Урок по русскому языку на тему Изменение глагола по временам (4 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Изменение глагола по временам.

Класс: 4 «Б»

Цель: ученики знают, как изменять глаголы по временам.

Критерии успешности: ученики умеют различать глаголы по временам

Учитель: Топанова Елена Бисинбаевна

№ п/п

Этапы деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.

Вызов

Словарный диктант по картинкам (слайд)

Взаимопроверка (слайд)

2.

1.Психологический настрой под музыку

Дети, представьте себе, что вы маленькое семечко (дети присаживаются и закрывают головки руками). Садовник очень бережно относится к семечку, поливает его, ухаживает за ним. (Учитель ходит и гладит по головкам детей.) С первыми лучами солнышка семечко медленно начинает расти, появляются первые листочки (дети поднимают руки тянутся вверх). Стебелёк растёт (дети потягиваются, расправляют плечики). И вот наступает радостный момент, появляется прекрасный цветок (дети поднимают руки вверх, показывая распустившиеся лепестки). Цветок хорошеет (дети улыбаются друг другу). Он тянется к свету, к солнцу (заканчивается музыка).

3.

Деление на группы

Ученики делятся на три группы по временам

1 группа-настоящее время

2 группа-прошедшее время

3 группа-будущее время

4.

Известный русский лингвист А.М. Пешковский так сказал об этой части речи:

": - это слова, оживляющие все, к чему они приложены".

- О какой части речи мы будем говорить на уроке?

(прикрепляю - глагол

5.

- объясните смысл; что вы знаете о глаголе?

(глагол обозначает движение, действие, без него невозможно передать событие, невозможно представить будущее, узнать прошлое).

6.

С помощью глаголов мы узнаем, как все в этом мире двигается, говорит, меняет свои краски, как звучит, как чувствует себя. Глаголы могут "оживить" окружающий нас мир.

На уроке каждый должен быть внимательным, сообразительным, активным. Работаем быстро, пишем красиво.

7.

А теперь, что может рассказать о себе глагол?

1 группа Происхождение слова "глагол".

- термин "глагол" - это перевод с латинского "verbum", что значит "слово", "речь".

В словаре Даля это слово означает:

слово, речь

часть речи, разряд слов, выражающее действие, состояние.

слово - исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои, дар говорить

2 группа Какова роль глагола в речи?

Глагол - это необыкновенная часть речи. Необыкновенна она тем, что обозначает действия. Глагол может выражать бесчисленное количество действий, сопровождающих человека и его деятельность (трудовую, научную, общественную).

По частоте употребления глагол занимает второе место после существительного. Без глагола мы не можем выражать свои мысли.

8.

Мы повторили теорию, а сейчас все полученные знания примените на практике. Сначала решим тест по теме глагол, а затем каждая группа получит задание.

.Тест по теме глагол (повторение)

1.Глагол-часть речи, которая отвечает на вопросы ---------------и обозначает-------------------------------

2.В предложении глагол является-----------------------------

3.Суффиксы-ти, --------и----- -это суффиксы неопределенной формы .

4.Изменение глаголов по лицам и числам называется----------------------

5.Глаголы имеют два вида---------------------и----------------------

6.Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос-----------------

7. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос------------------------------

(Проверка в парах. Оценивание)

2.

Осмысление.

Работа в группах

Распределите глаголы по временам (слайд)

Упражнения в определении временных форм глагола

1.

- На какие вопросы отвечают глаголы начальной формы?

В форме настоящего времени? Вопросы Что делает? Что делают?

Глаголы в форме настоящего времени обозначают действие, совершаемое в момент речи.

2.

- На какие вопросы отвечают глаголы в форме прошедшего времени?

Глаголы в форме прошедшего времени обозначают действие, которое совершено до момента речи и отвечают на вопросы Что делал? Что делала? Что делало? Что делали?

3.

- В будущем времени?

Глаголы в форме будущего времени обозначают действие, которое будет совершено после момента речи и отвечают на вопросы Что сделает? Что сделают? Что будет (будут) делать? слайд

4.

1. группа-настоящее время

2. группа-прошедшее время

3. группа-будущее время

Укажите их вид

Настоящее время- цветет, ценит, помогает, любит.

Прошедшее время-любил, мастерил, пел, плакал.

Будущее время-полюбит, поможет, будет цвести, споет.

(взаимопроверка, оценивание)

5.

Работа в группах

- Выписать отрывки: 1 ряд - с глаголами в форме прошедшего времени,2 ряд - в настоящем времени, 3 ряд - в будущем времени. Указать время глаголов.

1) Ещё в полях белеет снег, (настоящее время)

А воды уж весной шумят -

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут, и гласят…(Ф. Тютчев.)

2) В тот год осенняя погода (прошедшее время)

Стояла долго на дворе,

Зимы ждала, ждала природа,

Снег выпал только в январе… (А. Пушкин.)

3) Задумаю - реки большие (будущее время)

Надолго упрячу под гнёт,

Построю мосты ледяные,

Каких не построит народ… (А. Некрасов.)

(взаимопроверка по группам. Оценивание)

6.

Индивидуальная работа.

Образуй от глаголов в неопределенной форме глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени.

Мечтать, следить, отвечать, решать, идти, лежать, начать.

Слайд

Н.в.- Мечтает, следит, отвечает, решает, идет, лежит, начинает.

П.в.- Мечтал., следил, отвечал., решал, шел., лежал, начал

Б.в.- Мечтать, следить, ответит, решит, прийдет, лежать, начнет

Слайд

(Самопроверка. Оценивание)

7.

Как изменяются глаголы настоящего времени?

Вопросы Что делает? Что делают?

Глаголы в форме настоящего времени обозначают действие, совершаемое в момент речи.

8.

Как изменяются глаголы прошедшего времени?

Глаголы в форме прошедшего времени обозначают действие, которое совершено до момента речи и отвечают на вопросы Что делал? Что делала? Что делало? Что делали?

9.

Как изменяются глаголы будущего времени?

Глаголы в форме будущего времени обозначают действие, которое будет совершено после момента речи и отвечают на вопросы Что сделает? Что сделают? Что будет (будут) делать?

3.

Рефлексия.

Цветок, который вы получили в начале урока раскрасьте в тот цвет, какое настроение сегодня было у вас на уроке.

Выполнение задания детьми



© 2010-2022