- Преподавателю
- Начальные классы
- Разработка урока ОРКСЭ Добро и зло
Разработка урока ОРКСЭ Добро и зло
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Брылякова Е.А. |
Дата | 22.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект урока по
«Светской этике» на тему:
«Добро и зло».
4 класс.
Выполнила: Брылякова Е.А.
учитель русского языка и литературы.
Урок: основы светской этики Класс: 4 (программа 1-4) Тема: Добро и зло. Тип урока: объяснение нового материала. Цель: формировать у детей представления о добре и зле. Задачи: • раскрыть смысл понятий «добро» и «зло»; • формировать умение правильно оценивать себя и других; • развивать связную речь, умение работать в группе; обогащать словарный запас;
• воспитывать доброжелательность, уважительное отношение друг к другу.
Ход урока:
-
Орг. момент.
- Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.
Я желаю вам добра, вы желаете мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - поможем друг другу. (Повторяется хором).
- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.
-
Тема, цель урока.
a) - Ну а теперь - поговорим?
- Вы спросите: о чем?
- О разном и о прочем.
- О том, что хорошо и хорошо не очень. Что-то знаешь ты, а что-то мне известно. Поговорим?
- Поговорим. Нам будет интересно.
- Мои уважаемые собеседники, как вы считаете, какой вопрос могут задать в разговоре близкие люди в первые минуты своей встречи? (Как дела? Как настроение?)
- Что это за важный предмет - настроение, который нельзя увидеть, услышать, потрогать руками, но зато можно ощущать, чувствовать.
- Попытайтесь открыть секрет этого загадочного слова. Настроение - это что такое? (Настроение - внутреннее, душевное состояние, состояние духа).
- А сейчас каждого из вас я попрошу выразить оттенок своего настроения в данные минуты. Ответьте, пожалуйста, одним словом, какое у вас сейчас настроение? Воспользуйтесь «Словариком настроения». (ПРИПОДНЯТОЕ, БОДРОЕ, РАДОСТНОЕ, ШУТЛИВОЕ, СВЕТЛОЕ, УЮТНОЕ, ГРУСТНОЕ, ВОЛНУЮЩЕЕ, НЕПОНЯТНОЕ, ВЕСЕЛОЕ - эти слова написаны на карточках. Дети поднимают нужную им.)
b) Звучит детская песня «Дорога добра»
- Поделитесь своим впечатлением от музыки. О чем эта песенка? (О доброте). Подняла она ваше настроение?
с) - Итак, незаметно для себя мы приступили к общению. Для серьезного разговора умные собеседники, а я вас считаю таковыми, всегда определяют тему общения.
Немало встречается злого
В любой человечьей судьбе.
А скажут лишь доброе слово -
И легче на сердце тебе.
Но доброе слово такое
Не каждый умеет найти,
Чтоб справиться другу с тоскою,
Невзгоды осилить в пути.
Нет доброго слова дороже,
Заветного слова того,
Но редко, друзья мои, все же
Мы вслух произносим его.
- Эти стихи Марка Шехтера станут эпиграфом нашего урока и помогут определить тему дальнейшего разговора.
Прочтите тему урока, она записана на доске.(Добро и зло) Выделите голосом слова, которые показались вам наиболее «ценными». Название темы послужит нам своеобразной «входной дверью» к содержанию разговора.
d) Ребята, так о чем же мы будем говорить на уроке? (О добре)
- Верно. Сегодня мы поговорим о добре и о тех, кого как магнитиком притягивает это слово.
Но вы видите, что рядом со словом добро стоит другое слово - зло.
- А как вы понимаете слова добро и зло? (Ответы детей)
- Каких людей вы называете добрыми, а каких злыми?
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте разделимся на две группы. Одна напишет качества доброго человека, а другая - злого. (Дети пишут и прикрепляют в две колонки на доску) СЛАЙД 1,2
-Согласны ли вы со мной.
-
Новая тема.
- Как вы думаете, всегда ли понятия о добре и зле были такими же, как сейчас? Почему? Послушайте текст.
1) В.А.Сухомлинский «Обыкновенный человек»
В жаркой сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком. У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди - заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда.
Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.
На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.
-Что это за человек? - спросил внук деда.
-Это не человек, - ответил дед.
В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.
-Что это за человек? - спросил внук деда.
-И это еще не человек, - ответил дед.
Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.
-А это что за человек? - спросил внук деда.
-Обыкновенный человек, - ответил дед.
• Что вы можете сказать о главных героях рассказа? Какие они? Почему?
• Согласны ли вы с той характеристикой, которую давал дедушка проезжим?
• Какое отношение вызывают у вас злые люди? СЛАЙД 3,4
Минута релаксации.
- Ребята, вы устали? Хотите отдохнуть?
- Тогда сядьте удобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте себе добро. У всех оно разное. Нарисуйте его мысленно, используйте только яркие краски. Оно как солнышко нам светит. А теперь поднимите руки вверх и потянитесь к добру. Но что это? На вашем пути вдруг выросли густые заросли, колючие кустарники. Вам необходимо преодолеть все препятствия и прикоснуться к добру. Вот оно. Такое нежное, ласковое, теплое, как руки мамы. Все дотянулись? Возьмите его в руки. Приятно держать добро в руках? А теперь медленно опустите руки, прижмите их к сердцу и откройте глаза. Пусть добро навсегда поселится в вашем сердце и никогда не охладится. Побеждайте зло добром.
2) Чтение статьи из пособия для учащихся.
- Сейчас вы прочтете текст учебника, но для этого разделитесь на 2 группы.
1 группа.
Расскажите, что такое зло. Приведите примеры проявления зла.
При подготовке используйте материал учебника, собственные наблюдения, иллюстрации.
План работы:
1. Распределите роли: кто, что будет делать (кто будет работать с учебником, кто с иллюстрациями).
2. Внимательно выслушайте друг друга и составьте ответ.
3. Выберите выступающего (можно отвечать всей группой).
2 группа.
Расскажите, что такое добро. Приведите примеры проявления добра.
При подготовке используйте материал учебника , собственные наблюдения, иллюстрации.
План работы:
1. Распределите роли: кто, что будет делать (кто будет работать с учебником, кто с иллюстрациями).
2. Внимательно выслушайте друг друга и составьте ответ.
3. Выберите выступающего (можно отвечать всей группой).
Выступление групп. СЛАЙД 5,6
• Мы продолжаем разговор о том, что такое добро и что такое зло. Именно на эти вопросы вы и искали ответы, выполняя разные задания. Предоставляем слово 1 группе . (Итак, зло разрушает отношения между людьми, препятствует развитию человеческих способностей. Злые поступки приносят беды и страдания людям.)
-
Что же можно сказать о добре? 2 группа, пожалуйста, вам слово.
4. Закрепление новой темы.
- Что нового вы узнали о добре и зле? СЛАЙД 7
Подтвердились ли ваши представления о том, что такое добро и зло? СЛАЙД 8
- Самостоятельная работа учащихся. Задание: выписать из текста 2-3 предложения, которые показались вам наиболее важными. Обсуждение результатов самостоятельной работы.
- Психологический этюд «Мой путь к доброте».
А сейчас попытайтесь в графической форме, используя различные знаки, символы, условные обозначения, изобразить свой путь к Доброте с помощью цветных карандашей. (Звучит музыка, учащиеся рисуют на листах «Мой путь к доброте».
- Кто попытается объяснить свой путь к Доброте? (Ответы учащихся)
- Молодцы! У каждого из вас нелегкий и тернистый путь. Но вы все преодолеете и придете к поставленной цели.
- Вы все почувствовали вкус слова доброта?
(Ответы учащихся)
-
Домашнее задание.
Задание на дом: Расскажи членам семьи и друзьям о том, как развивались представления людей о добре и зле. Подготовь рассказ с примерами из истории представлений человека о добре и зле.
6. Итог урока.
- Я благодарю вас за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе. Все хорошее в этом мире - от доброты людской, от щедрости их сердец. А завещанием вам прозвучат слова писателя: «Мне хочется хотя бы маленькой, но светлой памяти о себе. Такой же слабой, как мимолетная улыбка. Улыбнитесь мне напоследок, я приму эту улыбку как величайший дар».
- И еще раз давайте встанем в круг.
"Эстафета доброты"
Взяться за руки и передавать рукопожатие. Начинает ведущий: "Я передам вам свою доброту, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т.д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что доброты стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей . Пусть же она вас не покидает и греет. До свидания!".