Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтелектуальному направлению «Занимательная информатика»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №30 имени Н.Н.Колокольцова»





Утверждаю

директор МБОУ «СОШ №30

имени Н.Н.Колокольцова»

_______________ Л.П. Лехтина

02.09.2014г.







Рабочая программа внеурочной деятельности

по общеинтелектуальному направлению

«Занимательная информатика»

в 1 е классе








Учитель Климова Светлана Викторовна





Согласовано

заместитель директора по ВР

-----------------------А.П.Маркова

30 августа 2014






Пояснительная записка


. Рабочая учебная программа «Занимательная информатика» входит во внеурочную деятельность по общеинтеллектуальному направлению развития личности. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько содержанием, сколько новизной и необычностью ситуации. Это способствует появлению личностной компетенции, , формированию умения работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. Предлагаемая программа предназначена для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением групповых форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Содержание программы направлено на воспитание интереса к познанию нового, развитию наблюдательности, умения анализировать, рассуждать, доказывать, проявлять интуицию, творчески подходить к решению учебной задачи. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках. В соответствии с общеобразовательной программой в основе программы курса информатики лежит системно-деятельностный подход, который заключается в вовлечении обучающегося в учебную деятельность, формировании компетентности учащегося в рамках курса. Он реализуется не только за счёт подбора содержания образования, но и за счёт определения наиболее оптимальных видов деятельности учащихся. Ориентация курса на системно-деятельностный подход позволяет учесть индивидуальные особенности учащихся, построить индивидуальные образовательные траектории для каждого обучающегося. Программа разработана с учётом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника. В основе программы «Занимательная информатика» лежит авторская программа Горячева «Информатика в играх и задачах» образовательной системы «Школа 2100». В дополнение к авторской программе была разработана система оценивания планируемых результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начальной школы второго поколения.

Цели программы:
: создание максимально благоприятных условий для изучения базового курса «Информатики» как средства формирования готовности обучающихся к использованию ИТ.
: Задачи программы:

  1. расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой;
  2. знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими.
  3. Ознакомление со способами решения логических задач, и ознакомление с общими приёмами решения задач - «как решать задачу, которую раньше не решали» - с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
  4. формирование интереса к познавательной деятельности как средства развития мыслительных операций и общего интеллектуального развития.
5) развитие логического мышления, внимания, памяти.









Общая характеристика учебного предмета, курса


Цели программы:
1.Формирование навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в информатике: 2. Создание кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми и некоторыми другими. 3. Формирование навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач - «как решать задачу, которую раньше не решали» (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане на учебный год
В учебном плане на курс «Занимательная информатика» отводится 138 часов.Программа рассчитана на 4 года обучения: 1 класс - 33часа(1 час в неделю, 33 рабочих недели),2 класс -35 часов(1 час в неделю, 35 рабочих недель), 3 класс -35 часов(1 час в неделю, 35 рабочих недель), 4 класс -35 часов(1 час в неделю, 35 рабочих недель).

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Связь занимательной информатики, осуществляемой во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира).
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.

Личностные результаты


У обучающегося будут сформированы Обучающийся получит возможность для формирования

Внутренняя позиция школьника внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика» внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости обучения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний

Метапредметные

- Познавательные универсальные действия Выпускник научится Выпускник получит возможность научиться

Умение анализировать объекты с целью выделения признаков анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков

Умение выбрать основание для сравнения объектов сравнивает по заданным критериям два три объекта, выделяя два-три существенных признака осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии

Умение выбрать основание для классификации объектов проводит классификацию по заданным критериям осуществлять классификацию самостоятельно выбирая критерии

Умение доказать свою точку зрения строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах, связях строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей

Умение определять последовательность событий устанавливать последовательность событий
устанавливать последовательность событий, выявлять недостающие элементы

Умение определять последовательность действий определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из двух-трех шагов определять последовательность выполнения действий, составлять инструкцию (алгоритм) к выполненному действию

Умение использовать знаково-символические средства использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач

Умение кодировать и декодировать информацию кодировать и декодировать предложенную информацию кодировать и декодировать свою информацию

Умение понимать информацию, представленную в неявном виде понимать информацию, представленную в неявном виде (выделяет общий признак группы элементов, характеризует явление по его описанию). понимать информацию, представленную в неявном виде (выделяет общий признак группы элементов, характеризует явление по его описанию) и самостоятельно представлять информацию в неявном виде.

- Регулятивные универсальные действия


Выпускник научится Выпускник получит возможность научиться

Умение принимать и сохранять учебную цель и задачи Принимать и сохранять учебные цели и задачи в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи

Умение контролировать свои действия осуществлять контроль при наличии эталона Осуществлять контроль на уровне произвольного внимания

Умения планировать свои действия планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации в новом учебном материале

Умения оценивать свои действия оценивать правильность выполнения действия на уровне ретроспективной оценки самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия

- Коммуникативные универсальные действия Выпускник научится Выпускник получит возможность научиться

Умение объяснить свой выбор строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора и отвечать на поставленные вопросы

Умение задавать вопросы формулировать вопросы формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером


Предметные результаты.


Предметными результатами освоения программы «Занимательная информатика» являются следующие знания и умения: Использовать при решении задач, их обосновании и проверке найденного решения знания: - Название цветов, форм и размеров предметов, названия и последовательность чисел - Владение понятиями «равно», «не равно», «больше», «меньше», «вверх», «вниз», «вправо», «влево», «вверх», «вниз», «вправо», «влево», «действия предметов», «возрастание», «убывание», «множество», «симметрия», «отрицание», «правда», «ложь», «древо», «графы» Использовать при решении задач, их обосновании и проверке найденного решения умений: выделять форму предметов; определять размеры предметов; располагать предметы, объекты, цифры по возрастанию, убыванию; выделять, отображать, сравнивать множества и его элементы; располагать предметы, объекты симметрично; находить лишний предмет в группе однородных; давать название группе однородных предметов; находить предметы с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер, число элементов и т.д.); находить закономерности в расположении фигур по значению одного признака; называть последовательность простых знакомых действий; находить пропущенное действие в знакомой последовательности; отличать заведомо ложные фразы; называть противоположные по смыслу слова.





Содержание учебного предмета
№п/п Название раздела Количество часов Форма контроля Количество часов регионального компонента 1. План действий и его описание. 11

2. Отличительные признаки и составные части предметов 11.

3. Логические рассуждения. 11

. Итого 33




Тематическое планирование с определением

основных видов учебной деятельности

№ п/п

Содержание

Количество часов

Сроки

Коррекция

Основные виды деятельности учащихся

1.

. Экскурсия в кабинет информатики. Знакомство

1

экскурсия

2.

Цвет предметов. Игра «Радуга».

1



научить определять цвет предметов группировать предметы по цвету выявлять закономерность в

группировании предметов по цвету

3.

Форма предметов. Сюжетная игра «Что такой формы?»,

1



научить определять форму предметов группировать предметы по форме выявлять закономерность в

группировании предметов по форме

4.

Размер предметов ,ролевая игра «Кто большой?»

1



научить описывать предметы по размеру группировать предметы по размеру

5.

Название предметов .Игра «Дай название предмету»,

1



научить называть группу предметов группировать предметы со сходным

названием

6.

Признаки предметов Сюжетная игра «Опиши предмет»

1



научить описывать предметы по их признакам

7.

Состав предметов. Викторина «Нарисуй предмет»,

1



научить описывать и определять

предметы через их составные части

8.

Понятие «равно», «неравно» Сюжетная игра «Ночь»,

1



научить сравнивать группы предметов по

их количеству

9.

Отношение «больше», «меньше» Игра «Угадай-ка»,

1



познакомить с понятиями «больше», «меньше»

10.

Понятие «вверх», «вниз», «вправо», «влево» Игра «Назови соседа»

1



познакомить с понятиями «вверх»,

«вниз», «вправо», «влево»

11.

Действие предметов Познавательная игра «Назови действия»

1



ввести понятие «алгоритм» обучать составлению и выполнению алгоритма

12.

Последовательность событий Ролевые игры «Кем (чем) будет?», «Кем (чем) был?»

1



провести подготовку к введению понятия «алгоритм» научить определять последовательность

событий

13.

Порядок действий Познавательная игра «Выполни действия»,

1



научить выполнять и составлять порядок действий, приводящий к достижению цели

14.

Игра -путешествие «Угадай-ка»

1

отработать и закрепить приобретённые навыки и умения

15.

Цифры. Сюжетные игры «Убираем цифры», «Следующее (предыдущее) число», «Угадай-ка»

1



повторить последовательность цифр научить дополнять последовательность цифр научить при помощи цифр указывать

порядковый номер

16.

Возрастание, убывание Познавательные игры «Расставь по возрастанию», «Расставь по убыванию»

1



научить упорядочивать цифры по возрастанию и убыванию, научить определять способ

упорядочивания цифр в ряду и продолжать ряд

17.

Множество и его элементы Сюжетные игры «Рыба, птица, зверь…», «Цветок, дерево, фрукт, овощ…», «Назови множество»,

1



ввести понятие «множество», «элемент множества научить определять принадлежность

элемента множеству

18.

Способы задания множеств Познавательная игра «Назови множество»

1



закрепить понятия «множество», «элемент множества» познакомить с различными способами

задания множеств

19.

Сравнение множеств Игра «Угадай-ка»

1



научить сравнивать множества по числу элементов элементов

ввести понятие равенства множеств

20.

Отображение множеств Сюжетные игры «Слово на букву…», «Слово, соберись»

1



ввести понятие «отображение множеств» научить ставить в соответствие элементам одного множества элементы другого

множества

21.

Кодирование Ролевая игра «Выбираем капитана»

1



ввести понятие «кодирование» и «декодирование» научить ставить в соответствие предметам и действиям другие предметы и

действия

22.

. Симметрия фигур Игра «Зеркало», КТД «Симметричные фигуры»

1



ввести понятия «симметричность фигур», «ось симметрии» научить находить ось симметрии

некоторых фигур

23.

Отрицание Игры «Говори наоборот», «Сделай наоборот», «Найди себя»

1



ввести понятие отрицания научить строить отрицание, подбирая противоположные по смыслу слова научить строить отрицание, используя

частицу «не»

24.

Понятия «истина», «ложь» Познавательные игры «Исправь ошибки», «Дай истинное название»

1



закрепить понятия «истина» и «ложь» научить определять истинность простых

высказываний

25.

Понятие «дерево» КТД «Выращивание дерева»,

1



ввести понятие «дерево» научить определять изображения на

листьях дерева

26.

Графы Сюжетно-ролевые игры «Сколько путей», «Составь меню»

1

27.

. Комбинаторика Игра «Угадай, сколько фишек в каждой руке»

1



учить называть все возможные варианты,

пользуясь методом полного перебора

28.

Логические задачи, сюжетно-ролевая игра «Галки и палки»

1

Закрепить приобретённые навыки в решении задач комбинаторного типа, привить навыки решения логических задач

29.

. Игра - путешествие «В страну принцессы Логики»

1

закрепить приобретённые знания

30.

Игра на развитие памяти «Нарисуй по памяти в таком же расположении»

1

Развитие памяти, мышления.

31.

Сюжетно- ролевая игра «Определи курс корабля»

1

закрепить приобретённые знания

32.

Игра- путешествие «В цирке»

1

закрепить приобретённые знания

33.

Игра - путешествие «В страну принцессы Логики»

1

закрепить приобретённые знания


Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

1.Горячев А,В,, Горина К,И. и др. Информатика в играх и задачах. 1 класс(1 и 2 ч.). М.: «Баласс», 2011 г.

2.Горячев А,В,, Горина К,И. и др. Информатика в играх и задачах. 1 класс. Методические рекомендации для учителя. М.:«Баласс», 2011 г.

3. Как проектировать универсальные учебные действия. От действия к мысли. Под. ред. А.Г. Асмолова. М.: «Просвещение», 2011 г.щ

4. Планируемые результаты начального общего образования. Под. ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Догиновой. М.: «Просвещение», 2011 г.

5.Интернет портал PROШколу.ru proshkolu.ru/

6.school-collection.edu.ru/catalog/rubr/58a0dbdd-8ae9-43b1-937e-ef6397e6c1c3/?&subject=19 - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. school-collection.edu.ru Единая коллекция ЦОР ims.ocpi.ru Региональная коллекция ЦОР nsc.1september.ru Электронные версии газеты «Начальная школа» openworld.ru Электронные версии журнала «Начальная школа» kinder.ru/ Интернет-каталог детских сайтов laste.arvutikaitse.ee/rus/html/etusivu.htm Сайт для детей и взрослых, проводящих время в Интернете 4stupeni.ru/ Клуб учителей начальной школы uchportal.ru/ Учительский портал uroki.net/docnach.htm Копилка опыта учителей начальных классов

Приложение №2

Лист наблюдений для определения уровня развития познавательных универсальных учебных действий

Умения

ФИ учеников

Умение анализировать объекты с целью выделения признаков

Умение выбрать основание для сравнения объектов

Умение выбрать основание для классификации объектов

Умение доказать свою точку зрения

Умение определять последовательность событий

Умение определять последовательность действий

Умение использовать знаково-символические средства

Умение кодировать и декодировать информацию

Умение понимать информацию, представленную в неявном виде

Средне арифметическое

Начальная диагностика

Повторная диагностика

Начальная диагностика

Повторная диагностика

Начальная диагностика

Повторная диагностика

Начальная диагностика

Повторная диагностика

Начальная диагностика

Повторная диагностика

Начальная диагностика

Повторная диагностика

Начальная диагностика

Повторная диагностика

Начальная диагностика

Повторная диагностика

Начальная диагностика

Повторная диагностика




















Лист наблюдений для определения уровня развития регулятивных универсальных учебных действий

Умения

ФИ учеников

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачи

Умение контролировать свои действия

Умения планировать свои действия

Умения оценивать свои действия

Средне арифметическое

Начальная диагностика

Повторная диагностика

Начальная диагностика

Повторная диагностика

Начальная диагностика

Повторная диагностика

Начальная диагностика

Повторная диагностика






Лист наблюдений для определения уровня развития коммуникативными универсальных учебных действий

Умения

ФИ учеников

Умение объяснить свой выбор

Умение задавать вопросы

Средне арифметическое

Начальная диагностика

Повторная диагностика

Начальная диагностика

Повторная диагностика




Лист наблюдений для определения уровня сформированности личностных результатов

Умения и уровень

ФИ учеников

Выделение цели задания

Средне арифметическое

Начальная диагностика

Повторная диагностика







Лист наблюдений для определения уровня освоения предметных результатов

Разделы

уровни

ФИ учеников

Отличительные признаки и составные части предметов

План действий и его описание

Множества

Логические рассуждения

Средне арифметическое








© 2010-2022