Рабочая программа внеурочной деятельности по интеллектуальному направлению ИНФОЗНАЙКА (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

по интеллектуальному направлению


2 класса


«Инфознайка»





















Пояснительная записка Информационные технологии, предъявляющие высокие требования к интеллекту работников, занимают лидирующее положение на международном рынке труда. Но если навыки работы с конкретной техникой можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определенные природой сроки, таковым и останется. Опоздание с развитием мышления - это опоздание навсегда. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе, в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации) и синтезу (созданию новых схем, структур и моделей). Важно отметить, что технология такого обучения должна быть массовой, общедоступной. Приобщение ребенка к компьютеру в начальной школе имеет ряд положительных сторон, как в плане развития его личности, так и для последующего применения информационно-коммуникационных технологий в учебной и познавательной деятельности в других предметах, жизни, а также непосредственно в рамках продолжения изучения информатики в школе. Полученные в результате обучения информатике в начальной школе знания, умения и навыки определяют дальнейшую информационную активность детей не только в учебной деятельности, но и в дальнейшей социализации ребенка, вхождении его в информационное общество. Данная программа кружковых занятий по информатике рассчитана на 34 часа и носит пропедевтический характер. Курс построен таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться информатикой вообще и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни при работе с большим объемом информации; научиться общаться с компьютером, который ничего не умеет делать, если не умеет человек. Целесообразность начала изучения информатики в младших классах обусловлена следующими факторами. Во-первых, положительным опытом обучения информатике детей этого возраста, как в нашей стране, так и за рубежом. Во-вторых, существенной ролью изучения информатики в развитии мышления, формировании научного мировоззрения школьников именно этой возрастной группы. В-третьих, обучение учащихся работе на компьютере в начальной школе подготовит их к более успешному усвоению курса информатики в старших классах. Содержание программы отобрано в соответствии с возможностями и способностями учащихся. Количество обучающихся 12 - 15 человек. Срок реализации программы: 1 год. Программа реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности. На реализацию программы отводится 1 час в неделю (одно занятие в неделю по 35 мин), всего 34 часа в год во 2 классе. Основная цель программы: формирование информационной компетентности и развитие мышления младших школьников. Назначение программы - помочь детям узнать основные возможности компьютера и научиться ими пользоваться в повседневной жизни. Задачи программы: Обучающие:

  • Познакомить учащихся с основными компонентами устройства компьютера
и принципами работы в текстовом и графическом редакторах.
  • Сформировать элементарные навыки работы в текстовом и графическом
редакторах. Развивающие:
  • Развивать познавательный интерес младших школьников.
  • Развивать творческое воображение, математическое и образное мышление
учащихся.
  • Развивать умение работать с компьютерными программами и
дополнительными источниками информации. Воспитывающие:
  • Воспитывать интерес к занятиям информатикой.
  • Воспитывать культуру общения между учащимися.
  • Формировать культуру безопасного труда при работе за компьютером.
Формы и методы обучения определены возрастом учащихся. При проведении занятий используются элементы игры, теоретическая работа чередуется с практической, а также используются интерактивные формы обучения. Программой предусмотрены методы обучения: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые (вариативные задания), творческие, практические. Формы проведения занятий: беседы, игры, практические занятия, самостоятельная работа, конкурсы, выставки. Программа реализуется на основе следующих принципов: 1. Обучение в активной познавательной деятельности. Все темы учащиеся изучают на практике, выполняя различные творческие задания, «набивая руку» при работе с клавиатурой, общаясь в парах и группах друг с другом. 2. Индивидуальное обучение. Обучение учащихся работе на компьютере дает возможность организовать деятельность учащихся с индивидуальной скоростью и в индивидуальном объеме. Данный принцип реализован через организацию практикума по освоению навыков работы на компьютере. 3. Принцип природосообразности. Основной вид деятельности младших школьников - игра, через нее дети познают окружающий мир, поэтому в занятия включены игровые элементы, способствующие успешному освоению курса. 4. Преемственность. Программа курса построена так, что каждая последующая тема логически связана с предыдущей. Данный принцип учащимся помогает понять важность уже изученного материала и значимость каждого отдельного занятия. По мере опытной проверки предполагается корректирование содержания программы.


Учебный план

п/п

Тема

Кол-во

часов

В том числе

Практич.

Контрол.

1. « Компьютер - наш верный друг »

7 5

2. « Информация »

9 2

3. « Логика »

8 4

4. « Алгоритмы и исполнители »

10 4

Итого:

34 15




Содержание программы

(второй год обучения) Компьютер - наш верный друг (7 часов) Знакомство с кабинетом информатики. Правила поведения в кабинете информатики. Основные устройства компьютера. Системный блок, монитор, клавиатура, мышь. Указатели и стрелка. Работа с мышью (щелчок, двойной щелчок, перетаскивание мышью). Ввод букв с клавиатуры по определенным правилам. Работа с клавиатурным тренажером. Практические работы:

  • Работа с компьютерной мышью.
  • Работа с клавиатурным тренажером.
  • Развивающая игра «Раскраска».
  • Развивающая игра «Конструктор».
Информация (9 часов) Информация в нашей жизни. Роль и место информации в жизни человека. Органы чувств как каналы получения информации. Виды информации. Информационные процессы. Носители информации. Источники и приемники информации. Кодирование информации. Искажение информации, кодирование и шифрование. Практические работы:
  • Кодирование информации.
  • Декодирование информации.
  • Шифровка и дешифровка информации.

Логика (8 часов) Элементы логики. Суждения. Истинные и ложные суждения. Сопоставления. Выделение признаков и свойств. Построение отрицательных высказываний. Множества и его элементы. Сравнение множеств. Операции над множествами: объединение, пересечение, вложенность и независимость. Отношение между множествами. Представление информации с помощью таблиц. Практические работы:
  • Определение истинного и ложного суждения.
  • Выбор элементов из множества.
  • Операции объединения и пересечения множеств.
  • Операции вложенности и независимости множеств.
  • Преобразование текстовой информации в таблицу.

Алгоритмы и исполнители (10 часов) Исполнители и система команд. Модели. Моделирование. Виды моделей. Алгоритмы. Свойства алгоритмов. Способы представления алгоритмов. Блок-схемы. Линейные алгоритмы. Применение линейных алгоритмов в жизни. Работа с исполнителем Транспортером. Практические работы:
  • Нахождение отличий в командах для разных исполнителей.
  • Представление моделей на компьютере.
  • Составление команд для исполнителя Транспортер.

Учебно - тематический план

(второй год обучения)



п/п

Наименование тем

Всего,

час

Количество часов

Характеристика

деятельности

обучающихся

Дата теория практика

Компьютер - наш верный друг

7 ч

2 ч

5 ч

1 Здравствуй, класс компьютерный! Правила поведения в кабинете информатики


1


0,5


0,5 Знакомство с кабинетом информатики. Усвоение правил поведения в компьютерном классе. Практическая работа с развивающей игрой «Раскраска»
2 Основные устройства компьютера

1

0,5

0,5 Знакомство с основными устройствами компьютера. Назначение системного блока и монитора. Практическая работа с развивающей игрой «Конструктор»
3 Клавиатура

1

0,5

0,5 Формирование представления о назначении клавиатуры. Ввод букв с клавиатуры по определенным правилам
4 Клавиатурный тренажер

3

-

3 Практическая работа с клавиатурным тренажером. Набор текста
5 Мышь. Отработка навыков работы с мышью

1

0,5

0,5 Формирование представления о назначении компьютерной мыши. Практическая работа с мышью.

Информация

9 ч

7 ч

2 ч

6 Человек и информация

1

1

- Знакомство с понятием информация на основе примеров из жизни. Роль и место информации в жизни человека.
7 Органы чувств как каналы получения информации

1

1

- Формирование представления о механизме получения информации из окружающего мира человеком. Знакомство с системой органов чувств человека.
8 Виды информации

1

1

- Знакомство с различными видами информации. Выполнение заданий на определение информации различных видов.
9 Информационные процессы. Носители информации

1

1

- Знакомство с основными информационными процессами. Размышления о том, какие носители информации нужны человеку в современном мире.
10 Информационные процессы. Источники и приемники информации

1

1

- Формирование представления о способах получения и передачи информации. Размышления о том, как люди сейчас передают информацию и как передавали ее раньше.
11 Информационные процессы. Кодирование информации

2

1

1 Выполнение практических заданий по кодированию и декодированию различной информации.
12 Искажение информации, кодирование и шифрование

2

1

1 Знакомство с понятием искажение информации. Формирование представлений о различии понятий кодирование и шифрование. Выполнение практических заданий на дешифровку информации

Логика

8 ч

4 ч

4 ч

13 Элементы логики. Суждение

1

0,5

0,5 Знакомство с основными понятиями логики. Суждение истинное и ложное. Практическая работа на определение истинного и ложного суждения
14 Элементы логики. Сопоставление

1

0,5

0,5 Выделение признаков и свойств. Построение отрицательных высказываний. Сравнение предметов или явлений между собой. Практическая работа на определение истинного и ложного суждения
15 Множества и его элементы. Сравнение множеств

1

0,5

0,5 Знакомство с понятиями множество, элементы множества. Создание множества из соответствующих элементов. Практическая работа по выбору элементов из множества
16 Операции над множествами. Объединение, пересечение

1

0,5

0,5 Знакомство с понятиями пересечения и объединения множеств. Диаграммы Эйлера-Венна. Практическая работа на операции объединения и пересечения множеств
17 Операции над множествами. Вложенность и независимость

1

0,5

0,5 Знакомство с понятиями вложенности и независимости множеств. Диаграммы Эйлера-Венна. Практическая работа на операции вложенности и независимости множеств
18 Операции над множествами. Обобщение

1

-

1 Выполнение различных операций над множествами
19 Отношение между множествами

1

0,5

0,5 Формирование понятия отношение между множествами. Отношения «больше», «меньше», «ближе», «дальше», «выше», «ниже» и другие
20 Представление информации с помощью таблиц

1

1

- Формирование понятия информационной таблицы. Выполнение заданий на преобразование текстовой информации в таблицу

Алгоритмы и исполнители

10 ч

6 ч

4 ч

21 Исполнители и система команд

1

0,5

0,5 Знакомство с понятием исполнителя. Команда. Система команд для разных исполнителей. Практическая работа на нахождение отличий в командах для разных исполнителей
22 Модели

1

0,5

0,5 Формирование понятий модели и моделирования. Виды моделей. Представление моделей на компьютере
23 Алгоритмы

1

1

- Знакомство с понятием алгоритма. Свойства алгоритмов. Составление простейших алгоритмов
24 Способы представления алгоритмов

1

1

- Формирование представлений о способах записи алгоритмов - текстовом, графическом и программном. Составление блок-схем
25 Линейные алгоритмы

1

1

- Знакомство с понятием линейного алгоритма. Составление линейного алгоритма. Запись линейного алгоритма на языке блок-схем
26 Применение линейных алгоритмов в жизни

1

1

- Знакомство с некоторыми возможностями и применениями линейных алгоритмов в жизни
27 Работа с исполнителем Транспортером

3

1

2 Исполнитель транспортѐр. Система его команд. Составление плана для транспортѐра. Практическая работа по составлению команд для исполнителя
28 Обобщающий урок. Подведение итогов пройденного материала

1

-

1 Подведение итогов пройденного материала. Выполнение зачетной практической работы

Итого:

34

19

15




Планируемые результаты реализации программы


В результате занятий в кружке к концу обучения учащиеся должны получить следующие знания и умения:

  • знать правила поведения в компьютерном классе;
  • знать основные возможности применения компьютеров;
  • знать назначение основных устройств компьютера;
  • знать понятие операционной системы;
  • знать понятия файла и папки;
  • знать, что такое информация, способы получения информации человеком, виды
информации;
  • знать основные информационные процессы;
  • знать способы представления и обработки информации;
  • знать основные понятия и термины раздела графический редактор;
  • знать основные понятия и термины раздела текстовый редактор;
  • знать понятия истинного и ложного суждения;
  • знать понятия множества, класса, элементов множества;
  • знать основные операции, которые можно выполнять над множествами;
  • знать понятие модели;
  • знать понятия алгоритм, исполнитель алгоритма, система команд исполнителя;
  • знать способы записи алгоритмов;
  • знать виды алгоритмов: линейный, с ветвлением;
  • уметь включать и выключать компьютер;
  • уметь загружать программы и прекращать их работу;
  • уметь работать с операционной системе Windows;
  • уметь выполнять различные действия над файлами и папками;
  • уметь выполнять операции над множествами;
  • уметь работать с исполнителем Транспортер;
  • уметь составлять линейные алгоритмы и алгоритмы с ветвлением;
  • уметь создавать рисунки в графическом редакторе Paint;
  • уметь создавать текстовые документы в текстовом редакторе Microsoft Word;
  • уметь использовать клавиатуру и мышь при работе с прикладными
программами;
  • уметь использовать возможности текстового и графического редакторов для
создания творческих работ. Кроме того у учащихся должен быть сформирован познавательный интерес к предмету и представления об информатике. Полученные знания и умения учащихся способствуют развитию мышления и формированию информационной культуры младших школьников. На первом и втором году обучения данная программа направлена на достижение первого уровня воспитательных результатов, то есть на приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни. На третьем и четвертом году обучения в кружке возможно достижение второго уровня воспитательных результатов, т.е. формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом. На данном этапе обучения учащиеся активно взаимодействуют между собой в группе. Участвуя в школьных творческих выставках, они получают первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинают их ценить.

Формирование универсальных учебных действий


На конец обучения мы можем говорить только о начале формирования результатов освоения программы. В связи с этим можно выделить основные направления работы учителя по начальному формированию универсальных учебных действий. Личностные

  • внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе;
  • принятие образа «хорошего ученика»;
  • положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса;
  • способность к самооценке;
  • начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях;

Метапредметные Познавательные

  • начало формирования навыка поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий;
  • сбор информации;
  • обработка информации (с помощью ИКТ);
  • анализ информации;
  • передача информации (устным, письменным, цифровым способами);
  • использовать общие приѐмы решения задач;
  • контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
  • моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать группы существенных
признаков объектов с целью решения конкретных задач.
  • подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения
существенных признаков;
  • синтез;
  • сравнение;
  • классификация по заданным критериям;
  • установление аналогий;
  • построение рассуждения.
Регулятивные
  • начальные навыки умения формулировать и удерживать учебную задачу;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
  • выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ
реализации;
  • умение выполнять учебные действия в устной форме;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью
обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
  • выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить,
определять качество и уровня усвоения; Коммуникативные В процессе обучения дети учатся:
  • работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
  • ставить вопросы;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.








































Информационно-методическое обеспечения курса


Литература


Для педагогов:  Информатика: Учебник для 2 класса / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.  Информационная культура. 2 класс / Ю.А. Первин. - Самара, 1996.  Могилев А.В. и др. «Мир информатики. Базовое учебное пособие для учащихся начальной школы. 2 год обучения». А - Ассоциация «XXI век», 2006.  Тур С.Н., Бокучаева Т.П. Первые шаги в мире информатики Методическое пособие для учителей 1-4 классов - издательство Санкт-Петербург «БХВ - Петербург» 2009. Для учащихся:  Коцюбинский А.О. Компьютер для детей и взрослых / А.О. Коцюбинский, С.В. Грошев. - М.: НТ-Пресс, 2006.  Мир информатики. Первый год обучения. / А.В. Могилев и др. - М.: Ассоциация «XXI век», 2003.  Фролов М.И. Учимся работать на компьютере: самоучитель / М.И. Фролов. - М.: Бином, 2006.  Фролов М.И. Учимся рисовать на компьютере: самоучитель / М.И. Фролов. - М.: Бином, 2002.

Материально-техническое обеспечение

  • Моноблок учителя.
  • Мультимедиа проектор, экран.
  • Колонки, наушники.
  • Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
  • Стол учительский.
  • Шкафы для хранения дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.
  • Классная доска с набором приспособлений для крепления дидактических
материалов.
  • Магнитная доска.
  • Демонстрационный и раздаточный материал.













Лист внесения изменений


№ п/п Дата Характеристика изменений Реквизиты документа, которым закреплено изменение Подпись сотрудника, внесшего изменения














































































































































© 2010-2022