Программа основы светской этики

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



«Рассмотрено»

Руководитель МО

__________/Коренева О.П./

Протокол № ____ от

«___» ____________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УР

МБОУ СОШ села Большие Санники

___________ Т.Ф. Рощектаева

«___» ______________20___ г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ

села Большие Санники

______________ З.П.Тубина

Приказ № _____ от

«____» ____________ 20___г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Грижибовской Т.Б., соответствие занимаемой должности

По курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль «Основы светской этики»

Автор : Данилюк А.Я.









2015 - 2016 учебный год

Пояснительная записка


Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» для обучающихся 4 - 5 классов разработана на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы Данилюк Александра Ярославовича «Основы религиозных культур и светской этики», планируемых результатов начального общего образования. Модуль «Основы светской этики» в курсе «Основы религиозных культур и светской этики» выбран на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей родителей (законных представителей) обучающихся. Программа модуля «Основы светской этики» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом предполагает воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою родину, прошлого и настоящего многонационального народа; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; ознакомление с основными нормами светской морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни. Характеристика учебного предмета Изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» направлено на достижение цели:

  • формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважения к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Курс является культорологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также сопричастности к ним. Основные культурологические понятия курса - «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» - являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса.
Основной принцип, заложенный в содержание курса, - общность в многообразии, многоединство, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира. Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
  • Общая историческая судьба народов России;
Логика изложения и содержания авторской программы полностью соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений. В основу построения уроков в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» закладывается ряд методических принципов, реализация которых является условием оптимизации и повышения качества изучения предмета:
  • диалогическое взаимодействие, которое подразумевает демократическое, субъективно-субъектное построение учебного процесса;
  • приоритет личностного развития обучающихся в интеллектуальной. духовно-нравственной жизни;
  • актуальность;
  • вариативность (возможность выбора на уровне модуля проблемы, вопроса, текста для анализа, способов деятельности и презентации образовательного результата);
  • опора на самостоятельность мышления обучающихся;
  • деятельностное обучение, создание коммуникативно-актиной образовательной среды, которая является необходимым фактором актуализации и саморазвития личности;
  • соблюдение баланса между теоретическим материалом и текстами для эмпирического и творческого освоения;
  • органическое и последовательное развитие навыков учебно-исследовательской деятельности.
Формы и виды учебной деятельности в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» основываются на различных методов обучения: словесных, наглядных, проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы. Изучаемый материал выступает в рамках курса выступает как основа для создания учебной ситуации, которая проектируется учителем с учетом особенностей обучающихся класса, специфики предмета, меры сформированности действий обучающихся. Формы контроля и варианты его проведения: индивидуальный (контроль учителем): устный опрос, домашняя работа (поисковая, творческая), самостоятельная работа (воспроизводящая, вариативная, эвристическая, творческая); взаимоконтроль, самоконтроль, тестирование, викторины, кроссворды. итоговой формой оценки деятельности обучающегося является проектная работа по индивидуальной теме в рамках урока. Место курса в учебном плане На предмет «Основы религиозных культур и светской этики»», модуль «Основы светской этики» в 4-5 классах в учебном плане отводится 34 часов ( 1 час в неделю), III- IV четверть в 4 классе, I - II четверть в 5 классе. Ценностные ориентиры В результате изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» обучающиеся на ступени начального общего образования:
  • получат возможность расширить, систематизировать и овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии народов, культур и религий;
  • обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;
  • приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить своё место в ближайшем окружении;
  • получат возможность осознать своё место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;
  • примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения модуля «Основы светской этики»

курса «Основы религиозных культур и светской этики», Обучение по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания. Личностные результаты:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её существования;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие корректировки в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха\неуспеха учебной деятельности;
  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения, умения договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей; Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  • формирование первоначальных представлений о светской этике; религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
  • осознание ценности человеческой жизни;
  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Содержание программы курса «Основы религиозных культур и светской этики», модуля «Основы светской этики»

Тема

Содержание

Универсальные учебные действия

1 Россия - наша Родина Духовный мир человека. Духовные идеалы человека. Духовные ценности общества. Культурные традиции и для чего они существуют.
Собирать краеведческий материал о народах, населяющих округ. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Обсуждать нормы взаимоотношений между народами. Сотрудничать с товарищем при выполнении заданий в паре. Пользоваться справочными материалами учебника и доступными средствами информации.

2 Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздник как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культуре разных народов. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.
Сотрудничать с одноклассниками при работе в паре, группе. Обсуждать с товарищем ответы на предложенные вопросы, вырабатывать общую точку зрения. Оценивать результаты своей деятельности. Извлекать информацию из любых исторических источников. (письменных, устных, вещественных). Строить логическую цепочку рассуждений на основании исторических источников. Находить дополнительную информацию в энциклопедиях, справочниках. Описывать памятники культуры на основе иллюстраций и наблюдений.

3 Духовные традиции многонационального народа России. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Сотрудничать с товарищами при проверке выполнения заданий. Составлять рассказ по иллюстрации, извлекать информацию из иллюстративного материала. Устанавливать причинно-следственные связи между событиями и последствиями событий.


Календарно-тематическое планирование предмета «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики»


№п/п

Дата

Тема урока

Тип урока

Характеристика деятельности детей

Планируемые результаты

По плану

По факту

Предметные

Универсальные

Личностные

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества» 1 час

1

Россия - наша Родина.

УОНМ Вести учебный диалог: обсуждение проблемы, по чему мы страну называем Отечеством, почему граж данин государства должен знать культуру своей Родины. Составлять рису нок-схему понятий: «Мате риальный мир, духовный мир, культурные тради- ции». Высказывает предположе- ния о том, почему мы страну называем Отечест- вом, почему гражданин государства должен знать культуру своей Родины. Находит иллюстрации понятий: «Материальный мир, духовный мир, культурные традиции» Строит предположения, анализирует,обобщает, сра внивает. Читает, наблю да ет. Составляет план пере сказа, пересказывает. При меняет правила ведения учебного диалога. Читает информацию, представлен ную в виде рисунка-схе мы. Осуществляет самоко нтроль выполнения учебной задачи. Понимает роль человека в обществе. Понимает особую роль многонациональной России в развитии общемировой культуры. Уважительно относится к своей стране. Умеет сотрудничать в совмест- ном решении проблемы, искать информацию.

Основы религиозных культур и светской этики 28 часов

2


Что такое светская этика

УОПУЗП Читать и обсуждать текст «Что такое светская этика» Объяснять понятия: «Мо раль», «Этика», «Религиозная этика, светская этика». С опорой на статью учебника уметь ответить на вопросы: Кто был основателем науки «Этика»? Что помогает понять светская этика? Объясняет понятия: «Мо раль», «Этика», «Религиозная этика, светская этика». С опорой на статью учеб- ника отвечает на вопросы: «Кто был основателем науки «Этика»? «Что помогает понять светская этика? Составляет словарь положительных и отрицательных черт характера человека. Осуществляет информационный поиск для выполнения учебных заданий. Владеет навыками смыслового чтения текс- тов учебника, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуни кации.
Развитие самостоятельнос ти и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, со- циальной справедливости и свободе.

3


Культура и мораль

КУ Работать в парах: готовить ответ на вопросы: «Что означает слово «культура?» Почему культуру называют второй природой? Как возникла мо- раль?» По иллюстрациям называть элементы нацио нальных культур. Приводить примеры материальной и духовной культуры. Объяснять, почему возникла мораль. Воспринимает текст учебника, высказывает своё мнение. Умеет выслушивать и уважительно отно ситься к мнению одноклассников и учителя. Отвечает на вопросы по теме урока с обоснованием своей точки зрения. Работает в паре по под- готовке ответов на воп росы: «Что означает слово «культура?» Почему культуру называют второй природой? Как возникла мораль?». Обобщает полученные знания при работе по иллюстрациям. Любознательность, активность и заинтересован- ность в познании мира.

этики», модуль «Основы светской этики»


№п/п

Дата

Тема урока

Тип урока

Характеристика деятельности детей

Планируемые результаты

По плану

По факту

Предметные

Универсальные

Личностные

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества» 1 час

1

Россия - наша Родина.

УОНМ Вести учебный диалог: обсуждение проблемы, по чему мы страну называем Отечеством, почему гражданин государства должен знать культуру своей Родины. Составлять рису нок-схему понятий: «Мате риальный мир, духовный мир, культурные тради- ции». Высказывает предположения о том, почему мы страну называем Отечеством, почему гражданин государства должен знать культуру своей Родины. Находит иллюстрации понятий: «Материальный мир, духовный мир, культурные традиции» Строит предположения, анализирует,обобщает, сравнивает. Читает, наблюда ет. Составляет план пере сказа, пересказывает. При меняет правила ведения учебного диалога. Читает информацию, представленную в виде рисунка-схе мы. Осуществляет самоконтроль выполнения учебной задачи. Понимает роль человека в обществе. Понимает особую роль многонациональной России в развитии общемировой культуры. Уважительно относится к своей стране. Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию.

Основы религиозных культур и светской этики 28 часов

2


Что такое светская этика

УОПУЗП Читать и обсуждать текст «Что такое светская этика» Объяснять понятия: «Мо раль», «Этика», «Религиозная этика, светская этика». С опорой на статью учебника уметь ответить на вопросы: Кто был основателем науки «Этика»? Что помогает понять светская этика? Объясняет понятия: «Мо раль», «Этика», «Религиозная этика, светская этика». С опорой на статью учеб- ника отвечает на вопросы: «Кто был основателем науки «Этика»? «Что помогает понять светская этика? Составляет словарь положительных и отрицательных черт характера чело- века. Осуществляет информационный поиск для выполнения учебных заданий. Владеет навыками смыслового чтения текстов учебника, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуни кации.
Развитие самостоятельнос ти и личной ответствености за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, со- циальной справедливости и свободе.

3


Культура и мораль

КУ Работать в парах: готовить ответ на вопросы: «Что означает слово «культура?» Почему культуру называют второй природой? Как возникла мораль?» По иллюстрациям называть элементы нацио нальных культур. Приводить примеры материальной и духовной культуры. Объяснять, почему возникла мораль. Воспринимает текст учебника, высказывает своё мнение. Умеет выслушивать и уважительно отно ситься к мнению одноклассников и учителя. Отвечает на вопросы по теме урока с обоснованием своей точки зрения. Работает в паре по под- готовке ответов на воп росы: «Что означает слово «культура?» Почему культуру называют второй природой? Как возникла мораль?». Обобщает полученные знания при работе по иллюстрациям. Любознательность, активность и заинтересован- ность в познании мира.

4


Особенности морали

КУ Участвовать в учебном диалоге: «Кто должен забо титься о соблюдении мора льных норм в обществе?». Работа в парах: обсудить и высказать свое мнение «Нужны ли в обществе спе циальные «смотрители за моралью? Почему плохо быть равнодушным?» Приводить примеры неравно душного поведения людей в сложных или опас- ных ситуациях. Участвует в учебном диалоге: «Кто должен забо титься о соблюдении мора льных норм в обществе?». Работая в парах, обсуждает и высказывает свое мнение «Нужны ли в обществе специальные «смот рители за моралью? Почему плохо быть равнодушным?» Приводит примеры неравнодушного поведения людей в сложных или опасных ситуациях. Выдвигает гипотезы. анна лизирует, обобщает, офор мляет вывод на основе наблюдений.. принимает правила участия в учебном диалоге. Выполняет рефле ксивные действия: самооценка взаимодействия в совместной деятельности. Успешно осуществляет учебную деятельность. Использует информацию для решения учебных и практических задач. стремиться иметь высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки.

5


Добро и зло

УОНМ Поддерживать учебный диалог (на основе высказанных предложений): «Что такое добро и что входит в понятие добро. Что такое зло и, какие наиболее распространенные его проявления. Почему нужно стремиться к добру и избегать зло?». Объяснять смысл пословиц «Худо тому, кто добра не делает никому», «Доброе дело само себя хвалит», «Доброе слово и кошке приятно». Составить рассказ-рассуждение «Почему важно бороться со злом.» Умеет сосредотачиваться, выделять главное. Характеризует главные мораль- ные понятия - добро и зло. Умеет объяснить смысл предложенных пословиц, приводить свои примеры. Высказывает своё мнение, о том, почему важно бороться со злом. Готовность слушать собе- седника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий;
Сотрудничает в совместном решении проблемы. Успешно осуществляет учебную деятельность. Целостно, гармонично воспринимает мир. Проявляет интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями.

6


Добро и зло

КУ Пересказ текста учебника «Как менялись представления о добре и зле в ходе истории». Приводить примеры из Интернета, литературы о представлении людей о добре и зле в разные исторические эпохи. Объяснять смысл выражений «добро пожаловать». «будьте добры», «до добра не доведёт», «в добрый час», «до бро должно быть с кулака- ми». Различает понятия «добро» и «зло». Пересказывает текст учебника «Как менялись представления о добре и зле в ходе истории». Совместно со взрослыми находит в литера- туре, Интернете примеры представлений людей о добре и зле в разные исторические эпохи. Подбирает пословицы по теме урока. Осуществляет информационный поиск для выпол нения учебных заданий. Владеет навыками смыс лового чтения текстов учебника, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.
Развитие самостоятельнос ти и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, со- циальной справедливости и свободе.

7


Добродетель и порок

УОНМ Читать текст и выделять ответы на вопросы: «Что такое добродетель? Что такое порок? Что такое добродетельный человек?» Работать с иллюстративным материалом: соста- вить рассказ-рассуждение «Чем эти люди знамениты, почему они могут служить примером для подражания?» Усваивает понятия «добро детель», «порок»,«доброде тельный человек». Умеет называть имена людей, которые могут служить примером для подража-ния. Выполняет интеллектуальные действия: сравнение, анализ, обобщение, форму лирование вывода. Выполняет рефлексивные действия: самооценка взаимо действия в совместной деятельности и учебном диалоге. Читает информа цию, отраженную на фотографиях. Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы и выделяет её этапы. Умеет доводить работу до конца. Умеет работать индивидуально и в малых группах. Слушает и слышит собе- седника, ведет и поддерживает диалог, аргументировано отстаивает собст- венное мнение.

8


Добродетель и порок

КУ Вести учебный диалог: «Что нужно делать, чтобы стать добродетельным? Какое чувство важно сохранять при стремлении к добродетели?» Обсуждение добродетельных и порочных качеств литературных героев сказок «Снежная королева», «Мо- розко», «Золушка», «Двенадцать месяцев». Участвует в обсуждении художественных произведений о добродетельных и порочных качествах героев. Усваивает, что в течение всей жизни человек старается поступать добро детельно и избегать пороч- ного поведения. Выполняет интеллектуаль ные действия: анализ, установление причинно-следственных связей, аргу- ментация суждений, офор мление вывода. Читает информацию, представленную в фотографиях, выра женную в художественном тексте. Осознает необходимость самостоятельного нравственного выбора. Использует информацию для решения учебных и практических задач. Умеет работать в коллективе. Слушает и слышит собе- седника, ведёт и поддерживает диалог, аргументи ровано отстаивает собственное мнение.

9


Свобода и моральный выбор человека

КУ Читать текст учебника с. 22-23 и выделить ответы на вопросы: Что такое свобода? Как связана свобода с моральным выбором? Вести учебный диалог: в какой ситуации морального выбора оказались герои сказки И. Губарева «Королевство кривых зеркал», А. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Делает вывод, что свобода - способность человека определять своё поведение с учётом законов природы и общества. Приводит примеры ситуаций, в которых надо делать моральный выбор. Определяет, какие герои сказок представляют зло, а какие - добро. Выполняет интеллектуаль- ные действия: сравнение, анализ, обобщение, форму лирование вывода. Выполняет рефлексивные действия: самооценка взаимо действия в совместной деятельности и учебном диалоге. Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы и выделяет её этапы. Умеет доводить работу до конца. Умеет работать индивидуально и в малых группах. Слушает и слышит собе- седника, ведет и поддерживает диалог, аргументировано отстаивает собст- венное мнение.

10


Свобода и ответственность

КУ Читать и обсуждать текст учебника «Свобода и ответственность» с.24-25. Подго товить ответ на вопрос: Что такое ответственность? Работать с рисунками-схемами: составление текста-рассуждения. «Непреднамеренные по- ступки, за которые тоже надо отвечать». Оформить вывод «При каких условиях возмож но ответственное поведение», «Кто и что входит в отношения ответственности». Читает и обсуждает текст «Свобода и ответственность». Осознает, что вы бор между нравственным и безнравственным поведением зависит от стойкости добродетели, при каких условиях возможно ответ- ственное поведение. Умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Признает возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою. Слушает собеседника и ведёт диалог. Развитие этических чувств, доброжелательнос ти и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Владение коммуника тивными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем.

11


Моральный долг

КУ Задания на анализ текста «Моральный долг»: фор- мулирование вывода «Что такое моральный долг» В чем особенность морального долга? Какие моральные обязанности есть у человека? Вести учебный диалог: обсуждать афориз- мы в рубрике «Мудрые мысли». Приводить приме ры выполнения морального долга из жизни, филь- мов, литературы. Делает вывод, что долг - это осознание человеком необходимости исполнения моральных норм. Приводит примеры выполнения морального долга из жизни, фильмов, литературы. Делает вывод, что главное в моральном долге - сознательное и добровольное следование существующим в обществе нормам и требованиям. Выполняет интеллектуальные действия: анализ, установление причинно-следственных связей, аргу- ментация суждений, офор мление вывода. создает обобщенный план ответа по теме. Читает информа- цию, представленную в рисунках, выраженную в художественном тексте. Осознает необходимость справедливого отношения к окружающим людям. Использует информацию для решения учебных и практических задач. Умеет работать в коллективе. Слушает и слышит собе- седника, ведёт и поддерживает диалог, аргументи ровано отстаивает собственное мнение.

12


Справедливость

КУ Пересказ текста учебника «Как менялись представления о справедливости в ходе истории». Уяснить признаки, по которым можно судить о справедливости. Вести учебный диалог: обсуждение качеств героев «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина. Работать в группах: оцени- вать жизненные ситуации (кого из героев можно на- звать справедливым). Оформлять вывод «Кого называют справедливым». Выполнять задания на самооценку участия в совместной дея тельности (справедливо ли я вел себя в процессе совместной деятельности). Работает в группе. Участвует в обсуждении худо жественных произведений о несправедливости, корысти, нечестности. Отвечает на вопросы. Анализирует жизненные ситуации. Сос тавляет план ответа по теме «Что такое справедливость». Осваивает начальные фор мы познавательной и личностной рефлексии. Умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями ком муникации. Слушает собе седника и ведет диалог; признает возможность су ществования различных точек зрения и права каж дого иметь свою; излагает свое мнение и аргумен- тирует свою точку зрения. Развитие самостоятельнос- ти и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информаци- онной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, со- циальной справедливости. Заинтересованность в расширении и углублении получаемых знаний.

13


Альтруизм и эгоизм

КУ Чтение статьи учебника «Альтруизм и эгоизм». Отметить ответы на воп- росы: Что такое альтруизм? Что такое эгоизм? Что значит быть разумным эгоистом? Вести учебный диалог: кого из героев ска зок Ш. Перро «Золушка», В.Губарев «Старик Хоттабыч» можно назвать альт- руистом, эгоистом. Находит в статье учебника ответы на поставленные вопросы. Приводит примеры альтруизма, эгоизма, разумного эгоизма. Участ- вует в учебном диалоге. Высказывает и отстаивает свою точку зрения. Умеет с достаточной пол- нотой и точностью выражать свои мысли в соотве- тствии с задачами и условиями коммуникации. Адекватно оценивает собственное поведение и поведение окружающих. Развитие умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Готовность ис- пользовать получаемую подготовку в учебной дея- тельности при решении практических задач, воз никающих в повседневной жизни.

14


Дружба

КУ Читать и обсуждать текст «Дружба». Формулировать вывод: Какие отношения существуют между людьми. Что такое дружба. Чем дружеские отношения от личаются от других отно шений. Работать с рубрикой «Мудрые мысли». Знать отличительные черты дружбы и правила, на которых возможна прочная дружба. Читает текст и делает вывод, что дружба - это отношения, основанные на взаимной привязанности и личных интересах. Осознает этическое чувство дружба, его значимости в жизни каждого человека. Знает и выполняет прави ла, от которых зависит прочная дружба. Участ вует в обсуждении афоризмов в рубрике «Мудрые мысли».Составляет рассказ по рисункам с. 32 Строит рассуждения, отне сения к известным понятиям. Слушает собеседни ка и ведет диалог. Признает возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Развитие этических чувств: доброжелательнос ти и эмоционально-нравственной отзывчивости, по нимания и сопереживания чувствам других людей.

15


Что значит быть моральным.

КУ На основе анализа статьи учебника «Что значит быть моральным» с. 34-35 подготовить ответ, как светская этика отвечает на вопрос: «Что значит быть моральным?». Моделировать ситуации морального выбора по иллюстратив ному материалу учебника. Работает с текстовым и иллюстративным материалом. Пересказывает, дает ответ на поставленный воп рос на основе прочитан- ной статьи в учебнике. Умеет вести беседу. При меняет правила общения. Моделирует ситуации, рас крывающих моральный выбор людей. Выполняет интеллектуальные действия: анализ, установление причинно-следст венных связей, аргументация суждений, оформление вывода. Выполняет рефлексивные действия: оценка жизненных ситуа- ций, самооценка отношения к окружающим лю- дям. Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельно сти. Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю. Осо знает необходимость использования знаний по теме урока для принятия само стоятельного решения и морального выбора.

16


Подведение итогов

УОиСЗ Формирование групп обучаю- щихся для выполнения груп повых проектов, выбор тем, разработка плана работы над проектом. Анализируют важ- ность соблюдения человеком нравственных и моральных норм. Использовать материал из литературы, Интернета. Написать текст, подобрать или нарисовать иллюстрации, подготовить презентацию. Выбирает для выполнения проекта одну из тем: «Россия - Родина моя», «Всюду добрые люди вокруг…», «Я хочу вам рассказать об одном добром человеке», «Добро и зло в русских народных сказках», «Добродетельные герои сказок Г.-Х.Андерсена, Ш.Перро», «Добродетель и порок в сказке А.Н.Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино», «Вот что значит настоящий, верный друг», «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил (А.де Сент-Экзюпери)». Читает информацию, представленную в иллюстративном ряду и видеоматериалах. Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (проекта) и выделяет ее этапы. Умеет соотносить информацию с имеющимися зна- ниями.

17


Подведение итогов

УОиСЗ Подведение предварительных итогов курса. Готовит и защищает тему творческой работы. Умеет с достаточной пол нотой и точностью выражать свои мысли в соот ветствии с задачами и усло виями коммуникации. Вести беседу. Формулировать вопросы по услышанному. Адекватно оценивает резу льтаты своей деятельности. Предвидит результаты своей деятельности. Находит нужную информацию. Доводит работу до конца.

18


Род и семья - источник нравственных отношений.

КУ Установить, как тема уро ка связана с проблематикой курса основ светской этики. Выяснить, что такое род и существует ли се годня понятие рода. Обсудить, что такое родословие и почему для людей важно знать своих предков. Понимает, что семья - ос нова моральных устоев человека. Объясняет проис- хождение слов семья, род. Составляет свою родословную, рисует родословное дерево или родовой герб в виде иллюстрации, презентации. Осознанно строит речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации. Овладевает способа- ми принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, вести поиск средств ее осуществления. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Развитие этических чувств, доброже лательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопе- реживания чувствам других людей.

19


Нравственный поступок

КУ Работать в группах: прочи- тать статью «Нравственный поступок» с. 40-41, подготовить вывод «Что такое посту- пок в этике. Что такое нравс твенный поступок.». Подготовить памятку «Признаки нравст венных поступков». Составить рассказ-рассуждение по иллюстрациям с.41 «Какие поступки с точки зрения добра и зла совершают изображенные на нём персонажи?» Участвуют в обсуждении высказывания «Цель оправдывает средства». «Не вся кое действие - поступок». Читает статью, делает вывод: «Что такое поступок в этике. Что такое нравственный поступок». Составляет памятку с перечнем признаков нравс твенного поступка. Анализирует проделки Карлсона с точки зрения признаков нравственного поступка, делает вывод. Анализирует, обобщает, представляет информацию в «свернутом» виде (памятка). Владеет смысловым чтением. Находит ответы на поставленные вопросы. Составляет рас- сказ-рассуждение по иллюстрациям. Взаимодействует с участниками диалога. Умеет искать нужную информацию. Умеет доводить работу до конца. Предвидит результаты своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей деятельности.

20


Золотое правило нравственности

КУ Прочитать текст «Золотое правило нравственности». Найти ответить на вопросы «Почему появилось золотое правило нравственности? Как форму- лируется золотое правило нравственности?» Составить план использования золотого правила нравственности в жизни. Работать с рубрикой «Мудрые мысли». Оценить поступки главных героев сказки А. Н. Толстого «Золо- той ключик, или Приключения Буратино» с точки зрения золотого правила нравственности. Читает текст «Золотое правило нравственности» и находит ответ на вопросы «Почему появилось золотое правило нравственности? Как формулируется золотое правило нравственности?» Составляет план использования золотого правила нравственности в жизни. Работает с рубрикой «Мудрые мысли». Оценивает поступки главных героев сказки А. Н. Толстого «Золо- той ключик, или Приключения Буратино» с точки зрения золотого правила нравственности. Самостоятельно формулирует цель урока после предварительного обсуждения. Приобретает новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполняет проб- ные поисковые упражнения. Участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информа цию, перерабатывать её. Оценивать поступки, явле ния, события с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с обще принятыми нормами и ценностями.

21


Стыд, вина и извинение

КУ Вести учебный диалог: Что такое стыд? Что такое чувство вины? В различие между стыдом и виной? Обсуждать в группах житейские ситуа ции: когда и как принято извиняться. Рассмотреть кар тину Ф. Решетникова «Опять двойка» и объяснить, какие чувства выражают лица персонажей картины. Объяс нять смысл пословиц: «Счаст ливый из-за стола голодный встаёт», «Стыдливый покраснеет, а бесстыдный побелеет», «Со стыда сгорел». Читает, делает выводы на основе прочитанного. Уме ет вести беседу. Применяет правила общения. Работает в группах. Участвует в обсуждении пословиц. Моделирует ситуации, раскрывающие поведение человека среди людей. Выполняет интеллектуальные действия: анализ, установление причинно-следст венных связей, аргументация суждений, оформление вывода. Выполняет рефлексивные действия: оценка жизненных ситуа- ций, самооценка отношения к окружающим лю- дям. Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю. Осо знает необходимость использования знаний по теме урока для принятия само стоятельного решения и морального выбора.

22


22

Честь и достоинство

КУ Работать в парах. Прочитать статью учебника «Честь и достоинство» с. 46-47, найти ответ на вопрос: Что такое честь? Что такое достоинство? Рассмотреть иллюстрации, обсуждать жизненные ситуации с нравственных позиций: честь и достоинство. Приводить примеры извес тных героев книг, сказок, мультфильмов, соответствующие понятиям чести и достоинства. Называть имена спортсменов, которые защищают честь нашей странных на международных соревнованиях. Объяснять смысл пословицы «Береги платье снову, честь смолоду» Работает в парах. Применяет правила общения. Пересказывает и делает выводы о прочитанном. Умеет вести беседу. Моде- лирует ситуации, раскрывающие поведения человека среди людей понятия честь, достоинство. Выполняет интеллектуаль- ные действия: анализ, уста новление причинно-следст венных связей, аргументация суждений, оформление вывода. Выполняет рефлексивные действия: оценка жизненных ситуа ций, самооценка отношения к окружающим людям. Использует информацию для решения учебных и практических задач. Умеет работать в коллективе. Слушает и слышит собесе дника, ведет и поддерживает диалог, аргументиро- ванно отстаивает собственное мнение.

23


Совесть

КУ Чтение статьи учебника «Совесть» с. 48-49. Отметить ответы на вопросы: Что такое совесть? Чем различаются понятия «стыд» и «совесть» Вести учебный диалог: какой поступок совершил Алёша в сказке А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители». Ка- кое чувство испытал из-за своего поступка? Находит в статье учебника ответы на поставленные вопросы. Приводит примеры совести и стыда. Участвует в учебном диалоге. Высказывает и отстаивает свою точку зрения. Делает вывод, что совесть и стыд - это личная оценка человека. Умеет с достаточной пол- нотой и точностью выражать свои мысли в соотве- тствии с задачами и условиями коммуникации. Адекватно оценивает собственное поведение и поведение окружающих. Развитие умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Готовность ис- пользовать получаемую подготовку в учебной дея- тельности при решении практических задач, воз никающих в повседневной жизни.

24


Нравственные идеалы

КУ Прочитать текста учебника «Нравственные идеалы». Сделать вывод: «Нравственный идеал в истории развития человеческого общества.». Приводить примеры из Интернета, литературы о представлении людей о нравственном идеале в разные исторические эпохи. Пересказывает текст учебника «Нравственные идеалы». Знает правила честного поединка, введенного русски- ми богатырями. Совместно со взрослыми находит в литературе, Интернете примеры представлений людей о нрав ственном идеале в разные исторические эпохи. Подбирает пословицы по теме урока. Осуществляет информационный поиск для выпол нения учебных заданий. Владеет навыками смыс лового чтения текстов учебника, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.
Развитие самостоятельнос ти и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, со- циальной справедливости и свободе.

25


Нравственные идеалы

КУ Вести учебный диалог: Кто такие рыцари, джентльмены и леди. Какими качествами должен обладать истинный рыцарь и джентльмен. Что значит быть настоящей леди. Обсуждать в группах: рыца- рем, джентльменом и леди может быть только взрослый человек или и ваш сверстник? Приводить примеры из худо- жественной литературы, кинофильмов, из жизни рыцарских и джентльменс- ких поступков или поведения настоящей леди. Читает, делает выводы на основе прочитанного. Уме ет вести беседу. Применяет правила общения. Работает в группах. Участвует в обсуждении рубрики «Умные мысли». Модели- рует ситуации, раскрывающие поведение человека среди людей. Из художественной литературы, кино- фильмов, из жизни приводит примеры рыцарских и джентльменских поступков или поведения насто- ящей леди. Выполняет интеллектуальные действия: анализ, установление причинно-следст венных связей, аргументация суждений, оформление вывода. Выполняет рефлексивные действия: оценка жизненных ситуа- ций, самооценка отношения к окружающим лю- дям. Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю. Осо знает необходимость использования знаний по теме урока для принятия само стоятельного решения и морального выбора.

26


Образы нравственности в культуре Отечества

КУ Прочитать статью учебника и сделать вывод о нормах-образцах поведе- ния в культуре России - о труженике, патриоте, вои- не, коллективисте. Знакомится с примерами про- явления высокой нравственности в повседневной жизни, в истории, в произведениях литературы и искусства.
Находит в статье учебника ответы на поставленные вопросы. Приводит приме- ры проявления высокой нравственности в повседневной жизни.. Участвует в учебном диалоге: в чем должен выражаться патриотизм ваших свертсников. Высказывает и отстаивает свою точку зрения. Умеет с достаточной пол- нотой и точностью выражать свои мысли в соотве- тствии с задачами и условиями коммуникации. Адекватно оценивает собственное поведение и поведение окружающих. Участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информа цию, перерабатывать её. Оценивать поступки, явле ния, события с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с обще принятыми нормами и ценностями.

27


Этикет

КУ Составить тезисы по тексту «Этикет»: что такое этикет. Об одежде и этике те. О значении речи для этикета. Работать в паре. Составить перечень правил этикета, которые дол- жен соблюдать каждый ученик. Работать с иллюстрациям «Какие правила этикета нарушают герои рисунков на с. 56?» Работает в группе. Участвует в обсуждении литературных героев: соблюдал ли этикет Винни-Пух в гостях у Кролика. Отвечает на вопросы. Анализирует жиз ненные ситуации. Составляет перечень правил этикета, которые должен соблюдать каждый школьник. Выдвигает гипотезы. Анали зирует, обобщает, оформляет выводы. Читает, проводит опыты, наблюдения. Пересказывает, рассуждает. Читает информацию, представленную на рисунках-схемах. Анализирует и оценивает участие в учебном диалоге. Оценивает участие в групповой работе. Успешно осуществляет учебную деятельность. Использует информацию для решения учебных и практических задач. Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю. Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки.

Духовные традиции многонационального народа России 7 часов

28


Семейные праздники

КУ Вести учебный диалог: Когда и как появились праздники. Какое значение имеют праздники в жизни человека.. Прочитать информацию в руб рике «Это интересно», уметь пересказать. Составить памятку «Как выбирать подарок». Вести учебный диалог: прият но ли было ослику Иа полу- чать на день рождение подар- ки Винни-Пуха и Пятачка. Что может испортить праздник? Фиксирует условия успешной коммуникативной деятельности людей. Осознает необходимость толерантного отношения к окру- жающим людям. Выполняет рефлексивные действия: оценка жизненных ситуаций, событий, художественных произведений. Свертывает инфор- мацию (памятка). Сотрудничает в совместном решении проблемы. Умеет доводить работу до конца. Предвидит резуль- тат своей деятельности. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог.

29


Государственные праздники

КУ Осуществлять поиск необхо- димой информации для выполнения заданий. Анали зировать жизненные ситуа- ции, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами разных культурных традиций. Толе- рантное отношение к представителям разных мировоз зрений культурных традиций. Фиксирует условия успешной коммуникативной деятельности людей. Осознает необходимость толерантного отношения к окру- жающим людям. Выполняет рефлексивные действия: оценка жизненных ситуаций, событий, художественных произведений. Свертывает инфор- мацию (памятка). Сотрудничает в совместном решении проблемы. Умеет доводить работу до конца. Предвидит резуль- тат своей деятельности. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог.

30


Жизнь человека - высшая нравственная ценность

КУ Вести учебный диалог: что такое нравственные ценности. Сделать вывод: почему человеческая жизнь является высшей ценно- стью. Работать с рубрикой «Мудрые мысли». Рассмо- треть иллюстрации, обсуждать жизненные ситуации с нравственных позиций. Фиксирует условия успешной коммуникативной деятельности людей. Осознает необходимость толерантного отношения к окру- жающим людям. Выполняет рефлексивные действия: оценка жизненных ситуаций, событий, художественных произведений. Свертывает инфор мацию (памятка). Сотрудничает в совместном решении проблемы. Умеет доводить работу до конца. Предвидит резуль тат своей деятельности. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог.

31


Любовь и уважение к Отечеству

УОиСЗ Прочитать статью «Любовь и уважение к Отечес- тву». Сделать вывод: в чём ценность любви и в чём заключается её проявление к Родине. Учиться толерантному отношению к пред ставителям разных мировоззрений и культурных традиций. Читает текст и делает вывод, что любовь к Родине - это служение на благо людей, на благо Родины. Осознает чувство гордости, любви к Отечеству, их значимость в жизни каждого человека. Идентифицирует себя как гражданина Российской Федерации. Понимает особую роль многонациональ ной России в развитии общемировой культуры. Умеет соотносить инфор мацию с имеющимися знаниями. Понимает роль человека в обществе. Понимает осо- бую роль многонациональ- ной России в развитии общемировой культуры. Уважительно относится к своей стране.

32


Подготовка творческих проектов.

УОиСЗ Формирование групп обучаю- щихся для выполнения груп повых проектов, выбор тем, разработка плана работы над проектом. Анализируют важ- ность соблюдения человеком нравственных и моральных норм. Использовать материал из литературы, Интернета. Написать текст, подобрать или нарисовать иллюстрации, подготовить презентацию. Выбирает для выполнения проекта одну из тем: «Значение нравственности и этики в жизни человека и обще ства», «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Оте- чества», «Мой дедушка - защитник Родины», «Мой друг» и др Выполняет интеллектуальные действия: анализ, установление причинно-следственных и временных связей; обобщение. Составляет рассказ-повес твование.
Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Предвидит результат своей деятельности. Пони мает личное затруднение и обращается за помощью к учителю.

33


Презентация творческих проектов.

УОиСЗ Подведение итогов курса. Участвует в диспутах: учится слушать собесед- ника и излагать своё мнение. Готовит и защищает тему творческой работы. Умеет слушать и признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную. Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы. Уважительно относится к людям труда, к своей стране. Умеет соотносить ин формацию с имеющимися знаниями.

34


Презентация творческих проектов.

УОиСЗ Подведение итогов курса. Участвует в диспутах: учится слушать собесед- ника и излагать своё мнение. Готовит и защищает тему творческой работы. Обобщает знания, понятия и представления о ценностно-смысловых мировоззренческих основах, обе- спечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры. Умеет соотносить информацию с имеющимися зна ниями. Ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собст венное мнение. Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы.

Материально-техническое обеспечение программы курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Наименование объектов и средств

материально-технического обеспечения

Примечание

Книгопечатная продукция

А. Я. Данилюк . Программы «Основы религиозных культур и Светкой этики». М. «Просвещение», 2012

Учебники:

Основы светской этики. Учебник. 4 класса.- М. Просвещение, 2014.

Рабочие тетради

Основы светской этики. Рабочая тетрадь. 4 класса. .- М. Просвещение, 2014.

В программе определены цели и задачи курса, рассмотрены особенности содержания и результаты его усвоения, представлены содержание обучения, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся, описано материально-техническое обеспечение образовательного процесса. В учебнике представлен материал, соответствующий программе и позволяющий сформировать у младших школьников систему знаний, направленных на формирование и последовательную отработку универсальных учебных действий.. Многие задания содержат ориентировочную основу действий, что позволяет ученикам самостоятельно ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать ход и результаты собственной деятельности.

Рабочие тетради предназначены для организации самостоятельной деятельности учащихся. В них представлена система разнообразных заданий для закрепления подученных знаний и отработки универсальных учебных действий. Задания в тетрадях приведены в полном соответствии с содержанием учебника.

Печатные пособий

Картографические издания

Иллюстративные материалы

.

Технические средства обучения

Мультимедийный проектор

Экспозиционный экран

Компьютер

Сканер

Принтер лазерный

Документкамера

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Электронное пособие к учебнику «Основы светской этики», 4 класс

(диск CD-ROM)

Мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Ученические столы, стулья

Учительский стол

Шкафы для хранения дидактического материала

настенные доски для вывешивания иллюстративного материала




© 2010-2022