Программа внеаудиторного курса Хомус

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования Республики Саха (Якутия)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Кырыкыйская основная общеобразовательная школа

678235 Верхневилюйский улус, село Кырыкый, ул. Советская4.тел: 8-41133-24126


Рассмотрена на заседании МО___________________ Протокол №___ «___»______________2015 г.

Согласовано: Заместитель директора по УР _________________/Егорова Ж.А./ «___»____________________2015 г.



Утверждено: Директор МБОУ КООШ _______________/Николаев В.П./ Приказ №___ от «___»______________2015



Рабочая программа

по внеаудиторной деятельности:

«Хомус»

1 год обучения

2015 - 2016 учебный год

Составитель:

Николаева В.П., учитель начальных классов

МБОУ КООШ,

Первая квалификационная категория


Кырыкый

2015

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Хомус» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта на основе авторского курса Шишигина С.С. «Обучение и воспитание детей через искусство игры на хомусе» - Покровск, 2003. Цели и задачи курса: Введение дополнительного этнокультурного образования во внеурочную деятельность по ФГОС. Достижение цели обеспечивается решением следующих задач: Обучающие: - расширение знаний в области истории развития хомуса; - приобщение детей к национальному музыкальному инструменту хомусу как этнокультурное наследие народа; - приобретение знаний, умений и навыков искусства игры на хомусе; Воспитательные: - воспитать самоконтроль в поведении на занятиях; - формирование у детей чувства патриотизма и национальной гордости; - воспитание личности на этнокультурных традициях; Развивающие: - создание условий для личностного роста ребенка; - формирование этнокультурной компетенции; - развитие навыков общения и коммуникации; Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

  • ФЗ №273 от 29 декабря 2012 г. «Об образовании РФ»
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. №373
  • С учетом пожеланий родителей и учеников
Место и роль учебного курса в овладении учащимися требований к уровню подготовки выпускников в соответствии с ФГОС:

Данная программа разработана как курс для обучения этномузыкальному инструменту (хомусу) в условиях внеурочной деятельности ФГОС. Система дополнительного образования Республики Саха (Якутия) как составляющая единого образовательного пространства региона на современном этапе призвана выполнять одну из главных функций образования - формирование личности, способной успешно адаптироваться и развиваться в мировом сообществе. Этнокультурное образование способствует формированию национального самосознания и этнокультурной идентичности, воспитанию межкультурной толерантности через освоение ценностей этно- и поликультур, направленных на развитие и нахождения себя «в себе».

Национальный музыкальный инструмент хомус как этнокультурное наследие народа Саха играет существенную роль в духовно-нравственном воспитании детей.

Формы проведения занятий Учебное занятие с необходимостью строятся в диалогической форме, в состоянии групповой, индивидуальной и коллективной форм организации творческой деятельности;

Общая характеристика учебного курса



Данная программа разработана как курс для обучения этномузыкальному инструменту (хомусу) в условиях внеурочной деятельности ФГОС . Цель: Введение дополнительного этнокультурного образования во внеурочную деятельность по ФГОС. Достижение цели обеспечивается решением следующих задач: Обучающие: - расширение знаний в области истории развития хомуса; - приобщение детей к национальному музыкальному инструменту хомусу как этнокультурное наследие народа; - приобретение знаний, умений и навыков искусства игры на хомусе; Воспитательные: - воспитать самоконтроль в поведении на занятиях; - формирование у детей чувства патриотизма и национальной гордости; - воспитание личности на этнокультурных традициях; Развивающие: - создание условий для личностного роста ребенка; - формирование этнокультурной компетенции; - развитие навыков общения и коммуникации; Для решения поставленных задач используются следующие методы обучения: - общепедагогические методы (репродуктивный, креативный); - методы музыкального воспитания: индивидуальный, групповой, ансамблевый; - практические методы обучения. Деятельность педагога строится на следующих принципах: -личностно-ориентированный подход в обучении; - преемственность; - самовыражение, сотворчество, содружество, самореализация; - поддержка детских инициатив; - соблюдение прав ребенка; - позитивное решение конфликтных ситуаций. Отличительные особенности: - модульный курс по национально музыкальному искусству «Хомус-воспитанник-этнокультурное образование» рассчитан на 3 года обучения и воспитания для учащихся общеобразовательных учреждений; - выбрано традиционное хомусное искусство, чтобы задеть тончайшие струнки детской любознательности и увлечь, зарядить их чарующей музыкой своих предков; - данная программа вариативна. 1. Используются различные виды образовательных технологий:

  • Структурно-логические технологии:
  • Педагог в максимально возможной мере должен избегать чисто информационного способа передачи знаний;
  • все сценарии занятий обязательно выстраиваются по логике: «прочувствовать» - «осознать» - «выявить своё отношение»;
  • Диалоговые технологии:
  • учебное занятие с необходимостью строятся в диалогической форме, в состоянии групповой, индивидуальной и коллективной форм организации творческой деятельности;
  • в процессе обучения необходимо расширение пространства сотрудничества на уровне «педагог-воспитанник», «воспитанник-воспитанник», «педагог - автор», «воспитанник-автор».
  • Игровые технологии:
  • Игровая форма взаимодействия педагога и воспитанника через реализацию определенного репертуара, игры, делового общения.

  1. Методика техники игры на хомусе.
Чтобы научится играть на хомусе, необходимо приобрести пять основных навыков: научиться правильно держать хомус, овладеть приёмами ударов пальцами о язычок, правильно дышать, уметь слушать основной звук хомуса и его обертоны, научится видоизменять звук. Занятия по технике игры на хомусе ведётся по авторской программе «Обучение и воспитание детей через искусство игры на хомусе», основываясь на проекте программы хомусиста - импровизатора, виртуоза мира С. С. Шишигина.

Режим занятий по уровням обучения

Внеурочная деятельность

Классы и количество часов в неделю (в год)

Всего за 1 год обучения

1

2

3

4

1

Модульный курс по национально музыкальному искусству «Хомус»

1

-

1

-

2

34

-

34

-

68

2

В том числе: репетиционный час

-

-

-

-

- Подготовительный уровень (1-й год обучения) выявляет интерес и склонность к национальному музыкальному инструменту хомусу, ознакомление с историей хомуса, формирование первоначальных навыков игры. Начальный уровень (2-3-й год обучения) воспроизведение мелодий народных песен на хомусе, ознакомление с традиционными приемами, приемами 70-х годов, развитие навыков игры по разновидности ударов. Программа модульного курса является вариативной, комплексной, разно уровневой, т.е. при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала и.т.д. Программа предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей развития детей, при решении образовательных, воспитательных и развивающих задач. Срок реализации программы - 3 года. Ожидаемые результаты: - приобщение детей к национальному музыкальному инструменту хомусу как этнокультурное наследие своего народа; - приобретение знаний, умений и навыков искусства игры на хомусе; - пробуждение у детей интерес и уважение к своим истокам - к родной земле, ее истории, к исконным занятиям предков; - умение общаться со сверстниками; - формирование исполнительских навыков, психологическая адаптация к выступлению на сцене; - этномузыкально образование способствует формированию этнокультурной компетенции. Формы подведения итогов реализации программы модульного курса: - по итогам 1 года обучения - анкетирование по выявлению уровня заинтересованности детей; концертные выступления перед родителями; - по итогам 2 года обучения - анкетирование по выявлению удовлетворенности занятием игры на хомусе; участие в конкурсах; - по итогам 3 года обучения - отчетный концерт школы, участие в республиканских конкурсах и фестивалях; - взаимодействие школьника с социальными субъектами в открытой общественной среде. Необходимые условия для успешной реализации программы: - отдельный кабинет для занятий на хомусе; - наличие индивидуального хомуса у каждого ребенка; - магнитофон, фонотека; - приобретение национальных костюмов для выступлений; - показ видеослайдов; - методическая и специальная литература.


Содержание изучаемого модульного курса

1 год обучения

  • История развития хомуса: Хомус - музыкальный инструмент народа саха. Известные мастера изготовители хомуса. Основные части хомуса. Первоначальные навыки игры: Способы фиксирования, извлечения и изменения основного звука. Простейшие приемы дыхания.
  • Наигрыши народных мотивов: Разучивание хрестоматийных мелодий: «Уруннуурэ дьиэлэрбэр», «Сайын», «О5о-о5о эрдэххэ», «Саас буола5а», народные напевы, «Оhуохай». Групповая игра народных мелодий на хомусе.
  • Традиционные приемы: Основные понятия: сыыйа тардыы (умеренная игра), куорэгэйдэтии (пение жаворонка), хаастатыы (гусиный клекот). Представитель старшего поколения: Л.Н. Турнин, его вклад в развитии музыкального фольклора. Навыки традиционного приема.
  • Развитие навыков игры по разновидности ударов: основные разновидности ударов (показ и обучение), групповые упражнения для пальцев, кисти руки. Оттачивание игры народных мелодий с применением разновидности ударов.

  • Обобщение 1-го года обучения: повторение пройденных тем по теории и практике, репетиционные часы по разучиванию репертуара, коллективное выступление перед родителями на отчетном концерте.



2 год обучения


  • История развития хомуса: Чарующие звуки хомуса - беседа, прослушивание импровизационной игры мастеров - исполнителей. С.И. Гоголев - Амынньыкы - признанный кузнец по изготовлению хомуса, информация детей «Мой хомус - мой кузнец». Детство И.Е. Алексеева - пропагандиста и президента Международного центра хомусной музыки. Импровизаторы хомусисты - виртуозы мира: Спиридон Шишигин, Петр Оготоев, Федора Гоголева, Альбина Дегтярева, Ким Борисов, Юлиана Кривошапкина. Традиционные приемы: Основные понятия: сыыйа тардыы (умеренная игра), куорэгэйдэтии (пение жаворонка), хаастатыы (гусиный клекот). Представитель старшего поколения: Л.Н. Турнин, его вклад в развитии музыкального фольклора. Навыки традиционного приема.
  • Воспроизведение народных мелодий: разучивание и игра на хомусе народной мелодии «Кымыс ырыата», ознакомление с содержанием текста из книги Марии Эверстовой - Обутовой, «Дьуруйаан Бэргэн», «hыт-тыа, hыт-тыа…», воспроизведение тойук Матрены Ильиной «Хомус барахсан» на хомусе как народный напев «Оhуохай».
  • Развитие навыков игры по разновидности ударов: основные разновидности ударов (показ и обучение), групповые упражнения для пальцев, кисти руки. Оттачивание игры народных мелодий с применением разновидности ударов.
  • Концертно-исполнительская деятельность: составление репертуара групповых выступлений, репетиционные часы над исполнительским мастерством: единовременное начало, слаженная и уровновешанная игра, участие в городском фестивале и этно-культурных мероприятиях, подготовка к открытому занятию для родителей «Радость - родителям!».
  • Обобщение второго года обучения: повторение по пройденным темам, истории развития хомуса и по практике, проведение открытого занятия «Радость - родителям!», выступление воспитанников перед родителями.

3 год обучения


  • История развития хомуса: знаменитые кузнецы по изготовлению хомуса. В республике более 50 мастеров изготовителей хомуса, из них 10 мастера изготовители международного уровня. Реворий Чемчоев - Чомчоо Уус, Роман Готовцев, Петр Осипов - Толон Уус, Михаил Мальцев - лучшие мастера изготовители древнейшего музыкального инструмента в мире. Известные ансамбли: ансамбль хомусистов (рук. Л.Н. Турнин, Таттинский улус), «Алгыс» (рук. И.Е. Алексеев, народный ансамбль «Дьурул» (Намский улус), этногруппа «Айархаан» (рук. А.М. Дегтярева) и др. Хомус - любимый образ в произведениях якутских писателей с самого зарождения якутской художественной литературы. Экскурсия в музей хомуса народов мира. В итоге сочинении детей «Мой волшебный мир».
  • Приемы, внесенные с 70 - х годов: приемы игры на хомусе по системе И.Е. Алексеева, прием «Кэ5элэтии» - автор А.А. Пахомов, прием «Табыгыр» - автор И.Е. Алексеев, разновидности ударов: односторонний, двусторонний, переменный, боковые удары с помощью пальцев, на кончике пальцев с помощью ладони и пальцев и другие.
  • Оттачивание мастерства овладения техникой игры на хомусе: составление репертуара коллективного выступления, повторение и закрепление ансамблевой игры. Групповые занятия по видам ударов, на извлечение, изменение звуков, дыхания.
  • Концертно-исполнительская деятельность: участие в городских и республиканских фестивалях - конкурсах, репетиционные часы над исполнительским мастерством. Работа над сольными и ансамблевыми выступлениями. Сотрудничество с международным центром и МХНМ. Участие на республиканских и международных проектах.
  • Обобщение модульного курса: зачетные занятия: повторение по теории истории развития хомуса, по видам игры на хомусе, групповое выступление своего репертуара. Участие на национальном празднике «Ыhыах».

Ожидаемые результаты:


Результаты 1 года обучения: К концу первого года обучения воспитанники будут:

  • Знать правила по ТБ и эксплуатации;
  • Проявлять заинтересованность;
  • Усвоение теорий и практических основ игры на хомусе;
  • Владеть культурой общения со сверстниками;
  • Приобрести навыки сценического общения с зрительским залом;

Результаты 2 года обучения:
  • Более углубленно знать теорий и практических основ игры на хомусе;
  • Проявлять удовлетворенность;
  • Приобрести навыки сценического общения с зрительским залом;
  • Принять активное участие на этнокультурных мероприятиях;
Результаты 3 году обучения:
  • Уметь создать свой репертуар;
  • Проявлять интерес и активность во внеурочной деятельности;
  • Успешность овладения образовательной программой модульного курса;
  • Уметь установить контакты со сверстниками и взрослыми.
Критерии и формы оценки качества знаний: Способы оценки:
  • Отсутствие пропусков занятий без уважительных причин;
  • Участие в концертной деятельности;
  • Участие во внеурочных мероприятиях.
Критерии оценки:
  • Выразительность исполнения;
  • Чистота звучания;
  • Владение навыками по разновидности ударов;
  • Ощущение чувства ритма;
  • Результаты участия в концертной деятельности, фестивалях, конкурсах;
  • Активное участие в итоговом зачетном занятии модульного курса.

Критерии и формы оценки качества знаний.


Через уровни успешности, которые различаются степенью самостоятельности в решении задач: необходимый уровень - базовый. программный уровень - сочетание умения и знаний, соответствующие требованиям данной образовательной программы. максимальный уровень - возможности, превышающие требования данной программы. Соотношение между баллами успешности и пятибалльными отметками такое:
Качественная оценка Баллы успешности (б.у.) Пятибалльная отметка Не достигнут даже необходимый уровень. Незачет. 2 (двойка) - не аттестован, возможность исправить. Необходимый уровень 1 б.у. - частичное освоение программы 3 (тройка), право исправить. Программный уровень 2 б.у. - полное освоение программы 4 (четверка) Максимальный уровень 3 б.у. - приближение к максимальному уровню. 4 б.у. - выход на максимальный уровень. 5 (пятерка)
5+ (пятерка с плюсом)






Учебно-тематический план

1 год обучения:

Перечень разделов, тема занятий

Кол-во часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие: ознакомление с деятельностью курса «Хомус». Инструктаж по ТБ.

1

1

-

3

Раздел 1: история развития хомуса.

7

3

4

1. Хомус-музыкальный инструмент народа саха. Основные части хомуса

1

1

-

3. Известные мастера-изготовители хомуса:

С.И.Гоголев-Амынньыкы, Н.П. Бурцев, И.Ф.Захаров-Кылыадьы Уус.

1


1




-




4

Раздел 2. Первоначальные навыки игры.

6


3


3


1.Способы фиксирования хомуса: на руке, путем прижатия к губам, между зубами.

1

1

-

2. Упражнение для кисти руки.

1

-

1

3. Упражнение для губ.

1

-

1

4. Извлечение основного звука.

1

1

-

5. Изменение основного звука.

1

-

1

6. Простейшие приемы дыхания

1

1

-

5

Раздел 3. Наигрыши народных мотивов.

9


-


9


1. Народный мотив «Уруннуурэ дьиэлэрбэр».

2

-

2

2. Народный мотив «Сайын» игра на хомусе.

2

-

2

3. Народный мотив «О5о-о5о эрдэххэ»,

воспроизведение на хомусе.

2

-

2

4. Народный мотив «Саас буола5а», воспроизведение на хомусе.


2


-


2

5. Народные напевы «ОЬуохай»

2

-

2

Раздел 2. Традиционные приемы.

4

1. «Былыргылыы сыыйа тардыы»-традиционная умеренная игра.

1

1

2. «Куорэгэйдэтии»-подражание жаворонку-распространенный прием.

1

1

3. «Хаастатыы»-подражание гусиному пению-традиционный прием.

1

1

«Ат хаамыыта», «Ат сууруутэ» - подражание конскому топоту копыт

1

1


Раздел 4. Развитие навыков по разновидности ударов.

5


2

3

1. Основной и обратный удары (показ и обучение).

1


1

2. Переменный удар (показ и обучение).

1

1

3. Групповые упражнения для пальцев и кисти рук.

1

1

4.Игра народных мелодий с применением разновидностей ударов.

2

2

6

Раздел 4. Обобщение 1 года обучения.

6


-


6


1. Повторение пройденных тем, занятий.

1

-

1

2. Репетиционный час по разучиванию репертуара.

4

-

4

3. Выступление перед родителями на отчётном концерте

1

-

1

Всего

34

9

25



























Календарно- тематическое поурочное планирование

1 год обучения



№ Тема занятия Количество часов Элементы содержания занятия УУД

Дата план Факт. 1

Вводное занятие: ознакомление с деятельностью курса «Хомус». Инструктаж по ТБ.

1 Ознакомление с деятельностью курса «Хомус». Инструктаж по ТБ. Формирование познавательных мотивов- интерес к новому. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. Целепологание, как постановка учебной задачи.


Раздел 1: История развития хомуса.

2



2

1. Хомус-музыкальный инструмент народа саха. . Основные части хомуса

1 Ознакомление с хомусом, основными частями хомуса. Знать историю возникновения хомуса, названия основных частей хомуса. Формирование познавательных мотивов- интерес к новому.


3

3. Известные мастера-изготовители хомуса:

С.И.Гоголев-Амынньыкы, Н.П. Бурцев, И.Ф.Захаров-Кылыадьы Уус.

1



Ознакомление с мастерами-изготовителями хомуса.

Знать известных мастеров-изготовителей хомуса.

Формирование познавательных мотивов- интерес к новому.


Раздел 2. Первоначальные навыки игры.

6






4

1.Способы фиксирования хомуса: на руке, путем прижатия к губам, между зубами.

1 Ознакомление со способами фиксирования хомуса Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения упражнения.

5

2. Упражнение для кисти руки.

1 Выполнение упражнений для кисти Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения упражнения.

6

3. Упражнение для губ.

1 Выполнение упражнений для губ Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения упражнения.

7

4. Извлечение основного звука.

1 Прослушивание и извлечение основного звука. Уметь извлекать основной звук. Стремление к самоизменению и приобретению новых знаний и умений. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения упражнения.

8

5. Изменение основного звука.

1 Упражнение к изменению основного звука. Стремление к самоизменению и приобретению новых знаний и умений. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения упражнения.

9

6. Простейшие приемы дыхания

1 Ознакомление с приемами дыхания. Стремление к самоизменению и приобретению новых знаний и умений. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения упражнения.


Раздел 3. Наигрыши народных мотивов.

10






10

11

1. Народный мотив «Уруннуурэ дьиэлэрбэр».

2 Заучивание народного мотива, игра на хомусе. Формирование познавательных мотивов, эстетических чувств и чувства прекрасного. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. Умение слушать собеседника. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения упражнения.

12 13

2. Народный мотив «Сайын» игра на хомусе.

2 Заучивание народного мотива, игра на хомусе. Формирование познавательных и творческипх способностей. Умение слушать собеседника. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения упражнения.

14 15

3. Народный мотив «О5о-о5о эрдэххэ»,

воспроизведение на хомусе.

2 Заучивание народного мотива, игра на хомусе. Формирование познавательных и творческипх способностей. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения упражнения.

16 17

4. Народный мотив «Саас буола5а», воспроизведение на хомусе.


2 Заучивание народного мотива, игра на хомусе. Формирование познавательных и творческипх способностей. Умение слушать собеседника. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения упражнения.

18 19

5. Народные напевы «ОЬуохай»

2 Заучивание народного мотива, игра на хомусе. Формирование познавательных и творческипх способностей. Умение слушать собеседника Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения упражнения.


Раздел 2. Традиционные приемы.






20

1. «Былыргылыы сыыйа тардыы»-традиционная умеренная игра.

1 Заучивание приема, игра на хомусе. Стремление к приобретению новых знаний и умений. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения упражнения.

21

2. «Куорэгэйдэтии»-подражание жаворонку-распространенный прием.

1 Заучивание приема, игра на хомусе. Стремление к приобретению новых знаний и умений.

22

3. «Хаастатыы»-подражание гусиному пению-традиционный прием.

1 Заучивание приема, игра на хомусе. Стремление к приобретению новых знаний и умений. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения упражнения.

23

«Ат хаамыыта», «Ат сууруутэ» - подражание конскому топоту копыт

1 Заучивание приема, игра на хомусе. Стремление к приобретению новых знаний и умений. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения упражнения.


Раздел 4. Развитие навыков по разновидности ударов.

5








24

1. Основной и обратный удары (показ и обучение).

1



Заучивание приема, игра на хомусе.

Стремление к приобретению новых знаний и умений. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения упражнения.


25

2. Переменный удар (показ и обучение).

1

Заучивание приема, игра на хомусе.

Стремление к приобретению новых знаний и умений. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения упражнения.

26

3. Групповые упражнения для пальцев и кисти рук.

1

Упражнения для пальцев и кистей

Стремление к приобретению новых знаний и умений.

Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения упражнения.

27 28

4.Игра народных мелодий с применением разновидностей ударов.

2

Игра народных мелодий с применением разновидностей ударов.

Стремление к приобретению новых знаний и умений. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

29

Раздел 4. Обобщение 1 года обучения.

6







29 30

1. Повторение пройденных тем, занятий.

2 Повторение пройденных приемов, мотивов Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

31 33

2. Репетиционный час по разучиванию репертуара.

3 Разучивание репертуаров Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

34

3. Выступление перед родителями на отчётном концерте

1



Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

























Использованная литература:


  1. Алексеев И.Е. Искусство игры на якутском хомусе. Препринт. Якутск, 1988

  2. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? (практическое пособие) - М., 2005

  3. Габышева Ф.В. О реализации ФГОС общего образования с учетом региональных и этнокультурных особенностей в республике Саха (Якутия). Вестник образования №23, 2011, с 13-18.

  4. Жиркова А.С. Авторская образовательная программа «Обучение и воспитание детей через искусство игры на хомусе»

  5. Хомус как этнокультурное наследие. Методические рекомендации для педагогов и родителей. Якутск 2011г.
  6. Хомус в основной общеобразовательной программе образовательных учреждениях. Методические рекомендации для педагогов и родителей. Якутск 2011г.
  7. Чахов А.И. Саха былыргы музыкальнай инструменнара. Якутскай 1993.
  8. Шишигин С.С. «Методическое пособие игры на хомусе» - Якутск, 1995
  9. Шишигин С.С., Алексеев И.Е. Чарующие звуки хомуса - Якутск, 1999
  10. Шишигин С.С. Играйте на хомусе. Любителям музыки хомуса - Покровск, 2003










© 2010-2022