- Преподавателю
- Начальные классы
- Отчет по проблемной теме
Отчет по проблемной теме
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Митюнина Л.П. |
Дата | 22.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Митюнина Л.П. Учитель начальных классов
Отчет по проблемной теме «Развитие логического мышления младших школьников»..
Проблема развития логического мышления сегодня актуальна, она отвечает требованиям новой образовательной идеологии РК и направлена на всестороннее развитие творческих задатков личности. Вовлечение детей на уроках в поисковую деятельность позволяет стимулировать их стремление к размышлению и поиску, вызовет чувство уверенности в своих силах и возможностях, а так же позволяет активизировать процессы мышления. В результате младшие школьники достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научаются и эти умения применяют не только в учебной работе, но и в быту, что приводит к успехам. Все это означает, что у кого-то возникает интерес к учёбе, а у кого-то закрепляется. Работу по изучению личности учащихся начала с класса предшкольной подготовки совместно с воспитателем -(Ф.И.О.). Посетила ряд занятий, вела наблюдения за детьми, проводила беседы - «расскажи, что видишь на картинке», « Как можно разместить..» и др., логические упражнения. Результат - дети обладают достаточным потенциалом познавательных способностей, которые необходимо развивать.
На первом этапе работы по проблемной теме : - изучила научно - методическую литературу; (методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.
Разработала систему работы над развитием логического мышления младших школьников:
- отобрала методический, дидактический, электронный материал с заданиями на развитие логических способностей учащихся; нестандартные упражнения, задачи, творческие продуктивные задания, задания повышенной сложности, кросворды, ребусы, загадки, кластеры и др;
- разделила задания по группам на развитие всех познавательных процессов;
- систематизировала творческие задания с учетом программного материала и индивидуальных возможностей учащихся;
- разработала и подобрала алгоритмы, , карточки, презентации, наглядней материалы для специальных заданий.
Выбрала методы и приёмы организации деятельности учащихся при выполнении заданий по развитию логики у детей.
Используемые методы.
-
По источнику знаний: наглядные, практические.
-
По степени взаимодействия учитель и учащиеся: учебный диалог и самостоятельная работа.
-
По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: частично-поисковый, проблемный, исследовательский.
Приемы и стратегии :
учебный диало, .составление «граф -схем», рассуждения, презентация, постеры.
Ресурсы: Учебники «Математика» 1 кл. автора Т.К. Оспанова, «Букварь», «Родное слово» 1 кл. автора В.К. Павленко, «Познание мира» 1 кл. автора К.Жунусова - содержат ежеурочные задания поискового характера, материал которых отмечен на страницах учебников (зеленой рамкой, звездочкой, различными графическими и условными обозначениями). ИКТ, стикеры, цветная бумага, ламинированные листы, фломастеры, пластилин, компьютер.
- определила задачи работы на 2013 - 2014 учебный год:
1. Определить уровень адаптации учащихся к школе и их познавательные способности.
2. Создать систему работы над развитием логического мышления младших школьников.
3. Определить диагностику развития логического мышления учащихся первого года обучения.
4. Выявить проблемы и пути их решения.
1. Краткая характеристика 1 класса. (Совместная работа с психологом школы)
На начало ……….учебного года в 1 классе обучаются ………………
В ходе изучения личности выявила уровень адаптации учащихся, уровень психосоциальной зрелости, уровень речевого развития, грамматический строй речи, основные способы учебной деятельности, способность анализировать и обобщать, определила ведущие мотивы обучения и уровни развития познавательной деятельности.
2.Использовала следующие диагностики и (авторы диагностик указаны выше) выводы:
В ходе изучения личности выявила уровень адаптации учащихся 1 класса.
На начало II четверти 2013 учебный год. 12 уч
На конец 2013 - 2014
Ученик 1
Ученик 2
………
Ученик 1
Ученик 2
………
Ученик 1
Ученик 2
………
Адаптированы учащихся
Возмож. дезадаптация
Адаптированы
75%
25%
100%
Сравнительная диагностика показала положительную динамику уровня адаптации учащихся к обучению.
Все учащиеся адаптированы к школьному обучению, психолого-педагогический статус благополучен.
На занятиях применялись занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д. ,что было интересно детям. Повышало мотивацию познавательной деятельности.
3.Важным показателем является уровень речевого развития детей - это звукопроизношение и фонематический слух.
На начало III четверти 2013 - 2014 учебный год.
Звукопроизношение
Фонематический слух
Высокий
Средний
Низкий
Высокий
Средний
Низкий
Ученик 1
Ученик 1
Ученик 1
Ученик 1
Ученик 1
Ученик 1
33%
50%
17%
50%
25%
25%
На конец IV четверти 2013 - 2014 учебного года.
Звукопроизношение
Фонематический слух
Высокий
Средний
Низкий
Высокий
Средний
Низкий
………
……….
………..
………..
……….
……….
6%
23%
8%
69%
23%
8%
Звукопроизношение
Фонематический слух
Высокий
Средний
Низкий
Высокий
Средний
Низкий
Нач.
Кон
Нач.
Кон.
Нач.
Кон
Нач.
Кон.
Нач.
Кон.
Н
К
33
69
50
23
17
8
50
69
25
23
25
8
+ 36%
+19%
Сравнительный анализ показал положительную динамику уровня речевого развития учащихся 1 класса (+36%) по звукопроизношению и (+19%) фонематический слух. За счет повышения уровня звукопроизношения и фонематического слуха, снижается и средний и низкий уровни. Также требуется консультация логопеда и коррекционно - развивающие занятия по устранению дефекта речи.
4.Диагностируемые параметры грамматического строя речи учащихся показали такие результаты.
Грамматический строй речи (начальный)
Грамматический строй речи (конечный)
Высокий
Средний
Низкий
Высокий
Средний
Низкий
50%
25%
25%
68%
25%
8%
Грамматический строй речи
Высокий
Средний
Низкий
Нач.
Кон.
Нач.
Кон.
Нач.
Кон.
50
68
25
25
25
8
+ 18
Диагностируемые параметры грамматического строя речи показали положительную динамику (+ 18%).
5.Уровень развития способности к анализу и обобщению показали следующее.
Способность к анализу и обобщению (начальный)
Способность к анализу и обобщению
(конечный )
Высокий
Средний
Низкий
Высокий
Средний
Низкий
40%
36%
24%
68%
8%
24%
Способность к анализу и обобщению
Высокий
Средний
Низкий
Нач.
Кон.
Нач.
Кон.
Нач.
Кон.
48
68
36
8
24
24%
+16%
Уровень развития способности к анализу и обобщению показал положительную динамику (+16%).
6. Как формируется у детей сознательное управление своей памятью, умение слушать, запоминать, припоминать, воспроизводить? С этой целью проведена диагностика «Основные способы учебной деятельности.
Результат вводного (+) и конечного тестирования (=)
№
Ф.И. уч - ся
Внимательно слушать
Понимать услышанное
Запоминать услышанное
Воспроиз
водить
Внимательно слушать
Вводное тестирование
Конечное тестирование
Высокий
Средний
Низкий
Высокий
Средний
Низкий
5 уч-ся
6 уч-ся
1уч-ся
11 уч-ся
2 уч-ся
0
Понимать услышанное
Вводное тестирование
Конечное тестирование
Высокий
Средний
Низкий
Высокий
Средний
Низкий
4 уч-ся
6 уч-ся
2 уч-ся
9 уч-ся
4 уч-ся
0 уч-ся
Запоминать услышанное
Вводное тестирование
Конечное тестирование
Высокий
Средний
Низкий
Высокий
Средний
Низкий
8 уч-ся
2 уч-ся
2уч-ся
9 уч-ся
3 уч-ся
1 уч-ся
Воспроизводить
Вводное тестирование
Конечное тестирование
Высокий
Средний
Низкий
Высокий
Средний
Низкий
6 уч-ся
3 уч-ся
3 уч-ся
9 уч-ся
3уч-ся
1 уч-ся
7. Таким образом:
Диагностика основных способов учебной деятельности по всем критериям показала положительный результат. Первоклассники усвоили правила и обязанности учащихся на уроке, стали ответственными за результат обучения. Повысилось внимание, развивается мышление , память и речь. Могут выполнять задания повышенной трудности. Но существуют проблемы:
- недостаточное количество времени для работы по решению задач, требующих больших усилий,
- не всегда могут обосновать ход выбора действий,
- при возникающей трудности не могут сосредоточиться на главном.
Задачи на 2014 - 2015 учебный год:
-
Провести беседу с родителями о необходимости в ведения курса по выбору во 2 классе «Решение нестандартных задач», будет способствовать работе над развитием логического мышления, повысит уровень обученности учащихся. Развивается речь, повысится математическая грамотность.
-
Работать над формированием культуры умственного труда.
-
Участвовать в интеллектуальных конкурсах по линии «Дарын», дистанционных конкурсах.