Урок развития связанной речи по русскому языку на тему Красавица береза ( 3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Артёмовская общеобразовательная школа І - ІІ ступеней № 9

Тема: «Красавица береза»


Цель урока: научить детей составлять научный текст «Берёза», художественный текст - описания « Березка», сказку «Белокурая и красивая-ветви-косы до земли» за поданным планом. Формировать у детей умение подбирать эпитеты, сравнение во время описания предмета. Развивать связанную речь у детей. Учить видеть красоту вокруг себя, словами передавать своё настроение, отношение к увиденному. Расширить представление о знакомом дереве - березе. Развивать наблюдение, память, умение сравнивать, сопоставлять. Учить детей составлять короткие тексты на предложенную тему, додерживаться речевых норм. Воспитывать бережное отношение к живой природе, желание оберегать её.
Тип урока: урок развития связанной речи. Оборудование урока: ветки березы с сережками; иллюстрации, картины художников.


Ход урока
I. Организация начала урока. II. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока. - Дети, сегодня на уроке развития связанной речи мы будем учиться: правильно составлять предложения, короткий текст описание, передавать свои эмоции, своё настроение с помощью слов. Также мы расширим и пополним знание о давно известном дереве. Загадка поможет вам узнать его.
В белой одежде целый год ходила, Весною зеленый волос распустила, Кудри умывала чистою росою И развеселяла белой красотою. ( Берёза) Урок развития связанной речи по русскому языку на тему Красавица береза ( 3 класс)

III. Актуализация опорных знаний. 1. Беседа. - Дети, давайте вспомним, что мы знаем про берёзу? 1. Начисляется 20 видов берёзы. В Украине распространена плакучая береза. 2. Живёт берёза приблизительно 50 лет. За 25 лет она достигает высоты пятиэтажного дома - 10 - 20 метров. 3. Цветет береза в конце апреля. Её цветки - скромные сережки. 4. Из почек березы изготовляют лекарство. Из веток делают веники, метлы, а из древесины- мебель, лыжи. 5. Из березовой древесины изготовляют скипидар, уксус и разные изделия - ложки, ковшики, тарелки, игрушки. 6. Березовый сок вкусный и полезный. Он легко утоляет жажду.
- « Красавицей леса» называют берёзку люди. Берёза - единственное дерево с белой корой, потому что только она содержит особенное вещество - буталин, что делает ее привлекательной. Наши предки сажали это дерево возле своих домов, потому что считали, что береза отгоняет злых духов, бережет их от болезней. Ценность берёзы еще в том, что, попавши в берёзовую рощу, сразу ощущаешь, как легко дышится, этому воздействует эфирное масло, которое выделяют березовые листья. Много песен, стихов, рассказов написано о березе. 2. Чтение стихов о березе. - Какие стихи о берёзе вы знаете? 1. Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом Точно серебром… А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром. С. Есенин. 2. Люблю березу Русскую, То светлую то грустную, В белом сарафанчике, С платочками в карманчиках, С красивыми застежками, С зелеными сережками. Люблю её, заречную, С нарядными оплечьями, То ясную, кипучею, То грустную, плакучую… А. Проскофьев 3.Если б дали березе расческу, Изменила б березка прическу, В речку, как в зеркало, глядя, Расчесала б кудрявые пряди, И вошло б у нее в привычку По утрам заплетать косичку. Ирина Токмакова. - Дети, вы наверное заметили, с какой любовью описуют в стихах поэты березку. Они сравнивают её ветки с косами, вспоминают про кудрявые пряди, белый сарафанчик. 3. Рассмотрение картин художников 3. Рассматривание картин. 1. И. И. Левитан « Золотая осень» 2. О.К. Саврасов « Грачи прилетели» 3. А.И. Куиджи « Березовая роща» 4. М.П. Глущенко « Зимний день» - На всех этих картинах мы видим знакомые нам березы в разные времена года. А простые люди, наблюдали за березою, хотели узнать , какая будет погода. 4.Беседа - А какие народные приметы знаете вы? 1. Зазеленела березовая роща - пересаживай деревья. 2. С березы течет много сока - лето будет дощевым. 3. Когда сначала листьями укрывается береза - жди сухое лето, а когда клен - влажное. 4. Если листья березы осенью начинает желтеть с верхушки, то следующая весна будет ранней, а если снизу - поздней.
IV. Подготовка к устному составлению текстов.
- Сегодня на уроке мы будем работать отдельными группами. Каждая группа получит отдельное задание. 1 группа - «писатели», которым надо написать художественное описание березы, используя в речи прилагательные, сравнения, эпитеты. 2 группа - «сказочники». Для вас сложнее задание - попробуйте придумать сказку, где береза была б главной особой. 3 группа - « ученые», которым надо составить научный рассказ о березе. - Исходя из этого, что у каждой группы разное задание, то и минута каллиграфии будет для всех разная.
1. Минута каллиграфии. 1 группа - из бер ка берёзка 2 группа - оньк риз бе берёзонька 3 группа - бе за ре берёза 2. Беседа - Дети, давайте вспомним, из каких частей состоит текст? ( вступление; основная часть; заключение) - Как начинаем писать каждую часть? ( каждая часть пишется с абзаца) - Какие эпитеты можно подобрать к слову « березка»? ( стройная; нежная; белокурая; кудрявая) - Ветки? ( тоненькие; гибкие; долгие; будто косы; роскошные) - Листочки? ( зеленые; золотисто - желтые; будто сердечки; клейкие) - Ствол? ( высокий; тонкий; белокурый; стройный) ( Учитель показует иллюстрации березы в разные времена года) - Какой наряд дарит березе зима? ( Пушистую белую шубку и серебряные рукавички) - Весна? ( Золотистые сережки; маленькие позолоченные листочки, будто сердечки) - Лето? ( Подарило зеленое платье) - Осень? ( Разукрасила кисточкой листочки в золотисто-желтый цвет). V. Составление устного рассказа за данным планом. 1 группа. План: 1.Где растет березка? 2.Какая она? 3.Какой у неё ствол? 4. Какие у березки веточки, на что они похожи? 5.Когда появляются сережки? 6.Какие у березы листочки? 7. За что любят и ценят березку?
2 группа. План: 1.Где жила березка? 2.Какою она была? 3.Какие подарки принесла березе зима? 4.Какие слезы были у березы весною? Почему? 5.Какое платье подарило лето? 6.Как разукрасила осень березку? 7.Почему березка не плачет осенью?
3 группа. План: 1. Что это за дерево - «береза»? 2.Сколько видов березы насчитывается? 3.Какая береза распространена в Украине? 4.Сколько лет живет береза, какой высоты достигает? 5.Когда цветет береза? 6.Что изготовляют из березовых почек, веток, древесины? VI. Написание текстов за данным планом. Образец сочинений 1 группа. « Березка» Стоит в лесу стройная, белокурая, кудрявая березка. Она похожа на молодую девушку в белой рубашке. Тоненькие гибкие ветви свисают донизу, будто косы. Весною березка особенно красива. У нее появляются золотистые сережки и маленькие позолоченные клейкие листочки, похожие на сердечка. С давних времен люди ценят березку за ее великолепность и полезные дары.
2 группа. « Березонька» В лесу жила-была стройная, кудрявая, молодая березка. Каждое время года дарило ей свой наряд. Зима подарила ей пушистую белую шубку с инея и серебряные рукавички. Но вот пришла весна, пригрело ясное солнышко, и растаяла шубка у березки. Заплакала она, загрустила, но слезы были, почему- то не горькие, а сладкие. Шли дни. Солнышко пригревало все больше и больше. И вот, в один день березка сама не узнала себя. На каждой веточке появились долгие сережки. Они колыхались от дуновения ветра и сыпали золотистую пыльцу, а на ветках появились маленькие клейкие листочки. Пришло лето. Оно нарядило березку в роскошный зеленый сарафанчик, который очень понравился птицам. Но осени сарафанчик не понравился. Она взяла кисточку и краски и раскрасила его в золотисто- желтый цвет. Стояла березка и раздавала по своему листочку всем, кто проходил мимо: грибу-подберезовику, ежику-лисовику, пока у нее не осталось ни одного листочка. Больше березка не плакала, потому что знала, что зима подарит ей вновь серебряную шубку.
3 группа. « Береза» Береза - это высокое стройное дерево с белым стволом и долгими - гибкими ветками. Всего насчитывается приблизительно 20 видов березы. В Украине распространена плакучая береза. Береза живет 50 лет. За это время она вырастает высотой 10-20 м. Цветет береза в середине апреля. Её цветы - желтые сережки. Из березовых почек изготовляют лекарство, а из веток - веники, метлы, из древесины - мебель, лыжи, разные предметы домашнего обиходу, скипидар и уксус. VII. Зачитывание 2-3 сочинений, написанных учениками IX. Подведение итога урока - Дети, сегодня на уроке вы очень хорошо поработали. Я думаю, что вы пополнили свои знания и научились составлять тексты разных видов. X. Домашнее задание. - Дома перечитайте текст, который вы сочинили. Напишите текст на отдельном листе и нарисуйте березку.









© 2010-2022