Уроки русского языка во 2 классе по теме «Шипящие согласные звуки. Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста Избердеевская начальная школа - детский сад




«Эффективное использование электронных приложений к учебникам УМК «Перспектива».


Уроки русского языка во 2 классе по теме «Шипящие согласные звуки. Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу»


Учебник «Русский язык. 2 класс» Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина, 2012


Уроки русского языка во 2 классе по теме «Шипящие согласные звуки. Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу»







Автор работы: учитель начальных классов филиала МБОУ Избердеевской начальной школы- детского сада в с.Петровское Куприкова Елена Вячеславовна




Урок 1. Шипящие согласные звуки, буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

Тип урока урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Технология построения урока проблемно-диалогическая Ведущий метод Проблемно-ситуационные методы обучения. Репродуктивный метод. Цель: Предметная: вспомнить понятие «шипящие согласные звуки»; объяснить, почему написание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу носит традиционный характер и является орфограммой. Метапредметная (Формировать УУД): - Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, интерес к изучению темы. Воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе, аккуратность письма. - Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; комментировать учебные действия при выполнении задания, осуществлять самопроверку. - Коммуникативные: воспитывать уважительное отношение к языку и его традициям; слушать и понимать речь других, строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные умения: определять основание для написания слов с буквосочетаниями чу-щу, ча-ща, жи-ши и обосновывать своё мнение; использовать приобретённые знания при выполнении творческой работы. Планируемые результаты: Предметные умения: - уметь распознавать мягкие твёрдые шипящие звуки, правильно произносить их; - уметь находить изученную орфограмму в слове; - уметь писать слова и тексты с данными орфограммами; - уметь составлять предложения и правильно оформлять их на письме.

  • Правописные умения:
- каллиграфически правильно писать буквосочетания ча-ща, чу-щу, жи-ши, чк-чн-щн; - каллиграфически правильно писать сочетания, слова с данными буквосочетаниями; -правильно списывать слова и предложения, - уметь проверять написанное, сравнивая с образцом.
  • Учебно-языковые умения:
- проводить звуко-буквенный анализ слова; - видеть в слове орфограмму ("опасное место"), уметь ее объяснить
  • Речевые умения:
- правильно называть буквы русского алфавита. - составлять слова из букв Метапредметные умения:
  • Познавательные умения:

-уметь определять основание для написания слов с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу, жи-ши и обосновывать своё мнение; - уметь использовать приобретённые знания при выполнении творческой работы; - ориентироваться в учебнике, тетради;
  • Регулятивные умения:
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; - уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; - уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; - уметь комментировать учебные действия при выполнении задания. - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - формулировать учебные задачи; - работать по предложенному плану, инструкции
  • Коммуникативные умения:
- уметь слушать и понимать речь других; - уметь строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога; - уметь договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.
  • Личностные умения:
- уметь проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности; - проявлять интерес к изучению темы; - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом Термины и понятия Буквосочетания; буквы, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие звуки, шипящие звуки, звуко-буквенный анализ слова, орфограмма ("опасное место"), лексическое значение слова, предложение. Ресурсы Информационный материал: - учебник Демонстрационный материал: - плакат «Буквосочетания ча-ща, чу-щу, жи-ши, чк-чн-щн ». - карточки с индивидуальными заданиями, карточки для рефлексии Технические средства обучения:

моноблок,

медиапроектор.

Экранно-звуковые пособия:

презентация Power Point;

приложение к учебнику на электронном носителе (CD)

Формы работы фронтальная, индивидуальная, работа в парах

Ход урока

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

Каждый день - всегда, везде,
На занятиях, в игре -
Смело, чётко говорим
И тихохонько сидим.

II. Актуализация знаний

Словарно-орфографическая работа

- Слово, с которым познакомимся на уроке зашифровано. Догадайтесь, как его расшифровать.

ИЩОВО

- Что получилось? (Овощи.)

- Назовите овощи, которые вы знаете? (Дети называют)

- Что такое овощи? (Плоды, которые мы выращиваем на огороде) - В словаре это слово объясняется так: по В. И. Далю, овощи - это «огородина, съедомая ботва и коренья: луки, капуста, морковь, репа, свёкла с ботвой и пр., также плоды огородные, как огурцы, арбузы, а встарь, и плоды древесные, садовые, также варёные и обсахаренные: пряные и составные овощи». Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона подразумевал под овощами «все вообще огородные растения, идущие в пищу человека». По Т. Ф. Ефремовой, это «огородные плоды и зелень, употребляемые в пищу». - Выполним задание на компьютере (Электронное приложение к учебнику(CD). - Прочитайте определение: что такое овощи. - Игра «Кто больше». Назовём как можно больше овощей, которые растут у нас на огороде.

- В каких блюдах мы используем овощи?

- Найдите слово пальто в орфографическом словаре, запишите его, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

- Вспомните, какие «сказочные» овощи вы знаете?

III. Самоопределение к деятельности

- Электронное приложение к учебнику. Давайте поможем Мамлыне починить космический корабль. А для этого мы очень хорошо должны знать, какие буквы обозначают шипящие звуки.

- Молодцы! Мамлыня счастлива, потому что может отправиться к себе домой.

- Угадайте и запишите слово.

(Два ученика работают на откидной доске.)

Кот живет у нас на крыше, А в чулане живут... (мыши). У них усы не для красы - Они показывают время И называются... (часы). Хвостом виляет, Зубаста, а не лает. (Щука.)

(Сверка с записями на доске.)

- Отгадки записаны одни и те же, но записи слов различаются буквами, стоящими после шипящих. Кто же прав?

- Сформулируйте тему и цель урока. (Шипящие согласные. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща чу-щу)

IV. Работа по теме урока

  1. Беседа

Сказка про шипящие Жили-были шипящие согласные Ж, Ш, Ч, Щ, а неподалеку жили У, Ю, Ы, И, А, Я. Однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их найдут. Но шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом - нашли уже многих. Вот только никак не могут найти три гласные Ы, Ю, Я. Искали-искали, с ног сбились, до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой спать. Дело было уже вечером. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы, Ю, Я как ни в чем не бывало, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие - с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе!

По В. Волиной

- Подумайте, почему шипящие согласные звуки так назвали. Произнесите эти звуки, послушайте себя. С чем их можно сравнить?

- Все шипящие согласные звуки являются непарными по твердости - мягкости. Какие из них всегда твердые? Какие всегда мягкие?

- В чем особенность сочетания букв шипящих согласных звуков с гласными буквами?

- Электронное приложение к учебнику. Сообщение профессора И.И.Самоварова.

- Наши предположения оказались правильные или нет?

- А сейчас послушайте стихотворение, которое будет нам помогать правильно писать буквосочетания.

В сочетаниях ЖИ-ШИ

Только И всегда пиши!

В сочетаниях ЧА-ЩА

Пишем только букву А.

В сочетаниях ЧУ-ЩУ

Пишем только букву У.

- Выучите правило в рубрике «Узелки на память» в учебнике на с. 72.

2. Работа по учебнику

Упр. 101 (с. 71)

(На доске модели слов, данных в упражнении, и картинки . Обучающиеся подбирают к модели подходящую картинку и объясняют свой выбор. Задание позволяет вспомнить звуко-буквенный анализ слов.)

- Распределите-картинки по двум группам. По какому принципу вы это сделали? (По первым звукам: звуки [ж], [ш] - твёрдые; звуки [ч], [щ] - мягкие)

- А какое правило вы знаете ещё с 1 класса? (жи-ши пиши с буквой и)

- Произнесите слова второй группы. Какую гласную надо было бы писать после них?

- Однако же есть правило, которое знают все (ЧУ-ЩУ пиши с буквой У, ЧА-ЩА пиши с буквой А.)

- Так мы сохраняем традиции в написании слов русского языка.

- Запишите слова, подчеркните буквы, которые обозначают шипящие звуки.

(Фронтальная проверка с комментированием.)

- Электронное приложение к учебнику. А сейчас мы с вами отправимся в лес и поможем сове построить лестницу к домикам. Для этого нужно правильно распределить дощечки по деревьям.

- Вы очень хорошо справились с этим заданием. Скажите, пожалуйста, с какими орфограммами мы сейчас встретились?

- Составьте предложения, используя данные слова. Запись лучших предложений.

Упр. 102 (с. 72)

(Выполняется самостоятельно в соответствии и условным обозначением. Фронтальная проверка с комментированием.)

V. Физкультминутка (Электронная суперфизкультминутка)

VI. Продолжение работы по теме урока

Выполнение заданий в рабочей тетради

- Электронное приложение к учебнику. Мы должны помочь пчёлкам собрать мёд. Куда же мы отправимся за мёдом? (На луг)

Упр. 59 (с. 33) Игра «Кто быстрее?»

(Работа в паре. Выполняют только первую часть задания. Одна пара работает на интерактивной доске. Подведение итогов, награждение тех, кто быстрее правильно выполнил задание.)

VII. Рефлексия

(Задание на карточке.)

- Вставьте пропущенные буквы, дополните каждый 1-2 своими примерами.

Уж..н, нож..,...

Груш.., хорош..й, , ...

Печ.лъ, ч..йка, ....

(Сверка с образцом на доске. Обучающиеся оценивают свою работу по шкале: «!»;«+»; «-».)

VIII. Подведение итогов урока

- Какие орфограммы, известные вам еще с 1 класса, повторили?

- Что нового о них узнали? (Написание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ является традиционным.)

- Расскажите правило из рубрики «Узелки на память»

Домашнее задание

Упр. 58 (с. 33) в рабочей тетради.


















Урок 2. Шипящие согласные звуки, буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

Тип урока урок комплексного применения ЗУН обучающихся

Технология построения урока проблемно-диалогическая Ведущий метод Проблемно-ситуационные методы обучения. Репродуктивный метод.

Цель:

Предметная: закреплять знания о правилах правописания изученных буквосочетаний;

Метапредметная (формирование УУД):

- Личностные: - проявлять интерес к процессу письма, заинтересованность в получении консультации, совета с целью улучшения учебных результатов, тренировать мыслительные операции, речь, творческие способности учащихся, способствовать развитию правильной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

- Регулятивные УУД: -определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно;- сопоставлять свою работу с образцом; оценивать ее по критериям , выработанный в классе; -оценивать действия, ориентируясь на его содержательные основания

- Коммуникативные УУД:- оформлять свою мысль в устной и письменной речи;- обосновывать высказанное суждение;- стараться договариваться, уступать, находить общее решение при работе в паре и группе;- уметь задавать уточняющие вопросы, воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной работе..

- Познавательные УУД: - сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным основаниям;- находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенной учителем дополнительной литературе; уметь отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы. Планируемые результаты: Предметные умения: - уметь распознавать мягкие твёрдые шипящие звуки, правильно произносить их; - уметь находить изученную орфограмму в слове; - уметь писать слова и тексты с данными орфограммами; - уметь составлять предложения и правильно оформлять их на письме.

  • Правописные умения:
- каллиграфически правильно писать буквосочетания ча-ща, чу-щу, жи-ши, чк-чн-щн; - каллиграфически правильно писать сочетания, слова с данными буквосочетаниями; -правильно списывать слова и предложения, - уметь проверять написанное, сравнивая с образцом.
  • Учебно-языковые умения:
- проводить звуко-буквенный анализ слова; - видеть в слове орфограмму ("опасное место"), уметь ее объяснить
  • Речевые умения:
- правильно называть буквы русского алфавита. - составлять слова из букв Метапредметные умения:
  • Познавательные умения:

-уметь определять основание для написания слов с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу, жи-ши и обосновывать своё мнение; - уметь использовать приобретённые знания при выполнении творческой работы; - ориентироваться в учебнике, тетради;
  • Регулятивные умения:
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; - уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; - уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; - уметь комментировать учебные действия при выполнении задания. - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - формулировать учебные задачи; - работать по предложенному плану, инструкции
  • Коммуникативные умения:
- уметь слушать и понимать речь других; - уметь строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога; - уметь договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.
  • Личностные умения:
- уметь проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности; - проявлять интерес к изучению темы; - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом Термины и понятия Буквосочетания; буквы, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие звуки, шипящие звуки, звуко-буквенный анализ слова, орфограмма ("опасное место"), лексическое значение слова, предложение. Ресурсы Информационный материал: - учебник Демонстрационный материал: - плакат «Буквосочетания ча-ща, чу-щу, жи-ши, чк-чн-щн ». - карточки с индивидуальными заданиями, карточки для рефлексии Технические средства обучения:

моноблок,

медиапроектор.

Экранно-звуковые пособия:

презентация Power Point;

приложение к учебнику на электронном носителе (CD)

Формы работы фронтальная, индивидуальная, работа в парах

Ход урока

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постараюсь всё понять -
Буду грамотно писать.

II. Актуализация знаний

Словарно-орфографическая работа

(Задание на интерактивной доске.) Проверьте диктант Вани. Исправьте, если нужно, ошибки.

У Сашы жыл рыжый кот васька. У него пушыстый хвост, беленький жывот.

- Какие ошибки вы нашли? Что посоветуете Ване? (Запомнить правила: ЖИ-ШИ пиши с буквой И, клички животных - с заглавной буквы.)

III. Самоопределение к деятельности

- Запишите транскрипцию слова живот, ([жывот].) Сравните звуковую и буквенную запись слова. Что интересного заметили? ( Звуки [ж] и [ш] твердые, после них слышится гласный [ы], но после букв ж и ш нужно писать и, так договорились между собой люди. Когда-то очень давно эти звуки в нашем языке были мягкими, и с тех пор осталось правило, которым мы пользуемся и сегодня.)

- Определите тему урока. Над правописанием какого буквосочетания мы сегодня будем работать?

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику.

Упр.103 (с. 73)

- Прочитайте и запишите по памяти. Подчеркните орфограммы.

(Самопроверка по тексту учебника. Обучающиеся оценивают

работу по шкале: «!»; «+»; «-».)

- Электронное приложение к учебнику. Запиши слова под диктовку. (Один ученик выполняет на компьютере, остальные - в тетради)

- Какие орфограммы вам встретились?

- Составьте словосочетания с записанными словами.

Упр. 104 (с. 73)

- Запишите слова в два столбика. В первый столбик слова, которые обозначают предметы (отвечают на вопросы кто ? что?), во второй - действия предметов.

- Подчеркните орфограмму. Устно составьте 1-2 предложения с данными словами (по выбору).

(Фронтальная проверка.)

V. Физкультминутка (Электронная физкультминутка «Маша и медведь»)

VI. Продолжение работы по теме урока

- Электронное приложение к учебнику. Мы отправляемся для выполнения следующего задания на морское дно. Кого мы там можем увидеть? (Ответы детей)

- Вставьте пропущенные буквы, запиши слова в тетрадь.

- Что за слова мы записали? (Словарные.)

Выполнение заданий в рабочей тетради

Упр. 62 (с 35)

- Отгадайте загадку. Спишите ее, вставляя пропущенные буквы. Ниже запишите слово-отгадку. Подчеркни буквосочетания. Сверьтесь с соседом по парте.

Упр. 66 (с. 38)

- Прочитайте и озаглавьте текст. Вставьте пропущенные буквы. (Фронтальная проверка с комментированием.)

- А могут ли после букв ж и ш стоять другие гласные не только и?

Аня считает, что не могут, а Ваня - что могут. А вы как думаете?

(На доске записаны словосочетания с пропуском гласных в словах.)

Ж.леть котенка, ж..вет в лесу; острые ш..пы у розы; ш..ровая молния.

- Какие буквы надо вставить в слова? Как их проверить?

- Какой вывод можно сделать? (После букв ж, ш могут стоять другие гласные буквы, их написание можно проверять.)

VII. Рефлексия

«Самый внимательный»

(Задание на карточке.)

- Я буду читать слова. Если вы считаете, что в слове есть буквосочетания ЖИ или ШИ, ставьте «+», если нет «-».

Пожалеть, пружина, шептать, пушистый, служить, стрижи, жевать, пассажир, шиповник. .

1

2

3

4

5

6

7

8

9

-

+

-

+

+

+

-

+

+

(Сверка с образцом на доске. Учащиеся оценивают свою работу по шкале: «!»; «+»; «-».)

VIII. Подведение итогов урока

- Что полезного и интересного узнали на уроке?

Домашнее задание

Упр. 67 (с. 38) в рабочей тетради.




Урок 3. Шипящие согласные звуки, буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

Тип урока урок обобщения и систематизации знаний

Технология построения урока проблемно-диалогическая Ведущий метод Проблемно-ситуационные методы обучения. Репродуктивный метод. Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) обучающихся 2 класса в предметной области «Филология. Русский язык» по теме «Обобщение. Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу» Метапредметные: Личностные: -развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Регулятивные: -развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью; -формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность; -формирование умения работать в статичных группах в режиме интерактивного обучения, распределять роли и функции совместной проектной деятельности. Познавательные: -обобщить знания учащихся о правописании гласных после шипящих согласных звуков; -формировать умение писать слова с сочетаниями жи-ши,ча-ща,чу-щу; -способствовать развитию орфографической зоркости учащихся. Планируемые результаты: Предметные умения: - уметь распознавать мягкие и твёрдые шипящие звуки, правильно произносить их; - уметь находить изученную орфограмму в слове; - уметь писать слова и тексты с данными орфограммами; - уметь составлять предложения и правильно оформлять их на письме.

  • Правописные умения:
- каллиграфически правильно писать буквосочетания ча-ща, чу-щу, жи-ши; - каллиграфически правильно писать сочетания, слова с данными буквосочетаниями; -правильно списывать слова и предложения, - уметь проверять написанное, сравнивая с образцом.
  • Учебно-языковые умения:
- проводить звуко-буквенный анализ слова; - видеть в слове орфограмму ("опасное место"), уметь ее объяснить - уметь правильно произносить сочетания букв, слова с учетом фонематических норм русского языка.
  • Речевые умения:
- правильно называть буквы русского алфавита. - составлять слова из букв - составлять предложение из слов; - объяснять лексическое значение слова. Метапредметные умения:
  • Познавательные умения:

-уметь определять основание для написания слов с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу, жи-ши и обосновывать своё мнение; - уметь использовать приобретённые знания при выполнении творческой работы; - ориентироваться в учебнике, тетради; -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; - проводить анализ учебного материала; - проводить классификацию, указывая на основание классификации; - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения - уметь определять уровень усвоения учебного материала.
  • Регулятивные умения:
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; - уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; - уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; - уметь комментировать учебные действия при выполнении задания. - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - формулировать учебные задачи; - работать по предложенному плану, инструкции; - высказывать свое предположение на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
  • Коммуникативные умения:
- уметь слушать и понимать речь других; - уметь строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога; - уметь договариваться о правилах поведения и общения и следовать им. - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
  • Личностные умения:
- уметь проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности; - проявлять интерес к изучению темы; - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; - определять общие для всех правила поведения; - определять правила работы в парах; -оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Термины и понятия Буквосочетания; буквы, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие звуки, шипящие звуки, звуко-буквенный анализ слова, орфограмма ("опасное место"), лексическое значение слова, предложение. Ресурсы Информационный материал: - учебник Демонстрационный материал: - плакат «Буквосочетания ча-ща, чу-щу, жи-ши, чк-чн-щн ». - карточки с индивидуальными заданиями, карточки для рефлексии Технические средства обучения:

моноблок,

медиапроектор.

Экранно-звуковые пособия:

презентация Power Point;

приложение к учебнику на электронном носителе (CD)

Формы работы фронтальная, индивидуальная, работа в парах


Ход урока

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

II. Актуализация знаний

Словарно-орфографическая работа

Уроки русского языка во 2 классе по теме «Шипящие согласные звуки. Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу»

- Определите новое слово из словарика, с которым мы познакомимся на уроке. Первая буква искомого слова выделена жирным шрифтом. Какое слово у вас получилось? (Товарищ)

- Что означает слово товарищ? (Человек, близкий кому-либо по общей деятельности, условиям жизни, общим взглядам, а также дружески относящийся к кому-либо)

- Найдите слово товарищ в орфографическом словаре? Запишите его. Поставьте ударение. Какую особенность его написания вы заметили? (В слове «товарищ» непроверяемая безударная гласная о.)

- Составьте и запишите предложение, используя слова «товарищ, весело». - Что у вас получилось?

(Фронтальная проверка.)

- Электронное приложение к учебнику. Вставь в слова пропущенные буквы «о» или «а».

III. Самоопределение к деятельности

- Прочитайте слова.

1. Вода, глаза, родной, любить, бродить.

2. Чашка, щука, чужой, дружить, спешить.

- Как вы думаете, по какому принципу слова объединены в группы? (Во 2-й строчке слова с сочетаниями шипящих согласных с гласными.)

- Сделайте вывод. Сформулируйте тему и цель урока. (Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Учиться писать правильно слова с этими сочетаниями.)

- Вспомните правила написания слов с сочетаниями ЧА- ЩА, ЧУ-ЩУ.

IV. Работа по теме урока

- Электронное приложение к учебнику. Запиши слова под диктовку. (Один ученик на компьютере, остальные в тетрадях.) Запись с комментированием.

Работа по учебнику Упр. 108 (с. 75)

(Выполняется устно с комментированием.)

- Написание каких сочетаний будем запоминать? (Фронтальная проверка. Весной в рощах кричат грачи. Громко стучат клювом дятлы. В кустах трещат сороки. В гнёздах пищат птенцы. Весело журчат ручейки. В клетке рычат звери.)

- Могут ли после букв ч и щ стоять другие гласные буквы, не только а?

(На доске записаны предложения с пропуском гласных букв в словах.)

Дежурный следит за ч…стотой в классе. Ученики ч..стенько моют руки. Мой дом стоит на большой площ..ди. Овцы стали щ..пать травку.

- Какие буквы надо вставить в слова? Как их проверить?

Вывод: после букв ч, щ могут стоять другие гласные буквы, которые находятся в безударном положении, их написание можно проверить.

Упр.109 (с. 75) . Работа в парах.

- Составьте из слогов слова. Запишите по одному примеру к каждому сочетанию, подчеркните орфограммы. (Зайчата, чищу, площадка, ежик.)

В чем особенности слов ежик и щавель? (Количество звуков и букв не совпадает.)

V. Физкультминутка (Электронная физкультминутка «Щука по морю плыла…)

VI. Продолжение работы по теме урока

- Электронное приложение к учебнику. Проверочная работа.

- Сейчас мы с вами выполним на компьютерах проверочную работу по изученной теме.

Самостоятельная работа

- Вы довольны своей работой?

- Кто выполнил без ошибок? С одной ошибкой? Кому ещё нужно поработать над этой темой?

Творческая минутка «Встречаем гостей»

- Вы часто приглашаете гостей? Как вы их встречаете? Какие вежливые слова им говорите? (Проходите, пожалуйста; позвольте предложить вам...; не хотите ли попробовать...; будьте добры, передайте мне, пожалуйста...)

Разыгрывают сценку «Встречаем гостей» с обязательным использованием слов речевого этикета.

VII. Рефлексия

Закончите предложения

Сегодня на уроке я …

Я могу похвалить себя за …

На уроке мне понравилось …

Своим друзьям я бы рассказал о …

Мне захотелось узнать …

VIII. Подведение итогов урока

- Написание каких буквосочетаний повторяли сегодня на уроке?

Домашнее задание

Упр.63 (с.36) в рабочей тетради.

© 2010-2022