Родительское собрание на темуСЕМЬЯ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Семья в системе воспитания детей
Цель: роль семьи в системе воспитания. Семья - одно из важных звеньев системы воспитания. Она выполняет ряд взаимосвязанных и взаимозависимых функций: продолжение рода, воспитание детей, хозяйственно-экономические обязанности. Семейное воспитание на всех этапах развития человеческого общества связано с общественным воспитанием. Характер этой связи, роль общественного школьного и семейного воспитания в формировании личности человека определяется социально-экономическим строем (связать с современностью). С точки зрения педагогики, семейное, школьное и общественное воспитание дополняют одно другим и в определенных пределах могут даже заменить друг друга. Но в целом семейное, школьное и общественное воспитание ни при каких условиях не могут стать равнозначными. В чем же специфика семейного воспитания? Прежде всего, в том, что оно наиболее эмоциональное по своему характеру, чем любое другое воспитание. Оно основано на непосредственной родственной связи, на любви родителей к детям, ответных чувствах детей к отцу и матери, на привязанности и доверии. Это обусловливает большую воспитательную действенность семейной среды, исключительное влияние примера родителей на детей. Ребенок, растущий в семье, смягчает характеры родителей, делает их более чуткими, добрыми, нежными, наполняет их жизнь большой радостью и любовью. Все это способствует плодотворности воспитательного воздействия семейной среды на процесс формирования нравственных качеств воспитуемого. Семья способствует постепенному приобщению детей к социальной жизни, расширению их кругозора и опыта. Дома ребенок общается с представителями разного возраста, пола, различных профессий, и все эти люди родные и близкие ему, внимательные к его желаниям и стремлениям. Это позволяет ребенку наиболее полно проявлять и развивать свои интеллектуальные и творческие возможности. Однако необходимость семейного воспитания не означает, что оно способно полностью обеспечить нравственное воспитание личности. Сложность задач воспитания молодежи требует оказания помощи со стороны школы. Совместное воспитание предполагает пребывание ребенка не только в семейном коллективе, где он находится в привилегированном и вместе с тем подчиненном положении, но и в коллективе сверстников, где он не имеет никаких преимуществ и вместе с тем чувствует себя более самостоятельно. Известно, что даже игра в одиночестве, без участия других детей, формирует чувства индивидуалистические, эгоистические. При каких же условиях семья может успешно справиться с задачами воспитания детей? Главное условие - единство семьи и школы, естественная связь семейного воспитания со школьным. Когда родители постоянно делятся в кругу семьи впечатлениями о событиях жизни в стране и за ее пределами, дети видят в отце и матери не только требовательных воспитателей, но и старших товарищей, с которыми можно поделиться сокровенным. Духовная близость отцов и детей помогает уберечь юных от антиобщественного влияния, позволяет научить их критически подходить к оценке своих мыслей, чувств и поступков, отстаивать свои идеалы, свою точку зрения. Однако не во всех семьях родители проявляют беспокойство о внутреннем мире сына или дочери, путях его формирования. Существенную роль в формировании у детей нравственности играют уклад и тон семейной жизни, стиль взаимоотношений между взрослыми. Если дома вы грубы, хвастливы, пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете своих родителей, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут. Домашняя атмосфера - это своего рода психологическая питательная среда, которая оказывает действенное влияние на формирование нравственных качеств личности. Атмосфера семейной жизни может быть или приятной, или тягостной для него. В первом случае, где бы ребенок ни находился, он стремится скорее домой, где его встречают спокойно и доброжелательно. И какие бы неприятности в его жизни ни происходили, дома он восстанавливает нарушенное равновесие, обретает душевное спокойствие и способность нормально воспринимать воздействия окружающего и соответствующим образом на них реагировать. Если же ребенка дома ожидают упреки, ругань, скандалы, он стремится при малейшей возможности уйти к товарищам, убежать на улицу. При неудачах в учебе он знает, что не встретит участия, не облегчит боль своей детской души. И нередко находит среду, которая отрицательно влияет на него. Предъявлять детям требования надо уметь. Некоторые родители, предъявляя требования, не учитывают ни индивидуальных, ни возрастных особенностей, ни ситуативного психологического состояния своего ребенка. И когда он бодр, и когда усталый, и когда расстроен, и когда в хорошем настроении, - независимо от всего этого ему предъявляются требования в одной и той же форме, одним и тем же тоном. А ведь в бодром, хорошем настроении ребенок более податлив воздействию. В таких случаях от родителей требуются лишь знание его характера и умение ориентироваться в психологической ситуации. Ребенок понимает смысл и необходимость выполнения предъявленных ему требований, но заставить себя выполнять их не может, поскольку они исходят от людей, унижающих и оскорбляющих его. Более того, он поступает вразрез со здравым смыслом, назло родителям, а иногда и учителям, которые, не разобравшись, поддерживают родителей. Трудные, упрямые, вредные дети - это те, у которых в семье во взаимоотношениях с родителями возник смысловой барьер. Бестактность порождает бестактность. Нередко бестактность родителей во взаимоотношениях с ребенком объясняется не только незнанием возрастных особенностей ребенка, игнорированием его психического состояния, но и завышенной оценкой своих воспитательных возможностей. В таких случаях родители считают, что свой ребенок простит им окрик, угрозу, грубое обидное слово, даже физическое наказание. Но ребенок все это понимает как несправедливость и в результате становится или озлобленным, или забитым страхом и унижением, или демонстративно, вызывающе безразличным. Однако это безразличие и равнодушие болезненное и напускное. Правильность и действенность воспитания невозможны без честности и правдивости между всеми членами семьи. Нечестность родителей ведет к лицемерию и лживости у детей. Взрослые зачастую не осознают, что воспитывать ребенка едва ли не самое важное и сложное дело. И только когда случается какое-либо ЧП, они начинают всерьез задумываться над тем, где и в чем ошибались, как выправить создавшееся положение. Взрослые должны помнить, что они беспрерывно находятся под наблюдательным, оценивающим взглядом ребенка и ведут себя так, как делают взрослые. Одна из самых типичных ошибок родителей: непоследовательность в требованиях и действиях. Ее последствия приносят много неприятностей и огорчений как взрослым, так и детям. В семьях, где ребенок не знает, чего от него хотят, правильно или неправильно он поступает, отсутствует всякая система воспитания. Другая ошибка родителей - несоответствие слов и дел. Внушая детям, что нужно быть честным человеком, в некоторых семьях взрослые при детях допускают обман других. Поэтому происходит самое страшное - приспособление. Дети уверяют, что жить с ложью проще и удобнее. Порой родители допускают такие ошибки: чересчур долго считают ребенка маленьким, недооценивают его интеллект, волю или предъявляют к нему требования, как к взрослому человеку. Стремясь обеспечить детям счастливое, безоблачное детство, взрослые нередко оберегают их от малейших трудностей, забот и огорчений. И еще. Родители должны доброжелательно, тактично относиться к друзьям своих детей, не запрещая им приходить в дом.
Что ты сам делаешь для родителей своих, того же ожидай и себе от детей. (Питтак)
Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы, институты, училища. (Н.М. Карамзин)
Родители любят своих детей тревожной и снисходительной любовью, которая портит их. Есть другая любовь, внимательная и спокойная, которая делает их честными. (Д. Дидро)
Ничто не действует в младых душах детских сильнее всеобщей власти примера, а между всеми другими примерами ничей другой в них не впечатывается глубже и тверже примера родителей. (Н.И. Новиков)



© 2010-2022