• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Рефлективный отчет о проведенной серии последовательных уроков, подтверждающих вне-дрение иуправление изменениями в преподавание и обучение

Рефлективный отчет о проведенной серии последовательных уроков, подтверждающих вне-дрение иуправление изменениями в преподавание и обучение

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Новикова Марина Николаевна Портфолио учителя Отчет С Группа № 4 3-го уровня

Город Актобе 15. 05. 2013 год

Рефлективный отчет о проведенной серии последовательных уроков, подтверждающих внедрение и управление изменениями в преподавание и обучение




Расти и знать направление роста, это есть источник всех сил и уверенности в жизни. Джеймс Бейли


Целью модернизации казахстанского образования является достижение нового качества, которое бы соответствовало актуальным запросам современной жизни. Стремительно развивающиеся изменения в обществе требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми. Увы, традиционное репродуктивное обучение, пассивная подчиненная роль обучаемого не могут решить такие задачи. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения. Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Школа является образовательным центром, в котором главная роль принадлежит учебной функции - обучению. Обучение в школе направлено на конкретную реализацию содержания образования. Целью образования является общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Что же такое умение учиться? Это - способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Необходимо научить детей «добывать» знания в самостоятельном поиске, уметь анализировать, контролировать и оценивать свою работу и работу одноклассников, представлять доказательное решение, уметь признавать ошибки и исправлять их, уметь сотрудничать. Другими словами, мы учителя, должны наделить ребенка совокупностью навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Сегодня это очень важно, когда от выпускника школы требуются мобильность, креативность, умение мыслить нестандартно, способность применять свои знания на практике. Все это вынуждает учителя уходить от привычной структуры урока, традиционных педагогических технологий. Изменяя процесс обучения, учитель должен и сам меняться. Начиная любое дело, каждый из нас ставит перед собой одни и те же вопросы: что это? Зачем я это делаю? Как я делаю? С помощью чего? Каков результат? Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться? Эти вопросы ежедневно задает себе каждый учитель. Понятно, что решить данные проблемы, опираясь только на традиционную классно-урочную систему нельзя. Пришло время изменить подход к обучению, в центре которого должен стоять не учитель, а сам ученик. Только грамотное использование различных способов обучения позволит создать условия, которые будут побуждать самих школьников к получению знаний. В помощь казахстанским учителям оценить и усовершенствовать свою педагогическую практику, иностранными коллегами была разработана и предложена «Программа курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан», основанная на научных исследованиях и на многолетнем практическом опыте, как начинающих, так и опытных учителей Кембриджского Университета. «Сформированность у учеников навыков обучения тому, как обучаться и, как следствие, - становление их независимыми, самомотивированными, увлеченными, уверенными, ответственными личностями с развитым критическим мышлением, проявляющими компетентность в цифровых технологиях»- ожидаемый результат «Программы курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан» третьего (базового) уровня. Имея целью повышение своего профессионального уровня, я не представляла, что конкретно мне для этого нужно было сделать. Раньше при прохождении курсов, в основном, мы получали только теоретические знания. На практике применение этих знаний не всегда удавалось. Придя на курсы повышения квалификации педагогических работников по Кембриджской программе, я поняла, что здесь будет все по-другому. «Основная задача Программы - помочь казахстанским учителям оценить и усовершенствовать их педагогическую практику. По этой причине современные подходы в преподавании и обучении рассматриваются во взаимосвязи с действующей практикой учителя и профессионально-педагогическим контекстом... Основное содержание Программы представлено в контексте семи модулей, которые в ходе обучения изучаются во взаимосвязи». (Руководство для учителя, стр. 116) Согласно Программе курсов повышения квалификации на первом этапе «Лицом к лицу» я познакомилась с теоретическими обоснованиями Кембриджского подхода и проведенными научными современными исследованиями в области образования. Наше обучение на первом этапе «Лицом к лицу» было настолько интересным, что мы не замечали, как пролетало время. Все те разнообразные формы и методы, которые мы должны были применять в дальнейшем на практике, мы испробовали на себе. Именно групповая работа и ежедневное деление на группы привело к образованию такой атмосферы, в которой хотелось работать, общаться, делиться своим опытом. Мы поняли всю важность создания дружеских открытых отношений, то есть коллаборативной среды. Знакомство с огромным количеством информации, убеждение в том, что эти подходы действительно эффективны, было лишь первым шагом к нашей цели. Во второй месяц обучения на курсах Программой запланирована практика, задачей которой является внедрение семи модулей Программы в свою педагогическую деятельность. В течение практики с целью выполнения намеченного плана было проведено мною семь уроков. На протяжении второго этапа «Практика в школе» мы поддерживали друг друга и советом и помощью. Внедрение семи модулей в мою практическую деятельность изменило мое отношение к процессу преподавания в целом. Целью второго этапа «Практика в школе» было провести серию последовательных уроков и проанализировать внедрение ключевых идей Программы в свою практику преподавания и обучения. В последующие четыре недели третьего этапа обучения «Лицом к лицу» мною велась работа над тем, чтобы поразмышлять о своём преподавании, обсудить это с коллегами и записать то, чему я научилась в результате проведения серии последовательных уроков и выполнения заданий, предназначенных для выполнения в период этапа «Практика в школе». Серию четырех последовательных уроков я запланировала провести во 2 «Г» классе. В этом классе я являюсь классным руководителем и работаю с детьми второй год. Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащихся в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой. Поэтому при разработке плана любого урока я думала о том, какой метод использовать, или какую форму работы применить, чтобы развить у учащих- ся мыслительные способности, как правильно внедрить идею семи модулей в урок. При планировании в свои уроки я постаралась внедрить все семь модулей Программы, используя стратегии и приемы, которые изучила на курсах. Используя все знания, умения и навыки, полученные на первом этапе обучения, тщательно обдумывала, часами сидела над разработкой урока, использовала интернет - ресурсы, сама готовила презентации, кроссворды, тесты. Все это занимало время и силы, но проводя урок, видела результаты. Анализируя свою практику , пришла к выводу, что интеграция семи модулей в своей практике способствует тому, чтобы ученики научились тому, как учиться, и, в результате, могли стать независимыми, увлеченными, ответ- ственными учениками с развитым критическим мышлением, использовать на доступном уровне логические приёмы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение) на языковом материале. Способствует развитию умения формулировать понятное для одноклассников высказывание и обосновывать своё мнение, развитию навыков учебного сотрудничества, потребности в знаниях, умению работать в группе, в парах, самостоятельно. Размышляя о внедрении новой практики преподавания и обучения, определяя способы и идеи для дальнейшего развития, для себя выделила положительные моменты каждого модуля. Модуль «Новые подходы в преподавании и обучении» включает в себя «Диалоговое обучение» и «Обучение тому как обучаться». Речь - главный инструмент обучения, поэтому центральное место на уроке занимает диалог: чаще - это диалог между учителем и учеником, реже - между учениками. При традиционной организации урока происходит диалог между учителем и учеником на любом этапе урока, который представляет собой обмен репликами. Учитель задает вопрос, и тут же получает односложный ответ. Исследования показали, что такой стиль диалога не повышает уровень мышления и не развивает речь. При Кембриджском подходе к преподаванию и обучению учебная деятельность строится на работе учащихся в группах, где общение является главным инструментом обучения, то есть диалог осуществляется между учениками. Учащиеся в процессе диалогической беседы, задавая друг другу вопросы и отвечая на них, вовлекаются в процесс получения знаний самостоятельно. «Ученики легче обучаются в случае, когда имеется возможность диалога с другими, более знающими, в роли которых могут выступать одноклассники или учитель» (Руководство учителя, с. 145). При проведении серии уроков, старалась построить урок так, чтобы ученики размышляли вслух, рассуждали, выдвигали идеи, обосновывали свою точку зрения. Мною были использованы такие виды диалога: ученик - учитель, ученик - ученик, ученик - группа, группа - группа. В начале были трудности при создании диалога, так как некоторые ребята затруднялись в комментировании и аргументации своих ответов, а также сказалось то, что у второклассников еще не так хорошо развита речь. Но после систематического применения данной методики привело к положительным результатам и ученики стали более уверенными в своих ответах, смелее высказывать свою току зрения, задавать вопросы. «Обучение тому, как учиться» - один из видов развивающего обучения, при котором знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. В данном контексте ученик выступает субъектом учения, участником учебного сотрудничества, критически мыслящим человеком, целостной личностью. Не только ученик и учитель взаимодействуют в учебном процессе, но и учащиеся взаимодействуют между собой. Взаимодействие строится на принципах партнерства, сотрудничества, сотворчества, сопереживания, совместной деятельности, диалога. Процесс обучения идет от ученика, самостоятельно добывающего знания. В сочетании с групповой формой работы на уроках дает возможность учащимся осуществлять учебный поиск наиболее эффективно. В основу практической деятельности положена идея, заключающаяся в изменении организации учебно-воспитательного процесса на основе сочетания модели с групповой формой работы, что создает условия для выхода детей на новый уровень общения и обучения. Данное сочетание помогает объединить обучение, развитие и воспитание в единый процесс. «Обучение тому, как учиться» я использовала следующие приемы и методы: при индивидуальной работе - найти дополнительную информацию, подготовить реферат, подготовить презентацию на тему «Астана столица республики Казахстан», прием «Инсерт», составление синквейна; работа в паре проводилась в виде парной беседы с использованием приема «Интервью»; при групповой работе использовала метод Джиксо, составление постера, кластера. Критическое мышление - дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученный в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям. Всю серию последовательных уроков я разработала с использованием критического мышления, приемы и методы, которые присутствуют на протяжении всего урока ( «Ключевые слова», «Инсерт», «Ассоциации», «Интервью», «Жигсо», создание и защита постеров кластеров, написание эссе, синквейнов). В применение на своих уроках критического мышления я хочу отметить, что именно приемы и методы критического мышления помогли скрасить мои уроки, развить мышление учащихся, при этом возник интерес при работе с текстом, появилась способность работать в группе и работать с различными источниками информации. Критическое мышление учит учащихся самостоятельно работать с текстом, выделять основное и осмыслить свою работу, добывать знания с помощью диалогического обучения, что в параллели помогает развить речь и обогатить учащегося общением и размышлением. Проведя серию уроков, я пришла к такому выводу, что учащиеся моего класса только на стадии формирования развития критического мышления, и при этом данное мышление развиваются у всех учащихся по-разному. Так же могу сделать вывод о том, что мыслительная деятельность и постановка речи в моем классе находиться не на высоком уровне, а лишь на начальной стадии развития. При внедрении мною модуля «Оценивание обучения и оценивание для обучения» в учебный процесс я поняла значимость и эффективность различных техник формативного оценивания. В период практики я поняла, что такой подход к оцениванию достижений учащихся, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал бы индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся. Формативное оценивание дает возможность учителю отслеживать процесс продвижения учащихся к целям их учения и помогает учителю корректировать учебный процесс на ранних этапах, а ученику - осознать бoльшую степень ответственности за свое образование. При подведении итогов любого этапа урока законченность придает формативное оценивание учащихся на каждом этапе урока, вследствие чего я могу планировать последующую деятельность не только свою, но и учеников. Формативное оценивание также позволяет достигать и улучшать результаты учащихся в процессе обучения - результаты суммативного оценивания. Основными способами изучения индивидуальных особенностей школьников являются планомерные систематические наблюдения за учеником, индивидуальные и групповые беседы на заранее намеченную тему, дополнительные учебные задачи и анализ способов рассуждений ученика, специальные задачи, связанные с положением ребенка в коллективе, с отношением к товарищам, его позицией в группе. Главное заключается в том, чтобы всесторонне изучить ребенка и опираться на его положительные качества в преодолении имеющихся недостатков. В этом и состоит понимание индивидуального подхода. В индивидуальном подходе нуждается каждый ученик без исключения. Индивидуальный подход является активным, формирующим, развивающим принципом, тем самым предполагается творческое развитие индивидуальности ученика. Индивидуализация обучения предполагает организацию учебной деятельности в соответствии с особенностями и возможностями, уровнем развития учащегося и предполагает, что для каждого ученика есть своя мера трудности, нижний её предел, который каждый ученик должен в силу своих повышающихся возможностей стремиться превзойти. Поэтому при внедрении модуля «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников» планировала уроки с учетом возрастных особенностей учащихся. При планировании урока я использовала дифференцированный подход в обучении, направленный на удовлетворение потребностей учащихся. Причиной такого выбора является то, что в моем классе присутствуют разные учащиеся, у которых процесс развития мышления протекает по разному, что мне и нужно учитывать при изучении и закреплении новой темы. ИКТ - мощный педагогический инструмент в руках учителя, им надо владеть и широко использовать на своих предметных уроках. Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна:

-способствовать активизации познавательной сферы обучающихся -успешному усвоению учебного материала -способствовать психическому развитию ребенка Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить. Активно внедряя этот модуль в свою практику, для себя сделала вывод, что информационные технологии:

-повышают качество знаний -продвигают ребенка в общем развитии -помогают преодолеть трудности -вносят радость в жизнь ребенка Я считаю, что высокие технологии сегодня позволяют не только улучшить качество образования, но и повысить компетентность педагога. Применение на уроках ИКТ - способ сделать урок эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным. Внедрение модуля «Обучение талантливых и одарённых учеников» подразумевает инклюзивный подход для совершенствования процесса обучения талантливых и одарённых учеников. Я думаю, что при обучении нужно учитывать потребности всех учеников, иметь дифференцированный подход ко всем учащимся. Раньше в своей практике я всегда держала в поле зрения несколько сильных учеников для участия в олимпиадах. С ними я проводила дополнительные занятия, на уроках давала усложненные задания, загружала дополнительной работой. Изучив идеи семи модулей данной программы, я поняла, что не все ученики могут проявить свои способности по ряду причин. Например, проблемы в отношениях с одноклассниками или какие-нибудь комплексы и т.д. Именно повышение интереса к предмету, создание таких условий для работы на уроке, при которых учащиеся смогли бы раскрыть свои способности является целью данной программы. Используя модуль «Управление и лидерство в обучении», что после практики моя роль кардинально поменялась. Моей функцией стало направлять, корректировать, прогнозировать, быть равноправным партнером. Я убедилась, что планирование урока с целью максимальной работы учащихся на уроке приводят к иным результатам. Дети, работая в группе, ведя диалог, оценивая друг друга, выражая свои мысли, делая выводы, больше заинтересованы на уроке, а значит и лучше будет результат. Таким образом, подводя итоги своей работы, в дальнейшей своей педагогической деятельности буду совершенствовать полученные знания и умения, внедряя семь модулей Программы, заниматься самообразованием по изучению новых стратегий и идей для преподавания и обучения. Если применять идеи программы на уроках, то наши дети будут независимыми, ответственными, умеющими критически мыслить, давать формативную и суммативную оценку своим знаниям, будут конкурентоспособными. Благодаря этим курсам я изучила теорию и применила её на практике. Я прочувствовала все эти семь модулей, отметила все «плюсы и минусы», и сделала для себя вывод, что вести урок так, как раньше я не смогу. Использованная литература: 1.Руководство учителя. Третий (базовый) уровень. Курсы повышения квалификации по Программе Кембриджского Университета, 2012. cpm.kz

© 2010-2022