- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа внеурочной деятельности по интеллектуальному направлению ИНФОЗНАЙКА (2 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности по интеллектуальному направлению ИНФОЗНАЙКА (2 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Суровцева И.В. |
Дата | 24.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по интеллектуальному направлению
2 класса
«Инфознайка»
Пояснительная записка Информационные технологии, предъявляющие высокие требования к интеллекту работников, занимают лидирующее положение на международном рынке труда. Но если навыки работы с конкретной техникой можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определенные природой сроки, таковым и останется. Опоздание с развитием мышления - это опоздание навсегда. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе, в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации) и синтезу (созданию новых схем, структур и моделей). Важно отметить, что технология такого обучения должна быть массовой, общедоступной. Приобщение ребенка к компьютеру в начальной школе имеет ряд положительных сторон, как в плане развития его личности, так и для последующего применения информационно-коммуникационных технологий в учебной и познавательной деятельности в других предметах, жизни, а также непосредственно в рамках продолжения изучения информатики в школе. Полученные в результате обучения информатике в начальной школе знания, умения и навыки определяют дальнейшую информационную активность детей не только в учебной деятельности, но и в дальнейшей социализации ребенка, вхождении его в информационное общество. Данная программа кружковых занятий по информатике рассчитана на 34 часа и носит пропедевтический характер. Курс построен таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться информатикой вообще и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни при работе с большим объемом информации; научиться общаться с компьютером, который ничего не умеет делать, если не умеет человек. Целесообразность начала изучения информатики в младших классах обусловлена следующими факторами. Во-первых, положительным опытом обучения информатике детей этого возраста, как в нашей стране, так и за рубежом. Во-вторых, существенной ролью изучения информатики в развитии мышления, формировании научного мировоззрения школьников именно этой возрастной группы. В-третьих, обучение учащихся работе на компьютере в начальной школе подготовит их к более успешному усвоению курса информатики в старших классах. Содержание программы отобрано в соответствии с возможностями и способностями учащихся. Количество обучающихся 12 - 15 человек. Срок реализации программы: 1 год. Программа реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности. На реализацию программы отводится 1 час в неделю (одно занятие в неделю по 35 мин), всего 34 часа в год во 2 классе. Основная цель программы: формирование информационной компетентности и развитие мышления младших школьников. Назначение программы - помочь детям узнать основные возможности компьютера и научиться ими пользоваться в повседневной жизни. Задачи программы: Обучающие:
- Познакомить учащихся с основными компонентами устройства компьютера
- Сформировать элементарные навыки работы в текстовом и графическом
- Развивать познавательный интерес младших школьников.
- Развивать творческое воображение, математическое и образное мышление
- Развивать умение работать с компьютерными программами и
- Воспитывать интерес к занятиям информатикой.
- Воспитывать культуру общения между учащимися.
- Формировать культуру безопасного труда при работе за компьютером.
Учебный план
№
п/п
Тема
Кол-во
часов
В том числе
Практич.
Контрол.
1. « Компьютер - наш верный друг »
7 5
2. « Информация »
9 2
3. « Логика »
8 4
4. « Алгоритмы и исполнители »
10 4
Итого:
34 15
Содержание программы
(второй год обучения) Компьютер - наш верный друг (7 часов) Знакомство с кабинетом информатики. Правила поведения в кабинете информатики. Основные устройства компьютера. Системный блок, монитор, клавиатура, мышь. Указатели и стрелка. Работа с мышью (щелчок, двойной щелчок, перетаскивание мышью). Ввод букв с клавиатуры по определенным правилам. Работа с клавиатурным тренажером. Практические работы:
- Работа с компьютерной мышью.
- Работа с клавиатурным тренажером.
- Развивающая игра «Раскраска».
- Развивающая игра «Конструктор».
- Кодирование информации.
- Декодирование информации.
- Шифровка и дешифровка информации.
Логика (8 часов) Элементы логики. Суждения. Истинные и ложные суждения. Сопоставления. Выделение признаков и свойств. Построение отрицательных высказываний. Множества и его элементы. Сравнение множеств. Операции над множествами: объединение, пересечение, вложенность и независимость. Отношение между множествами. Представление информации с помощью таблиц. Практические работы:
- Определение истинного и ложного суждения.
- Выбор элементов из множества.
- Операции объединения и пересечения множеств.
- Операции вложенности и независимости множеств.
- Преобразование текстовой информации в таблицу.
Алгоритмы и исполнители (10 часов) Исполнители и система команд. Модели. Моделирование. Виды моделей. Алгоритмы. Свойства алгоритмов. Способы представления алгоритмов. Блок-схемы. Линейные алгоритмы. Применение линейных алгоритмов в жизни. Работа с исполнителем Транспортером. Практические работы:
- Нахождение отличий в командах для разных исполнителей.
- Представление моделей на компьютере.
- Составление команд для исполнителя Транспортер.
Учебно - тематический план
(второй год обучения)
№
п/п
Наименование тем
Всего,
час
Количество часов
Характеристика
деятельности
обучающихся
Дата теория практика
Компьютер - наш верный друг
7 ч
2 ч
5 ч
1 Здравствуй, класс компьютерный! Правила поведения в кабинете информатики
1
0,5
0,5 Знакомство с кабинетом информатики. Усвоение правил поведения в компьютерном классе. Практическая работа с развивающей игрой «Раскраска»
2 Основные устройства компьютера
1
0,5
0,5 Знакомство с основными устройствами компьютера. Назначение системного блока и монитора. Практическая работа с развивающей игрой «Конструктор»
3 Клавиатура
1
0,5
0,5 Формирование представления о назначении клавиатуры. Ввод букв с клавиатуры по определенным правилам
4 Клавиатурный тренажер
3
-
3 Практическая работа с клавиатурным тренажером. Набор текста
5 Мышь. Отработка навыков работы с мышью
1
0,5
0,5 Формирование представления о назначении компьютерной мыши. Практическая работа с мышью.
Информация
9 ч
7 ч
2 ч
6 Человек и информация
1
1
- Знакомство с понятием информация на основе примеров из жизни. Роль и место информации в жизни человека.
7 Органы чувств как каналы получения информации
1
1
- Формирование представления о механизме получения информации из окружающего мира человеком. Знакомство с системой органов чувств человека.
8 Виды информации
1
1
- Знакомство с различными видами информации. Выполнение заданий на определение информации различных видов.
9 Информационные процессы. Носители информации
1
1
- Знакомство с основными информационными процессами. Размышления о том, какие носители информации нужны человеку в современном мире.
10 Информационные процессы. Источники и приемники информации
1
1
- Формирование представления о способах получения и передачи информации. Размышления о том, как люди сейчас передают информацию и как передавали ее раньше.
11 Информационные процессы. Кодирование информации
2
1
1 Выполнение практических заданий по кодированию и декодированию различной информации.
12 Искажение информации, кодирование и шифрование
2
1
1 Знакомство с понятием искажение информации. Формирование представлений о различии понятий кодирование и шифрование. Выполнение практических заданий на дешифровку информации
Логика
8 ч
4 ч
4 ч
13 Элементы логики. Суждение
1
0,5
0,5 Знакомство с основными понятиями логики. Суждение истинное и ложное. Практическая работа на определение истинного и ложного суждения
14 Элементы логики. Сопоставление
1
0,5
0,5 Выделение признаков и свойств. Построение отрицательных высказываний. Сравнение предметов или явлений между собой. Практическая работа на определение истинного и ложного суждения
15 Множества и его элементы. Сравнение множеств
1
0,5
0,5 Знакомство с понятиями множество, элементы множества. Создание множества из соответствующих элементов. Практическая работа по выбору элементов из множества
16 Операции над множествами. Объединение, пересечение
1
0,5
0,5 Знакомство с понятиями пересечения и объединения множеств. Диаграммы Эйлера-Венна. Практическая работа на операции объединения и пересечения множеств
17 Операции над множествами. Вложенность и независимость
1
0,5
0,5 Знакомство с понятиями вложенности и независимости множеств. Диаграммы Эйлера-Венна. Практическая работа на операции вложенности и независимости множеств
18 Операции над множествами. Обобщение
1
-
1 Выполнение различных операций над множествами
19 Отношение между множествами
1
0,5
0,5 Формирование понятия отношение между множествами. Отношения «больше», «меньше», «ближе», «дальше», «выше», «ниже» и другие
20 Представление информации с помощью таблиц
1
1
- Формирование понятия информационной таблицы. Выполнение заданий на преобразование текстовой информации в таблицу
Алгоритмы и исполнители
10 ч
6 ч
4 ч
21 Исполнители и система команд
1
0,5
0,5 Знакомство с понятием исполнителя. Команда. Система команд для разных исполнителей. Практическая работа на нахождение отличий в командах для разных исполнителей
22 Модели
1
0,5
0,5 Формирование понятий модели и моделирования. Виды моделей. Представление моделей на компьютере
23 Алгоритмы
1
1
- Знакомство с понятием алгоритма. Свойства алгоритмов. Составление простейших алгоритмов
24 Способы представления алгоритмов
1
1
- Формирование представлений о способах записи алгоритмов - текстовом, графическом и программном. Составление блок-схем
25 Линейные алгоритмы
1
1
- Знакомство с понятием линейного алгоритма. Составление линейного алгоритма. Запись линейного алгоритма на языке блок-схем
26 Применение линейных алгоритмов в жизни
1
1
- Знакомство с некоторыми возможностями и применениями линейных алгоритмов в жизни
27 Работа с исполнителем Транспортером
3
1
2 Исполнитель транспортѐр. Система его команд. Составление плана для транспортѐра. Практическая работа по составлению команд для исполнителя
28 Обобщающий урок. Подведение итогов пройденного материала
1
-
1 Подведение итогов пройденного материала. Выполнение зачетной практической работы
Итого:
34
19
15
Планируемые результаты реализации программы
В результате занятий в кружке к концу обучения учащиеся должны получить следующие знания и умения:
- знать правила поведения в компьютерном классе;
- знать основные возможности применения компьютеров;
- знать назначение основных устройств компьютера;
- знать понятие операционной системы;
- знать понятия файла и папки;
- знать, что такое информация, способы получения информации человеком, виды
- знать основные информационные процессы;
- знать способы представления и обработки информации;
- знать основные понятия и термины раздела графический редактор;
- знать основные понятия и термины раздела текстовый редактор;
- знать понятия истинного и ложного суждения;
- знать понятия множества, класса, элементов множества;
- знать основные операции, которые можно выполнять над множествами;
- знать понятие модели;
- знать понятия алгоритм, исполнитель алгоритма, система команд исполнителя;
- знать способы записи алгоритмов;
- знать виды алгоритмов: линейный, с ветвлением;
- уметь включать и выключать компьютер;
- уметь загружать программы и прекращать их работу;
- уметь работать с операционной системе Windows;
- уметь выполнять различные действия над файлами и папками;
- уметь выполнять операции над множествами;
- уметь работать с исполнителем Транспортер;
- уметь составлять линейные алгоритмы и алгоритмы с ветвлением;
- уметь создавать рисунки в графическом редакторе Paint;
- уметь создавать текстовые документы в текстовом редакторе Microsoft Word;
- уметь использовать клавиатуру и мышь при работе с прикладными
- уметь использовать возможности текстового и графического редакторов для
Формирование универсальных учебных действий
На конец обучения мы можем говорить только о начале формирования результатов освоения программы. В связи с этим можно выделить основные направления работы учителя по начальному формированию универсальных учебных действий. Личностные
- внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе;
- принятие образа «хорошего ученика»;
- положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса;
- способность к самооценке;
- начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях;
Метапредметные Познавательные
- начало формирования навыка поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий;
- сбор информации;
- обработка информации (с помощью ИКТ);
- анализ информации;
- передача информации (устным, письменным, цифровым способами);
- использовать общие приѐмы решения задач;
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать группы существенных
- подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения
- синтез;
- сравнение;
- классификация по заданным критериям;
- установление аналогий;
- построение рассуждения.
- начальные навыки умения формулировать и удерживать учебную задачу;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ
- умение выполнять учебные действия в устной форме;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
- выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить,
- работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
- ставить вопросы;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться и приходить к общему решению;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Информационно-методическое обеспечения курса
Литература
Для педагогов: Информатика: Учебник для 2 класса / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. Информационная культура. 2 класс / Ю.А. Первин. - Самара, 1996. Могилев А.В. и др. «Мир информатики. Базовое учебное пособие для учащихся начальной школы. 2 год обучения». А - Ассоциация «XXI век», 2006. Тур С.Н., Бокучаева Т.П. Первые шаги в мире информатики Методическое пособие для учителей 1-4 классов - издательство Санкт-Петербург «БХВ - Петербург» 2009. Для учащихся: Коцюбинский А.О. Компьютер для детей и взрослых / А.О. Коцюбинский, С.В. Грошев. - М.: НТ-Пресс, 2006. Мир информатики. Первый год обучения. / А.В. Могилев и др. - М.: Ассоциация «XXI век», 2003. Фролов М.И. Учимся работать на компьютере: самоучитель / М.И. Фролов. - М.: Бином, 2006. Фролов М.И. Учимся рисовать на компьютере: самоучитель / М.И. Фролов. - М.: Бином, 2002.
Материально-техническое обеспечение
- Моноблок учителя.
- Мультимедиа проектор, экран.
- Колонки, наушники.
- Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
- Стол учительский.
- Шкафы для хранения дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.
- Классная доска с набором приспособлений для крепления дидактических
- Магнитная доска.
- Демонстрационный и раздаточный материал.
Лист внесения изменений
- № п/п Дата Характеристика изменений Реквизиты документа, которым закреплено изменение Подпись сотрудника, внесшего изменения