Конспект урока по литературному чтению на тему М. Зощенко Золотые слова

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект открытого урока

по литературному чтению

в 3 классе

на тему: «М.М. Зощенко

«Золотые слова»

Подготовила:

учитель начальных классов

Бородина Л.М.



Темаурока: «М.М.Зощенко «Золотые слова»». Тип урока: урок изучения нового материала. Цель урока: развивать умение видеть в юмористических произведениях серьезное и делать выводы.

Задачи урока: Обучающие: познакомить учащихся с биографией и творчеством М.М. Зощенко;создать условия для развития у них навыка вдумчивого чтения, формирования умения работать с текстом. Развивающие: способствовать развитию интереса к чтению, способствовать развитию речи и обогащению словарного запаса детей; стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся на уроке. Воспитательные: создать условия для воспитания культуры общения, доброжелательности и чувства доброты, заботливого отношения к другим людям, воспитывать любовь к книгам и чтению.


Ход урока:

I.Оргмомент. Учитель: - Здравствуйте, меня зовут Любовь Михайловна! Сегодня я буду проводить у вас урок литературного чтения.

Любые вежливые слова,

Хорошие, добрые, даже светлые,

Ты знать должен их на память сполна.

Они называются... (этикетные)

- Ребята, сегодня на уроке вы можете использовать свои знания, которые вы приобрели в работе над проектом «Школа вежливых наук». II.Актуализация знаний. (На слайде записаны два слова: Этика, этикет. Учитель:Кто объяснит значения этих слов? (учащиеся пробуют объяснить) Учитель:В толковом словаре В. Даля дано такое толкование слов. /на экране появляются карточки / Этикет - общие, одинаковые для всех правила, которые определяют поведение человека в повседневной жизни в общении с людьми. Этика- это наука, которая определяет, диктует правила хорошего тона для тех, кто желает быть воспитанным человеком. Учитель:Как называют человека, который всегда следует правилам этикета? (воспитанный человек) Учитель:Верно, это воспитанный человек. Надеюсь, что большинство из вас хотят стать воспитанными людьми. III.Подготовка к изучению нового материала. /На экране появляется портрет писателя./ Учитель:Сегодня мы познакомимся с М.М.Зощенко. Учитель: Знаете ли вы что-нибудь об этом авторе? (подготовленный ученик рассказывает о писателе) Ученик:Родился писатель в семье художника (1894 - 1958 гг.). Окончил гимназию, поступил на юридический факультет университета. В начале Первой мировой войны студент Зощенко добровольцем пошёл на фронт, дослужился до штабс - капитана, был ранен (демобилизовался) был уволен из армии. Новая война - гражданская - позвала добровольцем в Красную армию. После войны работал сапожником, телефонистом, агентом уголовного розыска, счетоводом, актёром … Но всю жизнь стремился к литературе.Особенно ему удавались детские характеры. Когда он писал свои юмористические рассказы для детей, то думал не о том, что над поступками непослушных девочек и мальчиков будут смеяться, а просто хотел научить юных читателей быть храбрыми и сильными, добрыми и умными. Учитель:Михаил Зощенко умел подмечать в нашей жизни комическое. Талант сатирика помогал ему показывать,«подлинную и неприкрытую жизнь живых людей с их желаниями, вкусом, мыслями».В Санкт - Петербурге находится музей М.Зощенко. Учитель: Писатель создал целые циклы рассказов адресованные детям: «Умные животные», «Смешные рассказы», «Лёля и Минька», «Рассказы о Минькином детстве», «Рассказы о войне». IV.Сообщение темы, целей урока. Учитель: Попробуйте сформулировать тему и цели урока. (учащиеся высказывают предположения) Учащиеся:Сегодня мы познакомимся с творчеством Михаила Михайловича Зощенко. Будем читать поучительное произведение, в котором будет говориться, о воспитанности. Учитель: Как вы думаете,слово «золотые» употреблено в прямом или переносном значении?Почему? (Слово «золотой» в переносном значении означает «ценный, дорогой»). Учитель:Какие слова могут считаться «золотыми»? (волшебные, ценные) Учитель:Когда нужно употреблять в своей речи «волшебные слова»? Учитель:Слово обладает великой силой. Мне бы очень хотелось, чтобы в вашей речи такие слова были в постоянном употреблении.Перед знакомством с текстом хотелось бы обратить ваше внимание на некоторые слова. Словарная работа. (На экране появляются слова.Дети стараются пояснить, если затрудняются, учитель зачитывает слова в контексте.) Прельщала - стала заманчивой, приятной. Угореть - отравиться угаром, потерять соображение. Развязно -излишне свободно и непринуждённо в обращении с другими. Раскаяться -сознавать, что поступил дурно, неправильно, ошибочно, начать испытывать сожаление об этом. V. Знакомство с рассказом. - А сейчас посмотрим мультфильм и ответим на мои вопросы. (Просмотр мультфильма не до конца (фрагмент)). Учитель:От чего имени ведётся рассказ? Учитель:Как вы думаете, какое продолжение нас ждет в этом рассказе? Учитель: Почему дети любили ужинать со взрослыми? (свои ответы можно подтверждать словами из текста) Учитель:Как вы думаете, почему папин начальник злился весь ужин на детей? Учитель:Как наказал отец Миньку и Лёлю? Учитель:Расскажите как, нужно себя вести за столом во время еды. VI. Физминутка VII. Продолжение работы над рассказом. Учитель:Можно ли этот рассказ назвать юмористическим? Почему? Учитель: Какое условие поставил отец, разрешив детям снова сидеть за столом со взрослыми? Учитель:Как изменилось поведение Лёли и Миньки?Почему это произошло? Учитель:Как вы думаете, чем закончится рассказ? Учитель:Какие слова папа посоветовал «золотыми буквами записать в своём сердце »? VIII. Рефлексия. Восстановление плана. Учитель: Попробуйте восстановить план рассказа. (Работа в группах. Составление памятки-запоминалки.) VIII.Итог урока. Учитель: Сегодня на уроке, мы говорили, обсуждали, кого можно назвать воспитанным человеком. Познакомившись с рассказом М.Зощенко, какой вывод вы сделали для себя? Учитель: Конечно, нужно слушать советы, поучения взрослых. Все надо делать с учетом изменившейся обстановки. Я вам дарю из волшебного конвертика слова, чтобы вы всегда были вежливыми и использовали эти слова в своей жизни.

Добрые слова - это цветы человеческой души

И не скупитесь раздавать эти цветы. VIII. Домашнее задание. Выразительное чтение по ролям.




© 2010-2022