Многообразие приемов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ в условиях С (к) ОУ VIII вида

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Многообразие приемов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ в условиях С(к)ОУ VIII вида


Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположений в пространстве.

Отсутствие или неполноценность представлений об окружающем сказывается на развитие речи. Слово, наполненное случайным, односторонним содержанием, понимается лишь в определенных условиях и по отношению к определенным предметам. В то же время отсутствие единства зрительного, тактильного, двигательного образов затрудняет приобретение трудовых умений, навыков по самообслуживанию.

У ребенка с отклонениями в развитии трудно формируется согласованность двигательной и чувственной сферы, так как недостаточно развит каждый орган чувств в отдельности. Чтобы развитие зрительного, тактильного, двигательного восприятия по возможности приближалось к нормальному, необходимо систематически проводить специальную коррекционную работу.
Особенно сложно протекает процесс формирования графо-моторных навыков у детей, имеющих нарушения интеллектуального развития. Это связано с различными дисфункциями устной речи, психических процессов, моторики рук, пространственного восприятия.

Последнее время резко возросло количество учащихся, имеющих в анамнезе различные двигательные нарушения. Они представляют собой аномалию моторного развития и проявляются в следующем:

а) нарушена координация движений, общая психомоторика, что приводит к патологии восприятия собственных ощущений и движений;

б) ребенок недостаточно активно узнает предметы на ощупь;

в) у ребенка с трудом формируется «двигательный» образ буквы, слова, что приводит к нестойкой связи между звуковой и смысловой характеристикой и проявляется в недоразвитии лексики;

г) страдает осмысление сложных логико-грамматических конструкций с предлогами, отражающими пространственные отношения предметов;

д) двигательные нарушения усиливают нарушения артикуляционной моторики и звукопроизношения;

е) нарушается взаимодействие зрительно-моторных и оптико- пространственных систем, что затрудняет формирование автоматизированных движений руки.

У учащихся школы VIII вида наблюдается замедленное, недостаточное, недифференцированное зрительное восприятие, обусловленное невозможностью фиксации взора и прослеживания за предметами, особенно это проявляется у детей с глубокой умственной отсталостью. У многих детей отмечаются нарушения координации движений глаз и рук. Перечисленные особенности сочетаются с общей моторной недостаточностью.

Нарушение координации движений, ручной моторики у детей с интеллектуальными нарушениями отмечается многими авторами (С.К.Ефимова, Е.А.Екжанова, А.Н.Корнев, Л.В.Цветкова и др.) Эти нарушения проявляются в неспособности детей целенаправленно управлять своими движениями. У них наблюдаются трудности в воспроизведении движений по образцу, нарушение темпа выполнения и воспроизведения, плохая дифференциация движений по времени и амплитуде. Кроме того, отмечаются пространственные нарушения и пространственная дезорганизация, дети часто не могут довести начатое до конца.

Исследованием выявлены значительные нарушения моторики пальцев рук. Изучение кинестетического и динамического праксиса пальцев рук показало, что у всех учащихся отмечается снижение двигательной памяти, неуверенность и замедленный темп при переносе двигательных поз пальцев с одной руки на другую.

Часто у учеников специальных (коррекционных) школ встречаются нарушения регуляции мышечного тонуса, что выражается в повышении или снижении тонических рефлексов. Это, в свою очередь, ведет к застыванию умственно-отсталых детей в неудобной позе или невозможности удержать руки в определенном положении. Таким образом, нарушения двигательных навыков сложны и очень разнообразны.

Дети с умственной отсталостью испытывают значительные затруднения в формировании «алгоритма движения» в виду недостаточности со стороны кинетической основы произвольного действия.
Общее моторное недоразвитие умственно отсталого ребёнка играет определённую роль в замедленном развитии речи, отрицательно влияет на произносительную сторону речи.

Таким образом недостатки моторики умственно отсталых детей выражаются в замедленности движений, неуклюжести, а также в неравномерном характере движений, обусловленном неустойчивостью внимания.
В СКОУ VIII вида существуют свои особенности использования различных приёмов для развития мелкой моторики воспитанников.
Ряд современных исследователей уделяет большое внимание совершенствованию ряда методов и приёмов по развитию мелкой моторики, способствующих преодолению психофизиологических нарушений.

Особенное внимание уделяется на развитие елкой моторики у учащихся начальной школы. Что прослеживается на всех уроках, коррекционных занятиях во вне урочное.

Мы выделяем упражнения и игровые задания по характеру деятельности в 4 группы:

  1. Группа упражнений связана с распознаванием предметов;

  2. Группа направлена на развитие координации движений;

  3. Группа развивает ловкость пальцев;

  4. Четвертая группа направлена на общее развитие мелкой моторики.

Средства развития мелкой моторики

  • Игры с пластилином;

  • Игры с конструктором, мозаикой;

  • Тренажеры для развития мелкой моторики;

  • Игры с пуговицами - пуговичный массаж:

    • Заполнить просторную коробку пуговицами.

    • Перетереть пуговицы между ладонями.

    • Пересыпать их из ладошки в ладошки.

    • Найти самую большую пуговицу, самую маленькую, квадратную, гладкую и пр.

  • Игры с крупами:

    • Пересыпать крупу

    • «Отгадай, какая крупа в мешочке»

    • Найти игрушку

    • «Сухой бассейн» из гороха и фасоли

  • Шнуровки;

  • Массаж кистей рук и пальцев. Массажеры:

    • Самомассаж тыльной стороной кистей рук

    • Самомассаж ладони

    • Самомассаж пальцев рук

    • Упражнения с массажерами

  • Рисование:

    • Карандашом, кистью

    • Рисование пальцем, ладонью, палочкой.

  • Игры с бумагой:

    • Складывание различных фигур;

    • Вырезание ножницами, склеивание различный объемных игрушек.

  • Упражнения с мячами:

    • Учиться захватывать мяч всей кистью и отпускать его;

    • Катать мяч по часовой стрелке;

    • Держать одной рукой-другой рукой выполнять ввинчивающие движения, пощелкивания, пощипывания.

  • Игры со счетными палочками:

    • Ученик берет их одноименными пальцами, от указательных - к мизинцам. Пара пальцев берет одну палочку.

В заключение хотелось бы отметить, развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями развития, коррекция имеющихся у них двигательных нарушений позволяет детям:

  • Овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения;

  • Лучше адаптироваться в практической жизни;

  • Научиться понимать многие явления окружающего мира.

Еще И. Кант писал: рука является вышедшим наружу головным мозгом.

© 2010-2022