ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
На современном этапе обучения необходимо особо обратить внимание на развитие личности в целом и активности личности в частности, а также на совершенствование творческих способностей учащегося и формирование навыков самостоятельного решения поставленных перед ним задач. Необходимо развивать у обучающихся способность самостоятельно мыслить и применять знания; уметь планировать деятельность, ставить вопросы и уметь находить на них ответы. А также немаловажным в данном контексте является формирование умения учащегося эффективно сотрудничать со сверстниками в разнообразных микрогруппах. Главная идея проектно-исследовательской деятельности - направленность учебно-познавательной деятельности на результат, который получается при решении практической, теоретической, но обязательно личностно и социально-значимой проблемы. Этот результат называется проект. Под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений. Проектно-исследовательская деятельность - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата, которая способствует развитию самостоятельности, целеустремленности, ответственности, настойчивости, толерантности, инициативности, в процессе работы над проектом дети приобретают социальную практику, адаптируются к современным условиям жизни. Проектно-исследовательская деятельность реализует деятельностный подход к обучению. В основе каждого учебного исследования лежит проблема, из которой вытекает и цель, и задачи деятельности учащихся. Проблема проекта-исследования обуславливает метод деятельности, направленной на ее решение. Целью такой работы становится поиск способов решения проблемы, а задача формулируется как задача достижения цели в определенных условиях. Проект с точки зрения учащегося - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. Учебный проект с точки зрения учителя - это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации. В начальной школе выделяют следующие виды учебных исследований:

  • по доминирующей в проекте деятельности: исследовательские, информационные, практико-ориентированные, ролево-игровые, творческие;

  • по количеству учащихся: индивидуальные, парные, групповые, коллективные;

  • по месту проведения: урочные, внеурочные;

  • по теме: монопроекты (в рамках одного учебного предмета), межпредметные, свободные (выходят за рамки школьного обучения); все возможные темы можно условно распределить на три группы: фантастические, экспериментальные, теоретические.

  • по продолжительности: краткосрочные (1-2 урока), средней продолжительности (до 1 месяца), долгосрочные.

У учащихся младшего школьного возраста наглядно-образное мышление, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета. Дети не способны к длительной самостоятельной работе без участия взрослых, их поддержки, помощи, анализа и нацеливания на следующий этап работы. Поэтому специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя - увлечь детей, а также их родителей в исследовательской деятельности, вселить уверенность в своих силах. Они вместе делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов:
  • Выбор темы.
  • Постановка цели и задач.
  • Гипотеза исследования.
  • Организация исследования.
  • Подготовка к защите и защита работы.
  • Рефлексия
Пропуск даже одного из этих этапов снижает эффективность работы над проектом. Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми". Если это теоретическая проблема, то конкретное её решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию на уроке, в школе, во внеклассной работе, дома. Необходимо, чтобы этот результат можно было увидеть, осмыслить, применить в практической деятельности. Результатом проекта может быть атлас, видеофильм, журнал, коллекция, гербарий, костюм, макет, модель, справочник, экологическая программа, книга, поделка. Особое внимание в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности - презентация (защита проекта), где учащиеся докладывают о проделанной ими работе. Целью проведения презентации является выработка или развитие презентативных умений и навыков: демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения, анализировать ход поиска решения, аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта, самоанализ успешности и результативности решения проблемы. Оценка выполненных проектов должна носить стимулирующий характер, но следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Школьников, добившихся особых результатов необходимо отметить дипломами или памятными подарками, не присуждая мест. В начальной школе должен быть поощрен каждый, кто участвовал в проекте. Когда первоклассникам был предложен данный вид работы, многие побаивались и не соглашались, но увидев работу заинтересовавшихся учеников, тоже захотели попробовать себя. К концу 3 класса в проектно-исследовательской работе себя попробовал каждый и не один раз. Результатами данной деятельности можно назвать следующее: развитие самостоятельности, повышение познавательной активности, расширение кругозора, обогащение словарного запаса, а это в свою очередь привело к повышению качества знаний. Итак, благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость. Литература: 1.Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006. 5.Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. - Ростов н/Д.,2005. 6.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Начальная школа. - 2005. - №9.

© 2010-2022