- Преподавателю
- Начальные классы
- Многообразие приемов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ в условиях С (к) ОУ VIII вида
Многообразие приемов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ в условиях С (к) ОУ VIII вида
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Локтева Л.В. |
Дата | 09.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Многообразие приемов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ в условиях С(к)ОУ VIII вида
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположений в пространстве.
Отсутствие или неполноценность представлений об окружающем сказывается на развитие речи. Слово, наполненное случайным, односторонним содержанием, понимается лишь в определенных условиях и по отношению к определенным предметам. В то же время отсутствие единства зрительного, тактильного, двигательного образов затрудняет приобретение трудовых умений, навыков по самообслуживанию.
У ребенка с отклонениями в развитии трудно формируется согласованность двигательной и чувственной сферы, так как недостаточно развит каждый орган чувств в отдельности. Чтобы развитие зрительного, тактильного, двигательного восприятия по возможности приближалось к нормальному, необходимо систематически проводить специальную коррекционную работу.
Особенно сложно протекает процесс формирования графо-моторных навыков у детей, имеющих нарушения интеллектуального развития. Это связано с различными дисфункциями устной речи, психических процессов, моторики рук, пространственного восприятия.
Последнее время резко возросло количество учащихся, имеющих в анамнезе различные двигательные нарушения. Они представляют собой аномалию моторного развития и проявляются в следующем:
а) нарушена координация движений, общая психомоторика, что приводит к патологии восприятия собственных ощущений и движений;
б) ребенок недостаточно активно узнает предметы на ощупь;
в) у ребенка с трудом формируется «двигательный» образ буквы, слова, что приводит к нестойкой связи между звуковой и смысловой характеристикой и проявляется в недоразвитии лексики;
г) страдает осмысление сложных логико-грамматических конструкций с предлогами, отражающими пространственные отношения предметов;
д) двигательные нарушения усиливают нарушения артикуляционной моторики и звукопроизношения;
е) нарушается взаимодействие зрительно-моторных и оптико- пространственных систем, что затрудняет формирование автоматизированных движений руки.
У учащихся школы VIII вида наблюдается замедленное, недостаточное, недифференцированное зрительное восприятие, обусловленное невозможностью фиксации взора и прослеживания за предметами, особенно это проявляется у детей с глубокой умственной отсталостью. У многих детей отмечаются нарушения координации движений глаз и рук. Перечисленные особенности сочетаются с общей моторной недостаточностью.
Нарушение координации движений, ручной моторики у детей с интеллектуальными нарушениями отмечается многими авторами (С.К.Ефимова, Е.А.Екжанова, А.Н.Корнев, Л.В.Цветкова и др.) Эти нарушения проявляются в неспособности детей целенаправленно управлять своими движениями. У них наблюдаются трудности в воспроизведении движений по образцу, нарушение темпа выполнения и воспроизведения, плохая дифференциация движений по времени и амплитуде. Кроме того, отмечаются пространственные нарушения и пространственная дезорганизация, дети часто не могут довести начатое до конца.
Исследованием выявлены значительные нарушения моторики пальцев рук. Изучение кинестетического и динамического праксиса пальцев рук показало, что у всех учащихся отмечается снижение двигательной памяти, неуверенность и замедленный темп при переносе двигательных поз пальцев с одной руки на другую.
Часто у учеников специальных (коррекционных) школ встречаются нарушения регуляции мышечного тонуса, что выражается в повышении или снижении тонических рефлексов. Это, в свою очередь, ведет к застыванию умственно-отсталых детей в неудобной позе или невозможности удержать руки в определенном положении. Таким образом, нарушения двигательных навыков сложны и очень разнообразны.
Дети с умственной отсталостью испытывают значительные затруднения в формировании «алгоритма движения» в виду недостаточности со стороны кинетической основы произвольного действия.
Общее моторное недоразвитие умственно отсталого ребёнка играет определённую роль в замедленном развитии речи, отрицательно влияет на произносительную сторону речи.
Таким образом недостатки моторики умственно отсталых детей выражаются в замедленности движений, неуклюжести, а также в неравномерном характере движений, обусловленном неустойчивостью внимания.
В СКОУ VIII вида существуют свои особенности использования различных приёмов для развития мелкой моторики воспитанников.
Ряд современных исследователей уделяет большое внимание совершенствованию ряда методов и приёмов по развитию мелкой моторики, способствующих преодолению психофизиологических нарушений.
Особенное внимание уделяется на развитие елкой моторики у учащихся начальной школы. Что прослеживается на всех уроках, коррекционных занятиях во вне урочное.
Мы выделяем упражнения и игровые задания по характеру деятельности в 4 группы:
-
Группа упражнений связана с распознаванием предметов;
-
Группа направлена на развитие координации движений;
-
Группа развивает ловкость пальцев;
-
Четвертая группа направлена на общее развитие мелкой моторики.
Средства развития мелкой моторики
-
Игры с пластилином;
-
Игры с конструктором, мозаикой;
-
Тренажеры для развития мелкой моторики;
-
Игры с пуговицами - пуговичный массаж:
-
Заполнить просторную коробку пуговицами.
-
Перетереть пуговицы между ладонями.
-
Пересыпать их из ладошки в ладошки.
-
Найти самую большую пуговицу, самую маленькую, квадратную, гладкую и пр.
-
-
Игры с крупами:
-
Пересыпать крупу
-
«Отгадай, какая крупа в мешочке»
-
Найти игрушку
-
«Сухой бассейн» из гороха и фасоли
-
-
Шнуровки;
-
Массаж кистей рук и пальцев. Массажеры:
-
Самомассаж тыльной стороной кистей рук
-
Самомассаж ладони
-
Самомассаж пальцев рук
-
Упражнения с массажерами
-
-
Рисование:
-
Карандашом, кистью
-
Рисование пальцем, ладонью, палочкой.
-
-
Игры с бумагой:
-
Складывание различных фигур;
-
Вырезание ножницами, склеивание различный объемных игрушек.
-
-
Упражнения с мячами:
-
Учиться захватывать мяч всей кистью и отпускать его;
-
Катать мяч по часовой стрелке;
-
Держать одной рукой-другой рукой выполнять ввинчивающие движения, пощелкивания, пощипывания.
-
-
Игры со счетными палочками:
-
Ученик берет их одноименными пальцами, от указательных - к мизинцам. Пара пальцев берет одну палочку.
-
В заключение хотелось бы отметить, развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями развития, коррекция имеющихся у них двигательных нарушений позволяет детям:
-
Овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения;
-
Лучше адаптироваться в практической жизни;
-
Научиться понимать многие явления окружающего мира.
Еще И. Кант писал: рука является вышедшим наружу головным мозгом.