- Преподавателю
- Начальные классы
- Система мероприятий, обеспечивающая подготовку учителя начальной школы к реализации новых образовательных стандартов
Система мероприятий, обеспечивающая подготовку учителя начальной школы к реализации новых образовательных стандартов
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Иконникова И.М. |
Дата | 18.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Система мероприятий, обеспечивающая подготовку учителя начальной школы к реализации новых образовательных стандартов
День добрый, уважаемые участники семинара! Внедрение новых стандартов, являясь масштабной инновацией, объективно сопровождается рядом проблем. Несомненно, что школы, и прежде всего, учителя, как бы ни были подготовлены к введению стандартов, испытывают определенные затруднения и нуждаются в квалифицированной помощи. Обозначенную проблему каждая конкретная школа решает по-своему. Моя задача рассказать о том, как это делаем мы. Первое, с чего мы начали, это анализ имеющихся кадровых условий. В настоящее время в начальных классах нашей школы обучается 549 школьников, 1 и 2 классы (284 чел.) обучаются по новым стандартам. Реализацию основной образовательной программы обеспечивают 29 (22 + 7) педагогов (включая ГПД и внеурочку). Из них: с высшей категорией - 2 чел.; с первой - 13 чел., со второй - 8 чел.; на соответствие - 1 чел.; молодые специалисты - 5 чел. Средний возраст педагогов начальной школы - 42 года. Соответственно большая доля учителей получила образование 10-20 лет назад и несет печать старого педагогического сознания. К сожалению, даже молодые педагоги, пришедшие в школу со студенческой скамьи, не готовы работать по-новому. Выявление уровня методической готовности педагогов к реализации новых стандартов мы осуществляли с помощью анкет, тестов, собеседований и др. диагностических методик. На сегодня у нас создан банк таких материалов. Проведенная диагностика подвела нас к неутешительным выводам, одним из которых является отсутствие в практике учителей начальной школы системности в использовании вариативных технологий деятельностного типа. Мы понимали, что метапредметные результаты освоения основной образовательной программы для нас могут стать недосягаемыми. Проанализировали мы также и возможности, которые наши педагоги могут использовать для достижения более высокого уровня педагогического мастерства и профессионализма: это учреждения высшего профессионального образования (МГПИ им. М.Е. Евсевьева, МГУ им. Н.П. Огарева, Мордовского республиканского института образования), школьная методическая служба. И сделали еще один неутешительный вывод: для подготовки педагогических кадров в компетентностном ключе внешние ресурсы используются недостаточно, а школьная методическая служба нуждается в модернизации, так как в силу объективных и субъективных причин не вполне способна обеспечить профессиональную готовность педагогов к достижению нового образовательного результата школьников. Мы понимали, что не сможем одновременно задействовать все возможные ресурсы и создав творческую группу, разработали программу опытно-экспериментальной работы по теме «Формирование профессионально-педагогических компетенций педагогов как одно из условий реализации ФГОС ОО», смысл которой заключается в создании такой модели школьной методической службы, которая бы формировала у педагогов профессионально-педагогические компетенции, выявляла условия, обеспечивающие эффективность ее реализации. Параллельно с программой уже другая творческая группа стала разрабатывать самостоятельный проект, целью которого явилось создание благоприятных условий, обеспечивающих профессиональную готовность педагогических кадров школы к реализации новых стандартов. Нельзя не отметить, что инновации сами по себе не возникают, они являются результатом поисков, обобщением передового педагогического опыта отдельных учителей и целого коллектива. В рамках реализации самостоятельного проекта на протяжении 1,5 лет был проведен ряд мероприятий. С педагогами школы проведена большая информационная работа. Важно отметить, что в работу по изучению вопросов ФГОС вовлечены не только учителя начальных классов, но и все педагоги школы. Изучены концепция стандартов, нормативно-правовые документы, регламентирующие реализацию новых стандартов. Администрация школы вышла с просьбой в Институт образования о проведении ряда обучающих семинаров для педагогов школы. Инициатива была поддержана сотрудниками института образования. Для педагогов школы проведены обучающие семинары, тематика которых представлена на слайде:
- «Проект как основной механизм, обеспечивающий инновационные изменения в деятельности школы»
- Технология междисциплинарного обучения»
- «Технология критического мышления»
- «Проектно-исследовательская технология обучения»
- «Проектирование технологической карты проекта-исследования»
- «Системно-деятельностный подход как технологическая основа ФГОС ОО»
- «Технологии деятельностного типа как средство формирования УУД школьников»
- «Программа воспитания младших школьников в контексте ФГОС НОО»
- «Психологические и педагогические основы личностно- ориентированного образования»
- «Планируемые результаты начального общего образования и система оценки достижений школьников»