- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме Петр 1
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме Петр 1
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Пукас Н.А. |
Дата | 04.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Окружающий мир
Урок ___ Дата _____________
Тема. Петр Великий
Цель: сформировать представления учащихся о времени правления Петра I, его реформах;
познакомить учащихся с историей возникновения города Санкт-Петербург; развивать
устную речь; воспитывать интерес к изучению истории.
Ход урока
I. Организационный момент
Прозвенел звонок и смолк -
Начинается урок.
Вы за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.
Пожелайте успехов глазами
И вперед, за новыми знаниями!
На уроке я сижу,
Не шумлю и не кричу.
Руку тихо поднимаю,
Если спросят - отвечаю.
II. Проверка домашнего задания
-
Фронтальный опрос
-
Какие опасности угрожали России в начале XVII века?
-
Что сделали для защиты Отечества Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский?
-
Когда в России начали править цари из рода Романовых?
III. Сообщение темы и целей урока
-
Сегодня на уроке мы познакомимся с царем Петром, узнаем, что нового появилось в жизни страны в его правление, перенесемся из древней столицы России Москвы в новую - Санкт-Петербург.
IV. Изучение нового материала
-
Рассказ учителя о Петре I
Третьим царем из династии Романовых стал Петр I. С его именем связывают «эпоху великих преобразований» в нашей стране. Это был действительно необычный царь.
Петр родился 30 мая 1672 года. В 4 года он остался без отца. Свое детство Петруша провел со своей матушкой Натальей Кирилловной в подмосковном селе Преображенском. Он редко появлялся в Кремле - только на дипломатических и церковных церемониях. А потому он не получил традиционного православного образования московских царей. Одевался он просто, играл с сельскими ребятишками, бегал по селу с утра до вечера. Образование Петр получил скудное. Его учитель, думный дьяк Никита Зотов, мало заботился об этом. Только в 15 лет Петр узнал о четырех действиях в арифметике, затруднялся излагать свои мысли на бумаге и до конца жизни писал с ошибками.
Но его отличали энергичность, целеустремленность, любознательность, желание многое узнать и многому научиться. В зрелые годы Петр поражал собеседников обширными знаниями, чем обязан был самому себе, упорному самообразованию. С детства Петр любил физический труд, работал в кузнице и плотничал. Это шокировало придворных, привыкших к тому, чтобы царь появлялся на людях, обязательно поддерживаемый под руки ближними боярами.
Однако именно эти качества и позволили ему многого добиться и заслужить от современников уважение и славу.
-
Чтение учащимися статьи учебника «Царь-преобразователь» на стр. 95-97
-
Прочитайте текст «Царь-преобразователь» на с. 95-97 учебника. Почему же Петра считают реформатором? По праву ли современники Петра прозвали его Великим?
-
Составление и запись схемы реформ Петра I
-
Рассказ учителя о Санкт-Петербурге
После первых побед государь Петр Романов заложил на берегах Невы крепость, которую и назвал Санкт-Петербургом, что означает «Святого Петра крепость». Только не подумайте, что царь назвал город в свою честь: город носит имя ангела-хранителя царя - святого апостола Петра. Знаете, почему он назвал город на европейский манер? Потому что в отличие от древней Москвы Петр решил заложить европейскую столицу России и самим названием подчеркнул, что этот город европейский.
В первую очередь на Заячьем острове была построена Петропавловская крепость. Дата ее основания - 16 мая 1703 года - считается днем рождения города. Адмиралтейство - вторая крепость на берегах Невы. Перекрестный огонь пушек Петропавловской крепости и Адмиралтейства мог потопить любое вражеское судно, которое вознамерилось бы войти в Неву. Но очень скоро устье Невы было защищено морской крепостью - Кронштадтом. Со стены Петропавловской крепости бьет пушка. Пушка стреляла и при Петре - на вечерней и утренней заре, отмечая подъем и спуск флага. А еще извещала людей о наводнении. А позднее - с середины прошлого века - ввели полуденный выстрел и узнавали по нему время.
В центре крепости стоит собор во имя святых апостолов Петра и Павла - усыпальница державных правителей России. Петропавловский собор увенчан высоким шпилем, на верхушке которого помещен флюгер в виде ангела. В 1722 году в Петербурге - напротив Летнего сада, на Фонтанке, - заработала верфь, где начали строить суда для частных лиц. В дни праздников разрисовывали паруса, лодки красили в различные цвета и устраивали парад. А когда над Невой расцветали фейерверки - зрелище бывало просто сказочное.
Город строили тысячи и тысячи мужчин, которых сгоняли со всей России, а еще пленные шведы. Места здесь болотистые, сырые. Люди порой работали, стоя по пояс в воде. Они умирали сотнями и тысячами, здесь их и хоронили. Царь Петр работал вместе со всеми. И, конечно, считал, что если он может так работать, то другие и подавно должны. Для него важны были только благо и польза целого народа.
Вслед за государем сюда стали переселяться и вельможи, и купцы, и промышленные люди. Царь же всячески поощрял это. Всякий мог совершенно свободно выбирать себе любое место для постройки дома. В новом городе основана была также лавра, и в нее, в конце царствования Петра, перенесены были из Владимира мощи св. Александра Невского. Петр сам правил кораблем, на котором они были привезены в лавру.
Особенно же Петр старался возвысить свой город в торговом отношении. Велика была радость его, когда в Петербург подошел при нем первый иностранный корабль. Он сам отправился навстречу ему, сам привел его в пристань, царь был первым покупателем товаров на нем.
К концу царствования Петра в Петербургской пристани развевались торговые флаги уже всех европейских народов, а в самом городе насчитывалось уже до 40 тысяч жителей. Таким образом, благодаря могучей воле Петра при море вырос новый русский город.
-
Чтение учащимися статьи учебника на стр. 98 «Град Петра»
-
Беседа
-
Какое прозвище получил Петр I в истории России?
-
Во сколько лет был провозглашен Петр царем?
-
Какое любимое увлечение было у Петра?
-
Как назывался его полк?
-
Чем отличался Петр I от европейских государей своего времени?
-
Назовите главные черты характера Петра I.
-
Какие реформы провел Петр I?
-
Когда был заложен город на Неве?
-
Назовите главную улицу Санкт-Петербурга.
-
Почему город имеет такое необычное название?
-
Работа над иллюстрациями в учебнике на стр. 99
V. Итог урока
VI. Сообщение домашнего задания