основал московский купец Павел Михайлович Третьяков и в честь его имени названа галерея.
- а что такое галерея? Вы знакомы с этим словом ?
- Галерея - это музей, в котором хранятся картины известных и великих художников.
- а теперь, давайте остановимся в одном из залов галереи. На стенах зала висит много картин. Люди смотрят, любуются и наслаждаются картинами великих художников.
- а на потолке зала, что вы видите?
Правильно, это есть освещение зала, чтобы можно было лучше рассмотреть картины.
- Ребята, к какой части речи относятся эти слова?
- а что обозначает имя существительное?
-На какие вопросы отвечает?
Какого рода бывают? Молодцы!
- Ребята, посмотрите на слайд, в столбик написаны слова. Давайте прочитаем хором.
искусственное
Третьяковская
просторный
- к какой части речи относятся эти слова?
- А как вы узнали, что это имя прилагательное?
Что обозначает имя прилагательное?
- на какие вопросы отвечает?
- Какого рода бывают?
- А теперь, поработаем в группах. Я раздаю задания каждой группе. Соедините стрелочкой имена существительные с подходящими именами прилагательными. Каждая группа выбирает того, кто будет работать на интерактивной доске. А второй будет комментировать при помощи вопросов, почему выбрали это слово.
- Ну, давайте проверим. Из первой группы выходит один ученик и соединяет слово
галерея с подходящим прилагательным. Когда второй комментирует, остальные внимательно слушают.
- Вторая группа выходит, соединяет слово
зал.
- Третья группа подбирает к слову
освещение.
-Все ли правильно соединили. Молодцы!
- Теперь у нас образовались словосочетания.
- Давайте прочитаем их.
галерея Третьяковская
зал просторный
освещение искусственное
- А каждое словосочетание имеет главное и зависимое слово. Главное слово приказывает и указывает, а зависимое слово подчиняется и во всем соглашается с главным.
Ребята, кто же тогда главный? существительное или прилагательное?
- Правильно.
Значит, в нашем королевстве королем является имя существительное, а слугой имя прилагат-ое.
Уточнение
В слове
Галерея, окончание -я, ж.р. приказывает имени прилагательному встать в том же роде и числе, что и существительное и берёт окончание -ая.
- итак, ребята, давайте выведем таблицу.
Если существительное ж.р. имеет окончания -а, - я, то имя прилагательное тоже берет окончания -ая, яя.
- зал, окончание нулевое, м.р. приказывает имени прилагательному встать в том же роде и числе, что и существительное, и берет окончание - ый.
Если существительное м. р имеет нулевое окончание, то имя прилагательное берет окончание - ый, - ой, - ий.
- освещение, окончание -е, с.р., приказывает имени прилагательному встать в том же роде и числе, что и существительное, и берет окончание -ое.
Если существительное с.р. имеет окончание -о, е,ё, то имя прилагательное берет окончания - ое, ее.
- Теперь мы вывели правило- таблицу. Давайте откроем учебник на странице 26 и прочитаем правило. Кто прочитает?
правильно ли мы вывели правило?
нет
Версии: свет, окно
Имя существительное
Предмет
кто? Что?
Ед.ч., мн.ч.
М.р.. ж.р., с.р.
Имя прилагательное
Обозначает признак предмета, т. е признак существительного
Какой? Какая? Какое? Какие?
М.р., ж.р., с.р.
Дети соединяют стрелочкой.
Галерея Третьяковская
зал просторный
освещение искусственное
Имя сущ.
Имя
сущ
Имя
прил
ж.р.
-а, -я
-ая,
-яя
м.р.
Ой, ый, ий
с.р
-о,
-е, ё
-ое,
ее
Дети читают правило.
Слайд 2
Рисунок Третьяковки
Пишу слово
галерея
на доске.
Слайд 3
Рисунок зала с картинами
Пишу на доске слово
Зал
Пишу слово
освещение
пишу слово
картины
беру табличку имя существительное и вывешиваю посередине
Слайд 4
Слова слова
Существ Прилаг
беру табличку - имя прилагательное - и вывешиваю посередине
Раздаю одновременно карточки со словами
Пауза
Дети выходят по одному. Когда соединяет ученик, я пишу на доске по очереди прилагательное
Рисую схему
Вывешиваю корону на имя существительное
Одновременно объясняя, заполняю таблицу
Физминутка.
Работа в тетрадях
По картине ПластоваА.А.
Снятие напряжения
- а теперь, немного отдохнем. Встали, представьте себе, что мы художники и сейчас нарисуем мы высокую елочку, а на ней веточки, повесим украшения, бусинки. Какая красивая получилась елочка.
- А теперь открываем тетрадь, записываем дату, классная работа.
- Итак, продолжаем проходить по залу. Остановимся у картины известного художника Аркадия Александровича Пластова «Первый снег». Картины советского художника посвящены простым рабочим, трактористам, работающим в поле, дояркам. И одна из картин посвящена деревенским ребятам.
Ранним утром лег на землю первый снег. Дети с восторгом выбежали на крыльцо, чтобы посмотреть, как кружатся и падают на землю эти удивительно красивые снежинки. Они рады первому снег, а вороне, которая разгуливает по двору, как будто все равно.
- какое у вас настроение создает картина ?
- Что вы видите на картине?
- а теперь, я раздам слова, к которым нужно подобрать подходящие имена прилагательные, написать в тетради и выделить главное и зависимое слово.
Первая группа придумывает прилагательные к слову ворона.
Запишите словосочетания и выделите главное и зависимое слово в тетрадях.
Вторая группа - вам слово дерево
Третья группа - слово мальчик
- теперь послушаем каждую группу.
Дети повторяют вместе с учителем
Дети пишут в тетрадях.
Мальчик, девочка, ворона, снег, крыльцо, дерево, дома и ……
Доброе, хорошее, удивительное, красивое и т.д.
-
Ворона
-
Дерево
-
Мальчик
-
Дома
Слайд 5
Картина «Первый снег »
-
Рефлесивно-оценочный этап
Игра «Плюсики и минусы»
Домашнее задание
Применение полученных знаний. Развитие самостоятельности.
- Ребята, как мы долго гостили в королевстве, пора возвращаться в школу. Хотите вернуться обратно? Чтобы вернуться нам король предложил выполнить задание.
На партах у вас листочки.
-
Подберите подходящее правильное прилагательное к слову художник и подчеркните волнистой чертой.
Художник великая
великий
великое
-
Допишите окончание прилагательных:
девочка нежн…., добр…
- а еще король предложил
Игру «плюсики и минусы».
Тест.
У вас на партах листочки. На листочках номера заданий и рядом квадратики.. Я буду задавать вопросы, а вы внимательно слушать. Если ответ да, то ставите +, если нет - - . Плюсики и минусы будете ставить в квадратики.
- Итак, вопросы:
1. Существительное - это главное слово в словосочетании ?
2. Прилагательное ставится в том же числе и роде, что и существительное?
3. Существительное - это слуга?
- Ребята. Давайте проверим. Никто не остался в королевстве? Все ли пришли в школу.
Вывод:
- Ребята кто же главный, имя существительное или имя прилагательное? Какую работу выполняет имя существительное?
- отметьте домашнее задание Упр 291.
Дети отмечаю
+
+
_
Слайд 6
Рисунок короля
Слайд 7
проверочный
Самооценка
Самооценка своей работы, развитие речи, развитие умения анализир-ть
- что нового вы узнали на уроке?
- Что вам понравилось делать на уроке?
- если вам понравилось, нарисуйте на листочках в любом месте солнышко.
- если не понравилось, то тучу. На этом наш урок закончен.