• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Практическое занятие: «Конструирование и анализ урока на основе системно - деятельностного подхода» ( Выступление на заседании научно-методического совета)

Практическое занятие: «Конструирование и анализ урока на основе системно - деятельностного подхода» ( Выступление на заседании научно-методического совета)

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №14»


Выступление на заседании научно-методического совета.

Практическое занятие:

«Конструирование и анализ урока на основе системно - деятельностного подхода»

Учитель начальных классов: Довгань С. И.


г. Нягань

2014-2015 уч.г.

Конструирование и анализ урока математики на основе системно - деятельностного подхода.

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые:

- могут анализировать свои действия;

-самостоятельно принимают решения, прогнозируя их возможные последствия;

- отличаются мобильностью;

-готовы к сотрудничеству;

- обладают чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

«Образование в течение жизни» - вот девиз сегодняшнего дня. Для этого образование должно выйти за пределы решения стандартных, типовых задач, где уже заранее известны ответы на все вопросы.

Следствием всех этих изменений стало появление новых федеральных государственных образовательных стандартов, обеспечивающих условия для подготовки личности, способной к жизни в изменяющихся социально-экономических условиях. Важно понять, что традиционный процесс обучения в школе, несомненно, давал образовательные результаты, но эти результаты были востребованы прежним обществом с его ценностями и идеалами. Новые образовательные результаты можно получить только в условиях обучения в новой информационно-образовательной среде. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.

Меняются цели образования, меняются средства и технологии обучения, но урок остался главной формой обучения. Только на уроке, как сотни лет назад, встречаются главные участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними всегда - неизведанный мир знаний, противоречия между познанным и еще не освоенным, между чувством удовлетворения от успеха и нелегким трудом освоения нового, познания окружающего мира. С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Все остальное в школе играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается в ходе уроков. Мы, учителя, работающие по ФГОС, сегодня стараемся понять:

- что происходит с современным уроком;

- насколько он эффективен в решении новых задач, стоящих перед образованием;

- что изменилось в понимании целей урока, его структуры, содержания и методов обучения;

- как меняется позиция учителя и учащихся.

Если сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, они изменились существенно. Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования. Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Сегодня под образовательными результатами понимаются «приращения» в личностных ресурсах обучаемых, которые могут быть использованы при решении значимых для личности проблем.

Личностные результаты - это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащегося к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности и т.д.

Метапредметные результаты - это освоенные обучающимся на базе нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Предметные результаты выражаются в усвоении учащимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов.

Можно, конечно, провести параллели с обучающими, развивающими и воспитывающими целями урока, но они рассматривают результат урока в разных плоскостях. Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Значительный импульс идее соединения системного и деятельностного подходов придали работы известных отечественных педагогов и психологов Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, А.Б. Воронцова, Л.Г. Петерсон. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. При реализации ФГОС учителю важно понять, какие принципиально новые дидактические подходы к уроку регламентируют нормативные документы. Вот некоторые положения ФГОС второго поколения. В «Фундаментальном ядре содержания общего образования» сказано, что « развитие личности в системе образования осуществляется прежде всего через формирование универсальных учебных действий (УУД)… Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и адекватного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умение учиться. Концепция УУД учитывает опыт компетентностного подхода, который нацелен также на достижение учащимися способности эффективно применять свои знания и навыки.

Чему должен научиться ребёнок?

Мы помним старую притчу о том, как пришёл мудрец к бедным и сказал «Я вижу, вы голодны. Давайте я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод» . Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить её. Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться, научить «ловить рыбу», а тем самым, овладеть УУД.

Что же подразумевает под собой термин «универсальные учебные действия»?

Это совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Функции универсальных учебных действий включают в себя :

- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

- создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;

- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.

Среди основных видов УУД можно выделить четыре блока:

1) Личностный

2) Регулятивный

3) Познавательный

4) Коммуникативный.

Личностные УУД

- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

- действие смыслообразования, т.е установление учащимися связи между результатами учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаться вопросом о том, «какое значение, какой смысл имеет для меня учение», и уметь находить на него ответ;

- действие нравственно-эстетического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей

Регулятивные УУД

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно;

-планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

- коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

- оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные УУД

- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- осуществление сравнений и классификации по заданным критериям;

- структурирование знаний, установление причинно-следственных связей;

- рефлексия способов и условий действия;

- овладение основами логического и алгоритмического мышления.

Коммуникативные УУД

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Таким образом, приступая к планированию урока, необходимо определить какие УУД будут на нём формироваться.

Далее мы определим методические принципы инновационного урока математики 1.Субъективизация процесса обучения

Учащийся рассматривается не как объект обучения, а как равноправный с учителем участник образовательного процесса. Учитель учит, ученик учится. От равных усилий того и другого зависит конечный результат обучения.

2. Метапредметность.Предполагает формирование универсальных способностей учащихся.

3. Деятельностный подход

Парадигма современного обучения заключается в том, что знания не преподносятся учащимся в готовом виде, а добываются ими в ходе поисковой и исследовательской деятельности. 4. Коммуникативность

Предполагает умение обмениваться информацией с другими учащимися, взаимодействовать на уроке.

5. Рефлексивность

Заключается в том, что учащиеся ставятся в ситуацию, когда им необходимо проанализировать свою деятельность в ходе урока.

6. Импровизированность

Учитель должен быть готов к изменению и коррекции хода урока в процессе его проведения.

Сравнительная таблица поможет узнать, чем традиционный урок отличается от урока по новой методике.

Требования

к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще - задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Из таблицы видно, что в традиционном уроке учитель сообщает учащимся тему и цели урока, в инновационном уроке тему и цели урока формулируют сами обучающиеся, одновременно определив границы знания и незнания. Кроме того, ФГОС предполагают, что обучающийся, направляемый учителем, сам планирует способы достижения цели. Выполняя практическую деятельность, обучающиеся осуществляют деятельность по намеченному плану. На этом этапе урока широко применяется групповая форма работы. Они имеют множество плюсов. Ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю. «Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике - это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами. Если в традиционном уроке контроль осуществляет учитель, то инновационный урок предполагает самоконтроль, взаимоконтроль. А вот заканчиваться урок обязательно должен рефлексией. На уроке современного типа для домашней работы обучающиеся могут выбрать задание с учётом индивидуальных возможностей.

Типы учебных занятий

УЗ изучения и первичного закрепления новых знаний и способов действий

УЗ закрепления знаний и способов действий

УЗ комплексного применения знаний и способов действий

УЗ обобщения знаний и способов действий

УЗ проверки , оценки и коррекции знаний и способов действий

Максимальный набор этапов урока, образующий его макроструктуру (совокупность этапов учебного занятия, составленная на основе логики процесса усвоения учащимися знаний, логики педагогического усвоения, учения как процессной системы саморегуляции учеником своей познавательной деятельностью)

1.Организационный этап

2.Этап проверки домашнего задания

3.Этап подготовки учащихся к активной учебно-познавательной деятельности

4.Этап изучения новых знаний

5.Этап первичной проверки правильности понимания нового материала

6.Этап закрепления знаний и способов действий

7.Этап применения знаний и способов действий

8.Этап обобщения и систематизации знаний и способов действий

9.Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий

10.Этап коррекции знаний и способов действий

11.Этап информации о домашнем задании и инструктажа по его выполнении

12.Этап подведения итогов учебного занятия

13.Этап рефлексии

Макроструктура учебных занятий различных типов

Этап

учебного

занятия


Тип учебного

занятия



1



2






3



4




5



6



7



8



9



10



11




12



13

УЗ изучения и первичного закрепления новых знаний и способов действий



*



*



*



!



*



*







*



*



*

УЗ закрепления знаний и способов действий


*


*


*




!


^



*


*


*


*


*

УЗ комплексного применения знаний и способов действий


*


*


*





!



*


*


*


*


*

УЗ обобщения знаний и способов действий


*


*


*






!


^


^


*


*


*

УЗ проверки , оценки и коррекции знаний и способов действий


*


*


*





!



!


!


*


*


Условные обозначения: УЗ - учебное занятие;* этап, обязательный для обеспечения оптимальной целевой направленности и логики педагогического взаимодействия

! - основной (главный, типообразующий )этап ^ - этап, необязательный для достижения главной дидактической цели урока.

Требования к заданиям на уроке математики

- повышенный уровень сложности, проблемный или поисковый характер. - задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний из нескольких разделов предмета

Требования к учителю

1) чётко и точно формулирует задания;

2) не даёт новые знания ученикам в готовом виде;

3) не повторяет задания два раза;

4) не комментирует ответы учеников и не исправляет их, предлагает это сделать самим ученикам;

5) не повторяет того, что уже сказали ученики;

6) предугадывает затруднения учеников и меняет по ходу урока задание, если дети не смогли его выполнить с первого раза.

7) стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

8) подбирает комплексные задания в которых предложенная языковая единица рассматривается с нескольких сторон.

9) задаёт чёткие критерии самоконтроля и самооценки.

Критерии результативности урока

1.Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

2.Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие.

3.Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие активность учащихся.

4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

5. Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную форму обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки.

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
8. Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9.Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11. Стиль, тон отношений, задаваемые на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель - ученик» (через отношения, совместную деятельность и т. д.)

Анализ урока с позиции формирования УУД

Основные параметры

I

Личностные универсальные учебные действия

1

Работает над смыслообразованием:

2

-установление связи между учебной деятельностью и мотивом


-формирование нравственно- эстетических ценностей

II

Регулятивные универсальные действия

1

Учит планировать, строить алгоритм деятельности, прогнозированию

2

Учит находить наиболее рациональные способы выполнения задания

3

Учит самооценке, самоконтролю выполняемой работы

4

Учит работать по образцу, по алгоритму

5

Учит организации рабочего места, рациональному размещению учебных средств

III

Чтение. Работа с текстом.

1

Уделяет на уроке внимание процессу чтения

2

Находят в тексте конкретные факты, сведения

3

Определяют тему и главную мысль

4

Обучает продуктивным методам с учебником и др. источниками информации

5

Учит работать с планом, тезисами, конспектом, схемами, таблицами, диаграммами

6

Учит ориентироваться в словарях и справочниках.

IV

Коммуникативные универсальные учебные действия

1

Развивает внимание учащихся

2

Обучает умению слушать и записывать содержание и объяснения учителя или ответ ученика

3

Развивает монологическую, диалоговую речь, учит ставить вопросы

4

Учит правилам участия в коллективной деятельности

5

Учит постановке вопросов

6

Учит способам взаимодействия, учебного сотрудничества

V

Познавательные ( логические ) действия

1

Работает над формированием логических умений:

  • анализ, синтез;

  • сравнение;

  • обобщение и классификация;

  • доказательство;

  • выдвижение гипотез и их обоснование;

  • построение цепочек рассуждений.

2

Опирается на уже известное учащимся, их субъективный опыт. Учит формулировке проблемы

3

Работает над формированием знаково - символических действий;

-моделирование;

-преобразование моделей с целью выявления законов

4

Вводит умение практически применять знания

5

Осуществляет межпредметные связи

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребёнка - вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.

УРОК для 2 класса
Тема: ПИСЬМЕННОЕ СЛОЖЕНИЕ ДВУЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ БЕЗ ПЕРЕХОДА ЧЕРЕЗ ДЕСЯТОК

Цели деятельности учителя

Познакомить с письменным приемом сложения двузначных чисел; показать место расположения десятков и единиц при решении выражений в столбик

Тип урока

Комбинированный

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные: знают: устные приемы сложения и вычитания двузначного числа с однозначным и двузначного числа с двузначным; устную и письменную нумерацию чисел в пределах 100; как записать двузначные числа при сложении их в столбик; отличительные особенности задачи; геометрические фигуры; как найти периметр многоугольника; умеют: складывать и вычитать двузначные числа, используя устные приемы сложения и вычитания, складывать двузначные числа, производя запись в столбик; решать задачи и выражения изученных видов; соотносить текст задачи с ее краткой записью; находить периметр прямоугольника.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД): познавательные: способны понимать учебную задачу, отвечать на вопросы, обобщать собственное представление, устанавливать причинно-следственные связи; регулятивные: оценивают свои достижения на уроке; коммуникативные: слушают собеседника и ведут диалог; умеют вступать в речевое общение.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; принимают и осваивают социальную роль обучающегося; стремятся развивать мышление, вычислительные навыки, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

методы и формы
обучения

Частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, парная

Образовательные
ресурсы

liveinternet.ru/users/byxtelka/post104646979 - Цитатник

Оборудование

Магнитная доска

Наглядно-демонстрационный
материал

Схемы краткой записи задач различного вида

Основные понятия и термины

Сложить, вычесть, слагаемое, сумма, значение суммы, уменьшаемое, вычитаемое, разность, значение разности, задача, краткая запись, чертеж, геометрические фигуры, прямоугольник, периметр

организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие

и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность

учащихся

Формы организации
совзаимодействия

Формируемые умения

(универсальные
учебные действия)

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Организационный момент

Эмоциональная, психологическая

подготовка

к уроку

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку

Демонстрируют готовность

к уроку

Фронтальная

Регулятивные: контролируют свои действия

Наблюдение

II. Каллиграфическая минутка

Правильное написание числа, знание цифр, необходимых для записи числа

Прописывает образец на доске:

47 47 47 47 47…

58 58 58 58 58…

- Что вы заметили?

- Пропишите строчки чисел у себя в тетрадях

Слушают учителя, отвечают

на вопросы, записывают число в тетради

Фронтальная

Регулятивные: контролируют свою деятельность и оценивают ее.

Познавательные: выделяют необходимую информацию.

Коммуникативные: умеют слушать

и слышать, достаточно точно выражать свои мысли.

Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося

Уст-

ные ответы, наблюдение

III. Устный счет

Развитие навыков устного счета

1. «Цепочка».

- Проверьте, все ли в цепочке верно?

Практическое занятие: «Конструирование и анализ урока на основе системно - деятельностного подхода»( Выступление на заседании научно-методического совета)

Слушают учителя; считают устно, выполняя арифметические действия сложения

Фронтальная

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют контроль своей деятельности и деятельности партнеров; при необходимости корректируют собственную деятельность и деятельность одноклас-

Уст-

ные ответы





2. Какой знак пропущен?

6 * 2 = 5 * 3 8 * 2 = 18 * 8

8 * 3 = 11 * 0 7 * 4 = 6 * 5

и вычитания; анализируют, обосновывают свою точку зрения; составляют равенства


сников.

Познавательные: владеют математическими терминами: уменьшить, увеличить, прибавить, вычесть, порядок возрастания; знают таблицу сложения и вычитания в пределах 20


IV. Подготовка к восприятию нового материала.

Сообщение темы

и целей

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка

к усвоению изучаемого материала

Предлагает найти значение суммы 45 + 23

(с подробным объяснением).

Объяснение: представим число 23 в виде суммы разрядных слагаемых 20 и 3. Удобно к первому слагаемому сорок пять прибавить двадцать, а затем к полученному результату прибавить три.

45 + 23 = 45 + (20 + 3) = (45 + 20) + 3 =

= 65 + 3 = 68.

- До сих пор мы с вами пользовались различными устными приемами сложения двузначных чисел. Сегодня вы узнаете один из письменных приемов сложения двузначных чисел, научитесь складывать числа, используя данный прием

Познавательная: слушают учителя.

Коммуникативная: вступают

в диалог с учителем и одноклассниками.

Регулятивная: выделяют и осознают то, что знают и что предстоит усвоить

Фронтальная

Регулятивные: под руководством учителя формулируют учебную задачу урока.

Познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель; осознанно строят речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнера по диалогу, доносить свои мысли до всех участников образовательного процесса.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету

Уст-

ные ответы

V. Открытие новых знаний

Знакомство

с новым приемом сложения

Предлагает рассмотреть запись на доске:

45

+ 23

68

Наблюдают, логически рассуждают, обобщают, делают выводы

Фронтальная

Регулятивные: контролируют свою деятельность и деятельность одноклассников, при необходимости вносят корректировки.

Познавательные: анализируют

Уст-

ные ответы






- Рассмотрите внимательно запись.

- Вы заметили, что в ней тоже записана сумма чисел 45 и 23?

- Расскажите, как это сделано.

- Как расположены единицы слагаемых? (Единицы расположены под единицами.)

- Как расположены десятки? (Десятки расположены под десятками.)

- Где стоит знак действия? (Слева от слагаемых.)

- Что в записи заменяет знак равенства? (Черта.)

- Как располагается значение суммы? (Под чертой; единицы записаны под единицами, десятки под десятками.)

Далее поясняет, что при сложении в столбик вычисления начинают делать с единиц



и сравнивают объекты, делают вы-

воды.

Коммуникативные: знают правила ведения диалога; уважают в общении как партнеров, так и самих себя.

Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося


VI. Первичное закрепление знаний

Отработка

изученного

приема сложения.

Задание 1

(с. 4 учебника, ч. 2).

С целью отработки приема сложения двузначных чисел в столбик предлагает выполнить задание 1.

Приглашает одного ученика выполнить работу на доске (с подробным объяснением).

Слушают учителя, выполняют необходимые действия, логически рассуждают.

Фронтальная.

Познавательные: создают алгоритм деятельности; структурируют знания.

Коммуникативные: слушают, слышат и понимают партнеров по речевому общению; уважают всех участников образовательного процесса.

Личностные: понимают важность приобретаемых знаний и умений.

Уст-

ные ответы.

Наблюдение.


Самостоятельная работа:

задание «Проверь себя»

(с. 4 учебника, ч. 2).

Предлагает обучающимся самостоятельно

с последующей взаимопроверкой выполнить задание «Проверь себя».

Работают самостоятельно, осуществляют взаимоконтроль.

Индивидуальная,

парная.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют контроль, корректировку и оценивание своей деятельности и деятельности партнера.

Наблюдение.

Физкультминутка

Дует ветер с высоты.

Гнутся травы и цветы.

Вправо-влево, влево-вправо

Клонятся цветы и травы.

А теперь давайте вместе

Все попрыгаем на месте.

Выше! Веселей! Вот так.

Переходим все на шаг.

Вот и кончилась игра.

Заниматься нам пора

Выполняют

элементарные физические

упражнения

(в соответствии в текстом стихотворе-

ния), повторяя их за учителем

Фронтальная

Регулятивные: контролируют свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников




Наблюдение

II. Работа над задачами

Решение задач изученных видов.

Задача 2 (с. 4 учебника, ч. 2)

- Прочитайте текст задачи 2.

- Что в задаче известно?

- О чем спрашивается?

- Какая это задача: простая или составная?

- Назовите данные и искомое числа.

- Рассмотрите внимательно схемы (вывешивает на доску различные схемы задач).

- Есть ли среди них та, которая соответствует прочитанной вами задаче?

- Запишите задачу кратко.

Слушают учителя, отвечают

на вопросы, доказывают, почему данный текст является задачей; соотносят текст задачи со схемой; выполняют краткую запись;

Фронтальная

Индивидуальная

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют контроль своей деятельности и деятельности партнеров по образовательному процессу, при необходимости корректируют собственную деятельность и деятельность одноклассников; способны к саморегуляции.

Познавательные: создают алгоритмы деятельности; устанавливают причинно-следственные связи,

Уст-

ные ответы,

наблюдение



- Решите задачу по действиям, с пояснениями.

Решение:

1) 4 - 3 = 1 (м) - на передник;

2) 4 + 1 = 5 (м) - всего.

- Запишите решение задачи выражением.

4 + (4 - 3) = 5.

- Сформулируйте и запишите ответ задачи

объясняют, каким образом следует выполнить решение, обосновывают выбор арифметических действий для решения задачи; записывают решение, дают ответ на поставленный вопрос


строят логическую цепочку рассуждений.

Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнера по речевому высказыванию, обосновывать свою точку зрения; при возникновении спорных ситуаций не создают конфликтов.

Личностные: имеют мотивацию
к учебной деятельности; осознают важность получаемых знаний и приобретаемых умений


VIII. Работа

сгеометрическим материалом

Распознавание и изображение геометрических фигур

- Начертите в тетрадях прямоугольник

со сторонами 4 и 2 сантиметра.

- Как найти периметр прямоугольника?

- Найдем периметр данного прямоугольника.

- Начертите треугольник, имеющий такой же периметр.

- Каковы стороны вашего треугольника?


Под руководством учителя учащиеся записывают данную геометрическую задачу; чертят заданную фигуру; повторяют понятие Р, самостоятельно находят Р многоугольника

Фронтальная.

Индивидуальная

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют контроль своей деятельности и деятельности партнера; при необходимости корректируют деятельность, выделяют то, что уже усвоено, и то, что необходимо усвоить.

Познавательные: анализируют объекты, выделяя их существенные признаки; моделируют.

Коммуникативные: владеют диалогической речью; уважают в сотрудничестве как партнера, так и самого себя; не создают конфликтов.

Наблюдение






Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; стремятся развивать самостоятельность, внимание, наблюдательность


IX. Решение

выражений

Развитие навыков счета.

Работа в парах:

задание 3

(с. 4 учебника, ч. 2)

Предлагает обучающимся работать в парах. На данном этапе урока можно предложить выполнить задание 3, которое способствует развитию навыков счета, закреплению изученных школьниками приемов сложения и вычитания


Решают числовые выражения

в парах; осуществляют взаимоконтроль и взаимопроверку

Групповая (пар-

ная)

Регулятивные: прогнозируют результаты собственной деятельности, контролируют и оценивают себя; способны к мобилизации волевых усилий.

Познавательные: строят логическую цепочку рассуждений, доказывают. Коммуникативные: умеют полно и грамотно выражать свои мысли, правильно строить речевое высказывание.

Личностные: осознают важность полученных знаний; приобретают мотивацию к учебной деятельности; овладевают начальными навыками адаптации в обществе

Наблюдение

X. Рефлексия учебной деятельности

Обобщение полученных

на уроке сведений, оценивание

- Чему научил вас сегодняшний урок?

- Все ли вам было понятно?

- Что особенно понравилось?

- Что вызвало затруднения?

- Как вы сегодня работали?

Отвечают на вопросы, делают выводы, обобщения.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Фронтальная

Уст-

ные ответы

17


© 2010-2022