- Преподавателю
- Начальные классы
- Проект внеурочной деятельности (3 класс)
Проект внеурочной деятельности (3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шарикова А.С. |
Дата | 14.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
11
Образовательный проект для учащихся начальных классов
«Все работы хороши - выбирай на вкус!»
Пояснительная записка
Каждый ребенок с рождения обладает определенными способностями, сильными чертами характера, предрасположен к изучению определенных учебных предметов. При этом успешность и востребованность будущего члена общества во многом зависит от того, насколько полноценно данные способности будут развиваться посредствам семейного воспитания, а также образовательного процесса в школах. Важно создать информационное сопровождение данного развития. При этом все большую актуальность получают вопросы развития профильного образования в современной школе, в частности в начальной. Необходимо уже в начальной школе создать такие условия образовательного процесса, при которых ребенок сможет сделать осознанный выбор профессии в будущем. Важно реализовать подготовительную функцию для формирования не отрывочных знаний, а полноценного представления о многообразии и особенностях профессий современного общества. Однако самоопределение в профессии - это не только ее выбор, а сложный творческий процесс развития личности, начинающийся с детства, начало которому закладывают родители, затем - воспитатели дошкольных образовательных учреждений (рассказ о профессиях воспитателя, нянечки, продавца, парикмахера и др.), педагоги школ и учреждений дополнительного образования (круг профессий расширяется). Роль каждого из них, безусловно, важна. Наибольшей эффективности в данном вопросе можно достичь только путем соединения усилий родителей, учеников, преподавателей и психологов. В начальной школе можно предложить следующие основные элементы концепции развития профориентационного обучения: - проведение бесед о том, кем и где работают родители: организация экскурсий; - проведение психологических профориентационных тестирований (начиная с начальных классов); - проведение сюжетно-ролевых игр с профессионально-ориентированным характером (с раннего возраста дети стремятся подражать взрослым, в играх исполняют роль врачей, воспитателей, водителей, поваров, продавцов и др.). Особенностью психологического развития младших школьников (детей 7-11 лет) становится подражание взрослым, поэтому значимыми для них профессиями являются учительская профессия, профессии родителей, родственников, близких знакомых1. Таким образом, ключевым моментом, с точки зрения предпрофильного образования и ознакомления детей с миром профессий, является воздействие через урочную и внеурочную системы. Важно создать образовательную среду, насыщенную возможностями для реализации способностей учащихся через развитие интереса к тому или иному предмету, уже на первой ступени учебного процесса. Результатом становится «самоопределение» младших школьников на основе умения видеть особенности разных видов труда и сравнения профессий. В нашей школе мы создаем такую среду, которая позволяет ребенку развиваться в самых разных направлениях, активизирует физические, умственные и эмоциональные ресурсы при взаимодействии с окружающей социальной средой. Именно разностороннее личностное развитие с раннего детства обеспечивает базу, опираясь на которую возможно в дальнейшем выбрать подходящую профессию, получать удовольствие от ее реализации и являться полноценным счастливым членом общества. Таким образом, был выбран проект в рамках работы с учащимися 3 «б» класса «Все профессии важны - выбирай на вкус!» Цель проекта: расширить и обогатить знания детей о многообразии профессий взрослых. Задачи:
- Формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии;
- Развивать интеллектуальные (расширение кругозора, обогащение словарного запаса, формирование познавательных ууд и т.д.) и творческие возможности (умение нестандартно мыслить, развитие художественных способностей)детей;
- Создать образовательную среду, насыщенную возможностями для реализации способностей учащихся через развитие интереса к той или иной профессии.
Концепция разработки и внедрения проекта Внедрение в учебный процесс проектной деятельности позволяет шире реализовывать предпрофильную подготовку. Известно, что наиболее эффективно усваивается ребенком то, в чем он выступает в качестве активного участника, поэтому применение активных, деятельностных форм познания в проекте обязательно. Проведение уроков, на которых дети становятся исследователями и изучают окружающий мир с позиций географа, историка, эколога, археолога и т.д.. При реализации проекта используются современные технические средства (интерактивная доска, компьютерные программы и т.д.. Важно применение интегративности и информационно-коммуникационных технологий в педагогическом процессе. Программа начальной школы построена так, что в процессе изучения разнообразных образовательных предметов (русский язык, математика, литературное чтение, москвоведение, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка) уже заложены темы, в которых дети знакомятся с различными профессиями людей. Данный интегративный процесс необходимо применять и в дальнейшем, расширяя тем самым кругозор детей. Также предусмотрено использование часов школьного компонента и дополнительных занятий, что позволяет выявлять особенности каждого ребенка и раскрывать его творческие способности. Внеклассная деятельность (проведение экскурсий, мастер классов) дает возможность ребенку не только получить новые знания, но также и попробовать различные виды деятельности, на собственном опыте осознать, что ему интересно, а что нет. Необходимо также активное развитие творческой деятельности (рисунок, аппликация, сочинение рассказов, сказок, стихов, проигрывание сценок, выпуск газет, проведение исследований и т.д.). Вывод Применение основных принципов предпрофильной профориентационной подготовки младших школьников является важнейшим этапом в процессе формирования мировоззренческих основ каждого успешного члена общества. Такого рода деятельность способствует развитию воображения детей, развитию их внутреннего мира и расширению кругозора, помогает обогатить представление об окружающей среде в общем и о профессиональной деятельности членов общества в частности. Получение такого рода знаний и опыта помогает определиться с дальнейшим выбором интересной профессии. Таким образом, обязательная профориентационная подготовка старших школьников должна базироваться на предпрофильной подготовке учеников начальных классов.
Название
темы
Количество часов
Цели
Методы и формы
Даты
проведения
Выбор темы проекта, определение целей, задач
1
Определить тему проекта, его цели и задачи
Коллективное обсуждение
«Без труда ничего не дается» (пословицы и поговорки о труде)
1
Прививать интерес к устному народному творчеству путем совместной деятельности
Конкурс работ
Азбука профессий
1
Подобрать названия профессий на все буквы алфавита
Презентация работ
В. Маяковский «Кем быть». Путешествие в страну профессий
1
Познакомиться с профессиями в литературных произведениях
Анализ литературного произведения
Профессии в сказках
1
Познакомиться с профессиями, описанными в сказках разных народов
Конкурс рисунков
Мои увлечения. Выставка рисунков «Кем я хочу быть»
1
Развивать художественные способности, воображение
Выставка рисунков
Профессии в кроссвордах
1
Научиться составлять кроссворд
Викторина «Самый смекалистый»
Профессии моей семьи. «Буду, как мама и папа». Встречи с родителями, представителями разных профессий.
1
Познакомиться с профессиями родителей нашего класса
Классный час.
«День семьи»
Профессии моей семьи. «Буду, как мама и папа». Встречи с родителями, представителями разных профессий
1
Познакомиться с профессиями родителей нашего класса
Презентация видеороликов «Буду, как папа и мама»
Сердце отдаю детям (профессия учителя)
1
Знакомство с профессией учителя
Мастер-класс
Мои первые уроки. Мастер - класс
1
День самоуправления
«Вкусные» профессии: повар, кондитер
1
Знакомство с профессией повара
Интервью, экскурсия
Экскурсия на хлебозавод
1
Приобщать детей к различным профессиям, познакомить с профессией хлебопека, прививать любовь и уважение к людям труда
Экскурсия
Искусство народных мастеров( гончары, художники, вышивальщицы)
1
Познакомиться с русскими народными промыслами, их историей
Презентация. Мастер-класс
Экскурсия в Измайловский Кремль. Мастер-класс «Народная игрушка»
1
Познакомиться с русскими народными промыслами, их историей
Экскурсия. Мастер-класс
Наше здоровье (врачи, мед.сестры, ветеринары, аптекари)
1
Познакомиться с профессией врача
Сюжетно-ролевая игра «В гостях у Айболита»
Кто такой журналист? (корреспондент, репортер, фотокорреспондент)
1
Познакомиться с профессией журналиста.
Фоторепортаж о школе.
Интервью
Самый красивый город на свете. Кто делает его таким? (строители, монтажники, маляры)
1
Познакомиться с историческим прошлым нашей Родины, с профессией строителя
Конкурс видеоклипов «Самый красивый уголок Москвы»
Лего-фестиваль «Мы строим город»
1
Проявить фантазию, смекалку, творческое начало
Лего-фестиваль
«Мы едем-едем-едем» (профессия - водитель)
1
Познакомиться с профессией водителя, учиться соблюдать правила дорожного движения
Конкурс знатоков правил дорожного движения «Светофор»
Моя профессия - Родину защищать! (военные, пожарные, полицейские)
1
Прививать любовь к Родине, ее защитникам. Познакомиться с профессией военного
Конкурс «А ну-ка, мальчики!»
Изучаем правила дорожного движения
1
Учиться соблюдать правила поведения на улицах города
Конкурс «Безопасное колесо»
Экскурсия в пожарную часть Новокосино
1
Познакомиться с профессией пожарника
Экскурсия.
День дизайнера (парикмахер, швея, дизайнер одежды)
1
Формировать эстетический вкус, воспитывать чувство любви к прекрасному
Мастер-класс «Модники и модницы»
Конкурс «Лучшая прическа».
1
Формировать эстетический вкус, воспитывать чувство любви к прекрасному
конкурс
День искусства (актеры, гримеры, библиотекарь, музыкант, организатор праздников)
1
Научиться перевоплощаться, актерскому мастерству, выразительному чтению
Постановка спектакля по мотивам сказки Х. - К. Андерсена «Дюймовочка»
Конкурс «Праздник своими руками»
1
Учить трудиться, воплощать собственные идеи в вещь, сделанную своими руками
Выставка-ярмарка поделок, сделанных своими руками
Экскурсия «За кулисами цирка» (знакомство с профессиями цирка)
1
Познакомиться с цирковыми профессиями
Экскурсия
Мир глазами географа, астронома, историка
1
Познакомиться с профессиями географа, астронома
Классный час совместно со старшеклассниками
Запишите меня в космонавты! О покорителях космоса
1
Познакомиться с профессией космонавта
Презентация «Что я знаю об изучении космического пространства?»
Экскурсия на ВВЦ в Музей космонавтики
1
Познакомиться с интересными фактами из истории космонавтики
Экскурсия. Фотоотчет
О режиме труда и отдыха
1
Учиться грамотно работать и отдыхать
Презентация «Мой режим дня»
Праздник « Все работы хороши, выбирай на вкус!»
1
Подвести итог проделанной работы, наградить лучших, подвести итоги
Конкурс портфолио.
Праздник
Литература
-
Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. - М.: МГУ, 2000.
-
Новожилова М.М. Как корректно провести учебное исследование: от замысла к открытию/ М.М. Новожилова, С.Г. Воровщиков, И.В. Таврель: 5-е изд., пераб. и доп.- М.: 5 за знания, 2011. - 216 с.
-
Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. - 2005. - № 9.
-
Матяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников. Книга для учителя начальных классов/ Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2004.
-
Переверзев Л. Проектный подход и требования к учителю // Школа и производство. - 2002. - № 1.
Список литературы, рекомендуемой для учащихся
-
Веона А. Азбука профессий. - М.: Спорт и культура, 2010
-
Горячев А.В. Все узнаю, все смогу (пособие по проектной деятельности в начальной школе 2-4 классы) / А.В. Горячев, Н.И. Иглина. - М.: Баласс, 2012.
-
Маяковский В. Кем быть? (издание на выбор)
-
Русские народные сказки (издание на выбор)
-
Прохоров А.М. Советский энциклопедический словарь / А.М. Прохоров, М.С. Гиляров, Е.М. Жуков. - М.: Советская энциклопедия, 1979
-
Сказки зарубежных авторов (издание на выбор)
1 [Электронный ресурс]: Библиофонд. Электронная библиотека.- bibliofond.ru/view.aspx?id=135199