Урок по русскому языку Связь имен прилагательных с существительными 2 кл

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПРОГРАММЕ РУССКОГО ЯЗЫКА «ЗАНКОВ»

ВО 2 «А» КЛАССЕ МОУ «ЗУТКУЛЕЙСКАЯ СОШ»

Дата проведения: 8 февраля 2011 г.

Учитель Батоочирова Дулма Мижитдоржиевна

Тема урока: Связь имен прилагательных с существительными

Цель: установление зависимости имен прилагательных от имен существительных, через уточнение морфологических признаков.

Задачи:

  1. Образовательная: Определить главное и зависимое слово.

2. Развивающая: развивать умение анализировать учебный материал, развитие творческого воображения

3. Воспитывающая: воспитывать любовь и уважение к произведениям искусства.

Оборудование:

- Учебник, Полякова, «Русский язык», 2 кл, тетрадь

- интерактивная доска, проектор, карточки, опорные схемы, корона короля, презентация в Power Point 2007.

Ход урока:

Этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятелность учащихся

Примечание

  1. Вводно-

мотивационный

этап

Настроить на работу. Мотивация на познавательный процесс

Ребята, сейчас у нас урок

русского языка. Будьте внимательны, настройтесь на работу.

Настраиваются на работу






Ребята вы любите ходить в гости?

А хотите, мы с вами пойдем на экскурсию?

- Сегодня мы пришли в гости в Королевство русского языка. Как вы знаете, в каждом королевстве бывают короли и слуги.

- Ребята, как вы думаете кто же главный?

- а почему?

- хорошо, вы так думаете.

- Как вы все знаете во всех сказках, король все время приказывает, указывает, а слуга подчиняется и всегда согласен с королём.

А встретили нас в этом королевстве русского языка

имя существительное и

имя прилагательное.

- Ребята, как вы думаете,

кто же из них король? А кто слуга?

Имя прилагательное или имя существительное?

- Хорошо, мы думаем по - разному. Значит, что мы должны узнать на уроке?

- Кто же главный?

Да

Да

король


Дети выдают разные версии

Кто же главный?



Слайд 1

Рисунок Королевство

Урок по русскому языку Связь имен прилагательных с существительными 2 кл.

Король ? слуга

Рис короля и слуги

Таблички с краю доски

Имя существительное

Имя прилагательное

Пишу ? знак между табличками

имя сущ имя прил


  1. Операционно-содержательный этап

Словарная работа




Чтение слов


Работа в группах










Работа по учебнику

Целеполагание.

Развитие умение анализировать

Знакомство с новым словом





Развитие коммуникативных универсальных учебных действий

- Итак, ребята, чтобы узнать, давайте отправимся на экскурсию в Третьяковскую галерею.

Третьяковская галерея находится в Москве. Там хранятся около 2000 картин великих художников. Это музей, который основал московский купец Павел Михайлович Третьяков и в честь его имени названа галерея.

- а что такое галерея? Вы знакомы с этим словом ?

- Галерея - это музей, в котором хранятся картины известных и великих художников.

- а теперь, давайте остановимся в одном из залов галереи. На стенах зала висит много картин. Люди смотрят, любуются и наслаждаются картинами великих художников.

- а на потолке зала, что вы видите?

Правильно, это есть освещение зала, чтобы можно было лучше рассмотреть картины.

- Ребята, к какой части речи относятся эти слова?

- а что обозначает имя существительное?

-На какие вопросы отвечает?

Какого рода бывают? Молодцы!

- Ребята, посмотрите на слайд, в столбик написаны слова. Давайте прочитаем хором.

искусственное

Третьяковская

просторный

- к какой части речи относятся эти слова?

- А как вы узнали, что это имя прилагательное?

Что обозначает имя прилагательное?

- на какие вопросы отвечает?

- Какого рода бывают?

- А теперь, поработаем в группах. Я раздаю задания каждой группе. Соедините стрелочкой имена существительные с подходящими именами прилагательными. Каждая группа выбирает того, кто будет работать на интерактивной доске. А второй будет комментировать при помощи вопросов, почему выбрали это слово.

- Ну, давайте проверим. Из первой группы выходит один ученик и соединяет слово

галерея с подходящим прилагательным. Когда второй комментирует, остальные внимательно слушают.

- Вторая группа выходит, соединяет слово

зал.

- Третья группа подбирает к слову

освещение.

-Все ли правильно соединили. Молодцы!

- Теперь у нас образовались словосочетания.

- Давайте прочитаем их.

галерея Третьяковская

зал просторный

освещение искусственное

- А каждое словосочетание имеет главное и зависимое слово. Главное слово приказывает и указывает, а зависимое слово подчиняется и во всем соглашается с главным.

Ребята, кто же тогда главный? существительное или прилагательное?

- Правильно.

Значит, в нашем королевстве королем является имя существительное, а слугой имя прилагат-ое.

Уточнение

В слове

Галерея, окончание -я, ж.р. приказывает имени прилагательному встать в том же роде и числе, что и существительное и берёт окончание -ая.

- итак, ребята, давайте выведем таблицу.

Если существительное ж.р. имеет окончания -а, - я, то имя прилагательное тоже берет окончания -ая, яя.

- зал, окончание нулевое, м.р. приказывает имени прилагательному встать в том же роде и числе, что и существительное, и берет окончание - ый.

Если существительное м. р имеет нулевое окончание, то имя прилагательное берет окончание - ый, - ой, - ий.

- освещение, окончание -е, с.р., приказывает имени прилагательному встать в том же роде и числе, что и существительное, и берет окончание -ое.

Если существительное с.р. имеет окончание -о, е,ё, то имя прилагательное берет окончания - ое, ее.

- Теперь мы вывели правило- таблицу. Давайте откроем учебник на странице 26 и прочитаем правило. Кто прочитает?

правильно ли мы вывели правило?


нет


Версии: свет, окно

Имя существительное

Предмет

кто? Что?

Ед.ч., мн.ч.

М.р.. ж.р., с.р.


Имя прилагательное

Обозначает признак предмета, т. е признак существительного

Какой? Какая? Какое? Какие?

М.р., ж.р., с.р.


Дети соединяют стрелочкой.

Галерея Третьяковская

зал просторный

освещение искусственное



Имя сущ.


Имя

сущ

Имя

прил

ж.р.

-а, -я

-ая,

-яя

м.р.

Урок по русскому языку Связь имен прилагательных с существительными 2 кл.

Ой, ый, ий

с.р

-о,

-е, ё

-ое,

ее

Дети читают правило.

Слайд 2

Рисунок Третьяковки




Пишу слово

галерея

на доске.


Слайд 3

Рисунок зала с картинами

Пишу на доске слово

Зал


Пишу слово

освещение

пишу слово

картины

беру табличку имя существительное и вывешиваю посередине

Слайд 4

Слова слова

Существ Прилаг

беру табличку - имя прилагательное - и вывешиваю посередине

Раздаю одновременно карточки со словами

Пауза

Дети выходят по одному. Когда соединяет ученик, я пишу на доске по очереди прилагательное



Рисую схему

Урок по русскому языку Связь имен прилагательных с существительными 2 кл.

Вывешиваю корону на имя существительное

Одновременно объясняя, заполняю таблицу


Физминутка.

Работа в тетрадях

По картине ПластоваА.А.

Снятие напряжения

- а теперь, немного отдохнем. Встали, представьте себе, что мы художники и сейчас нарисуем мы высокую елочку, а на ней веточки, повесим украшения, бусинки. Какая красивая получилась елочка.

- А теперь открываем тетрадь, записываем дату, классная работа.

- Итак, продолжаем проходить по залу. Остановимся у картины известного художника Аркадия Александровича Пластова «Первый снег». Картины советского художника посвящены простым рабочим, трактористам, работающим в поле, дояркам. И одна из картин посвящена деревенским ребятам.

Ранним утром лег на землю первый снег. Дети с восторгом выбежали на крыльцо, чтобы посмотреть, как кружатся и падают на землю эти удивительно красивые снежинки. Они рады первому снег, а вороне, которая разгуливает по двору, как будто все равно.

- какое у вас настроение создает картина ?

- Что вы видите на картине?

- а теперь, я раздам слова, к которым нужно подобрать подходящие имена прилагательные, написать в тетради и выделить главное и зависимое слово.

Первая группа придумывает прилагательные к слову ворона.

Запишите словосочетания и выделите главное и зависимое слово в тетрадях.

Вторая группа - вам слово дерево

Третья группа - слово мальчик

- теперь послушаем каждую группу.

Дети повторяют вместе с учителем

Дети пишут в тетрадях.

Мальчик, девочка, ворона, снег, крыльцо, дерево, дома и ……


Доброе, хорошее, удивительное, красивое и т.д.



  1. Ворона

  2. Дерево

  3. Мальчик

  4. Дома


Слайд 5

Картина «Первый снег »




  1. Рефлесивно-оценочный этап


Игра «Плюсики и минусы»



Домашнее задание






Применение полученных знаний. Развитие самостоятельности.

- Ребята, как мы долго гостили в королевстве, пора возвращаться в школу. Хотите вернуться обратно? Чтобы вернуться нам король предложил выполнить задание.

На партах у вас листочки.

  1. Подберите подходящее правильное прилагательное к слову художник и подчеркните волнистой чертой.

Художник великая

великий

великое

  1. Допишите окончание прилагательных:

девочка нежн…., добр…

- а еще король предложил

Игру «плюсики и минусы».

Тест.

У вас на партах листочки. На листочках номера заданий и рядом квадратики.. Я буду задавать вопросы, а вы внимательно слушать. Если ответ да, то ставите +, если нет - - . Плюсики и минусы будете ставить в квадратики.

- Итак, вопросы:

1. Существительное - это главное слово в словосочетании ?

2. Прилагательное ставится в том же числе и роде, что и существительное?

3. Существительное - это слуга?

- Ребята. Давайте проверим. Никто не остался в королевстве? Все ли пришли в школу.

Вывод:

- Ребята кто же главный, имя существительное или имя прилагательное? Какую работу выполняет имя существительное?

- отметьте домашнее задание Упр 291.




Дети отмечаю

+

+

_

Слайд 6

Рисунок короля

















Слайд 7

проверочный

Самооценка

Самооценка своей работы, развитие речи, развитие умения анализир-ть

- что нового вы узнали на уроке?

- Что вам понравилось делать на уроке?

- если вам понравилось, нарисуйте на листочках в любом месте солнышко.

- если не понравилось, то тучу. На этом наш урок закончен.



© 2010-2022