Сценарий урока русского языка в 3 классе

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка (Урок - путешествие) в 3 классе подготовила

учитель высшей квалификационной категории Камскополянской средней общеобразовательной школы №1 Нижнекамского муниципального района

Туктарова Роза Шакирзяновна



Работа ведётся по технологии развивающего обучения профессора А.З.Рахимова. (Рамзаева Т.Г. Русский язык: учебник для 3 кл. четырёхлетней начальной школы) Технология развивающего обучения предусматривает формирование орфографического действия, овладеть которым учащиеся должны не путём заучивания отдельных частных правил, а в процессе собственного исследования. С этой целью на уроке использованы разнообразные формы работы (индивидуальные, групповые, коллективные) и методы обучения (репродуктивный, практический, частично поисковый), которые применяются адекватно содержанию. Разнообразные виды заданий обеспечивают занятость всех учащихся с учётом способностей.

Ход урока Тема: Обобщение правил о правописании корня. Цели: Закреплять и обобщить знания учащихся о безударных гласных и сомнительных согласных и их правописании. Развивать у учащихся творческие способности, мыслительные операции сравнения, обобщения; умения анализировать, мыслить самостоятельно, работать в группе. Воспитание коллективизма, дружелюбного отношения друг к другу, интереса к предмету. Оборудование: «Поезд» для путешествия, названия станций: «Проверяй-ка», «Вспоминай-ка», «Запоминай-ка», «Поиграй-ка», «Словознай-ка», «Распределяй-ка», «Думай-ка»; карточки с заданиями для работы в группах, в парах; магнитные (3 цвета) фишки, для общей самооценки.

Ход урока: 1. Создание психологического комфорта Хором: Каждый день - всегда, везде, На занятиях, в игре Смело, чётко говорим И тихонечко сидим. 2. Выравнивание знаний. - Ребята, сегодня мы совершим увлекательное путешествие в страну со строгим названием - Грамматика, есть там город, который называется Словария. Но не волнуйтесь! Путешествие будет весёлым, интересным. Правда, вам придётся немного подумать над теми заданиями, которые приготовили для вас на каждой станции. А теперь послушайте, пожалуйста, загадку:

В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит. (Поезд.) - Да, вы отгадали, путешествовать мы будем на поезде. Хором: За наукой в путешествие Сегодня мы отправимся. Смекалку, фантазию нашу возьмём. Дорогой с пути никуда не свернём, Но чтобы цели нам скорее достичь, Должны мы по рельсам Красиво пройтись! 3. Постановка и решение учебной задачи. - Станция, на которой стоит поезд и ждёт нас, называется (1) «Проверяй-ка». Чтобы пройти в вагоны и занять места вы должны написать словарный диктант. (Учитель показывает карточки с пропущенными буквами, дети пишут, затем проверяют их по этим же карточкам, с выделенными орфограммами).

а) словарный диктант: Пятн.ца, с..одня, .нварь, п.года, вет.р, м.роз, мес.ц, .дежда, вал.нки, в.рона, в.р.бей, вдру., праз.ник. б) самопроверка; в) - Что вы можете сказать об этих словах? (Словарные слова с непроверяемыми безударными гласными.) - Назовите лишние. (Вдруг - слово с парным согласным, праздник - с непроизносимым согласным в корне. Эти слова прикрепляются на магнитной доске.) - На какие же правила могут быть задания, приготовленные для вас на станциях? (…) (2) Станция «Вспоминай-ка» (Задания в вагонах) - Для вас ещё одна загадка: Какую часть слова можно найти в земле? (Корень) (Следующие задания даются в группы.) - Ребята, помните - важно не только самому выполнить задание, но ещё и товарищам помочь. Ведь важен не только личный результат, но и результат всей группы. 1 группа (1вагон): Замените подчёркнутые слова синонимами с непроизносимыми согласными, и тогда получите тот текст, который был у А.С.Пушкина. Запишите эти пары, сделайте вывод.

Видит: весь сияя в злате,

Царь Султан сидит в палате

На престоле и венце

С печальной думой на лице.

Добрый день, князь ты мой прекрасный,

Что ж ты тих, как день пасмурный?

Опечалился чему? Запись в тетрадях: С печальной - с грустной, добрый день - здравствуй, пасмурный - ненастный. (Вывод: Непроизносимые согласные в корне надо проверять …)

2 группа (2вагон): Исправьте ошибки, допущенные в тексте. Сделайте вывод. (Даётся текст с ошибками)

Зима влису. Побилели паля и луга. Льдом покрылась рика. Она уснула, как в сказке. На диревьях лижат сниговые шубы. Наснегу кругом узоры птичьих слидов. Маладые ёлочки укрылись мягким снежком. (Вывод: Если буква гласная вызвала сомнение, То немедленно её ставь под ударение! Или: Безударный - хитрый гласный. Слышим мы его прекрасно? А в письме какая буква? Здесь поможет нам наука: Гласный ставь под ударение, Чтоб развеять все сомнения! 3 группа (3 вагон): Выпишите слова, у которых надо проверить согласную. Сделайте вывод.

Кружева салазки трава

Ошибка дожди лягушка

Лодочка булавка зубной

(3) Станция «Запоминай-ка» (Работа в группах)

Какие три правила учат писать буквы в корне слова? (После обсуждений в группах) Вместе: 1.Если буква гласная вызвала сомнение, то немедленно её ставь под ударение! Безударный - хитрый гласный. Слышим мы его прекрасно? А в письме какая буква? Здесь поможет нам наука: Гласный ставь под ударение, Чтоб развеять все сомнения! 3. Подсказка Деда Мороза ещё со второго класса: Согласный в слове проверяй, рядом гласный подставляй! Или: … (подобрать проверочное слово) 4. В русском языке есть слова со стечением согласных. Все они в слове пишутся, но не произносятся, называются непроизносимыми. Написание таких согласных надо проверять. Чтобы проверить непроизносимые согласные в, д, л, т в корнях, надо подобрать проверочные слова, в которых эти звуки чётко произносятся. - Вы назвали три правила, которые учат писать буквы в корне слова. Что общего между ними? Чтобы проверить написание слов, нужно слово изменить или подобрать проверочное однокоренное слово. Мы всегда должны помнить эти правила и применять их. (4) Станция «Поиграй-ка» Физкультминут. (Можно организовать подвижную игру по желанию учащихся) б) Раз - подняться, подтянуться, Два - согнуться, подтянуться, Три - в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире. Пять - руками помахать, Шесть - за места тихо сесть. Игра «Заменялки». Замените одним словом.

Вода, которая замёрзла - …

Его срывают с дерева - …

В нём растут плодовые деревья - …

Один из них был белым, а другой серым - …

Самое могучее дерево - … (5) Станция «Словознай-ка» Даны пословицы и поговорки с пропущенными словами, назовите их. Объясните значения пословиц.

  1. Зима без (снега), лето без (хлеба).
  2. Мороз да метели под (февраль) налетели.
  3. Лето собирает, а зима (поедает).
(6) Станция «Распределяй-ка» Фронтальная работа по учебнику. Стр.116, упражнение 312. 4. Рефлексия. а) (7) Станция «Думай-ка» б) Общая самооценка. - Вот и подошло к концу путешествие по городу «Словария». Много было станций на нашем пути. Ваши ответы помогли машинисту (а на этот раз им была я) благополучно завершить поездку. Я благодарю вас всех. Прошу сдать проездные билеты. (Общая самооценка ставится цветными магнитными фишками).


© 2010-2022