Урок музыки-изо-литературы на тему «Тишина в природе»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный урок.

Музыка - изобразительное искусство.

3 класс.

М. А. Прыткова,

учитель первой квалификационной категории начальных классов,

Шадринская средняя школа, Байкаловский район, Свердловкая обл.

Тема. Тишина в природе.

Цель. Расширить представление учащихся о развитии музыки.

Познакомить учащихся с биографией русского художника А. Куинджи

и его творчеством; с творчеством русских поэтов.

Задачи.

* Развивать чувство прекрасного, доброе отношение к миру и людям, гордость за свою родину, любовь к родной природе. *Формировать умение слушать и понимать классическую музыку, рассматривать произведения художников.

* Развивать художественный вкус; умение анализировать, сравнивать, обобщать; коммуникативные способности.

Оборудование: мультимедиа; серия слайдов «Закат солнца», «Восход солнца», «Тишина в природе»; магнитофон; репродукции картин А. Куинджи «Эффект заката», «Лунная ночь на Днепре», «Днепр утром», таблицы с высказываниями; МР3: П. И. Чайковский « Белые ночи», «Зимнее утро», «Сладкая грёза»; русская народная песня «Вечерний звон»; треугольники.

Ход урока.

Девочки в русских народных сарафанах заходят в класс под музыкальную пьесу П.И.Чайковского «Русская песня», танцуют. Музыка стихает, девочки читают стихи Алексея Кольцова «Мир музыки».

1.

В стройных звуках льются песни

Гармонической волной;

По душе волшебной ходят

И проходят с быстротой.

Полечу я вслед за ними;

Погружуся в них душой;

В очарованном забвеньи

Позабуду мир земной!

Сколько звуков, сколько песен

Раздалося вновь во мне!

Сколько образов чудесных

Оживилось в вышине!..

Учитель:

- Я приглашаю вас, ребята, совершить удивительное путешествие во времени. Нас ждет встреча с поэзией, произведениями русского художника Архипа Ивановича Куинджи и русского композитора Петра Ильича Чайковского.

- Как вы думаете, что нам потребуется в путешествии? (Ответы учащихся.)

- Фёдор Достоевский сказал: «Потребность красоты и творчества, воплощающего её, - неразлучна с человеком, и без неё человек, может быть, не захотел бы жить на свете». ( Помещается на доску.)

- Мы начинаем наше путешествие …

( Ученик читает стихи Н. Огарёва. «Вечер».)

- Когда настанет вечер ясный,

Люблю на берегу пруда

Смотреть, как гаснет день прекрасный

И загорается звезда…

2.

Учитель:

- А что происходит вечером? (Ответы учащихся.)

- Верно. Вечером солнышко уйдет за горизонт. Станет темно и тихо…

- А что это такое «тишина»? (Ответы учащихся.)

- В словаре Ожегова дается следующее толкование слова «тишина».

«Тишина - отсутствие шума, тихая обстановка».

- А какая бывает тишина? ( Ответы учащихся.)

(Мультимедиа: Тишина - полная, абсолютная, мёртвая.)

- Как вы понимаете выражение «мёртвая тишина»? (Ответы учащихся.)

- Когда люди говорят: «Мир и тишина…»? (Ответы учащихся.)

- Верно, «мир и тишина…» - это полное спокойствие. Когда землю покидает шумный суетливый день, наступает тишина и покой.

- Значит ли, что тишина - это безмолвие? (Нет.)

(Тихо звучит пьеса П.И.Чайковского «Сладкая грёза»; показ слайдов «Тишина в природе».)

- Тишина в природе - это шуршание опавшей листвы под ногами,

журчание лесного ручейка,

шелест лёгкого ветерка в листве,

мурлыканье котенка,

мамина колыбельная,

дыхание спящего ребёнка.

- А только ли мы с вами замечаем тишину в природе? А кто ещё? ( Поэты, композиторы, художники.)

- Сегодня мы узнаем, какой предстаёт тишина в поэзии, музыке, картинах.

- Как тихо веет над долиной

Далёкий колокольный звон,

Как шорох стаи журавлиной,-

И в шуме листьев замер он.

3.

Как море вешнее в разливе,

Светлея не колыхнет день,-

И торопливей, молчаливей

Ложится по долине тень.

Ф. Тютчев. «Вечер».

- Послушайте русскую народную песню «Вечерний звон».

Слушание русской народной песни «Вечерний звон».

(Мультимедиа: слайды «Закат солнца».)

Учитель:

- Какое настроение навеяла вам эта песня? Почему? (Ответы учащихся.)

- Какие особенности вы можете отметить в этой песне? (Ответы учащихся.)

- Сейчас мы исполним вместе первый куплет песни.

(Учитель раздает треугольники.)

- В конце каждой фразы вы будете дважды ударять по инструменту.

(Вечерний звон - * *, вечерний звон - **!

Как много дум ** наводит он **

О юных днях ** в краю родном **,

Где я любил **, где отчий дом **,

И как я, с ним ** навек простясь **,

Там слушал звон ** в последний раз**!)

Исполнение вместе с учителем первого куплета русской народной песни «Вечерний звон».

- Действительно, вечером мы бываем печальными, задумчивыми. Мы можем подумать о том, что сделано нами в течение дня доброго или напротив…

Разве можно сказать точнее: «Вечерний звон, вечерний звон!

Как много дум наводит он…»

- Вечер - таинственное время, когда природа замирает, готовясь ко сну…

4.

( Стихи И. Никитина читает ученик.)

- Спят неподвижные нивы,

Обвеяно негой вечерней.

О, как хорош этот воздух,

Грозой и дождём освежённый!

Вот и песни умолкли;

Огни потухают;

Пустынно и тихо вокруг;

Лишь светлые звёзды на небе сияют

И смотрят на воды и луг.

Учитель:

- Каким чувством проникнуто стихотворение? (Ответы учащихся.)

- Какую картину вы представили?

- « Но кроме… внешней, непосредственной красоты, действующей на внешние чувства зрения и слуха… есть ещё в жизни и в искусстве красота высшая, духовная».

В. Острогорский.

(Помещается на доску.)

- И великие русские художники посвящали свои произведения родной природе.

Архип Иванович Куинджи - родился в 1841 году в городе Мариуполе в семье сапожника, грека по происхождению. Осиротев, воспитывался в семье родственников. Мальчик рано начал рисовать и освоил живопись самостоятельно. В 14 лет юноша пешком ушёл в Феодосию, чтобы учиться у художника Айвазовского, В 27 лет Архип Иванович представил первые работы на выставке Академии художеств и вскоре прочно зарекомендовал себя как мастер пейзажа.

5.

Пейзаж - жанр живописи, в котором основной предмет изображения - природа. Художник в своих пейзажах делится со зрителем радостью общения с природой, учит его видеть красоту земли. С пейзажа начинается любовь к родине.

- Архип Иванович Куинджи. «Эффект заката».

(На мультимедиа - репродукция картины.)

- Рассмотрите пейзаж. (Тихо звучит музыка П. И. Чайковского «Белые ночи».)

- Что вас удивило в этом произведении? (Учащиеся делятся своими

впечатлениями.)

- Прекрасен зимний вечер… И летний вечер удивительно хорош…

(Читает ученик)

- Утихает светлый ветер,

Наступает серый вечер,

Ворон канул на сосну,

Тронул сонную струну…

А. Блок.

(Читает ученик.)

- Запад гаснет в дали бледно - розовой,

Звёзды небо усеяли чистое,

Соловей свищет в роще берёзовой,

И травою запахло душистою.

А. Толстой.

- Михаил Шолохов писал: «Был тот предночной час, когда стираются очертания, линии, краски, расстояния; когда ещё дневной свет путается, неразрывно сцепившись с ночным». ( Помещается на доску.)

6.

(Читает ученик)

- Ночь. Вокруг тишина.

Ручеёк лишь журчит.

Своим блеском луна

Всё вокруг серебрит…

С. Есенин.

Учитель:

- Вечер сменяется ночью…

- А какой бывает ночь? (Ответы учащихся.)

- Ночь бывает разная: белая ночь, светлая ночь, тёмная ночь.

- А чем прекрасна ночь? Почему мы ждём её? (Ответы учащихся.)

- Отчего я люблю тебя, светлая ночь,-

Так люблю, что страдая любуюсь тобой!

И за что я люблю тебя, тихая ночь!

Ты не мне, ты другим посылаешь покой!..

Что мне звезды - луна - небосклон - облака -

Этот свет, что, скользя на холодный гранит,

Превращает в алмазы росинки цветка,

И, как путь золотой, через море бежит?

Ночь! - за что мне любить твой серебряный свет!

Усладит ли он горечь скрываемых слез,

Даст ли жадному сердцу желанный ответ,

Разрешит ли сомненья тяжелый вопрос!

Я. Полонский.

Учитель:

- Познакомьтесь с произведением Архипа Ивановича Куинджи

«Лунная ночь на Днепре». (Мультимедиа)

(Тихо звучит пьеса П.И.Чайковского «Белые ночи».)

7.

- Что вы чувствовали, что представляли? ( Учащиеся делятся своими впечатлениями.)

- Какие краски преобладают в ночном пейзаже?

- Прекрасна летняя ночь…

- Зимняя ночь в стихах русских поэтов не менее прекрасна…

(Читает ученик)

- Ночью в поле снег летучий,

Тишина.

В тесном небе, в мягкой туче

Спит луна…

М. Клокова.

(Читает ученик)

- Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна,

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далёких

Одинокий бег… А. Фет.

Учитель:

- Время не остановишь. Ночь проходит. Наступает утро. Пробуждается земля.

(Читает ученик)

- На солнце тёмный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий…

В.Жуковский.

8.

(Читает ученик)

- Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.

Белый пар по лугам расстилается.

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается.

Дремлет чуткий камыш. Тишь - безлюдье вокруг.

Чуть приметна тропинка росистая.

Куст заденешь плечом - на лицо тебе вдруг

С листьев брызнет роса серебристая…

И. Никитин.

Учитель:

- Утро вечера мудренее. Когда так говорят? (Размышления детей.)

- А как вы встречаете утро? (Ответы учащихся.)

- Утренняя зарядка даёт нам бодрость на целый день!

(Заранее подготовленный ученик проводит пластический этюд.)

Учитель читает стихи Ивана Никитина «Утро»:

- Вот и солнце встаёт, (дети медленно поднимают вверх руки)

из-за пашен блестит. (раскрывают руки навстречу солнышку)

За морями ночлег свой покинуло. (потягиваются навстречу солнцу)

На поля, на луга, на макушки ракит (встают на носочки)

Золотыми потоками хлынуло! (улыбаются новому дню и друг другу)

Учитель:

- Познакомимся с произведением А.Куинджи «Днепр утром».

(Мультимедиа.)

- Изменился ли Днепр с восходом солнца?

- Что хотел нам рассказать художник своей работой?

- Какое настроение было у художника в момент работы над пейзажем?

9.

(Читает ученик)

- Ясно утро. Тихо веет тёплый ветерок.

Луг, как бархат, зеленеет, в зареве восток.

И солнце так ярко, приветно сияет!

Вот коршун лукавый над рожью плывёт,

Вдали колокольчик звенит, замирает,

И мир насекомых немолчно поёт.

И. Никитин.

Учитель:

- А как обворожительно зимнее утро…

(Читает ученик.)

- Ночью выпал на деревья

Иней в палец толщиной.

Стала сказочной деревня

И такой родной, родной!

Тишина в ограду льется,

Все молчит, молчу и я;

Только слышно, как в колодце

Бултыхается

Бадья… Т.Белозеров.

(Читает ученик.)

- Сияет солнце, воды блещут,

На всём улыбка, жизнь во всём,

Деревья радостно трепещут,

Купаясь в небе голубом.

Поют деревья, блещут воды,

Любовью воздух растворен,

И мир, цветущий мир природы,

Избытком жизни упоён… Фёдор Тютчев.

10.

- «Природа ликовала: все живое приветствовало всесильное солнце, как бы сознавая, что только одно оно может прекратить ненастье».

В.Арсеньев.

(Помещается на доску.)

- Почему солнце называют всесильным? (Ответы учащихся.)

- Солнце дарит нам свет, тепло, жизнь. С каждым восходом солнца для каждого из нас наступает новый день. И каждый день мы можем творить добро, помогать людям, беречь родную природу.

( Читает учитель. Демонстрация слайдов «Восход»)

- Солнцем сердце зажжено.

Солнце - к вечному стремительность.

Солнце - вечное окно

В золотую ослепительность.

Роза в золоте кудрей.

Роза нежно колыхается.

В розах золото лучей

Красным жаром разливается… Андрей Белый.

- С неба смотрит Солнце миллионы лет.

Льёт на землю Солнце и тепло, и свет.

Но посветит Солнце и уходит прочь,

А живое сердце греет день и ночь.

(Учитель кладёт руку на область сердца.)

Значит, сердце лучше Солнца самого

Никакие тучи не затмят его!

Д.Гулиа. (В переводе С.Маршака.)

11.

- А где сейчас солнышко? ( За окном, в сердце.)

- Положите ладонь «на сердце». Почувствуйте доброту и тепло своего сердца.

- А вы готовы подарить друг другу частичку своего доброго сердца?

- Я предлагаю вам исполнить хором «Утреннюю песенку».

Хоровое исполнение. «Утренняя песенка».

Сл. М. Пляцковского, муз. Ю. Антонова.

Наше путешествие не заканчивается, потому что с наступлением нового дня для нас начинается новая страничка жизни. Наблюдайте за родной природой, читайте стихи русских поэтов, слушайте классическую музыку, знакомьтесь с произведениями русских художников и вы почувствуете, как светлеет ваша душа и добрее становится сердце.

- Какое у вас настроение сейчас?

- Что вы чувствуете в своём сердце?

- Что вам подарил этот урок?

Домашнее задание.

- Нарисовать рисунок, можно написать стихи.


12.

© 2010-2022