Урок по основам православной культуры Человек и Бог в православии

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автор: Личковаха Светлана Владимировна учитель начальных классов МКОУ Козловская СОШ Бутурлиновского муниципального района Воронежской области

Конспект урока по ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ 4 класс

Урок 3.

Тема урока: Человек и БОГ в православии.

Цель: познакомить детей с русскими национальными традициями христианской духовности. Задачи урока: 1.Обучающая: актуализация смысла Священной истории для младших школьников с учётом состояния их духовно - нравственного развития; 2.Развивающая: осознать, что в культуре имеются запреты, выполнение которых способствует развитию внутреннего мира человека; развивать мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся. 3.Воспитывающая: усвоить уважительное отношение к нормам, правилам и запретам, хранящимся в культуре; воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Вид урока: Лекция с элементами презентации.

Метод словесно-эмоционального воздействия: рассказ, этическая беседа.

Планируемые результаты:
- Усвоение ребёнком добродетели, направленность и открытость его к добру.
- Формирование позитивного отношения к окружающему миру, к другим людям.
- Потребность к сопереживанию.
- Приобщение к опыту православной культуры.
- Ответственность за свои дела и поступки. Ключевые понятия урока: БОГ, вера, Творец и Любовь, православие, скромность. Оборудование: 1. Проектор, экран, компьютер. 2. Презентация к уроку. 3. Маски животных.

Структура урока:

  1. Организационный момент (2 минуты).

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания (10 минут). Определённый уровень усвоенного материала предыдущей темы и подготовка школьников к восприятию новой информации.

III .Самоопределение к деятельности (2 минуты). Заинтересовать детей, привлечь их внимание к уроку, сообщить тему и цель урока.

IV.Основная часть. Изучение нового материала (25 минут). Научное, увлекательное, доступное изложение нового материала с привлечением учащихся.

V. Подведение итогов урока (3 минуты). Выяснить чему научились дети на уроке, что узнали нового и аргументировать оценку знаний учащихся.

VI. Домашнее задание. (3 минуты). Сообщение домашнего задания и разъяснение способов его выполнения.


Конспект урока:

I. Организационный момент.

- Ребята, посмотрите на солнышко.

Урок по основам православной культуры Человек и Бог в православии

Скажите, у кого из вас такое же настроение? Каким бы вы хотели видеть наш урок? Повернитесь друг к другу. Положите ладошки. Скажите: «Я желаю тебе сегодня добра. Ты желаешь мне сегодня добра. Если будет трудно, я тебе помогу».

II. Актуализация знаний.

- Что такое культура?

- Что такое религия?

- Какие слова благодарности вы знаете?

- Какие черты русской православной культуры 17 века, так поразившие арабского путешественника, живы до сих пор?

III.Самоопределение к деятельности.

- Прочтите, пожалуйста, в учебнике, что мы сегодня узнаем на уроке. ( стр. 8)

-Какие дары Бог дал человеку.

- Как вера в Бога может влиять на поступки людей.

IV. Работа по теме урока.

1.(Звучит « Колокольный звон»)

Слышали ли вы легенду о невидимом граде Китеже? О городе, что исчез под водою и живёт там незримою блаженною жизнью? А случилось это так «Не было на земле русской города краше Китежа.

Урок по основам православной культуры Человек и Бог в православии

Далеко разносилась о нём молва: о пышных дворцах, узорчатых теремах, белых злато-купольных храмах, колокольнях, звенящих в поднебесье. Славные мастера жили в этом городе, трудолюбивые и умелые. Мудрый князь правил Китежем: выше богатства ставил он благочестие и добро. И не было в городе нищих, убогих и брошенных. Но пришла в Китеж беда нежданная. (Звон колоколов усиливается).

Словно грозовая туча, надвигалось из-за горизонта татаро-монгольское войско. Враги неслись на мохнатых низкорослых скакунах, вздымая клубы пыли, гортанно крича, посылая во все стороны град смертоносных стрел. Сама смерть чёрным знаменем реяла над их несметными полчищами, оставляя за собой горький дым и кровавое зарево пожарищ, разорённые города и поруганные храмы.

Надрывно стонали колокола. Город Китеж взывал о помощи. Встал стар и млад на защиту родного города. Не смолкал плач; не переставая днём и ночью, шли службы в храмах. И услышал Бог их молитву. Встал на защиту праведных. Избавил Он город от дикой орды, от разорения и погибели. Уже видели татары впереди крепостные стены и огни сторожевых башен, слышали тревожный гул набата - и вдруг всё разом исчезло! Подскакав на разгорячённых конях к месту, где только что виделся город, враги онемели от изумления: перед ними оказалось чистое бездонное озеро!

Урок по основам православной культуры Человек и Бог в православии

Вода его была столь прозрачна, что, казалось, озеро сияет. И неясно было - волны ли о берег бьют, колокола ли перезванивают? В ярости повернуло татарское войско».

Говорят, и доселе в ясный день из неизведанной глубины таинственного озера Светлояра слышен колокольный перезвон. А некоторым, особенно терпеливым и чистым душою людям, посчастливилось рассмотреть в его завораживающей бездонности храмы и колокольни, башни и терема…

Урок по основам православной культуры Человек и Бог в православии

Подобно сказочному граду Китежу есть рядом с нами другая, невидимая страна. Всё в ней удивительно. Всё благость и свет!

Это недоступное для многих людей Царство Духа. Слышали ли вы когда-нибудь об этом дивном Царстве? Тогда мы постараемся немножко узнать об этом царстве. Наши добрые Ангелы зажгли чудесную звезду и готовы нежно хранить вас.

2. Работа с учебником. Работа в группах.

1 группа читает в учебнике рассказ о Ване на стр. 8-9, готовит выступление;

2группа читает рубрику «Это интересно» стр. 10 и 11 и готовит сообщение.

Выступление 1 группы. Беседа.

-Под словом Бог в православии понимается Творец, который создал весь мир и человеческий род.

- Ребята, как вы думаете, если человека заставить сделать добрый поступок, станет ли такой вынужденный поступок добрым?

- Ваня палкой отогнал собаку, он свободно решился на этот поступок?

-Его поступок стал добрым?

-Котёнку, которого защитила Ванина палка, стало лучше?

- А сама палка разве стала от этого лучше?

Вот и человек, если действует несвободно, как бездумная палка в чьих-то руках, не может стать лучше. Только если человек сам свободно выбрал свой поступок, он становится добрым. Поэтому человеку дана свобода. Но свободный несмышлёныш может быть опасен. Вот почему к свободе полагается ещё и разум. Но если рядом с разумом нет ни совести, ни любви, то может получиться хитрый преступник. Поэтому людям также даны совесть, доброта, любовь.

Ну, а тот, кто такие дары даёт, ими сам обладает. Итак, можно сказать, что БОГ в православии - это свободный разумный Создатель, который создал мир и любит Своё творение. Поэтому Его называют Творцом и Любовью.

Выступление 2 группы «Это интересно». Беседа.

- Откуда к нам пришло слово «Бог»?

-Что означало?

- Как пишется слово Бог?

V. Физкультминутка.

Мы березку посадили

Мы березку посадили,

(Выпрямиться за партой.)

Мы водой ее полили,

(Руки согнуть к плечам, ладонями вперед.)

И березка подросла, (Встать за партой.)

К солнцу ветки подняла, (Рук и вверх.)

А потом их наклонила

(Руки вниз, спина прямая.)

И ребят благодарила.

(Поклоны головой, сесть.)

VI. Продолжение работы по теме урока. 3.Рассказ учителя: (звучит тихая музыка - «Первый концерт для фортепиано с оркестром» П. И. Чайковского, фрагмент из 1-й части.) Наш красивый мир сотворил Бог. Бог был всегда. Бог присутствует везде. Но увидеть Бога нашими глазами мы не можем. Наш мир существует давным-давно. Но земля и небо не всегда существовали. Я расскажу вам, как Бог создавал мир. Бог сотворил мир за шесть дней. Но эти дни нельзя посчитать так, как мы считаем пальчики на руке. Сколько длились эти дни, мы не знаем. Что же Бог сотворил в первый день? В начале, Бог сотворил небо и землю. 3емля состояла из бесконечного множества маленьких частичек. Из этих маленьких частичек Бог и строил мир. Вокруг была пустота и тьма над бездною. Было темно. И сказал Бог: «Да будет свет!» И стало светло. И разделил Бог свет и тьму и назвал их днем и ночью.

Урок по основам православной культуры Человек и Бог в православии Что было создано во второй день? Бог сотворил воздух и назвал eгo небом. Им разделил Бог воды. Одни разместил над небом сверху - это облака, тучи, из которых иногда идет дождь. Другие воды оказались под небом.

Урок по основам православной культуры Человек и Бог в православии В третий день Бог собрал всю воду, которая была под небом, в одно место. Так появились сухие места, суша. Так образовалась наша планета Земля, на которой есть места суши (материки, острова, горы) и большие моря, океаны, озера и речки. На земле выросли по велению Бога красивые цветы и деревья.

Урок по основам православной культуры Человек и Бог в православии В четвертый день Бог создал на небе светила - звезды и планеты. Солнце и Луну. Бог премудро устроил их движение. Солнце и Луна освещают Землю по очереди. Благодаря им, на смену ночи приходит день, после зимы наступает весна.

Урок по основам православной культуры Человек и Бог в православии В пятый день Бог создал живые существа. Это были рыбы, бабочки, лягушки и змеи и множество птиц.

Урок по основам православной культуры Человек и Бог в православии А в шестой день Бог сотворил зверей: коричневых и белых мишек, изящных оленей с ветвистыми рогами и без рогов, рыжих с черными полосами тигров и тоже рыжих, но с пятнышками жирафов, пушистых серых зайчиков, обезьян и всех других зверей.

Урок по основам православной культуры Человек и Бог в православии Вот какой красивый мир сотворил Бог и повелел размножаться и наполнять землю! Вот так Божественной любовью и добротой был сотворен красивый мир.

- Что сотворил БОГ в первый день? Второй? …Шестой?

- Что повелел БОГ?

4. Знакомство со словами из словаря христианской этики.

- Мы продолжаем знакомство со словами из словаря христианской этики. В глубоком тайнике души спрятано редкое качество человека. Люди, обладающие им, всегда добры, умны, щедры и честны. Но они никогда не кичатся своими достоинствами, ничего не делают напоказ, стараются быть незаметными среди окружающих.

- Что же это за качество?

- Это скромность.

«Скромность венчает добродетели»

Скромность всегда могущественна, но сила её - особого рода, она - в тишине. Может быть, вы лучше это поймёте, когда посмотрите сказку «Почему слона все любят?». (Подготовленные дети показывают сказку.)

Как-то раз, когда жаркий день в саванне клонился к вечеру, собрались на поляне звери и птицы и стали судачить о том, о сём. Слона среди них в этот раз не было, и поэтому вскоре речь зашла именно о нём. Почему Слона все любят и уважают? Важно распустив свой великолепный, пышный хвост, вперёд выступил Павлин.

Павлин: - Полюбуйтесь-ка, какой у меня прекрасный хвост! Это же просто чудо! - вскрикнул он.

-Разве у Слона такой хвост? Почему же тогда только и слышится: Слон да Слон, и ни слова о Павлине?

Оттесняя Павлина, на середину вышел Жираф.

Жираф: - У меня самая длинная, самая красивая шея! Я - самый высокий, посмотрите! Разве у Слона такая шея? Почему же все восхищаются Слоном? Его перебил мощный рёв Льва.

Лев: - Видели ли вы когда-нибудь такую густую, такую пышную гриву? У Слона вообще нет никакой гривы. И что же? Все хвалят Слона, а обо мне доброго слова никто не скажет. А я Царь зверей, Я - самый сильный и умный!

Тут все звери загалдели, каждому захотелось чем-то похвастаться и обратить на себя внимание. Заяц набрался смелости, выскочил вперёд и прокричал:

Заяц: - А я, я быстро бегаю, я очень быстро бегаю! - и шмыгнул в кусты, подальше ото Льва.

Долго ещё на поляне стоял шум и гам, пока звери не увидели, наконец, что на самом краю, за деревьями, стоит Слон. Они так увлеклись, что не заметили, когда он пришёл. Все неловко замолчали, глядя на Слона во все глаза. А он улыбался и приветливо кивал головой. Слон был высокий. Слон был сильный. Слон был умный. Слон умел быстро бегать. Но он тихо стоял в стороне и не хвалился, своими достоинствами.

И тогда звери поняли, что любят и уважают Слона за то, что он скромный.

- Что такое скромность?

- Ребята, за что все уважают Слона?

Скромный -
1) Не имеющий обыкновения подчеркивать свои достоинства, хвастать своими заслугами; обладающий умеренностью во всем.
2) Умеренный в требованиях, без претензий на роскошь, богатство или особое изящество.
3) а) Свидетельствующий о благовоспитанности, сдержанности в поведении.
б) Отличающийся достаточной стыдливостью; приличный, пристойный.

VII. Подведение итогов урока.

- Почему православные люди называют БОГА Творцом и Любовью?

- Как вы думаете, почему православные сравнивают любовь Бога к человеку с любовью отца к своим детям? Объясните.

- Можно ли назвать Ваню православным человеком? Как его убеждения проявились в его поступке?

VIII. Домашнее задание.

1) Попросите родителей, других взрослых рассказать вам о православии. Вместе подумайте над вопросом: «Что значит быть православным человеком?»

2) Нарисуйте рисунок на тему «День творения Мира».

Рефлексия.

- Вам понравился урок?

- Что вам больше всего понравилось?

- С каким настроением вы уходите с урока?

Благодарю вас за работу.



Список информационных источников:


1.П. Н. Воздвиженский. Я познаю мир. Священная история в рассказах для детей. - М., 2006 2.Л. Л. Шевченко, Е. Шестун. Православная культура. Методическое пособие. - М., 2003 3.Библия для детей. Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома / Сост. протоиерей А. Соколов. - М., I999. 4.Библейские рассказы для маленьких детей в изложении Анны Твердовской. - Российское Библейское общество, 1995.

5. kakzovut.ru

6. images.yandex.ru



© 2010-2022