Роль семьи в воспитании младших школьников

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. Воспитывать - не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а, прежде всего, самому жить по - человечески. На сегодняшний день остро встаёт вопрос о роли и функциях семьи в воспитании младших школьников. Трудности в обучении, причины неудачи в воспитании заставляют нас задуматься о том, что определяющая роль в воспитании ребёнка отводится не только школе (учителям, психологам, социальным педагогам), но и, конечно, принадлежит семье, которая становится координатором и регулятором в воспитании. Впервые семья оценивается при поступлении ребенка в школу. С этой целью проводится анкетирование в первые дни сентября. Знакомлюсь с семьями, статусом семьи,их интересами. Ребенок, посещающий начальную школу, психологически переходит в новую систему отношений с окружающими его людьми. Живя среди тех же близких,он начинает чувствовать, что его жизнь принципиально изменилась - на него легли обязательства не только посещать школу, но и подчиняться требованиям учебной деятельности. Семья начинает по-новому контролировать ребенка в связи с необходимостью учиться в школе, выполнять домашнее задание, строго организовывать режим дня. «Чем же может помочь семья ребенку, чтобы он успешно учился в школе?» -вот тема моего первого родительского собрания. На первом родительском собрании провожу беседу о необходимости правильного планирования времени ребенка, чтобы хорошо учиться и успевать играть, гулять, заниматься другими приятными делами. Для успешного обучения нужно научить детей сосредоточить внимание, продолжительное время заниматься необходимым делом, научиться слушать и слышать, запоминать, правильно выполнять предлагаемые задания. Ещё один важный момент, на который должны обратить внимание - научить ребенка воздерживаться от развлечений в урочное время, прочувствовать. Конечно, взрослые должны быть озабочены учебными проблемами своего ребенка. Они должны организовать его правильное отношение к учебной деятельности, в частности организовать для ребенка рабочее место (уголок с необходимыми принадлежностями).Приготовление и проверка уроков - главный конфликт родителей и детей. Одна мама однажды мне сказала: «При выполнении домашнего задания у нас уходит много времени и сил, и все, кажется впустую». Современная система начального образования такова, что в обучение ребенка включается вся семья. Одни родители проверяют уроки, другие делают их вместе с ними. Если дети неправильно сделали домашнее задание, родители всеми силами стараются «выжать» из ребенка самостоятельные действия, направленные на устранения ошибок. Дети отвечают на нажим родителей разнообразными уловками: плачем, беспомощностью. Результаты анкетирования родителей показали, что возникают трудности, когда ребенок не хочет учиться. Авторитарные родители создают у детей тревожное отношение к отметкам, похвале или порицанию учителя.Стараюсь объяснить, родители, готовые прийти на помощь, терпеливые и снисходительные к ошибкам, быстрее добиваются самостоятельности младшего школьника в приготовлении уроков. Ребенку этого возраста нужна поддержка старших и вера в то, что если сегодня он что-то не умеет, то завтра у него обязательно получится.Семья должна проявлять интерес кучебе ребенка.К концу учебного года мои родители научились, встречая детей, задавать нейтральные вопросы, например, «Как прошел день?», «Что хорошего в школе?», «Что нового узнал на уроках?» Эти вопросы позволяют детям самим определять, о чем рассказывать, не прибегая к уловкам и лжи, если оценки не обрадуют родителей. Психологи утверждают, что около 50% детской лжи, связанной с оценками, объясняется страхом перед наказанием за плохую оценку или нежеланием огорчить родителей. С 1 класса привлекаю всех родителей к работе с классным коллективом. Я считаю, что семья должна участвовать в школьных делах: принимать активное участие в жизни класса, обязательно посещать родительские собрания, уроки, открытые мероприятия, помогать учителю сопровождать детей в театр, музеи. Главные основания, которых родителям необходимо держаться при воспитании ребенка: чистота, последовательность в отношении слова и дела при обращении с ребенком, отсутствие произвола в действиях или обусловленность этих действий и признание личности ребенка постоянным обращением с ним как с человеком и полным признанием за ним права личной неприкосновенности.

© 2010-2022