Конспект урока математики «Модель и способ»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Модель и способ (Решение уравнений вида а-x =b)

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся знания понятий «Модель и способ».

Воспитательные:

  • Используя межпредметные связи, способствовать формированию целостной картины мира;

  • Прививать навыки эстетической культуры.

Развивающие:

  • Создать условия для развития мыслительных навыков (умения сравнивать, анализировать свои действия, обобщать).

  • Создать условия для развития навыков коммуникативного взаимодействия.

Задачи урока:

Образовательные:

Обеспечить положительную мотивацию на овладение знаниями понятий «модель и способ».

Объяснить необходимость овладения указанными знаниями и умениями.

Организовать и осуществить пробное действие, его контроль и

рефлексивную оценку.

Спроектировать способ решения проблем поискового характера на примере

изучения уравнений.

  • Дать определение понятия модель и способ (актуализировать умение решать примеры на нахождение неизвестного компонента способом подбора, сформировать умение решать уравнения указанного вида «способом нахождения части»).

Тип урока: интегрированный мультимедийный урок изучения нового материала.

Оборудование: ноутбук и мультимедийный проектор с экраном; презентация к уроку.

Для демонстрации на доске: облачка со словами «Модель», «Способ»;

Солнышко с конвертиком;

Эталон отрезка и его частей;

Название темы урока : «Решение уравнений»;

Карточки со словами: «Уравнение», «Корень уравнения»;

Карточки с шагами учебной деятельности;

Эталон для проверки самостоятельной работы;

План проекта выхода из затруднения.

На столах учащихся: листочки в клетку;

Карточки для пробного действия;

Карточки для групповой работы;

Карточки для самостоятельной работы;

Солнышки, облачка и тучки для этапа рефлексии.

Этапы урока:

I. Подготовительный. Мотивация к изучению темы.

II. Изучение нового материала (с опорой на прежние знания)

III. Закрепление пройденного материала.

IV. Подведение итогов урока. Рефлексия деятельности.

Ход урока:

I этап:

1.Вступительное слово учителя:

- Здравствуйте, уважаемые члены жюри! Здравствуйте, ребята! Меня зовут Марина Валентиновна. Ребята, сегодня я проведу у вас урок математики. Давайте улыбнемся друг другу, чтобы учиться с хорошим настроением.

2. Мотивация к учебной деятельности и сообщение темы урока:

- Мудрые говорят: «Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя».

А что значит «уметь учиться»? ( Сделать два шага: определить, чего я не знаю и самому найти способ).

Вывешиваю на доске два шага учебной деятельности.

- Верно. А что такое способ? (Способ - это как мы действуем)

Если ответят:

- Молодцы, ребята. Вы имеете представление о способе, но оно не совсем точное.

Способ - это действие или правило, применяемые при исполнении какой-нибудь работы.

А чтобы лучше разобраться в понятии Способ нам нужно узнать, что такое Модель.

Ребята, как вы думаете, какой будет тема нашего урока? (Модель и способ)

Вывешиваю на доску облачка с надписями «Модель» и «Способ»

Ребята, а в вашей жизни встречаются модели? (Игрушки…)

То есть в жизни мы встречаемся с понятием Модель, а в учебной деятельности? (…)

Значит, нам в учебе нам тоже нужно понятие Модель? (Да)

Итак, Модель - это уменьшенная копия или схема чего-нибудь.

А со схемами-моделями на уроках вы встречались? (Да. Схемы слова, предложения, схема задачи)

Ребята, как вы думаете, какая цель сегодняшнего урока?

Говорят дети:- Узнать, что такое модель на уроке

- Узнать способы решения….

Цель учителя: Цель нашего урока математики: применение понятия «модель» и «способ» при решении уравнений.

II этап:

1. Актуализация знаний:

- Прежде, чем открыть новое знание, нужно повторить изученное.

Слайд

- Что нужно сделать? (Решить уравнение)

- Уравнение. Что это? (Равенство, в котором один компонент неизвестен).

- Что значит «найти корень уравнения»? (Это значит решить уравнение и найти неизвестный компонент).

- Найдите корень уравнения: 2+х=5

Учащиеся работают самостоятельно на карточках. Проверка фронтальная с комментированием:

- Чему равен корень уравнения? (3) Каким способом находили? (Из целого вычитали часть)

- Сегодня мы продолжим решать уравнения. Только «откроем» новый способ.

2. Организация пробного действия, выявления места и причины затруднения, постановка учебной цели.

- А для этого я вам предложу новое задание, как вы его называете? (Пробное действие). Почему? ( Мы пробуем его выполнить и определяем затруднение).

- Возьмите карточку для пробного действия. Что нужно сделать? (Решить уравнение).

- Постарайтесь решить за 1 минуту.

Дети работают самостоятельно. Время строго ограничено, чтобы учащиеся не смогли подобрать ответ.

- У кого нет ответа? О чем говорит ваш результат? (Мы не смогли решить уравнение).

- Покажите ответы, у кого они есть. Они все разные. О чем это говорит? (Мы не смогли решить верно).

- Каким способом пользовались при выполнении задания? (Способом подбора).

- Почему не получилось способом подбора решить уравнение? (Неудобно подбирать неизвестный компонент).

- Почему не применили другой способ? (Он нам неизвестен).

- Кто получил правильный ответ, обоснуйте его. (НЕ можем обосновать)

Почему не смогли справиться? (Не решали, не знаем, как действовать)

- Что нового в этом задании? (Мы решали уравнения на сложение, а это - на вычитание).

Какую же цель поставим перед собой? ( Узнать способ решения таких уравнений и научиться применять этот способ).

4. Этап выхода из затруднения.

Отложим пока листочки с пробным действием и откроем учебник на стр.24 №2 под буквой а.

Что мы ищем - часть или целое? (Часть)

Подчеркнем части, обведем целое.

Как найти часть? (Нужно из целого вычесть известную часть)

Давайте вспомним, как мы действовали?

Открываю алгоритм и раздаю детям.

1. Найти в уравнении части и целое.

2. Определить, чем является х - частью или целым.

3. Применить соответствующее правило.

4. Выполнить действие.

5. Назвать и записать ответ.

Проговариваем по шагам.

№2 под б дети решают сами. Проверка по образцу.

Эталон вывешиваю.

Ребята, это Эталон решения уравнений с вычитанием неизвестного. Вы видите, на нем числа заменены русскими буквами. Это модель уравнения и способ его решения.

Прочитайте правило на с. 24 в нижней желтой рамочке.

Найдите модель, запишите способ.

III этап:

  1. Тренировка, самостоятельная работа и возвращение к пробному действию.

- Что теперь нужно сделать? (Потренироваться в решении уравнений).

№3 стр. первое уравнение у доски, 2 - 3 по вариантам.

Взаимопроверка по образцу.


- Кто верно нашел корень уравнений? Что это значит? (Мы поняли, как решать уравнения).

- Кто допустил ошибку? В чем она? (Не применил способ, ошибся в вычислениях).

- Исправьте свои ошибки. Вы молодцы, что поняли их причину.

Вывод:

VI этап:

Подведение итогов урока. Рефлексия учебной деятельности:

-Какие цели урока ставили? (Научиться решать уравнения)

- Какие новые понятия изучали на уроке? (Модель и способ).

- Что такое модель?

- А что такое способ? (это действие для решения каких-либо заданий).

- Достигли мы цели урока? Докажите. Молодцы! Смотрите: из-за облаков выглянуло солнышко.

Вывешиваю солнышко с конвертиком.

- Оцените свою деятельность на уроке. Если вы открыли способ решения уравнений и не допускали ошибок, опустите в конвертик свое солнышко,

Если вы все поняли и смогли исправить свои ошибки, опустите облачко, если же вам все было трудно и непонятно, опустите тучки.

- Наш урок окончен, а облачка и тучки мы развеем на следующих уроках!

6


© 2010-2022