Урок на тему Растениеводство

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок на тему Растениеводство

Урок на тему Растениеводство

Подготовила

учитель начальных классов

БОУ ШМР «СОШ № 1 им. адмирала А.М. Калинина»

Шексна

Заим Ольга Ивановна

Тема урока: Растениеводство.

Цели урока:

1. Сформировать представление учащихся о растениеводстве. Познакомить с отраслями растениеводства. Расширить знания о культурных растениях.

2.Развивать познавательный интерес. Формировать общеучебные умения и навыки: сравнение, обобщение, способность делать выводы. Использовать свои наблюдения в практической деятельности.

3. Воспитывать бережное отношение к природе, к хлебу. Формировать коммуникативные умения при работе в группе.

Оборудование:

гербарий культурных растений, компьютер, проектор, дискета с презентацией,

блюдца с крупами ( гречневой, рисовой, ячневой, перловой и т . д.).

Ход урока.


  1. Организационный момент.

II. Актуализация ранее изученного

- Ребята, над каким разделом учебника «Мир вокруг нас» мы работаем?

У: - Чему учит экономика.

- Назовите 3 кита экономики.

У: - Природные богатства, капитал, труд.

- Что относится к природным богатствам?

У: - воздух, вода, полезные ископаемые, земля (почва), растения и животные.

- Вспомните, что такое экономика? (это - хозяйство) Из каких частей состоит экономика? (сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговлю.)

- Запишем информацию в виде схемы.

Урок на тему Растениеводство

Урок на тему РастениеводствоУрок на тему РастениеводствоУрок на тему РастениеводствоУрок на тему РастениеводствоУрок на тему Растениеводство

Урок на тему Растениеводство

Урок на тему РастениеводствоУрок на тему РастениеводствоУрок на тему Растениеводство

Урок на тему Растениеводство

- Как вы думаете, без какой части экономики мы не можем прожить ни одного дня? (без сельского хозяйства)

- Ребята, а что такое сельское хозяйство? Чем занимается сельское хозяйство? (выращивание растений и разведением животных).

- Запишем эту информацию в схему:

Урок на тему Растениеводство

Урок на тему РастениеводствоУрок на тему РастениеводствоУрок на тему Растениеводство

Урок на тему Растениеводство

Сегодня на уроке мы не успеем ознакомиться с обоими разделами, поэтому мы выберем один из разделов, тот, который больше знаком нам.

- Сформулируйте тему урока (Тема урока: «Растениеводство»)

Вывесить карточку на доску.

- Найдите в электронном словаре «Википедия», что означает слово - растениеводство

Дети читают громко. Вы обратили внимание, что растениеводство, как отрасль сельского хозяйства, состоит из разделов.

В связи с этим поставим цель урока: «Знакомство с разделами растениеводства».

- Чтобы достичь цели, мы должны решить ряд задач. Давайте вместе выведем задачи урока.

- Найдите в электронном словаре название разделов растениеводства. Назовите их. А теперь назовите отрасли растениеводства, которые развиты в Вологодской области и в нашем Шекснинском районе. (Полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство)

Урок на тему Растениеводство

Урок на тему РастениеводствоУрок на тему Растениеводство

Урок на тему РастениеводствоУрок на тему Растениеводство

Урок на тему РастениеводствоУрок на тему Растениеводство

Урок на тему РастениеводствоУрок на тему Растениеводство

- Подумайте, по какому признаку они различаются? (по месту произрастания) Где растут культуры каждой отрасли? (поле, огород, сад, цветник).

- Откройте, пожалуйста учебник на стр. 53-54, выберите растения и распределите их по отраслям растениеводства, т.е. по месту произрастания культур. На доске карточки с названием растений (люцерна, огурец, тимофеевка, картофель, пшеница, рожь, лён, груша, хлопчатник, кормовая свёкла, роза, астра, морковь, свёкла, гречиха, просо, овёс). Дети соотносят растения с отраслью растениеводства, выходят к доске и прикрепляют карточки.

- Теперь можем сформулировать задачи урока:

  1. Познакомиться с культурами полеводства.

  2. Познакомиться с культурами овощеводства

  3. Познакомиться с культурами плодоводства

  4. Познакомиться с культурами цветоводства.

- Переходим к решению 1 задачи.

- Посмотрите внимательно на культуры полеводства. Я думаю, что их можно классифицировать, т. е. распределить на группы. Подумайте, по какому признаку? (пища для человека, корм для животных и культуры, из которых производят ткань)

- Правильно, это

  • зерновые культуры

  • кормовые культуры

  • пУрок на тему Растениеводстворядильные культуры

Урок на тему РастениеводствоУрок на тему Растениеводство

Урок на тему РастениеводствоУрок на тему РастениеводствоУрок на тему Растениеводство

Урок на тему Растениеводство

- Какие растения относятся к зерновым культурам? (пшеница, рожь, ячмень, гречиха) СЛАЙД

- Прочитайте учебник на стр. 53, после красной точки. (читают вслух)

- Что делают из пшеницы? (хлеб)

- Какая бывает пшеница, расскажите. (озимая и яровая)

- Что делают из ржи? (ржаной хлеб)

- А ещё что делают из зерновых? (крупы)

- Работаем в парах.

Задание:

Соединить линией зерновую культуру с крупой, которую делают из неё.

Зерновая культура


Крупа

Пшеница

пшено

Просо

манная, пшеничная

Ячмень

перловая, ячневая

Гречиха

рис

Овёс

кукурузная

Рис

овсяная, геркулес

кукуруза

гречневая

- Проверяем (СЛАЙД)

- У кого так, как на доске? Молодцы!

Пшеница - манная, пшеничная

Просо - пшено

Овёс - геркулес, овсяная

Гречиха - гречневая,

Рис - рис

Ячмень - ячневая, перловая

Кукуруза - кукурузная

- Так какую крупу делают из крупы? (Дети читают правильные ответы.

Хлеб достаётся тяжёлым трудом. Надо землю вспахать, зерна посеять, уберечь от вредителей и болезней, урожай собрать, муку смолоть, тесто сделать, хлеб испечь. Хлеб - это труд многих и многих людей. Хлеб надо беречь и ни в коем случае не выбрасывать. Очень обидно видеть в школьной столовой, как некоторые ученики выбрасывают хлеб, не доедают полезную кашу, приготовленную из зерновых культур.

- Какие ещё культуры относятся к полевым? (кормовые культуры)

- Почему они так называются? (кормят животных)

- Прочитайте учебник стр. 56, 2-ой абзац. (Дети читают вслух)

- Какие кормовые культуры вы знаете? (тимофеевка, клевер, люцерна, кормовая свёкла) СЛАЙД

- Какие ещё культуры растут в поле?

- Прочитайте учебник стр. 57, 1-й абзай. (Читают вслух)

- Назовите прядильные культуры.

- Какая из них растёт в Шекснинском районе? (лён)

- Посмотрим фильм о льне. ФИЛЬМ

Лён-долгунец. У этого растения высокий, до 125 см, стебель. Его убирают, когда стебли пожелтеют, а нежные листья опадут. Лен выдергивают с корнем и расстилают на поле, чтобы стебли вымокли в росе. В это время волокно отделяется от других тканей. Затем лен сушат, вяжут в снопы и обмолачивают, мнут, трепят, а после этого прочесывают. И только потом ткут полотно. Когда-то все это делали вручную, теперь работают машины.

После цветения на верхушках стеблей образуется множество зеленых коробочек с блестящими коричневыми семенами. Из них выжимают масло. Льняное масло используют в пищу, из него делают лучшие сорта красок. Без льняного масла не обходится производство мыла, искусственной кожи и линолеума. Льняным жмыхом кормят скот. А масло и семена применяют в медицине.

- Первую задачу мы выполнили.

- Оцените себя.

- Если вы запомнили все культуры и их назначение, поднимите зелёный кружок.

- Если не все культуры запомнили - жёлтый кружок.

- Если ничего не запомнили, поднимите красный кружок.

- Я довольна, что вы все усвоили первую задачу.

Физминутка

Жил один садовод,

Он развел огород,

Приготовил старательно грядки.

(копают грядки)

Он принес чемодан

(показывают, как он нес чемодан).

Полный разных семян,

Но смешались они в беспорядке.

Наступила весна,

И взошли семена -

(дети присели, затем встали)

Садовод любовался на всходы.

(восхищаются)

Утром их поливал

(поливают),

На ночь их укрывал

(укрывают),

И берег от холодной погоды.

(дети садятся)

- Прочитайте вторую задачу.

Познакомиться с культурами овощеводства

- Назовите овощные культуры. Где их выращивают?

А сейчас мы проверим, хорошо ли вы знаете свойства и признаки овощей?

Игра «Отгадай овощ»

  1. Как надела сто рубах,

Захрустела на зубах. (Капуста)


  1. Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос. (Морковь)


  1. На грядке длинный и зелёный,

А в кадке жёлтый и солёный. (Огурец)


  1. Мелкий и горький, луку брат. (Чеснок)


  1. Над землёй трава,

Под землёй бордовая голова. (Свёкла)



  1. Хоть чернил он не видал,

Фиолетовым вдруг стал. (Баклажан)



  1. Круглый бок, жёлтый бок,

Сидит на грядке колобок. (Репа)



  1. Растут на грядке зелёные ветки,

А на них - красные детки. (Помидор)

- Какой овощ называют вторым хлебом? (картофель)

- Посмотрите фильм о картофеле и узнаете историю появления картофеля в России. ФИЛЬМ

(Картофель. Клубни картофеля люди используют в пищу. А на заводах из картофеля получают крахмал. Картофель появился в Европе в 16 веке. Его привезли из Южной Америки испанские моряки. Вернувшись, домой, моряки рассказывали, что жители тех мест - индейцы собирали дикий картофель, ночью замораживали его, на солнце высушивали и готовили блюдо, которое называлось «Чуньё». В России картофель появился позднее, в конце 17 века, предполагают, что Петр I сам отправил мешок картофеля из Голландии в Россию. Сейчас картофель выращивают даже за Полярным кругом.)

- Ребята, расскажите, для чего выращивают овощи? В чём их польза?

- Овощи полезно употреблять особенно весной, когда в нашем организме после долгой зимы не хватает витаминов. Если вы хотите быть здоровыми, никогда не болеть, ешьте овощи каждый день. Особенно сейчас, когда многие болеют гриппом.

- Вторую задачу мы тоже выполнили.

- Оцените свою работу на данном этапе.

- Если вы отвечали на все мои вопросы и отгадали мои загадки, то оцените себя на высоком уровне, поднимите зелёный кружок.

- Если не всё запомнили - жёлтый кружок.

- Если ничего не запомнили и не отвечали красный кружок.

- Я довольна, что вы все усвоили и вторую задачу.

- Прочитайте третью задачу.

Познакомиться с культурами плодоводства

- Назовите плодовые культуры. Где их выращивают?

- Какие культуры плодоводства вы знаете? (яблоня, груша, абрикос, персик, слива)

- Какие плодовые культуры растут в ваших садах?

- Для чего вы их выращиваете? (содержат витамины)

- Что готовят из плодовых культур?

- Среди муляжей найти лишнее.

- Третью задачу мы тоже выполнили.

- Оцените свою работу.

- Если вы были активны, то оцените себя на высоком уровне, поднимите зелёный кружок.

- Если затруднялись - жёлтый кружок.

- Если ничего не запомнили и не отвечали - красный кружок.

- Я довольна, что вы все усвоили и третью задачу.

- Прочитайте последнюю, четвёртую задачу.

Познакомиться с культурами цветоводства.

- Зачем человек обременяет себя трудом, выращивает цветы?

- Разве не достаточно тех цветов, которые растут на лугу, вдоль дорог?

СЛАЙД

- Где вы обычно видите клумбы, цветники? Что они украшают? (дома, школу, улицы Шексны, городов)

- А мы с вами можем украсить цветами нашу школу? Как?

- На уроке технологии посадим семена цветов, вырастим рассаду и весной посадим около школы.

- Назовите ваши любимые цветы. Какие цветы растут у вашего дома?

- Оцените себя.

Мы выполнили и четвёртую задачу.

- Ответьте, пожалуйста, на вопрос и подведём итоги нашего урока.

- Как называются профессии людей, работающих в отраслях растениеводства, с которыми мы познакомились? Прочитайте учебник стр. 57, 2-й абзац. (хлеборобы, овощеводы, садоводы, хлопкоробы).

- Каким видом труда заняты люди этих профессиц? (физическим)

- А нужны ли сельскому хозяйству профессии умственного труда? Назовите. (учёные - селекционеры, которые выводят новые сорта растений, учёные биологи)

- Послушайте Гладина Алексея, он подготовил интересное сообщение. (о Н.И. Вавилове)

- Подведём итог урока, поиграем и узнаем, как мы усвоили новый материал.

Игра

- 1 ряд. Выберите листы гербария, с культурными растениями, о которых вы узнали, выполняя 1 задачу.

- 2 ряд. Выберите листы гербария, с культурными растениями, о которых вы узнали, выполняя 2 задачу.

-3 ряд. Выберите листы гербария, с культурными растениями, о которых вы узнали, выполняя 3 задачу.

- Какая тема урока?

- Назовите цель урока. Мы её достигли, выполнили?

- Каким образом? Через решение каких задач?

- Я прошу каждого из вас подумать и определить как вы усвоили тему урока, было ли вам интересно, получили ли вы новые знания? На каком уровне? Высоком - зелёный, среднем - жёлтый, низкий - красный. Поднимите карточки.

- Но наша тема о сельском хозяйстве не закончена. На следующем уроке познакомимся с животноводством.

- Запишите задание на дом: стр. 53-59, Тетрадь стр. 29-31 № 1, № 3, № 4.



Зерновая культура


Крупа

Пшеница

пшено

Просо

манная, пшеничная

Ячмень

перловая, ячневая

Гречиха

рис

Овёс

кукурузная

Рис

овсяная, геркулес

кукуруза

гречневая


Зерновая культура


Крупа

Пшеница

пшено

Просо

манная, пшеничная

Ячмень

перловая, ячневая

Гречиха

рис

Овёс

кукурузная

Рис

овсяная, геркулес

кукуруза

гречневая


© 2010-2022