- Преподавателю
- Начальные классы
- Сценарий урока русского языка в 3 классе
Сценарий урока русского языка в 3 классе
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Туктарова Р.Ш. |
Дата | 22.09.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок русского языка (Урок - путешествие) в 3 классе подготовила
учитель высшей квалификационной категории Камскополянской средней общеобразовательной школы №1 Нижнекамского муниципального района
Туктарова Роза Шакирзяновна
Работа ведётся по технологии развивающего обучения профессора А.З.Рахимова. (Рамзаева Т.Г. Русский язык: учебник для 3 кл. четырёхлетней начальной школы) Технология развивающего обучения предусматривает формирование орфографического действия, овладеть которым учащиеся должны не путём заучивания отдельных частных правил, а в процессе собственного исследования. С этой целью на уроке использованы разнообразные формы работы (индивидуальные, групповые, коллективные) и методы обучения (репродуктивный, практический, частично поисковый), которые применяются адекватно содержанию. Разнообразные виды заданий обеспечивают занятость всех учащихся с учётом способностей.
Ход урока Тема: Обобщение правил о правописании корня. Цели: Закреплять и обобщить знания учащихся о безударных гласных и сомнительных согласных и их правописании. Развивать у учащихся творческие способности, мыслительные операции сравнения, обобщения; умения анализировать, мыслить самостоятельно, работать в группе. Воспитание коллективизма, дружелюбного отношения друг к другу, интереса к предмету. Оборудование: «Поезд» для путешествия, названия станций: «Проверяй-ка», «Вспоминай-ка», «Запоминай-ка», «Поиграй-ка», «Словознай-ка», «Распределяй-ка», «Думай-ка»; карточки с заданиями для работы в группах, в парах; магнитные (3 цвета) фишки, для общей самооценки.
Ход урока: 1. Создание психологического комфорта Хором: Каждый день - всегда, везде, На занятиях, в игре Смело, чётко говорим И тихонечко сидим. 2. Выравнивание знаний. - Ребята, сегодня мы совершим увлекательное путешествие в страну со строгим названием - Грамматика, есть там город, который называется Словария. Но не волнуйтесь! Путешествие будет весёлым, интересным. Правда, вам придётся немного подумать над теми заданиями, которые приготовили для вас на каждой станции. А теперь послушайте, пожалуйста, загадку:
В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит. (Поезд.) - Да, вы отгадали, путешествовать мы будем на поезде. Хором: За наукой в путешествие Сегодня мы отправимся. Смекалку, фантазию нашу возьмём. Дорогой с пути никуда не свернём, Но чтобы цели нам скорее достичь, Должны мы по рельсам Красиво пройтись! 3. Постановка и решение учебной задачи. - Станция, на которой стоит поезд и ждёт нас, называется (1) «Проверяй-ка». Чтобы пройти в вагоны и занять места вы должны написать словарный диктант. (Учитель показывает карточки с пропущенными буквами, дети пишут, затем проверяют их по этим же карточкам, с выделенными орфограммами).
а) словарный диктант: Пятн.ца, с..одня, .нварь, п.года, вет.р, м.роз, мес.ц, .дежда, вал.нки, в.рона, в.р.бей, вдру., праз.ник. б) самопроверка; в) - Что вы можете сказать об этих словах? (Словарные слова с непроверяемыми безударными гласными.) - Назовите лишние. (Вдруг - слово с парным согласным, праздник - с непроизносимым согласным в корне. Эти слова прикрепляются на магнитной доске.) - На какие же правила могут быть задания, приготовленные для вас на станциях? (…) (2) Станция «Вспоминай-ка» (Задания в вагонах) - Для вас ещё одна загадка: Какую часть слова можно найти в земле? (Корень) (Следующие задания даются в группы.) - Ребята, помните - важно не только самому выполнить задание, но ещё и товарищам помочь. Ведь важен не только личный результат, но и результат всей группы. 1 группа (1вагон): Замените подчёркнутые слова синонимами с непроизносимыми согласными, и тогда получите тот текст, который был у А.С.Пушкина. Запишите эти пары, сделайте вывод.
Видит: весь сияя в злате,
Царь Султан сидит в палате
На престоле и венце
С печальной думой на лице.
Добрый день, князь ты мой прекрасный,
Что ж ты тих, как день пасмурный?
Опечалился чему? Запись в тетрадях: С печальной - с грустной, добрый день - здравствуй, пасмурный - ненастный. (Вывод: Непроизносимые согласные в корне надо проверять …)
2 группа (2вагон): Исправьте ошибки, допущенные в тексте. Сделайте вывод. (Даётся текст с ошибками)
Зима влису. Побилели паля и луга. Льдом покрылась рика. Она уснула, как в сказке. На диревьях лижат сниговые шубы. Наснегу кругом узоры птичьих слидов. Маладые ёлочки укрылись мягким снежком. (Вывод: Если буква гласная вызвала сомнение, То немедленно её ставь под ударение! Или: Безударный - хитрый гласный. Слышим мы его прекрасно? А в письме какая буква? Здесь поможет нам наука: Гласный ставь под ударение, Чтоб развеять все сомнения! 3 группа (3 вагон): Выпишите слова, у которых надо проверить согласную. Сделайте вывод.
Кружева салазки трава
Ошибка дожди лягушка
Лодочка булавка зубной
(3) Станция «Запоминай-ка» (Работа в группах)
Какие три правила учат писать буквы в корне слова? (После обсуждений в группах) Вместе: 1.Если буква гласная вызвала сомнение, то немедленно её ставь под ударение! Безударный - хитрый гласный. Слышим мы его прекрасно? А в письме какая буква? Здесь поможет нам наука: Гласный ставь под ударение, Чтоб развеять все сомнения! 3. Подсказка Деда Мороза ещё со второго класса: Согласный в слове проверяй, рядом гласный подставляй! Или: … (подобрать проверочное слово) 4. В русском языке есть слова со стечением согласных. Все они в слове пишутся, но не произносятся, называются непроизносимыми. Написание таких согласных надо проверять. Чтобы проверить непроизносимые согласные в, д, л, т в корнях, надо подобрать проверочные слова, в которых эти звуки чётко произносятся. - Вы назвали три правила, которые учат писать буквы в корне слова. Что общего между ними? Чтобы проверить написание слов, нужно слово изменить или подобрать проверочное однокоренное слово. Мы всегда должны помнить эти правила и применять их. (4) Станция «Поиграй-ка» Физкультминут. (Можно организовать подвижную игру по желанию учащихся) б) Раз - подняться, подтянуться, Два - согнуться, подтянуться, Три - в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире. Пять - руками помахать, Шесть - за места тихо сесть. Игра «Заменялки». Замените одним словом.
Вода, которая замёрзла - …
Его срывают с дерева - …
В нём растут плодовые деревья - …
Один из них был белым, а другой серым - …
Самое могучее дерево - … (5) Станция «Словознай-ка» Даны пословицы и поговорки с пропущенными словами, назовите их. Объясните значения пословиц.
- Зима без (снега), лето без (хлеба).
- Мороз да метели под (февраль) налетели.
- Лето собирает, а зима (поедает).