Отчет по проблемной теме

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Митюнина Л.П. Учитель начальных классов

Отчет по проблемной теме «Развитие логического мышления младших школьников»..

Проблема развития логического мышления сегодня актуальна, она отвечает требованиям новой образовательной идеологии РК и направлена на всестороннее развитие творческих задатков личности. Вовлечение детей на уроках в поисковую деятельность позволяет стимулировать их стремление к размышлению и поиску, вызовет чувство уверенности в своих силах и возможностях, а так же позволяет активизировать процессы мышления. В результате младшие школьники достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научаются и эти умения применяют не только в учебной работе, но и в быту, что приводит к успехам. Все это означает, что у кого-то возникает интерес к учёбе, а у кого-то закрепляется. Работу по изучению личности учащихся начала с класса предшкольной подготовки совместно с воспитателем -(Ф.И.О.). Посетила ряд занятий, вела наблюдения за детьми, проводила беседы - «расскажи, что видишь на картинке», « Как можно разместить..» и др., логические упражнения. Результат - дети обладают достаточным потенциалом познавательных способностей, которые необходимо развивать.

На первом этапе работы по проблемной теме : - изучила научно - методическую литературу; (методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.

Разработала систему работы над развитием логического мышления младших школьников:

- отобрала методический, дидактический, электронный материал с заданиями на развитие логических способностей учащихся; нестандартные упражнения, задачи, творческие продуктивные задания, задания повышенной сложности, кросворды, ребусы, загадки, кластеры и др;

- разделила задания по группам на развитие всех познавательных процессов;

- систематизировала творческие задания с учетом программного материала и индивидуальных возможностей учащихся;

- разработала и подобрала алгоритмы, , карточки, презентации, наглядней материалы для специальных заданий.

Выбрала методы и приёмы организации деятельности учащихся при выполнении заданий по развитию логики у детей.

Используемые методы.

  1. По источнику знаний: наглядные, практические.

  2. По степени взаимодействия учитель и учащиеся: учебный диалог и самостоятельная работа.

  3. По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: частично-поисковый, проблемный, исследовательский.

Приемы и стратегии :

учебный диало, .составление «граф -схем», рассуждения, презентация, постеры.

Ресурсы: Учебники «Математика» 1 кл. автора Т.К. Оспанова, «Букварь», «Родное слово» 1 кл. автора В.К. Павленко, «Познание мира» 1 кл. автора К.Жунусова - содержат ежеурочные задания поискового характера, материал которых отмечен на страницах учебников (зеленой рамкой, звездочкой, различными графическими и условными обозначениями). ИКТ, стикеры, цветная бумага, ламинированные листы, фломастеры, пластилин, компьютер.

- определила задачи работы на 2013 - 2014 учебный год:

1. Определить уровень адаптации учащихся к школе и их познавательные способности.

2. Создать систему работы над развитием логического мышления младших школьников.

3. Определить диагностику развития логического мышления учащихся первого года обучения.

4. Выявить проблемы и пути их решения.

1. Краткая характеристика 1 класса. (Совместная работа с психологом школы)

На начало ……….учебного года в 1 классе обучаются ………………

В ходе изучения личности выявила уровень адаптации учащихся, уровень психосоциальной зрелости, уровень речевого развития, грамматический строй речи, основные способы учебной деятельности, способность анализировать и обобщать, определила ведущие мотивы обучения и уровни развития познавательной деятельности.

2.Использовала следующие диагностики и (авторы диагностик указаны выше) выводы:

В ходе изучения личности выявила уровень адаптации учащихся 1 класса.

На начало II четверти 2013 учебный год. 12 уч

На конец 2013 - 2014

Ученик 1

Ученик 2

………

Ученик 1

Ученик 2

………

Ученик 1

Ученик 2

………

Адаптированы учащихся

Возмож. дезадаптация

Адаптированы

75%

25%

100%

Сравнительная диагностика показала положительную динамику уровня адаптации учащихся к обучению.

Все учащиеся адаптированы к школьному обучению, психолого-педагогический статус благополучен.

На занятиях применялись занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д. ,что было интересно детям. Повышало мотивацию познавательной деятельности.

3.Важным показателем является уровень речевого развития детей - это звукопроизношение и фонематический слух.

На начало III четверти 2013 - 2014 учебный год.

Звукопроизношение

Фонематический слух

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

Ученик 1

Ученик 1

Ученик 1

Ученик 1

Ученик 1

Ученик 1

33%

50%

17%

50%

25%

25%

На конец IV четверти 2013 - 2014 учебного года.

Звукопроизношение

Фонематический слух

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

………

……….

………..

………..

……….

……….

6%

23%

8%

69%

23%

8%

Звукопроизношение

Фонематический слух

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

Нач.

Кон

Нач.

Кон.

Нач.

Кон

Нач.

Кон.

Нач.

Кон.

Н

К

33

69

50

23

17

8

50

69

25

23

25

8

+ 36%



+19%



Сравнительный анализ показал положительную динамику уровня речевого развития учащихся 1 класса (+36%) по звукопроизношению и (+19%) фонематический слух. За счет повышения уровня звукопроизношения и фонематического слуха, снижается и средний и низкий уровни. Также требуется консультация логопеда и коррекционно - развивающие занятия по устранению дефекта речи.

4.Диагностируемые параметры грамматического строя речи учащихся показали такие результаты.

Грамматический строй речи (начальный)

Грамматический строй речи (конечный)

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

50%

25%

25%

68%

25%

8%

Грамматический строй речи

Высокий

Средний

Низкий

Нач.

Кон.

Нач.

Кон.

Нач.

Кон.

50

68

25

25

25

8

+ 18



Диагностируемые параметры грамматического строя речи показали положительную динамику (+ 18%).

5.Уровень развития способности к анализу и обобщению показали следующее.

Способность к анализу и обобщению (начальный)

Способность к анализу и обобщению

(конечный )

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

40%

36%

24%

68%

8%

24%

Способность к анализу и обобщению

Высокий

Средний

Низкий

Нач.

Кон.

Нач.

Кон.

Нач.

Кон.

48

68

36

8

24

24%

+16%



Уровень развития способности к анализу и обобщению показал положительную динамику (+16%).

6. Как формируется у детей сознательное управление своей памятью, умение слушать, запоминать, припоминать, воспроизводить? С этой целью проведена диагностика «Основные способы учебной деятельности.

Результат вводного (+) и конечного тестирования (=)

Ф.И. уч - ся

Внимательно слушать

Понимать услышанное

Запоминать услышанное

Воспроиз

водить

Внимательно слушать

Вводное тестирование

Конечное тестирование

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

5 уч-ся

6 уч-ся

1уч-ся

11 уч-ся

2 уч-ся

0



Понимать услышанное

Вводное тестирование

Конечное тестирование

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

4 уч-ся

6 уч-ся

2 уч-ся

9 уч-ся

4 уч-ся

0 уч-ся

Запоминать услышанное

Вводное тестирование

Конечное тестирование

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

8 уч-ся

2 уч-ся

2уч-ся

9 уч-ся

3 уч-ся

1 уч-ся

Воспроизводить

Вводное тестирование

Конечное тестирование

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

6 уч-ся

3 уч-ся

3 уч-ся

9 уч-ся

3уч-ся

1 уч-ся

7. Таким образом:

Диагностика основных способов учебной деятельности по всем критериям показала положительный результат. Первоклассники усвоили правила и обязанности учащихся на уроке, стали ответственными за результат обучения. Повысилось внимание, развивается мышление , память и речь. Могут выполнять задания повышенной трудности. Но существуют проблемы:

- недостаточное количество времени для работы по решению задач, требующих больших усилий,

- не всегда могут обосновать ход выбора действий,

- при возникающей трудности не могут сосредоточиться на главном.

Задачи на 2014 - 2015 учебный год:

  1. Провести беседу с родителями о необходимости в ведения курса по выбору во 2 классе «Решение нестандартных задач», будет способствовать работе над развитием логического мышления, повысит уровень обученности учащихся. Развивается речь, повысится математическая грамотность.

  2. Работать над формированием культуры умственного труда.

  3. Участвовать в интеллектуальных конкурсах по линии «Дарын», дистанционных конкурсах.






© 2010-2022