- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс
Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Синцова М.А. |
Дата | 17.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рабочая программа по предмету «Обучение грамоте» 1 класс
-
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Обучение грамоте» разработана на основе следующих документов:
- Фундаментальное ядро содержания общего образования по русскому языку.
- ФГОС НОО
- Примерная основная образовательная программа ОУ.
- Примерные программы по учебным предметам.
- Региональные методические письма.
- Федеральный перечень учебников.
- Учебный план ОУ.
-
Общая характеристика учебного предмета
Специфика уроков обучения грамоте состоит в том, что с них фактически начинаются сразу два курса: литературного чтения и русского языка. Эффективность освоения каждого из этих курсов во многом будет зависеть от содержания и способов подготовки учеников в период обучения грамоте, поскольку на этом этапе должны быть не только сформированы элементарное чтение и письмо, но и заложены основы необходимых в дальнейшем знаний и умений - читательских, речевых, фонетико-графических, орфографических и др. Данная программа обеспечивает: • появление у первоклассников некоторых знаний о речи, её назначении, главных качествах, видах, правилах общения и опыт применения этих знаний в речевой практике; • формирование представлений об основных единицах языка (о предложении, слове, слоге, звуке), освоение способов их вычленения, а также наблюдение за использованием этих единиц в речи; • фонетические знания (о звуках гласных и согласных, о гласных ударных и безударных, о согласных твёрдых и мягких, парных по твёрдости-мягкости и непарных, о согласных глухих и звонких, парных по глухости-звонкости и непарных) и на их основе развитие умения выполнять частичный и полный звуковой анализ слова; • формирование механизма плавного слогового чтения и постепенный переход к осознанному чтению целыми словами; • первоначальное введение в мир детских книг и мотивацию самостоятельного обращения к ним; • становление каллиграфических умений; • знакомство со способами обозначения звуков буквами и освоение основных правил графики: обозначения твёрдости-мягкости согласных и звука [й']; • знание признаков «опасных при письме мест» и становление орфографической зоркости - умения по освоенным признакам обнаруживать (на слух прогнозировать) орфограммы (термин не употребляется); • знакомство с несколькими традиционно изучаемыми в этот период орфографическими правилами: оформления границ предложений и слов, написания большой буквы, ударных сочетаний жи -ши и др., переноса слов. Ведущий метод обучения грамоте (как чтению, так и письму) - звуковой аналитико-синтетический, введённый в отечественную методику ещё К. Д. Ушинским. Рассматриваемая программа рассчитана на 200 часов (22-23 учебные недели) и реализована в букваре «Мой первый учебник» (авторы: М. С. Соловейчик, Н. М. Бетенькова, Н. С. Кузьменко, О. Е. Курлыгина) и прописях «Хочу хорошо писать» (авторы Н. С. Кузьменко, Н. М. Бетенькова, под ред. М. С. Соловейчик).
3.Место предмета «Обучение грамоте» в учебном плане Добуквенный период обучения грамоте (традиционно называемый подготовительным) рассчитан на 42 часа - 23 урока письма и 19 уроков чтения. На основе букваря (на уроках чтения) в употребление вводится понятие речь, выявляются её главные качества (быть понятной и вежливой), разновидности (деловая и «картинная», устная и письменная), начинают осваиваться правила общения, в том числе на уроке. Происходит знакомство с понятиями предложение, слово, слог, звук; каждое из них ложится в основу формирования целого комплекса речевых, фонетико-графических и орфографических умений. Последние (орфографические) предполагают введение понятия «опасное при письме место» - пока применительно к границам предложений и слов, к использованию больших букв в именах людей, кличках животных и т. д. Значительная часть уроков этого периода (14) отводится на фонетическую работу - знакомство со звуковой системой языка, с характеристикой звуков, освоение частичного, а затем и полного звукового анализа слов. Центральная задача основного периода обучения грамоте понятна из его названия: «Узнаём буквы и учимся читать». Этот период занимает 151 час. Заключительный период изучения предмета - 7 часов. Всего на предмет «Обучение грамоте» (уроки письма и обучения чтению) запланировано 200 часов.
-
Содержание обучения грамоте
-
ПРОГРАММНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УМЕНИЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ НА КОНЕЦ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
Для успешности последующей учебной работы, в частности для дальнейшего приобщения детей к чтению и эффективного освоения курса русского языка, к концу обучения грамоте по данной программе, указанным букварю и прописям первоклассники должны приобрести следующие умения: Читательские: • читать правильно и плавно целыми словами или по слогам с темпом (вслух) не менее, чем 25 слов в минуту; понимать читаемое преимущественно по ходу чтения; • замечать слова, значения которых не совсем понятны, и спрашивать о них; • самостоятельно готовиться к чтению слов, трудных по слоговой структуре; • при повторном чтении использовать некоторые средства создания выразительности, в том числе окраску голоса (интонацию), мимику. Речевые: • участвовать в коллективном устном общении, вступать в диалог, соблюдать при этом принятые правила поведения: пользоваться различными этикетными формулами, выбирая их в соответствии с адресатом и ситуацией, слушать говорящего, смотреть на него, обращаться к собеседнику по имени (имени и отчеству) и т. п.; • понимать вопросы и задания, инструкции учителя, адекватно реагировать на них; • выделять из потока устной речи отдельные предложения, определять их количество, слышать интонацию, с которой каждое произносится; • замечать в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении; • создавать короткие устные высказывания, в том числе деловые (на основе схем, моделей) и «картинные» - по рисункам, своим впечатлениям от увиденного, услышанного, прочитанного. Фонетические: • разграничивать понятия «звук» и «буква», правильно называть звуки и буквы; • последовательно вычленять все звуки слова и характеризовать их, отражая проведённый анализ в звуковых схемах; выделять слоги, хорошо различать ударные и безударные гласные, парные и непарные по глухости-звонкости согласные, для парных - определять их место в слове (на конце, перед гласным, перед другим парным); Гигиенические, каллиграфические, графические, орфографические: • соблюдать правила посадки за столом, положения тетради, ручки в руке; • правильно, аккуратно, разборчиво и, по возможности, красиво писать буквы и оформлять их соединение; адекватно оценивать каллиграфическую сторону своей записи; • осознанно обозначать при письме твёрдость и мягкость согласных, а также звук [й']; • обнаруживать по освоенным признакам имеющиеся в слове, в предложении «опасные при письме места»; • применять правила оформления границ предложений, раздельного написания слов, а также написания букв гласных в ударных слогах жи-ши, ча-ща, чу-щу; • писать под диктовку и списывать с печатного текста слова и короткие предложения, отмечая «опасные места» и применяя освоенные орфографические правила, в том числе основные правила переноса слов.
-
Тематическое планирование уроков чтения и письма (200 ч.)
Вопросы программы
Темы (разделы) курса,
основное содержание работы1
Характеристика деятельности учащихся
Речь, речевая деятельность
Речь как способ общения людей.
Способы проявления вежливости в ситуациях приветствия, прощания, просьбы, извинения.
Речь как способ общения.
Правила поведения во время общения. Понятность и вежливость как главные качества речи.
Деловые сообщения и словесные рисунки как разновидности речи. Накопление опыта участия в диалоге, в общей беседе, опыта говорения и слушания других, точного ответа на вопросы, пользования правилами речи, средствами выразительности устной речи. Устная и письменная речь; наблюдения за силой и окраской голоса, за мимикой и жестами как помощниками устной речи.
Гигиенические требования к посадке, положению ручки при письме. Освоение необходимых при письме движений, развитие мелкой мускулатуры руки, глазомера, ориентировки в пространстве страницы, координации движений. Формирование элементов самооценки написанного с точки зрения качества письма.
Знакомство с учителем, одноклассниками, первым учебником и прописями.
Как мы здороваемся и прощаемся?
Зачем нужна речь? Знакомство с правильной посадкой, положением ручки, разлиновкой прописи. Правила хорошей речи. Знакомство со штриховкой и разными её видами.
Об одном и том же по-разному. Речь устная и письменная.
Продолжение работы над правильной посадкой, положением руки, ручки, над разными видами штриховки.
Знакомиться с одноклассниками, рассматривать обстановку класса, букварь, прописи. Слушать рекомендации учителя, выполнять их, отвечать на вопросы.
Рассматривать и «озвучивать» картинки букваря, соотносить этикетные формы с рисунками. Анализировать речевые ситуации, сравнивать средства языка, выбирать их. Моделировать речь с помощью учителя, анализировать модель, находить неточности в условных обозначениях, исправлять их, выводить (вместе с учителем) правила речи. Разыгрывать речевые ситуации, меняясь ролями: говорящий - слушающий. Наблюдать за речью учителя, одноклассников, оценивать выполнение правил речи, высказывать своё мнение, советы. Пользоваться этикетными словами, правилами речи в общении со взрослыми и сверстниками.
Анализировать примеры речи, разграничивать разновидности речи, создавать высказывания разных видов речи по картинкам букваря, на основе собственного опыта; «озвучивать» диалоги, разыгрывать ситуации общения, соотносить образцы речи с модельными изображениями характеристик высказыва-ния, пользоваться средствами выразительности в своей устной речи, слушать учителя и одноклассников, оценивать выразительность их речи.
Создавать и поддерживать порядок на своём рабочем месте. Слушать учителя и выполнять его инструкции. Рассматривать рисунки и выбирать те, которые подходят для каждого ученика (леворукого, праворукого) с точки зрения посадки и положения ручки в руке; определять направление ручки при письме (вверх, чуть выше плеча). Обводить рисунки по контуру серого цвета. Рассматривать картинки и определять возможные направления движения: вверх, вниз, вправо, влево, вокруг. Рассматривать подпись под картинкой, узоры, сделанные на разлиновке, определять, зачем нужна каждая из линий, начало и направление письма на строке. Обводить узоры, контурные картинки, самостоятельно дорисовывать узоры. Штриховать рисунки и геометрические фигуры, выбирая соответствующее направление штрихов. Оценивать своё отношение к выполненной работе, выбирая одну их схем (доволен - не доволен своей работой).
Предложение и слово Предложение как способ выражения мысли. Оформление предложений в устной и письменной речи. Начало и конец предложения в письменной речи как «опасные при письме места». Знакомство с правилами правописания: прописная буква в начале предложения и в именах собственных (без использования термина); выбор знаков препинания в конце предложения. Письмо под диктовку (квази-письмо); овладение последовательностью операций, осуществляемых при письме под диктовку. Проверка написанного.
Слово как название чего-либо; разграничение слов и называемых ими явлений действительности. Наблюдения за значениями слов. Пробел между словами в письменной речи и прописная буква в именах собственных (без использования термина) как «опасные при письме места». Знакомство с правилом правописания: раздельное написание слов; различение слова и предложения.
Гигиенические требования к положению тетради и руки. Начертание и название основных элементов строчных и прописных букв. Формирование элементов самооценки написанного с точки зрения качества письма.
Предложение. Знакомство с оформлением границ предложения (прописная буква в начале предложения и знаки препинания в конце). Введение выражения: «опасные при письме места» применительно к оформлению границ предложения. Введение письма под диктовку слов и предложений (квази-письмо). Знакомство с секретом наклонного письма.
Слово. Знакомство с раздельным написанием слов. Прописная буква в именах собственных (без использования термина). Квази-письмо предложений с делением на слова.
Знакомство с элементами букв. Наблюдать за оформлением границ предложения в устной речи, оценивать речь как понятную и непонятную, выявлять средства оформления предложений в устной речи, соотносить их со способами оформления в письменной речи. Выводить (вместе с учителем) действия, выполняемые при письме под диктовку, и самостоятельно «записывать» предложения в виде схем (моделировать). Определять на слух границы предложений, количество произнесённых предложений, различать интонацию конца предложения, выбирать нужный знак препинания. «Читать» и сравнивать предложения с разной интонацией. Соотносить предложение со схемой (моделью). Строить предложения по схеме.
Сравнивать предметы и слова как их названия; делать выводы, а потом доказывать, что слово и называемый им предмет - не одно и то же. Выделять слова из предложения, конструировать, преобразовывать и составлять предложения. Наблюдать за значениями слов, отличать «ненастоящие» слова от и «настоящих», объяснять отличие. Определять количество слов в предложении. Показывать деление предложения на слова схематически (моделировать услышанное или составленное предложение).
Рассматривать рисунки, выбирать те, которые подходят каждому из учеников (леворукому или праворукому) с точки зрения положения тетради, выводить (вместе с учителем) секрет наклонного письма и пользоваться им. Анализировать образцы элементов букв, находить, на что они похожи, запоминать их название. Сравнивать новые элементы с уже изученными, находить в них сходство и различие. Называть элементы букв, выполнять нужные движения при их письме. Обводить контурные рисунки, расписывать их элементами букв, обводить элементы букв по серому цвету и писать их самостоятельно. Оценивать выполнение работы с точки зрения каллиграфического письма элементов букв, дорисовывая схему-рисунок.
Фонетика Слог как минимальная произносительная единица. Выделение слогов с помощью приёма скандирования.
Звуки речи, их отличие от звуков окружающего мира. Единство звукового состава слова и его значения. Приём интонационного выделения звуков. Установление последовательности и количества звуков в слове. Смыслоразличительная роль звуков.
Различение гласных и согласных звуков. Наблюдения за значениями слов.
Различение ударных и безударных гласных; приём «с удивлением спроси» как способ выявления ударных гласных. Гласный звук как основа слога, смыслоразличительная роль ударения.
Различение согласных звуков: твёрдых и мягких, звонких и глухих. Единство звукового состава слова и его значения; смыслоразличительная роль звуков. Общее представление о согласных парных и непарных по твёрдости-мягкости.
Начертание и название основных элементов строчных и прописных букв. Знакомство с правилом выбора соединения (в зависимости от места, где начинается следующий элемент или буква). Овладение способами соединения элементов букв при письме (верхним, нижним, средним). Продолжение работы над самооценкой написанного с точки зрения качества письма.
Слог. Овладение приёмом скандирования как способом деления слова на слоги. Продолжение знакомства с элементами букв. Квази-письмо слов и предложений с указанием слогов в словах.
Звуки окружающего мира. Звуки речи. Овладение способом выделения звуков и вычленением их последовательности в слове. Продолжение знакомства с элементами букв.
Звуки гласные и согласные. Овладения способом их различения. Продолжение знакомства с элементами букв.
Ударение. Ударные и безударные гласные звуки. Овладение приёмом выявления ударных гласных. Продолжение знакомства с элементами букв. Знакомство с правилом выбора соединения в зависимости от места, где начинается следующий элемент. Квази-письмо слов и предложений с указанием в слоговых схемах ударных и безударных гласных.
Согласные звуки: твёрдые и мягкие; парные и непарные. Согласные звуки: глухие и звонкие.
Знакомство с нижним соединением элементов букв и овладение им. Знакомство со средним соединением элементов букв и овладение им. Знакомство с верхним соединением элементов букв и овладение им.
Скандировать слова, «озвучивая» картинки букваря. Наблюдать за делением слова на части, слушать сообщение учителя о названии этих частей. Делить слова на слоги путём скандирования. Моделировать слоговой состав слов с помощью слоговых схем. Соотносить слоговые схемы и слова, подбирать слова к схемам; группировать слова в зависимости от их слогового строения.
Подражая учителю, протяжно или многократно (усиленно) произносить отдельные звуки и их последовательность в слове; обозначать каждый звук условным значком. Моделировать звуковой состав слова, отражая в модели количество звуков; составлять из отдельных звуков слова. Слушать звуки окружающего мира и объяснять их отличие от звуков речи. Сравнивать звуки и значения слов, выявлять и называть смыслоразличительные звуки; объяснять смыслоразличительную роль звуков. Соотносить слова со звуковыми моделями; группировать слова в соответствии со звуковыми моделями. Понимать фонетические задания, представленные в схематичной форме, и выполнять их. Контролировать процесс и результат звукового анализа слов одноклассниками.
Сопоставлять первый и последний звуки в слове «аист», наблюдать за особенностями их произнесения. Ставить фонетический опыт: пытаться произносить первый звук с закрытым ртом, а последний - с открытым. Слушать информацию учителя о делении звуков на гласные и согласные. Формулировать (совместно с учителем) вывод об особенностях произнесения гласных и согласных звуков и способа их различения. Различать гласные и согласные звуки, обозначать их соответствующими условными значками. Моделировать звуковой состав слова, отражая последовательность и характеристику звуков как гласных и согласных. Соотносить слова со звуковыми моделями; классифицировать слова в зависимости от характеристики звуков. Контролировать процесс звукового анализ и оценивать его правильность. Участвовать в беседе по обсуждаемым на уроке проблемам, Высказывать свою точку зрения и выслушивать чужую; соблюдать правила речевого поведения. Слушать описание ситуации, изображённой на картинке букваря, «озвучивать» вопрос мальчика. Наблюдать за произнесением с интонацией удивления слова «мама»; сравнивать характер произнесения слогов. Слушать информацию учителя об ударных и безударных слогах и их обозначении в схеме. Переносить понятие «ударный» и «безударный» на гласный звук как основу слога; обозначать ударные и безударные гласные звуки условными значками. Определять место ударения в слове, разграничивать ударные и безударные слоги и гласные звуки. Характеризовать звуковой состав слова по его модели; выбирать слова, подходящие к модели. Соотносить звуковые модели слов и слова; группировать слова в соответствии с моделями; находить «ошибки» в звуковых схемах слов. Моделировать звуковой состав слов, отражая последовательность звуков и их характеристику. Сравнивать слова, отличающиеся ударением. Делать вывод о смыслоразличительной роли ударения. Обобщать сведения о звуках речи, строить небольшой монолог на основе модели.
Выделять и сравнивать согласные звуки, выявлять их различие. Слушать информацию о названии этих звуков и способах их обозначения. Различать твёрдые и мягкие (звонкие и глухие) согласные, обозначать их условными значками. Анализировать согласные звуки, характеризовать их. Группировать слова в зависимости от характеристики согласных; подбирать слова в соответствии с моделью; критически оценивать соответствие рисунка (слова) и модели. Моделировать звуковой состав слова, отражая последовательность звуков и их характеристику. Характеризовать звуки как парные или непарные по твёрдости-мягкости. Сравнивать значения слов, различающихся одним звуком; наблюдать за смыслоразличительной ролью звуков. Обобщать знания о звуках речи, строить небольшие монологические высказывания на основе модели.
Рассматривать узоры, составленные из элементов букв и определять, как они соединены между собой. Проверять применение выведенного способа соединения применительно к элементам, указанным в прописях. Анализировать записи в прописи и находить в них изученное соединение элементов. Обводить по серому шрифту элементы букв с рассмотренным соединением, подбирать элементы к другим элементам, которые присоединяются данным способом. Оценивать выполнение работы с точки зрения каллиграфического письма элементов букв, дорисовывая схему-рисунок.
Графика и орфография Различение звуков и букв как знаков для обозначения звуков в письменной речи. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами: воспроизведением звуковой формы слова по его буквенной записи (чтением); обозначением последовательности звуков слова буквами при письме.
Правильные названия букв. Буквы ы-и как показатели твёрдости или мягкости предшествующего согласного. Списывание с печатного текста как способ записи, слогов, слов, предложений; овладение последовательностью операций, осуществляемых при списывании. Проверка написанного.
Разграничение слов и называемых ими явлений действительности. Наблюдение за значениями слов, за их смысловыми связями, за родственными отношениями; накопление опыта постановки вопросов к словам, изменения слов в соответствии с вопросами1.
Понимание содержания прочитанных текстов, роли заголовков в них; наблюдение за использованием слов. Накопление опыта участия в диалоге, в общей беседе: опыта говорения и слушания других, точного ответа на вопросы, пользования правилами речи, средствами выразительности устной речи2.
Правильные названия букв. Буквы ы-и как показатели твёрдости или мягкости предшествующего согласного.
Буквы гласных как показатели твёрдости или мягкости предшествующего согласного. Буква ь как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Знакомство с признаками «опасностей письма» (термин «орфограмма» не используется): на месте безударных гласных. Начало работы над орфографической зоркостью. Понимание функций небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса. Перенос слов по слогам.
Буква й как способ обозначения звука [й,]. Обобщение: непарные по глухости-звонкости звонкие согласные звуки.
Парные по глухости-звонкости согласные звуки и их буквы. Знакомство с признаками «опасностей письма» (термин «орфограмма» не используется): на месте парных по глухости-звонкости согласных на конце слова. Становление орфографической зоркости. Знакомство с правилом правописания сочетаний жи-ши в положении под ударением.
Непарные по глухости-звонкости глухие согласные звуки и их буквы. Знакомство с признаками «опасностей письма» (термин «орфограмма» не используется): на месте парных по глухости-звонкости согласных перед другими парными согласными. Становление орфографической зоркости - умения по освоенным признакам обнаруживать и на слух прогнозировать орфограммы. Знакомство с правилами обозначения гласных в сочетаниях ча-ща, чу-щу в положении под ударением.
Буквы е, ё, ю, я в определённых позициях как способы обозначения звука [й,].
Разделительные ь и ъ как показатели наличия звука [й,].
Правильные названия букв и общее знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Начертание и название строчных и прописных букв. Овладение способами соединения букв при письме (верхним, нижним, средним). Требования к оформлению записей. Продолжение работы над самооценкой написанного с точки зрения качества письма.
Знакомство с миром детских книг для мотивации самостоятельного чтения. Первые буквы гласных звуков А а - О о, И и - ы, У у - Э э. Письмо букв о О, и И - ы, э Э, у У, а А.
Буквы непарных звонких (сонорных) согласных Л л, М м, Н н, Р р. Письмо букв л Л, м М, н Н, р Р. Знакомство с алгоритмом списывания.
Буквы парных по глухости-звонкости согласных звуков С с, К к, Т т, В в, П п, Ш ш. . Письмо букв с С, к К, т Т, в В, п П, ш Ш. Обозначение ударного гласного звука [ы] в сочетании ши.
Буквы, обозначающие мягкость согласных и, я, е, ё, ю, ь. Письмо букв я, е, ё, ю, ь. «Опасности письма» на месте безударных гласных. Знакомство с основным правилом переноса слов с одной строки на другую.
Буква й и обобщение: непарные по глухости-звонкости звонкие согласные звуки и их буквы. Письмо букв й Й.
Буквы парных по глухости-звонкости согласных звуков З з - С с, Б б - П п, Г г - К к, Д д - Т т, В в - Ф ф, Ж ж - Ш ш. «Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных (на конце слова). Письмо букв з З, б Б, г Г, д Д, ф Ф, ж Ж. Обозначение ударного гласного звука [ы] в сочетаниях жи- ши.
Буквы непарных по глухости-звонкости глухих согласных звуков: Х х, Ц ц, Ч ч, Щ щ. «Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных (перед согласными). «Опасности письма»: ча- ща, чу- щу. Письмо букв х Х, ц Ц, ч Ч, щ Щ.
Новая «работа» знакомых букв: Е е, Ё ё, Ю ю, Я я. Письмо букв Е, Ё, Ю, Я.
Разделительные знаки - ь и ъ. Письмо ь и ъ знаков как разделительных. Обобщение.
Алфавит.
Сколько интересных книг!
Различать звуки и буквы. Вычленять ударные гласные звуки из слов и, если буква знакома, обозначать соответствующей буквой. Слушать и воспроизводить названия букв. Называть изученные буквы, читать, интонировать и определять, какой ударный гласный звук обозначается этой буквой. Выделять гласные звуки и обозначать на письме ударные. Вычленять в словах твёрдые и мягкие звуки, наблюдать за использованием букв, выводить правило чтения и читать («озвучивать»), твёрдо или мягко, буквы согласных перед буквами гласных. Классифицировать буквы в зависимости от обозначаемых ими звуков: буквы гласных или согласных. Слышать согласные и ударные гласные и обозначать их соответствующими буквами. Выводить действия, необходимые при списывании и составлять с помощью учителя памятку списывания.
Сравнивать слова по значению; объяснять различие в значении слов, отличающихся одной буквой; сравнивать по значению слова-омонимы, синонимы, наблюдать за переносным употреблением слов и выражений (без терминов); соотносить прочитанные слова с картинками; задавать вопросы о значении слов; находить предлагаемые слова в текстах; изменять слова.
Соотносить предложения с рисунками, моделями; находить в тексте предложение к иллюстрации. Замечать различные знаки препинания в конце и внутри предложений, в соответствии с ними выразительно читать; делать умозаключения, выводы о связи знаков препинания, смысла и интонации. Самостоятельно готовиться к чтению трудных слов, деля их на слоги. Отвечать на вопросы по фактическому содержанию текста. Озаглавливать текст по его теме, выбирать более точный заголовок. Разыгрывать диалоги, читать по ролям отдельные реплики; оценивать выразительность чтения. Участвовать в обсуждении прочитанного; соблюдать правила речевого поведения; оценивать соблюдение этих правил всеми участниками.
Проводить звуковой анализ слов, выделять отдельные звуки и обозначать их буквами. Слушать и воспроизводить названия букв. Читать слоги и слова с изученными буквами гласных и согласных звуков, пользуясь правилом чтения. Наблюдать и делать некоторые выводы: одни буквы обозначают пары звуков по твёрдости мягкости, а другие нет, например, буква «ш». Выводить правило написания ударного сочетания «ши». Обозначать гласные и согласные звуки в сильных позициях изученными буквами. Рассказывать правила чтения и письма по модели.
Слушать сведения о буквах, обозначающих мягкость согласных звуков, добавлять их в модели, в которых отражены правила чтения и письма. Читать, пользуясь правилом чтения. Выбирать правильные буквы гласных для ударных гласных звуков после мягких и твёрдых согласных (по правилу письма). Наблюдать за обозначением безударных гласных звуков буквами, формулировать с помощью учителя вывод о «недоверии» этим звукам при письме, так как на их месте всегда есть выбор букв для их обозначения. Конструировать слова из готовых слогов, писать их. Списывать слова в соответствии с памяткой списывания.
Выделять звук [й,] и обозначать его буквой й в позициях: на конце слова и перед согласным. Читать слова с буквой й. Наблюдать и делать обобщение о буквах непарных звонких согласных звуков. Рассказывать по модели (ленте букв) сведения о буквах.
Наблюдать за буквами, обозначающими парные по глухости-звонкости звуки. Классифицировать буквы парных или непарных по глухости-звонкости согласных. Читать, списывать слова с изученными буквами. Писать под диктовку, выполняя нужные действия. Наблюдать за обозначением парных по глухости-звонкости согласных звуков на конце слов буквами, формулировать с помощью учителя вывод о «недоверии» этим звукам, так как на их месте есть выбор букв для их обозначения. Списывать и писать под диктовку слова в соответствии с памяткой списывания и технологией письма под диктовку. Распространить правило обозначения ударного гласного звука [ы] в сочетании «ши» на сочетание «жи», обобщить сведения. Писать слова с данными сочетаниями, пользуясь правилом.
Вычленять непарные по глухости-звонкости звуки из слов, слушать учителя об обозначении этих звуков буквами, запоминая их название. Классифицировать буквы парных или непарных по глухости-звонкости согласных. Наблюдать за обозначением глухих согласных звуков перед согласными буквами, дополнять уже полученную информацию об этих звуках новой: им нельзя «доверять» ещё и тогда, когда они находятся перед согласными. Рассказывать об «опасностях письма» по таблице.
Выделять звук [й,] в словах, определять его место и обозначать соответствующими буквами. Читать слова с буквами е, ё, ю, я, правильно «озвучивая» их. Наблюдать, сравнивать и делать обобщение о новой работе букв. Рассказывать по модели правила чтения и письма. Писать под диктовку слова, в которых указанные буквы выполняют разную функцию: мел -ел.
Анализировать слова со звуком [й,], сравнивать способы его обозначения. Наблюдать за использованием разделительных ь и ъ; делать вывод об их «работе». Читать и списывать слова с ь и ъ знаками. На основе моделей обобщать приобретённые сведения о звуках и буквах, о способах обозначения твёрдости и мягкости согласных, звука [й,], об «опасных при письме местах»; с опорой на модели строить связные высказывания. Называть буквы в алфавитном порядке; добавлять пропущенные буквы алфавита.
Анализировать буквы, выделять в них знакомые элементы, сравнивать названные элементы с указанными в прописи. Определять начало письма буквы и последовательность движения руки при их письме. Обводить буквы по серому шрифту, писать их самостоятельно, сравнивать написанные буквы с образцом и оценивать их начертание. Использовать разные способы соединения изучаемой буквы с элементами, а в дальнейшем с буквами. Вписывать буквы в слова, данные с пропуском. Списывать и писать слова под диктовку по определённой технологии. Оценивать выполнение работы с точки зрения каллиграфического письма элементов букв, дорисовывая схему-рисунок.
Читать авторские тексты, узнавать авторов, книги; показывать с помощью средств выразительности своё отношение к читаемому. Рассматривать обложки детских книг, отрывки из которых читались по букварю; предполагать, о чём книга; соотносить отрывки из произведений с обложками книг. Обсуждать прочитанное, рассказывать о книгах.
7. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ
№ урока письма
№ урока
чтения
Тематика уроков чтения и письма
Страницы букваря, прописей
Дата проведения
Добуквенный период (42 ч.: 23/192)
1
Знакомство с учителем, одноклассниками, первым учебником и прописями обл. 3-5 обл.
2 1 Как мы здороваемся и прощаемся? Знакомство с правильной посадкой, положением ручки 6-7 3
3 2 Зачем нам нужна речь? Знакомство с разлиновкой прописи 8-9 4-5
4 3 Правила хорошей речи Знакомство со штриховкой 10-11 6-7
2 Первая цифра дроби указывает количество уроков письма, а вторая - чтения (из расчёта 9 часов в неделю, из которых 5 - работа по прописям, а 4 - по букварю). В адаптационный период для уменьшения количества уроков можно, сокращая объём работы, сливать урок чтения и письма в один интегрированный. 5 4 Об одном и том же по-разному. Продолжение знакомства со штриховкой 12-13 8-9
6 5 Речь устная и письменная. Продолжение знакомства со штриховкой 14-15
7 6 Предложение Знакомство с секретом наклонного письма. Введение письма под диктовку (квази-письмо) 16-17 10-11
8 7 Слово,слог. Знакомство с элементами букв. Квази-письмо с делением на слова 18-19 12-13
9
Знакомство с элементами букв. Квази-письмо с указанием слогов в словах 20-21 14-15
10 8 Звуки вокруг нас. Звуки речи Знакомство с элементами букв: 22-23 16-17
11 9 Звуки речи. Знакомство с элементами букв: 24-25 18-19
12 10 Звуки гласные и согласные. Повторение изученных элементов. 26-27
13 11 Звуки гласные и согласные.Совершенствование умения выделять звуки речи. Знакомство с элементами букв. 28-29 20-21
14
Знакомство с элементами букв. 30-31 22-23
15 12 Ударение. Ударные и безударные гласные звуки Знакомство с элементами букв. 32-33 24-25
16 13 Ударные и безударные гласные звуки: закрепление. Знакомство с элементами букв: - - 34-35 26-27
17 14 Согласные звуки: твёрдые и мягкие Знакомство с нижним соединением элементов букв 36-37 28-29
18 15 Ударные и безударные гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки: закрепление Знакомство со средним соединением элементов букв 38-39
19
Закрепление изученных соединений элементов букв.
40-41 30-31
20 16 Гласные и согласные звуки: обобщение Знакомство с верхним соединением элементов букв 42-43 32-33
21 17 Согласные звуки: глухие и звонкие. Знакомство с верхним соединением элементов букв: продолжение 44-45 34-35
22 18 Глухие и звонкие согласные звуки: закрепление Знакомство с верхним соединением элементов букв: продолжение 46-47 36-37
23 19 Звуки речи: обобщение. Буквы Аа - Оо. Обобщение: виды соединений элементов букв - нижнее, верхнее, среднее
48 38-39
Основной период (40 ч.: 18/18/4)1
Первые буквы гласных звуков А а - О о, И и - ы, У у - Э э
№ 2
24
Письмо букв о О 49-51 4-5
25 20 Буквы И и - ы Письмо букв и И - ы 52-53 6-7
26 21 Буквы У у - Э э Письмо букв э Э 54-55 8-9
27 22 Закрепление Письмо букв у У 56-57 10-11
1 В этот период на обучение чтению и письму отводится по 4 часа в неделю; ещё один час, девятый, условно названный резервным, рекомендуется проводить как комбинированный урок, включающий упражнение в чтении и письме. Количество таких уроков обозначено третьей цифрой дроби, а их возможное место показано серым цветом. 28 23 Буквы Л л - М м Письмо букв а А
12-13
Буквы непарных звонких (сонорных) согласных: Л л, М м, Н н, Р р
29
Письмо букв л Л 60-61 14-15
30 24 Закрепление Письмо букв м М 62-63 16-17
31 25 Буквы Н н Письмо букв н Н 64-65 18-19
32 26 Буквы Р р Письмо букв р Р 66-67 20-21
33 27 Закрепление Упражнение в чтении и письме
34
Закрепление 68-69 22-23
Буквы парных по глухости-звонкости согласных звуков: С с, К к, Т т, В в, П п, Ш ш
35 28 Буквы С с Письмо букв с С 72-73 24-25
36 29 Буквы К к Письмо букв к К 74-75 26-27
37 30 Закрепление Закрепление 76-77 28-29
38 31 Буквы Т т Упражнение в чтении и письме
39
Письмо букв т Т 78-79 30-31
40 32 Буквы В в Письмо букв в В 80-81 32-33
41 33 Закрепление Закрепление 82-83 34-35
42 34 Буквы П п Письмо букв п П 86-87 36-37
43 35 Упражнение в чтении и письме
1 Данный урок, взятый из числа резервных, полностью отводится на обучение письму. 44
Упражнение в чтении и письме
45 36 Упражнение в чтении и письме
46 37 Буквы Ш ш Письмо букв Ш ш 88-89 38-39
47 38 Буквы ы - И и Закрепление 90-93 40-41
Буквы, обозначающие мягкость согласных: и, я, е, ё, ю, ь Ч. 2 № 3
48 39 Буквы А а - я Повторение 6-7 4-5
49
Письмо буквы я 8-9 6-7
50 40 Буквы Э э - е Письмо буквы е 10-11 8-9
51 41 Закрепление Закрепление 12-13 10-11
52 42 Буквы О о - ё Упражнение в чтении и письме
53 43 Буквы У у - ю Письмо буквы ё 14-15 12-13
54
Письмо буквы ю 16-17 14-15
55 44 Закрепление Закрепление 18-19 16-17
56 45 Буква ь Письмо буквы ь 20-21 18-19
57 46 Закрепление. Закрепление. 22-23 20-21
58 47 «Опасности письма» на месте безударных гласных. «Опасности письма» на месте безударных гласных 26-27 22-23
59
Закрепление 28-29 24-25
Буква й и обобщение: непарные по глухости-звонкости согласные звуки и их буквы
60 48 Буквы Й й. Письмо букв й Й 30-31 28-29
61 49 Закрепление и обобщение Упражнение в чтении и письме
62 50 Буквы З з - С с Закрепление и обобщение 32-33 28-29
Буквы парных по глухости-звонкости согласных звуков: З з - С с, Б б - П п, Г г - К к, Д д - Т т, В в - Ф ф, Ж ж - Ш ш
63 51 Буквы Б б - П п Письмо букв з З 34-35 30-31
64
Письмо букв б Б 36-37 32-33
65 52 Закрепление Закрепление 38-39 34-35
66 53 Упражнение в чтении и письме
67 54 Буквы Г г - К к Письмо букв г Г 40-41 36-37
68 55 Буквы Д д - Т т Письмо букв д Д 42-43 38-39
69
Закрепление 44-45 40-41
70 56 Закрепление «Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных (на конце слова) 48-49 42-43
71 57 «Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных (на конце слова) Упражнение в чтении и письме
72 58 Буквы В в - Ф ф Письмо букв ф Ф 50-51 44-45
73 59 Буквы Ж ж - Ш ш Письмо букв ж Ж 52-53 46-47
74
Закрепление 54-55 48-49
75 60 Закрепление. Правописание ударных сочетаний жи - ши 56-57 50-51
76 61 Правописание ударных сочетаний жи - ши Упражнение в чтении и письме
77 62 Закрепление сведений об «опасностях письма» Закрепление сведений об «опасностях письма» 58-59 52-53
78 63 Повторение изученного Повторение изученного 60-61 54-55
79
Рассуждаем и пишем 62-65 56-57
Буквы непарных по глухости- звонкости глухих согласных звуков: Х х, Ц ц, Ч ч, Щ щ
№ 4
80 64 Читаем и рассказываем. Повторение изученного 66-67 4-5
81 65 «Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных (перед согласными) «Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных (перед согласными) 68-69 6-7
82 66 Буквы Х х Письмо букв х Х 70-71 8-9
83 67 Закрепление Закрепление 72-73 10-11
84 68 Буквы Ц ц Письмо букв ц Ц
85
Упражнение в чтении и письме 76-77 12-13
86 69 Буквы Ч ч Письмо букв ч Ч 78-79 14-15
87 70 Буквы Щ щ Письмо букв щ Щ 80-81 16-17
88 71 Закрепление Закрепление 82-83 18-19
89 72 Читаем и обсуждаем. Закрепление
90
Читаем и обсуждаем Упражнение в чтении и письме 84-85 20-21
91 73 Правописание сочетаний ча-ща, чу-щу «Опасности письма»: ча-ща, чу-щу 86-87 22-23
92 74 Закрепление: жи-ши, ча-ща, чу-щу Закрепление: жи-ши, ча-ща, чу-щу 88-89 24-25
93 75 Повторение изученного Повторение изученного 90-91 26-27
Новая «работа» знакомых букв Е е, Ё ё, Ю ю, Я я
94 76 Буквы Е е, Ё ё, Ю ю, Я я в начале слова Письмо букв Е, Ё 94-95 28-29
95
Упражнение в чтении и письме
96 77 Буквы е, ё, ю, я после букв гласных Письмо буквы Ю 96-97 30-31
97 78 Закрепление Письмо буквы Я 98-99 32-33
98 79 Обобщение: «работа» букв гласных Закрепление написания букв Е, Ё, Ю, Я 100-101 34-35
99 80 Читаем и наблюдаем Закрепление использования букв Е е, Ё ё, Ю ю, Я я для обозначения двух звуков 102-103 36-37
100
Упражнение в чтении и письме
101 81 Сравниваем «работу» букв й - е, ё, ю, я Закрепление правильного использования букв й - е, ё, ю, я 104-105 38-39
Разделительные знаки - ь и ъ
102 82 Буква ь (разделительный) Письмо ь как разделительного 108-109 40-41
103 83 Разделительный ъ Письмо разделительного ъ 110-111 42-43
104 84 «Работа» букв ь и ъ Закрепление написания букв ь и ъ 112-113 44-45
105
Обобщение, повторение
106 85 Читаем, наблюдаем, всё повторяем Обобщение: «опасные при письме места» 114-115 46-47
Завершающий период (7 ч.: 2/2/3)
107 86 Алфавит Алфавит 116-119 48-49
108 87 Как хорошо уметь читать! Закрепление умения писать 120-127 50-51
109 88 Упражнение в чтении и письме
110 89 Упражнение в чтении и письме
90 Упражнение в чтении и письме
8. Методическое обеспечение уроков обучения грамоте
Курс «Обучение грамоте» создан авторским коллективом под руководством профессора М. С. Соловейчик. Курс включает в себя: • Букварь «Мой первый учебник» (в 2 частях). • Прописи «Хочу хорошо писать» (в 4 частях). • Поурочные методические рекомендации к Букварю и Прописям. • Программу курса «Обучение грамоте». Букварь имеет гриф «Допущено» Министерства образования и науки Российской Федерации. В курс «РУССКИЙ ЯЗЫК» для начальной школы (1-4 классы), разработанный авторским коллективом под руководством профессора М. С. Соловейчик, входят: • 1 класс: Букварь «Мой первый учебник» (в 2 частях), Прописи «Хочу хорошо писать» (в 4 частях), Поурочные методические рекомендации. • 1 класс: Учебник «К тайнам нашего языка», Тетрадь-задачник, Методические рекомендации. Дополнительный материал к курсу: • Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С., Бетенькова Н. М. Программа курса «Обучение грамоте» для 1 класса. • Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. Программа для 1-4 классов. • Кузьменко Н. С. Комплект наглядных пособий для 1 класса. • Мали Л. Д. и др. Работаем по учебнику «К тайнам нашего языка» для 1 класса: Из опыта работы.
1 Серым цветом показаны содержание и способы работы по каллиграфии на уроках письма, а жирным шрифтом - содержание и способы работы по орфографии на уроках как чтения, так и письма.
2 Выполнение этих пунктов программы осуществляется на всех уроках обучения грамоте.
19