Программа внеурочной деятельности «По родной сторонушке» (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Управление образования администрации Артемовского городского округа

муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(ПРОЕКТ)

внеурочной деятельности

Кружок «По родной сторонушке»

Направление духовно-нравственное

Ступень обучения начальное общее образование (1-4 классы)

Класс 1 класс

Количество часов 33 Уровень базовый

Программа разработана на основе


Методических рекомендаций и примерной программы по организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы

Составитель учитель начальных классов МБОУ СОШ №4

Хмелева Елена Васильевна

Квалификационная категория высшая

Стаж работы 24 год


с. Покровское



Содержание



Пояснительная записка 3

Содержание курса 6

Учебно-тематический план 8

Методическое обеспечение образовательного процесса 9 Контрольно-оценочная деятельность 11 Заключение 14 Список литературы 14





























Пояснительная записка

Истинная мудрость состоит не в усвоении

знаний, а в правильном применении их во благо.

А.Ф.Романова
Одной из важных задач современной школы является привитие чувства принадлежности к малой Родине, к родным корням. Современное общество ставит вопрос о сохранении истории родного края его духовных ценностей, народных обычаев и традиций. История каждого края уникальна и неповторима, а вместе с ним многообразна и богата история страны. Программа кружка «По родной сторонушке» реализует духовно-нравственное направление внеурочной деятельности в 1 классе в рамках федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения. Программа - это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых решений в воспитании у детей духовности и нравственности. Главное назначение данного курса - ознакомление учащихся с историей Урала, воспитание патриотизма, любви и уважения к своей малой родине (с. Покровское), ее истории и культуре, формирование навыков общения со сверстниками, младшими, взрослыми. А через любовь к малой родине - любовь, и уважение к необъятной и многонациональной России. Цель программы: - формирование осознанного отношения младших школьников к ценностям родного края (людям, природе, истории, культуре) и выработка на этой основе жизненной позиции, позволяющей понимать принадлежность к родному краю. Задачи: - изучение малой родины через понятие значения своего имени, фамилии, знакомство с родословной своей семьи, профессиями родителей, достопримечательностями своей улицы, села, района, области; - способствовать формированию ценностного отношения у младших школьников к историческому прошлому и настоящему своей страны, села, семьи; -содействовать воспитанию толерантного отношения детей к окружающим их людям; - развивать познавательный интерес обучающихся к истории родного края, расширять кругозор, обогащать словарный запас; - формировать исследовательскую культуру у детей младшего школьного возраста. Формирование исследовательской культуры младших школьников начинается с достаточно интересного материала. Дети сначала узнают более подробно о своём имени, своей семье, о профессиях родителей. Затем знакомятся со свой улицей, на которой находится их дом, исследуют свой микрорайон, родное село, область, их достопримечательности. Знания, полученные в результате исследовательских работ, найдут применение на уроках не только окружающего мира, но и на уроках русского языка, математики, истории. В результате формируются универсальные учебные действия: умение планировать свою работу, умение оценивать имеющиеся знания и умения, умение находить необходимую информацию в разных источниках, выделять главное. Выполняя такие работы, учащиеся приобретают навыки коллективной деятельности, растут патриотами своего края. Работы могут быть выполнены самостоятельно и с помощью родителей. Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс не только расширяет знания учащихся о природе своей земли, о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской работы с использованием информационных технологий. Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности. Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие. Основными методами реализации программы являются, изучение истории родного села, организация познавательной и творческой деятельности учащихся. Объектом этой деятельности становится окружающая действительность. Все задания имеют практическую направленность и требуют от ребенка разнообразной деятельности как в классе на занятии, так и вне школы, самостоятельно и с помощью взрослых. Особое место отводится семье, как первому наставнику ребёнка, а также коллективно-творческой деятельности. На реализацию программы отводится 1 час в неделю, всего 33 часа в год. Программа кружка предусматривает теоретические и практические занятия: 1) теоретические (беседы, рассказы, викторины, развивающие игры, самостоятельная работа). 2) практические (экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, конференции, исследовательская деятельность, работа с компьютером (создание презентации), Интернет-ресурсами.
Ведущим принципом отбора содержания и конструирования программы является краеведческий принцип. Отбор учебного материала в соответствии с этим принципом позволяет строить обучение на основе непосредственного восприятия окружающего мира. Используя местное окружение, проводятся экскурсии на природу, на производство, в музеи, храмы для накопления чувственного опыта. Реализация экологического принципа направлена на формирование у младших школьников основ экологической культуры. На основании художественно-эстетического принципа изучаются художественные тексты, в которых раскрывается богатство, красота человеческого мира и человеческих отношений. Реализация принципа практической направленности заключается в том, что отбор содержания учебного материала осуществляется с учетом практической деятельности детей (наблюдение, моделирование, метод составления проектов).


Ожидаемые результаты.

  • Активный интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.
  • Положительное влияние воспитательной информации, выходящей за рамки стандартных учебников, воспитание гуманного отношения к окружающим, патриотизма, формирование здорового образа жизни.
  • Обучение приемам исследовательской работы с книгами, в музеях, на выставках, использование средств Интернета в целях получения новых знаний, формирование навыков работы в читальном зале библиотеки.
  • Приобретение коммуникативных навыков.
  • Развитие способностей представления результатов своей работы в форме докладов, рисунков, фотографий, звуко- и видеозаписи и др.
  • Формирование универсальных учебных действий.
  • Развитие речи и обогащение словаря.
  • Активное участие родителей в школьной жизни ребенка.

Программа состоит из 8 блоков: «Я», «Моя семья», «Профессии моих родителей», «Мои сверстники», «Моя школа», «Мой микрорайон», «Моё село», «Путешествие по Уралу» и рассчитана на 1 год в рамках внеурочной деятельности в соответствии с новым ФГОС.



















Содержание курса 1.«Я» Раскрытие конкретного смысла имени. Составление своего словесного портрета, объективная оценка себя как личность. Практическая работа: самостоятельная работа с книгой, ведение словаря терминов, выставка портретов, фотовыставка 2.«Моя семья» происхождение своей фамилии, продолжается знакомство с историческим прошлым своей семьи, даётся элементарное понятие о составлении генеалогического древа. Практическая работа: самостоятельная работа с книгой, ведение дневника исследования, участие в составлении фотоальбома Практическая работа: рассказ о своей семье, участие в тематической выставке «Увлечение членов моей семьи», выставка творческих работ детей и членов их семей, презентации «А у нас живет..», фильмы детей о своей семье. 3.«Профессии моих родителей» ученики делятся сведениями о профессиях мамы и папы, бабушки и дедушки, ближайших родственников. Узнают о различных профессиях. Практическая работа: составление рассказов о профессиях, участие в подготовке тематической выставки «Такие разные профессии», посещение совместно с родителями предприятий, на которых они трудятся, составление кроссвордов Домашнее задание: составление фоторепортажа экскурсии 4. «Мои сверстники» Понятия «сверстник», «товарищ», «друг». Интересы и увлечения сверстников в нашей стране и за рубежом. Образование на Урале, России и других странах. Национальные традиции сверстников края, страны. Практическая работа: А)рассказ о друге: фотография, рисунок, презентация Б)телефон, адрес - как связаться с другом, составление приглашения на день рождения, выбор подарка другу, В) составление пожелания другу, составление записной книжки, домашнее задание: составление анкеты для друзей (что бы я хотел узнать у друга), просмотр видеоматериалов о национальных традициях. 5. «Моя школа» Знакомство с традициями и историей школы, поисково-исследовательская деятельность школьного краеведческого музея Практическая работа: экскурсия по школе и в окрестностях, участие в поисково-исследовательской деятельности школьного музея в соответствии с планом и тематикой его деятельности, выполнение индивидуального поискового задания. Практическая работа: фотоколлаж «Что растет на клумбе около школы», составление летописи «История моей школы», участие в тематической выставке «Трудовая жизнь в школе». 6.«Мой микрорайон» Знакомство с историей своей улицы, своего микрорайона, значение микрорайона. Практическая работа: создание путеводителя по микрорайону, фотовыставка «Красивые уголки моего двора, улицы», этапы подготовки к научному оформлению результатов краеведческого исследования и поисковой деятельности. 7. «Моё село» знакомство с историей своего села, названия улиц, достопримечательности, расположенные на этих улицах, карта села и области. Знакомство с понятиями «топонимы», «экспонат», «экспозиционный материал». «выставка», «выставочная деятельность музея». Практическая работа: поиск в сети Интернет необходимой информации, экскурсия по селу (заочная и автобусная), создание видеофильма (презентации) о своем селе, создание брошюр «Покровское - музыкальное село», «Покровское - спортивное село», «Кем может гордиться наше село». 8. «Путешествие по Уралу» История образования области, ее роль в жизни страны. Знакомство с достопримечательностями областного центра и других городов. Традиции и культурное наследие края. Практическая работа: экскурсии краеведческий музей, встречи с участниками исторических событий и запись воспоминаний, поиск и сбор экспонатов для школьного музея, работа в сети Интернет и поиск информации по теме блока, создание презентаций или электронной книги по достопримечательностям Свердловской области.





















Учебно-тематический план

1 класс

Темы

всего часов

теория

практика

«Моя школа»

4

1

3

    «Мой микрорайон»

    3

    2

    1

      «Я»

      2

      1

      1

        «Моя семья»

        5

        2

        3

          «Профессии моих родителей»

          5

          1

          4

            «Мои сверстники»

            3

            1

            2

              «Моё село»

              4

              1

              3

                «Путешествие по Уралу»

                7

                2

                5

                  ИТОГО

                  33

                  11

                  22

                  МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


                  Программная тема

                  № занятия

                  Тема занятия

                  Форма занятия

                  Форма подведения итогов

                  1. «Моя школа»

                  Вводное занятие. Родная школа.

                  Кто трудится в школе

                  экскурсия

                  Фотоколлаж: «Что растет на клумбе около школы»

                  Что растет на клумбе

                  экскурсия

                  Из истории школы

                  экскурсия в музей школы

                  С днем рождения, наш класс!

                  праздник

                  1. «Мой микрорайон»

                  Мой дом. Безопасный и короткий путь домой

                  практикум


                  Создание путеводителя по микрорайону, фотовыставка «Красивые уголки моего двора, улицы»

                  Моя улица, почему она так названа

                  рассказ, беседа

                  Достопримечательности моей улицы


                  1. «Я»

                  Я и мое имя

                  работа с книгой

                  Выставка портретов

                  Составление словесного портрета


                  1. «Моя семья»

                  Моя семья


                  Выставка творческих работ «Моя семья»


                  Презентации «А у нас живет…»


                  Моя фамилия

                  участие в составлении фотоальбома


                  История моей фамилии

                  составление генеалогического древа

                  История моей семьи в истории моего села

                  встречи

                  Традиции моей семьи

                  беседа

                  рассказ


                  1. «Профессии моих родителей»

                  Профессии в моей семье

                  путешествие в мир профессий

                  Тематическая выставка «Такие разные профессии»

                  Составление фоторепортажа экскурсии

                  Увлечения членов моей семьи

                  презентация

                  Предприятия моего села

                  экскурсия.

                  Предприятия моего села

                  экскурсия.

                  «Все профессии нужны, все профессии важны»

                  викторина

                  1. «Мои сверстники»

                  Мой друг. Рассказ о друге. Как связаться с

                  другом (адрес, телефон) У друга день рождения

                  беседа

                  игра

                  анализ ситуа­ции

                  Составление пожелания другу, составление записной книжки

                  составление анкеты для друзей (что бы я хотел узнать у друга)

                  Как живут наши сверстники. Как учатся наши сверстники. Толерантность.

                  просмотр видеоматериалов о национальных традициях

                  Какие народности живут на Урале (в нашем селе) Традиции моих сверстников

                  занятие-презентация

                  1. «Моё село»

                  Покровское- наше село.

                  экскурсия.

                  Создание видеофильма (презентации) о своем селе, создание брошюр «Покровское - музыкальное село», «Покровское - спортивное село», «Кем может гордиться наше село»

                  Природа уральского края. Растения и животные нашего края, занесенные в Красную книгу

                  занятие-презентация

                  Реки и озера моего края

                  экскурсия.

                  Люди моего города

                  встреча с участниками исторических событий моего села

                  1. «Путешествие по Уралу»

                  Знакомство с картой Свердловской области. Символика области.

                  рассказ беседа


                  Составление кроссворда на тему «Мой край»



                  Публичная защита проекта «По родной сторонушке»

                  Заочное путешествие в Екатеринбург

                  работа в сети Интернет «Достопримечательности»

                  Как живут и трудятся в моем крае (Артемовский район)

                  работа в сети Интернет (знакомство с сайтом АГО)

                  Город Артемовский. Символика района.

                  рассказ беседа


                  Традиции и культура моего края

                  экскурсия в Центр Досуга села

                  Мой край

                  экскурсия в краеведческий музей

                  г. Артемовского.

                  Обобщающее занятие.

                  конференция


                  Контрольно-оценочная деятельность

                  Важным условием повышения эффективности образовательного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности учащихся.

                  Контроль в педагогическом процессе рассматривается как процедура оценочной деятельности, включающая в себя действия с использованием разнообразных педагогических мер и методов измерений по получению информации о ходе и результатах обучения. Оцениванию подвергаются теперь не только учебные достижения, но и творчество, и личная инициатива ребёнка во всех сферах школьной жизни. Предлагаемый мониторинг помогает учителю отследить уровень активности (высокий, средний, низкий) обучающихся на занятиях кружка. Это мониторинг ведёт учитель.

                  (Таблица №1: «Мониторинг активности обучающихся на занятиях кружка «По родной сторонушке»)

                  Главная задача учителя - научить учеников самостоятельно оценивать свой труд, так как формирование самооценки, а именно адекватной - залог успешности ученика. «Мой ростомер знаний» - это мониторинг самооценки учащегося. Самооценка - это результат оценочной деятельности ученика.

                  Данный подход к оцениванию позволяет устранить негативные моменты в обучении, способствует индивидуализации образовательного процесса, повышению мотивации, сохранению и укреплению здоровья. «Мой ростомер знаний» помогает школьнику дифференцировать самооценку, формировать умения осуществлять прогностическую самооценку в процессе обучения.

                  «Мой ростомер знаний» индивидуален для каждого, он заполняется в конце каждой темы. По нему учитель может судить о важности и понимании изученной темы для обучающегося. Анализ, сопоставление мониторинга самооценки и мониторинга активности учащегося, поможет учителю в корректировании своих действий.

                  (Таблица №2: «Мониторинг самооценки. «Мой ростомер знаний»)


                  Таблица №1 Мониторинг активности обучающихся на занятиях кружка «По родной сторонушке»

                  Ф.И

                  Тема№1

                  Тема№2

                  Тема№3

                  Тема№4

                  Тема№5

                  Тема№6

                  Тема№7

                  Тема№8

                  Уровень активности

                  ТВ.д.

                  Исл.д.

                  Р

                  ТВ.д.

                  Исл.д.

                  Р

                  ТВ.д.

                  Исл.д.

                  Р

                  ТВ.д.

                  Исл.д.

                  Р

                  ТВ.д.

                  Исл.д.

                  Р

                  ТВ.д.

                  Исл.д.

                  Р

                  ТВ.д.

                  Исл.д.

                  Р

                  ТВ.д.

                  Исл.д.

                  Р

                  1




                  2




                  3

















                  Программа внеурочной деятельности «По родной сторонушке» (1 класс)

                  Тема№1 «Моя школа»

                  Тема№2 «Мой микрорайон»

                  Тема№ 3 «Я»

                  Тема№4 «Моя семья»

                  Тема№5 «Профессии моих родителей»

                  Тема№6 «Мои сверстники»

                  Тема№7 «Моё село»

                  Тема№8 «Путешествие по Уралу»(жёлтый кружок)- Тв.д.- творческая деятельность

                  Программа внеурочной деятельности «По родной сторонушке» (1 класс)(красный кружок) - Исл.д.- исследовательская деятельность

                  Программа внеурочной деятельности «По родной сторонушке» (1 класс)(зелёный кружок) - Р.- результативность в конкурсах разного уровня

                  Подведение итогов:

                  Количество набранных кружков соотносим со шкалой оценки:


                  От 17 до 24 - высокий уровень активности

                  От 9 до 16 - средний уровень активности

                  До 8 - низкий уровень активности

                  Таблица №2 Мониторинг самооценки обучающегося


                  «Мой ростомер знаний»


                  - Определите (закрасьте) свой «рост знаний» (успешность изучения темы). Всё ли поняли, всего ли достигли.

                  Тема№1 «Моя школа» Тема№2 «Мой микрорайон» Тема№ 3 «Я» Тема№4 «Моя семья» Тема№5 «Профессии моих родителей»


                  10

                  10

                  10

                  10

                  10

                  9

                  9

                  9

                  9

                  9

                  8

                  8

                  8

                  8

                  8

                  7

                  7

                  7

                  7

                  7

                  6

                  6

                  6

                  6

                  6

                  5

                  5

                  5

                  5

                  5

                  4

                  4

                  4

                  4

                  4

                  3

                  3

                  3

                  3

                  3

                  2

                  2

                  2

                  2

                  2

                  1

                  1

                  1

                  1

                  1

                  Тема№6 «Мои сверстники» Тема№7 «Моё село» Тема№8 «Путешествие по Уралу»

                  10

                  10

                  10

                  9

                  9

                  9

                  8

                  8

                  8

                  7

                  7

                  7

                  6

                  6

                  6

                  5

                  5

                  5

                  4

                  4

                  4

                  3

                  3

                  3

                  2

                  2

                  2

                  1

                  1

                  1

                  Фамилия Имя_____________________________________

                  Заключение
                  Данная система изучения своей малой Родины-погружение в мир изучаемого предмета на месте, дает возможность развить в ребенке элемент самостоятельности, формирует навыки взаимоотношений со взрослым и сверстниками. Она способствует духовному развитию ребенка.



                  Список литературы

                  1.Архипова Н.П., Ястребов Е.В. Как были открыты Уральские горы.- Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1990.

                  2.Брылин А.И., Коверда П.Т. Артемовский.- Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1983.

                  3.МурзинаИ.Я., Наумова Т.М. Мир родного Урала : Учебное пособие для нач.школы.-Екатеринбург: ООО «Форум-книга», 2008.

                  4.Нам здесь жить: Книга уральских ребят о природе, о родниках и о себе/ Сост.Е.П.Абзалова. .-Екатеринбург: Сред.-Урал. кн. изд-во, 2008.

                  5.Нездолий Т.П. Природа Среднего Урала.Путешествие по Свердловской области./ Учебное пособие для нач.школы.-Екатеринбург: ООО «Форум-книга», 2007.

                  6.Официальные символы Свердловской области./А.К.Грефенштейн, В.К.Кондюрин.- Екатеринбург: Сред.-Урал. кн. изд-во, 2007

                  7.Редикульцева Е.Н. и др.Кто в имени твоём: Культурно-исторические

                  очерки.- Екатеринбург: ИД «Сократ», 2002.

                  8.Субачёв В.В. Истоки ремесла: Учебное пособие для основной школы.- Екатеринбург:: Форум-книга,2008.

                  9.Чагин Г.Н. Народы и культура Урала в 19-20 в.в.: Историко-этнографический атлас.- Екатеринбург: ИД «Сократ», 2003.

                  10.Человек построил дом. Стал человек в доме жить/сост. Шишкина А.Н. -Екатеринбург: ИД «Сократ», 2005.

                  11.Человек пришёл на Урал:мифы и легенды, были и былички…- Екатеринбург: ИД «Сократ», 1998.


                  © 2010-2022