- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа Технология. Обслуживающий труд
Рабочая программа Технология. Обслуживающий труд
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Магерова А.Л. |
Дата | 04.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по направлению «Технология. Обслуживающий труд» разработана с учетом следующих нормативных правовых актов:
- Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Закон РФ «Новое поколение содержания и структуры понятия ФГОС» от 01.12.2007 года № 309;
- ФГОС основного общего образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897;
- Устава МБОУ «Школа № 5» утвержденного постановлением главы города № 221 от 15.05.2014 г.
- Образовательной программы «Отличная школа» МБОУ «Школа № 5» Утверждена Приказом директора школы №567 от 30.08.2014 г.
- Положением МБОУ «Школа № 5» «О рабочей программе по учебному предмету в рамках реализации ФГОС второго поколения» № 50 от 27.01.2014 г.
- На основе фундаментального ядра содержания предмета «Технология» в рамках направления «Технология ведения дома» общего образования и Требований к результатам обучения, представленных в федеральном государственном образовательном Стандарте основного общего образования второго поколения.
-
Программы основного общего образования «Технология. Обслуживающий труд» 3-е издание пересмотренное / О.А.Кожина - М.: Дрофа, 2014.
Учебники: 1.Технология. Обслуживающий труд. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.А. Кожина, Е.Н. Кудакова, С.Э. Маркуцкая. - М.: Дрофа, 2012. 2. Технология. Обслуживающий труд. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.А. Кожина, Е.Н. Кудакова, С.Э. Маркуцкая. - М.: Дрофа, 2013. 3. Технология. Обслуживающий труд. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.А. Кожина, Е.Н. Кудакова, С.Э. Маркуцкая. - М.: Дрофа, 2012.
Новизной данной программы по направлению «Технологии ведения дома» является новый методологический подход, направленный на здоровьесбережение школьников. Эта задача может быть реализована прежде всего на занятиях по кулинарии. В данный раздел включены практические работы по определению качества пищевых продуктов. Эти занятия способствуют формированию у школьников ответственного отношения к своему здоровью, поскольку часто неправильное питание приводит к большому количеству серьезных заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ. В содержании данного курса сквозной линией проходит экологическое воспитание и эстетическое развитие учащихся при оформлении различных изделий: от кулинарных блюд до изделий декоративно-прикладного искусства. При изучении всего курса у учащихся формируются устойчивые безопасные приемы труда. При изучении темы «Конструирование и моделирование» школьники учатся применять зрительные иллюзии в одежде. Тема «Элементы материаловедения» знакомит учащихся с новыми разработками в текстильной промышленности: волокнами, тканями и неткаными материалами, обладающими принципиально новыми технологическими, эстетическими и гигиеническими свойствами. При изучении направления «Технология ведения дома» наряду с общеучебными умениями учащиеся овладевают целым рядом специальных технологий. Все это позволяет реализовать современные взгляды на предназначение, структуру и содержание технологического образования. Базовыми являются разделы: «Кулинария», «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», «Технология домашнего хозяйства», «Творческие проектные работы». Особенностью организации учебного процесса по предмету является то, что процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок лучших образцов, составления вариантов композиций. Выполнение макетирования предваряется подбором материалов по их технологическим свойствам, цвету и фактуре поверхности, выбором художественной отделки изделия. При изготовлении изделий наряду с технологическими требованиями большое внимание уделяется эстетическим, экологическим и эргономическим требованиям. Учащиеся знакомятся с национальными традициями и особенностями культуры и быта народов России, экономическими требованиями: рациональным расходованием материалов, утилизацией отходов. Цели изучения предмета «Технология» в системе основного общего образования:
- создание условий для формирования у подростков способности к выстраиванию собственной образовательной траектории;
- формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях;
- освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
- овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного составления своих жизненных и профессиональных планов, безопасных приёмов труда;
- развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, сенсорных и моторных навыков, волевой и эмоциональной сферы, умений учебного труда, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
- воспитание патриотизма, мотивов учения и труда, гуманности и коллективизма, дисциплинированности, эстетических взглядов, творческого начала личности, трудолюбия, предприимчивости,
- получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
- осознание исторической ценности различных видов традиционных промыслов и современной профессиональной деятельности;
- усвоение важнейших технических, технологических и др. понятий технологических процессов при создании изделий, ассортимента применяемых материалов, способов их производства и свойств; назначения и устройства необходимых инструментов, машин, оборудования;
- освоение различных трудовых приемов выполнения технологических операций, организации безопасного труда;
- формировать умения анализировать проблему, находить пути решения, проектировать свою деятельность, качественно выполнять задания в полном объеме, осуществлять контроль качества выполняемых работ и устранять допущенные дефекты;
- использовать знания и умения для самостоятельной творческой деятельности и профессионального самоопределения.
Результаты изучения предмета «Технология» Общие результаты технологического образования состоят: • в сформированности целостного представления о техносфере, которое основано на приобретенных школьниками соответствующих знаниях, умениях и способах деятельности; • в приобретенном опыте разнообразной практической деятельности, познания и самообразования; созидательной, преобразующей, творческой деятельности; • в формировании ценностных ориентаций в сфере созидательного труда и материального производства; • в готовности к осуществлению осознанного выбора индивидуальной траектории последующего профессионального образования. Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих проектов. При организации творческих проектов учащиеся акцентируют внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи. Широкий набор видов деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить политехнический кругозор учащихся, но позволяет каждому окажет благотворное влияние на дальнейшее обучение, будет способствовать осознанному выбору профессии. Система оценивания Работа учащихся оценивается по 5-ти бальной системе. Успехи учащихся оцениваются в конце каждого урока, по результатам этапа работы или когда работа завершена. Уровень и качество ЗУН учащихся оценивается на: входном этапе (фронтальный опрос), текущем этапе (фронтальный опрос, карточки, диктант, лабораторная работа, упражнения, кроссворд), заключительном этапе (презентация творческого проекта). Контроль ЗУН учащихся дает возможность учителю совершенствовать учебный процесс, а также стимулирует корректировку или выбор оптимальной методики обучения для коллективов учащихся различных уровней подготовки, приучает школьников к систематическому труду, ответственному отношению к его результатам. Результатом оценки знаний и умений учащихся является отметка, выставляемая в журнал. Отметку нельзя снижать за плохое поведение, поломку инструмента. Но нарушение техники безопасности в процессе обучения или технологии изготовления должно быть отражено в отметке, так как эти нарушения влекут к снижению качества изделия, увеличению времени на его изготовление. При оценке знаний и умений отмечаются слабые и сильные стороны каждого учащегося индивидуально, замечается, стремится ли ученик к совершенствованию знаний и умений или пользуется своими природными задатками. При этом учитываются индивидуальные особенности учащихся. При выставлении отметок учитываются и объективные причины (недоброкачественный материал, неисправный инструмент, отсутствие оборудования и др.). После завершения проекта выставляются 3 оценки: одна - за проектирование, вторая - за изготовление изделия, третья - за защиту или презентацию проекта. Оценивать результаты проектной деятельности учеников рекомендуется по трем направлениям: - проектирование; - приобретение навыков; - понимание осуществляемой деятельности. С учетом сложившейся практики рекомендуется следующая форма оценки результатов проектной деятельности учащихся 5-7 классов.
- Проектирование:
- использование эскизов и анализ полученной информации;
- разработка спецификации изделия или структуры;
- предложение критериев оценки с точки зрения эстетики, стоимости;
- согласование решений по материалам, производству, времени и стоимости;
- оценка идей и предложение альтернативных решений.
- Приобретение навыков:
- подбор материалов, инструментов и оборудования, необходимых для выполнения проекта;
- оценка собственной производительности;
- составление технологических карт и критериев оценки;
- оценка изделия и сопоставление критериев оценки.
- Понимание:
- учет физических и химических свойств материалов, способов их получения;
- соединение простых систем;
- углубление понятий о качестве проектирования и изготовления, критерии оценки;
- овладение знаниями, которые помогут сохранить здоровье и обеспечат безопасность.
Уровни подготовки учащихся по проектированию и изготовлению изделий
Уровень I
- Учащиеся вырабатывают идеи.
- Выделяют характеристики простых изделий.
- Составляют простейшие планы по воплощению идей в практику.
- Используя эскизы и специальную терминологию для описания своих планов, объясняют. Что они делают и какие инструменты используют.
- Могут объяснить, как функционирует любое простейшее изделие.
- Учащиеся предлагают идеи и могут составить план по их реализации на основе своего опыта работы с материалами и инструментами.
- Используют эскизы и специальную терминологию для описания своих проектов.
- Выбирают методы реализации проекта, материалы и инструменты, объясняя свой выбор.
- Могут предложить несколько вариантов использования материалов и инструментов.
- Оценивают достоинства и недостатки созданного изделия и делают предложения по его возможному улучшению.
- Учащиеся вырабатывают идеи для проектов, нацеленных на удовлетворение различных потребностей.
- Реалистично планируют работу по достижению поставленных задач.
- Могут обосновать идею и планируемую конструкцию изделия, используя модели, эскизы, специальную терминологию.
- Учащиеся обосновывают план работы, выбор инструментов, оборудования, материалов, методов изготовления.
- Оценивают изделие и намечают способы его дальнейшего усовершенствования.
- Учащиеся генерируют идеи, опираясь на собранную ими информацию.
- Учитывают взгляды возможных потребителей своего изделия.
- Предлагают альтернативные идеи, используют модели, эскизы и специальную терминологию.
- Используя различные материалы и детали, создают качественное изделие, выполненное с высокой точностью обработки. Демонстрируют его работоспособность.
- Могут работать с необходимыми инструментами и на различном оборудовании.
- Анализируют изделие и его использование, намечают пути его возможного улучшения.
- Учащиеся ищут и используют разные источники информации, которые помогут выполнить проект.
- Объясняют идеи и обсуждают их, демонстрируя эскизы и модели.
- Могут установить связь между характеристиками проектируемого изделия и его аналогами.
- Разрабатывают подробный план реализации идеи.
- Владеют различными инструментами и оборудованием с высокой точностью обработки.
- Экспериментируют и рассматривают возможность улучшения изделия.
- Проверяют и оценивают изделие с учетом ситуаций, в которых его будут применять.
- Оценивают изделие, возможные ограничения ресурсов и использование информационных источников.
- Учащиеся находят и глубоко анализируют информацию, необходимую для проектирования.
- Анализируют и обобщают потребности в данном изделии.
- Точно планируют работу с использованием различных ресурсов и оценивают время выполнения этапов работы.
- Грамотно подбирают материалы и инструменты.
- Умеют использовать оборудование.
- Изготовляют надежные изделия высокого качества, соответствующие всем требованиям, заложенным в проекте.
Критерии оценивания учащегося
Отметка Критерии «5» Достижение уровня V «4» Достижение уровня III -IV «3» Достижение уровня II «2» Достижение уровня I
Примечание Продвинутый уровень соответствует очень высокой подготовке учащихся и приводится в основном для продвинутых учащихся и ориентации учителя.
Контрольные работы в конце года, которые выявляют знания учащихся, не всегда подходят для образовательной области «Технология». Насколько успешно учащийся может применить свои знания для проектирования и изготовления изделия в ответ на существующие потребности, сложно проверить с помощью карандаша и бумаги. Технологическое знание состоит из «скрытого» знания, которое можно проверить только через деятельность. Наиболее адекватным показателем является прогресс учащегося за год при выполнении проектов и упражнений. Если по тем или иным причинам в конце года проводится контрольная работа по технологии, то она должна базироваться на практических заданиях, а не на письменной работе или устном ответе. Общая характеристика учебного предмета Рабочая программа по Технологии (обслуживающий труд) составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Школа № 5», примерной программы основного общего образования по Технологии (обслуживающий труд) с учетом авторской программы по «Технологии» (обслуживающий труд). О.А.Кожина, С.Э. Маркуцкая. М: Москва «Дрофа» (2012год). Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Технология - это первообразующая деятельность человека, направленная на удовлетворение нужд и потребностей людей. Она включает процессы, связанные с преобразованием вещества, энергии, информации, при этом оказывает влияние на природу и общество, создаёт новый рукотворный мир. Включение образовательной области «Технология» в базисный учебный план школы обусловлено повышением роли преобразовательной деятельности человека и роли технологий в социально-экономическом развитии общества. Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций; с химией при характеристике свойств конструкционных материалов; с физикой при изучении механических свойств конструкционных материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов, приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при освоении технологий традиционных промыслов. Место предмета «Технология» в базисном учебном плане Базисный учебный план включает 175 учебных часов для изучения курса «Технология». В том числе: в 5 - 6 классах - по 70 ч, из расчета 2 ч в неделю, в 7 классе - 35 ч, из расчета 1 ч в неделю. Ценностные ориентиры содержания предмета «Технология» В результате обучения учащиеся овладеют: • трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами; • умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы; • навыками использования распространенных ручных инструментов и приборов, планирования бюджета домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда. В результате изучения технологии ученик получает возможность: познакомиться: • с основными технологическими понятиями и характеристиками; • с назначением и технологическими свойствами материалов; • с назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; • с видами, приемами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека; • с профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции; • со значением здорового питания для сохранения своего здоровья; выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы: • рационально организовывать рабочее место; • находить необходимую информацию в различных источниках; • применять конструкторскую и технологическую документацию; • составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или выполнения работ; • выбирать сырье, материалы, пищевые продукты, инструменты и оборудование для выполнения работ; • конструировать, моделировать, изготавливать изделия; • выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов; • соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и электрооборудованием; • осуществлять доступными мерительными средствами, измерительными приборами и визуально контроль качества изготавливаемого изделия (детали); • находить и устранять допущенные дефекты; • проводить разработку творческого проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов; • планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий; • распределять работу при коллективной деятельности; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека; • формирования эстетической среды бытия; • развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей творческой деятельности человека; • получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации; • организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности; • изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера; • изготовления или ремонта изделий из различных материалов с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования; • контроля качества выполняемых работ с применением измерительных, контрольных и разметочных инструментов; • выполнения безопасных приемов труда и правил электробезопасности, санитарии и гигиены • оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги; • построения планов профессионального образования и трудоустройства. Изучение технологии призвано обеспечить: • становление у школьников целостного представления о современном мире и роли техники и технологии в нем; умение объяснять объекты и процессы окружающей действительности - природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого технико-технологические знания; • развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них толерантных отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности; • формирование у молодых людей системы социальных ценностей: понимание ценности технологического образования, значимости прикладного знания для каждого человека, общественной потребности в развитии науки, техники и технологий, отношения к технологии как возможной области будущей практической деятельности; • приобретение учащимися опыта созидательной и творческой деятельности, опыта познания и самообразования; навыков, составляющих основу ключевых компетентностей и имеющих универсальное значение для различных видов деятельности. Это навыки выявления противоречий и решения проблем, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, базовых трудовых навыков ручного и умственного труда; навыки измерений, навыки сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни. Изучение технологии в основной школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Результаты изучения предмета «Технология» в 5 классе Личностные результаты 1. Проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности. 2. Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности. 3. Бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам. Метапредметные результаты 1. Определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов. 2. Выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость. 3. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности. 4. Выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных; 5. Оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам. 6. Соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда. Предметные результаты В познавательной сфере: 1.Рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда. 2. Оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения. 3.Распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах. В трудовой сфере: 1. Планирование технологического процесса и процесса труда. 2. Подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии. 3. Подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов. 4. Соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены. 5. Подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения. 6. Контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов. 7. Выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления. 8. Документирование результатов труда и проектной деятельности. В мотивационной сфере: 1. Оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности. 2. Осознание ответственности за качество результатов труда. 3. Стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда. В эстетической сфере: 1. Рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды. В коммуникативной сфере: 1. Формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива. 2. Выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации. 3. Публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги. В физиолого-психологической сфере: 1. Развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов. 2. Достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций. 3. Соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований.
Результаты изучения предмета «Технология» в 6 классе Личностные результаты 1. Проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности. 2. Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности. 3. Бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам. Метапредметные результаты 1. Определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов. 2. Поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы; 3. Самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий. 4. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности. 5. Выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость. 6. Использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость. 7. Оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам. 8. Соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда. Предметные результаты В познавательной сфере: 1.Рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда. 2. Оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения. 3.Распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах. 4. Ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда. 5. Владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации. 6. Классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства. В трудовой сфере: 1. Планирование технологического процесса и процесса труда. 2. Подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии. 3. Подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов. 4. Соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены. 5. Подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения. 6. Контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов. 7. Выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления. 8. Документирование результатов труда и проектной деятельности. 9. Проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объекта труда. 10. Проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ. 11.Выбор и использование кодов, средств и видов представления технической и технологической информации и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения. 12. Расчет себестоимости продукта труда. 13.Выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений. В мотивационной сфере: 1.Оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности. 2. Осознание ответственности за качество результатов труда. 3.Стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда. В эстетической сфере: 1. Дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ. 2.Моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ. 3. Разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда. 4. Рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды. В коммуникативной сфере: 1. Формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива. 2. Выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации. 3. Публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги. 4. Разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов. В физиолого-психологической сфере: 1. Развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов. 2.Достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций. 3. Соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований. Результаты изучения предмета «Технология» в 7 классе Личностные результаты 1. Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности. 2. Самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации. 3. Овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда. 4. Проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности. Метапредметные результаты 1. Алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности; 2. Поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы. 3. Самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий. 4. Виртуальное и натурное моделирование технических объектов и технологических процессов. 5. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности. 6.Выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость. 7. Использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость. 8. Согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками. 9. Объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива. 10. Обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах. 11. Соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда. Предметные результаты В познавательной сфере: 1.Рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда. 2. Оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения. 3.Распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах. 4. Классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства. 5. Ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда. 6. Владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации. В трудовой сфере: 1. Планирование технологического процесса и процесса труда. 2. Подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии. 3. Подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов. 4. Соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены. 5. Подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения. 6. Контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов. 7. Выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления. 8. Документирование результатов труда и проектной деятельности. 9. Проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объекта труда. 10. Проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ. 11.Выбор и использование кодов, средств и видов представления технической и технологической информации и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения. 12. Расчет себестоимости продукта труда. 13.Выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений. 14.Примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг. 15.Обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда. В мотивационной сфере: 1. Оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности. 2. Осознание ответственности за качество результатов труда. 3. Стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда. В эстетической сфере: 1. Дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ. 2.Моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ. 3. Разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда. 4. Рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды. В коммуникативной сфере: 1. Формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива. 2. Выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации. 3. Оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов. 4. Публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги. 5. Разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов. В физиолого-психологической сфере: 1. Развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов. 2. Достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций. 3. Соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований. 4. Сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
Требования по разделам технологической подготовки Создание изделий из текстильных и поделочных материалов В результате изучения технологии ученик должен: Знать: - смысл технологических понятий; текстильные материалы, поделочные материалы, раскрой ткани, шитье, рукоделие; виды и свойства тканей, трикотажа и нетканых материалов; назначение различных швейных изделий; основные стили в одежде и современные направления моды; назначение клеевых и ниточных способов соединения деталей в швейных изделиях; виды традиционных народных промыслов; наиболее распространенные профессии текстильной и швейной промышленности; Уметь: - выбирать вид ткани для определенных типов швейных изделий; работать на швейной машине; регулировать качество машинной строчки; снимать мерки с фигуры человека; строить чертежи простых поясных и плечевых швейных изделий; выбирать модель с учетом особенностей фигуры; моделировать швейные изделия; выполнять не менее трех видов художественной отделки швейных изделий; подготавливать выкройку и ткань к раскрою; выполнять раскрой ткани; выполнять соединительные, краевые и отделочные швы; проводить примерку изделия; определять и исправлять дефекты швейных изделий; проводить влажно-тепловую обработку швейных изделий; выполнять не менее трех видов рукоделия с текстильными и поделочными материалами; выполнять мелкий ремонт швейных изделий; проектировать изделие с использованием текстильных и поделочных материалов; соблюдать правила безопасного труда и санитарно-гигиенических норм. Применять приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: - использовать ручные инструменты для швейных и декоративно-прикладных работ; швейные машины, оборудование и приспособления для изготовления изделий из текстильных и поделочных материалов; приборы для влажно-тепловой обработки изделий и полуфабрикатов; различные виды художественной отделки изделий. Кулинария Ученик должен: Знать: - смысл технологических понятий: кулинария, пищевые продукты, пищевая ценность продукта, рацион питания; технологическую последовательность блюд; влияние способов обработки на пищевую ценность продуктов; санитарно-гигиенические требования к помещению кухни и столовой, к обработке пищевых продуктов; виды оборудования современной кухни; виды экологического загрязнения пищевых продуктов, влияющих на здоровье человека; профессии, связанные с получением и обработкой пищевых продуктов;. Уметь: - выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах; определять доброкачественность пищевых продуктов и консервов по внешним признакам; составлять меню завтрака, обеда и ужина; выполнять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов; соблюдать правила хранения пищевых продуктов, полуфабрикатов и готовых блюд; заготавливать на зиму овощи, фрукты, ягоды; оказывать первую помощь при пищевых отравлениях, ожогах, порезах, травмах. Применять приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: - использовать инструменты, приспособления, оборудование для приготовления, повышения качества, сокращения временных и энергетических затрат при обработке пищевых продуктов; консервировать и заготавливать пищевые продукты в домашних условиях; соблюдать правила этикета за столом; приготавливать блюда по готовым рецептам; выпекать кондитерские изделия; сервировать стол; оформлять приготовленные блюда.
Технология ведения дома Ученик должен: Знать: - характеристики основных функциональных зон в жилых помещениях; основные виды бытовых домашних работ; средства оформления интерьера; назначение основных видов современной бытовой техники; Уметь: - соблюдать правила безопасного труда и гигиены при выполнении основных видов бытовых домашних работ; соблюдать правила пользования современной бытовой техникой; находить необходимую инструктивную информацию для выполнения определенного вида работ с бытовой техникой; выбирать средства для ухода за одеждой и обувью; подбирать средства и материалы для оформления интерьера жилого помещения. Применять приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: - применять рациональные способы и средства ухода за одеждой и обувью.
Электротехнические работы Ученик должен: Знать: - смысл технологических понятий: электрическая цепь, электрическая схема, электроизмерительный прибор, электробезопасность; основные виды электробытовых приборов; назначение и виды устройств защиты бытовых электроустановок от перегрузки; правила безопасной эксплуатации бытовой техники; пути экономии электрической энергии в быту. Уметь: - объяснять работу простых электрических устройств по их принципиальным или функциональным схемам; рассчитывать стоимость потребляемой электрической энергии; применять средства индивидуальной защиты и выполнять правила безопасного труда при выполнении электротехнических работ; включать в электрическую цепь маломощный двигатель с напряжением до 42 В. Применять приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: - выполнять правила эксплуатации электротехнических и электробытовых приборов; выполнять мелкий ремонт электробытовых приборов; соблюдать требования электробезопасности.
Современное производство и профессиональное образование Ученик должен: Знать: - сферы современного производства; разделение труда на производстве; понятие о профессии, специальности и квалификации работника; факторы, влияющие на уровень оплаты труда; пути получения профессионального образования; требования к качествам личности при выборе профессии; Уметь: - находить информацию о региональных учреждениях профессионального образования и о путях получения профессионального образования и трудоустройства; сопоставлять свои способности и возможности с требованиями профессии. - применять приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: - получать информацию из различных источников для построения планов профессиональной карьеры.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
5-7класс (175 часов)
Разделы и темы
Количество часов
5 класс
6 класс
7 класс Вводное занятие. 2 2 1 Кулинария 16 16 8 Физиология питания 2 2 1 Санитария и гигиена 2 - - Технология приготовления пищи 8 8 6 Сервировка стола 2 2 - Приготовление обеда в походных условиях - 2 - Заготовка продуктов 2 2 1 Создание изделий из текстильных и поделочных материалов 38 38 18 Элементы материаловедения 4 4 2 Элементы машиноведения 6 4 1 Ручные работы 2 - - Конструирование и моделирование швейных изделий 6 8 4 Технология изготовления швейных изделий 12 14 7 Рукоделие. Художественные ремесла 8 8 4 Технологии ведения дома 4 2 2 Интерьер кухни, столовой 4 - - Интерьер жилого дома - - 1 Комнатные растения в интерьере - - 1 Уход за одеждой и обувью - 2
Электротехнические работы - 2 1 Бытовые электроприборы - 2 - Электроосветительные и электронагревательные приборы. Электроприводы. - - 1 Творческие проекты 10 10 5 Итого: 70 70 35
Основное содержание
5 класс
70 часов
Вводное занятие. Исследовательская и созидательная деятельность (2 ч) Основные теоретические сведения
Школьные учебные мастерские. Правила внутреннего распорядка. Организация рабочего места. Общие сведения о санитарно-гигиенических требованиях. Правила безопасного труда.
Учебный проект. Этапы выполнения проекта. Анализ потребностей человека и их технологическое решение. Краткая формулировка цели и задач выполнения проекта. Практические работы
-
Организация рабочего места.
-
Определение потребностей. Дизайн-анализ изделия. Краткая формулировка цели и задач проекта.
Рабочее место в учебной мастерской.
Дизайн-анализ изделия. Краткая формулировка цели и задач проекта.
Предметные результаты: Знание правил ТБ, умение использовать их на практике
Метапредметные результаты: Распознавание видов, назначение инструмен-тов и оборудования применяемого в техно-логических процессах. Соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены.
Личностные результаты: Проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности. Создание изделий из текстильных материалов (38 ч) Рукоделие. Художественные ремесла (8 ч)
Декоративно-прикладное искусство (2ч.) Основные теоретические сведения Знакомство с различными видами декоративно-прикладного искусства народов нашей страны. Традиционные виды рукоделия. Знакомство с творчеством народных умельцев своего края, области. Инструменты и приспособления, применяемые в традиционных художественных ремеслах. Практические работы
-
Изготовление сувениров к праздникам.
-
Зарисовка природных мотивов
Предметные результаты: Анализ особенностей декоративного искусства народов России. Поиск и презента-ция информации о видах народных промыслов нашего региона.
Метапредметные результаты: Распознавание видов, назначение материалов, инструментов и оборудования применяемого в технологическом процессе. Проведение необходимых исследований при подборе материалов и проектировании объекта труда.
Личностные результаты: Формирование рабочей группы с учетом общности интересов и возможностей.
Вышивка. Основы композиции. (2ч.) Основные теоретические сведения. Композиция, ритм, орнамент, раппорт в вышивке. Построение узора в художественной отделке вышивкой. Определение места и размера узора на изделии. Холодные, теплые, хроматические и ахроматические цвета. Цветовые контрасты. Организация рабочего места для ручного шитья. Способы перевода рисунка на ткань, увеличения и уменьшения рисунка. Практические работы
-
Выполнение эскизов орнаментов
- Перевод рисунка на ткань
Технология выполнения ручных вышивальных швов Выполнение вышивки по контуру (2ч.) Основные теоретические сведения Правила заправки изделия в пяльцы. Технология выполнения простейших ручных вышивальных швов: стебельчатого, тамбурного, «вперед иголку», «назад иголку», петельного, «козлик». Способы безузлового закрепления рабочей нити. Практические работы
-
Выполнение простых ручных вышивальных швов.
-
Обработка краев изделия
Предметные результаты: Изготовление сувениров с применением различных техник вышивания.
Метапредметные результаты: Выполнение технологических операций с соблюдением установ-ленных норм, стандартов. Внесение необходимых дополнений и корректив. Соблюдение безопасных приемов труда.
Личностные результаты: Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности
Декоративно-прикладное искусство. Узелковый батик (2ч.) Основные теоретические сведения История появления техники узелкового батика. Материалы, красители и инструменты для выполнения узелкового батика. Способы завязывания узелков и складывания ткани. Зависимость рисунка от способа завязывания, силы закручивания, толщины ткани. Особенности построения композиции в узелковом батике. Виды росписи по ткани. Материалы и красители. Способы завязывания узелков и складывания ткани. Технология крашения. Практические работы
-
Оформление платка узелковым батиком.
Предметные результаты: Оформление платка в технике «узелковый батик»
Метапредметные результаты: Контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям. Оценка изделий. Соблюдение безопасных приемов труда.
Личностные результаты: Способность объективно и доброжелательно оценивать художественные достоинства работ членов коллектива. Элементы материаловедения (4 ч) Классификация текстильных волокон. Натуральные растительные волокна. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного и ткацкого современного производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити в ткани, кромка и ширина ткани. Полотняное переплетение. Лицевая и изнаночная стороны ткани. Свойства тканей из натуральных растительных волокон. Краткие сведения об ассортименте хлопчатобумажных и льняных тканей. Материалы, применяемые в декоративно-прикладном искусстве. Практические работы 1. Изучение свойств нитей основы и утка. 2. Определение направления долевой нити в ткани. 3. Определение лицевой и изнаночной сторон ткани. 4. Выполнение образца полотняного переплетения. Предметные результаты: Сравнение различных видов волокон и тканей по коллекциям. Иметь представление о происхождении волокон, процессах их обработки. Метапредметные результаты: Распознавание видов, назначение материалов применяемого в технологических процессах. Подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии. Личностные результаты: Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать. Работа в группе. Элементы машиноведения (6 ч) Виды машин, применяемых в швейной промышленности. Бытовая швейная машина, ее технические характеристики. Назначение основных узлов. Виды приводов швейной машины, их устройство, преимущества и недостатки. Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Правила безопасной работы на универсальной бытовой швейной машине. Правила подготовки универсальной бытовой швейной машины к работе, заправка верхней и нижней нитей, выполнение машинных строчек, регулировка длины стежка. Правила безопасного труда при работе на швейной машине. Практические работы 1. Намотка нитки на шпульку. 2. Заправка верхней и нижней нитей. 3. Выполнение машинных строчек на ткани по намеченным линиям, закрепление строчки обратным ходом машины. Предметные результаты: Поиск информации о технических характеристиках и технологических возможностях современных швейных машин. Изучение устройства бытовой швейной машины. Метапредметные результаты: Распознавание видов инструментов, приспособлений и оборудо-вания и их технологических возможностей. Ориентация в имеющихся и возможных технических средствах создания объекта труда Организация рабочего места с учетом требований техники безопасности. Соблюдение безопасных приемов труда. Личностные результаты: Проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности. Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем. Работают в группе. Ручные работы (2 ч) Прямые стежки. Строчки, выполняемые прямыми стежками: сметочная, заметочная, наметочная, копировальная, строчки для образования сборок. Шов, строчка, стежок, длина стежка, ширина шва. Правила безопасной работы с колющим и режущим инструментом. Практические работы
- Выполнение ручных стежков, строчек и швов.
- Выполнение эскиза интерьера кухни.
- Выполнение эскизов прихваток, полотенец и др.
- Определение набора безопасных для здоровья моющих средств для посуды и кабинета.
- Бутерброд со сливочным маслом и с твердым сыром.
- Бутерброд с вареной или копченой колбасой.
- Бутерброд с мясными продуктами.
- Бутерброд с сельдью и маслом.
- Ассорти с окороком и жареной говядиной на хлебе.
- Закрытый бутерброд с сыром или со свининой.
- Сандвичи из ветчины или колбасы со сливочным маслом и горчицей.
- Бутерброд канапе с сыром или с копченой колбасой.
- Яйца всмятку, в мешочек, вкрутую, фаршированные.
- Яичница-глазунья.
- Яичница на сковороде с черным хлебом и ветчиной.
- Омлет с зеленым луком, сыром, картофелем и др.
- Салат из зеленого лука и редиса с яйцом.
- Салат из белокочанной капусты с помидорами и сельдереем.
- Салат из редьки с огурцами и сметаной.
- Винегрет.
- Картофель отварной с маслом и зеленью.
- Выполнение эскизов художественного украшения стола к завтраку.
- Складывание тканевых и бумажных салфеток различными способами.
- Замораживание и хранение ягод, фруктов, овощей и зелени в домашнем холодильнике.
Основное содержание
6 класс
70 часов Вводное занятие. Проектная деятельность. (2 час) Основные теоретические сведения Школьные учебные мастерские. Правила внутреннего распорядка. Организация рабочего места. Общие сведения о санитарно-гигиенических требованиях. Правила безопасного труда. Учебный проект. Этапы выполнения проекта. Анализ потребностей человека и их технологическое решение. Формулировка цели и задач и потребностей выполнения проектной работы. Практические работы
-
Организация рабочего места.
-
Определение потребностей. Дизайн-анализ изделия. Формулирование цели и задач проекта.
- Рабочее место в учебной мастерской.
- Выполнение ремонта накладной заплатой.
- Удаление пятен с одежды.
- Штопка с применением швейной машины.
- Организация рабочего места, использование инструментов и приспособлений для выполнения электромонтажных работ.
- Суп молочный рисовый.
- Манная каша.
- Каша гречневая из поджаренной крупы с маслом.
- Овсяная каша.
- Рисовая каша с маслом.
- Гарнир из макаронных изделий к мясу.
- Макаронные изделия с тертым сыром.
- Определение свежести рыбы органолептическим методом.
- Определение срока годности рыбных консервов.
- Оттаивание и механическая обработка свежемороженой рыбы.
- Механическая обработка чешуйчатой рыбы.
- Разделка соленой рыбы.
- Суп рыбный.
- Салат из крабов или кальмаров.
- Сельдь с овощами.
- Вареные креветки.
- Изготовление изделий декоративно-прикладного искусства для украшения интерьера.
- Изготовление изделия в технике лоскутного шитья.
Основное содержание
7 класс
35 часов
Вводное занятие. Исследовательская и созидательная деятельность. (1ч). Основные теоретические сведения Определение и формулировка проблемы. Разработка вариантов решения проблемы. Обоснованный выбор лучшего варианта и его реализация. Практические работы:
- Изготовление изделия декоративно-прикладного искусства для украшения интерьера.
- Оформление интерьера декоративными растениями.
- Организация и проведение праздника.
- Изучение свойств тканей из искусственных волокон.
- Определение раппорта в сложных переплетениях.
- Подбор и посадка декоративных комнатных растений.
- Выполнение эскиз интерьера детской комнаты, прихожей.
- Выполнение эскизов художественного оформления праздничных пирогов, тортов, пряников, пирожных.
- Выпечка и оформление изделий из теста (по выбору).
- Приготовление вареников.
- Приготовление варенья из ягод.
- Приготовление цукатов апельсиновых корок.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса Занятия по курсу «Технология. Обслуживающий труд» проводятся на базе кабинета кулинарии и мастерских по обработке ткани Материально-техническое оборудование кабинета технологии: столы ученические, стулья, столы раскройные, комплект мебели, компьютер, проектор, принтер, швейные машины, оверлог, электроприборы, ручные инструменты, бытовая техника, посуда, кухонные принадлежности Нормативно-правовые документы
- Федеральный государственного образовательный стандарт основного общего образования.
- Примерная программа основного общего образования по технологии.
- «Программа основного общего образования «Технология. Обслуживающий труд» под редакцией О.А. Кожиной.
5 класс Учебно-методический комплект • Технология. Обслуживающий труд. 5 класс.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О. А. Кожина, Е. Н. Кудакова, С. Э. Маркуцкая.- М.: Дрофа, 2012. - 254, [2] с.: ил. ISBN 978-5-358-09977-7 • Технология. Обслуживающий труд. 5 кл.: рабочая тетрадь к учебнику О.А.Кожиной, Е.Н.Кудаковой, С.Э.Маркуцкой/ О.А.Кожина, Е.Н.Кудакова. - М.: Дрофа, 2012. - 80 с.: ил. ISBN 978-5-358-11089-2 • Технология. Обслуживающий труд. 5 класс. Методическое пособие к учебнику О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркуцкой «Технология. Обслуживающий труд»/ О.А.Кожина, Е.Н. Кудакова, С.Э. Маркуцкая; под ред. О.А.Кожиной. - М.: Дрофа, 2013 - 126, [2] с.: ил. ISBN 978-5-358-11473-9 Настенные плакаты Список литературы для учителя • Журавлёва И.Д. Ткани. Обработка. Уход. Окраска. Аппликация. Батик. - М.: Изд-во Эксмо, 2003. - 176., ил. • Лощинский В.М. Этикет и сервировка стола. - М.: Махаон, 2001. - 448 с.: ил. • Монахова Г.М. Кулинарные работы: Учеб. пособие для 10-11 кл. / Алина Михайловна Монахова. - М.: издательский центр «Академия», 2008. - 208 с. • Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя / Под ред. И.А.Сасовой. - М.: Вентана-Граф, 2007. - 296.: ил. • Чернякова В.Н. Технология обработки ткани: Учеб. для учащихся 5 кл. общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2007. - 160 с.: ил. Список литературы для обучающихся • Технология. Обслуживающий труд. 5 кл.: рабочая тетрадь к учебнику О.А.Кожиной, Е.Н.Кудаковой, С.Э.Маркуцкой/ О.А.Кожина, Е.Н.Кудакова. - М.: Дрофа, 2012. - 80 с.: ил. ISBN 978-5-358-11089-2 6 класс Учебно-методический комплект • Технология. Обслуживающий труд. 6 класс.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О. А. Кожина, Е. Н. Кудакова, С. Э. Маркуцкая.- М.: Дрофа, 2013. - 287, [1] с.: ил. ISBN 978-5-358-09978-4 • Технология. Обслуживающий труд. 6 кл.: рабочая тетрадь к учебнику О.А.Кожиной, Е.Н.Кудаковой, С.Э.Маркуцкой/ О.А.Кожина, Е.Н.Кудакова. - М.: Дрофа, 2013. - 126, [2] с., 4л. цв. вкл. ISBN 978-5-358-12670-1 • Технология. Обслуживающий труд. 6 класс. Методическое пособие к учебнику О. А. Кожиной, Е. Н. Кулаковой, С. Э. Маркуцкой «Технология. Обслуживающий труд»/ О.А.Кожина, Е.Н. Кудакова, С.Э. Маркуцкая, Н.Б. Рыкова. - М.: Дрофа, 2013 - 233, [7] с.: ил. ISBN 978-5-358-12979-5 Настенные плакаты Список литературы для учителя • Журавлёва И.Д. Ткани. Обработка. Уход. Окраска. Аппликация. Батик. - М.: Изд-во Эксмо, 2003. - 176., ил. • Лощинский В.М. Этикет и сервировка стола. - М.: Махаон, 2001. - 448 с.: ил. • Монахова Г.М. Кулинарные работы: Учеб. пособие для 10-11 кл. / Алина Михайловна Монахова. - М.: издательский центр «Академия», 2008. - 208 с. • Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя / Под ред. И.А.Сасовой. - М.: Вентана-Граф, 2007. - 296.: ил. •Чернякова В.Н. Технология обработки ткани: Учеб. для учащихся 6 кл. общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2007. - 160 с.: ил. Список литературы для обучающихся • Технология. Обслуживающий труд. 6 кл.: рабочая тетрадь к учебнику О.А.Кожиной, Е.Н.Кудаковой, С.Э.Маркуцкой/ О.А.Кожина, Е.Н.Кудакова. - М.: Дрофа, 2013. - 126, [2] с., 4л. цв. вкл. ISBN 978-5-358-12670-1 7 класс Учебно-методический комплект • Технология. Обслуживающий труд. 7 класс.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О. А. Кожина, Е. Н. Кудакова, С. Э. Маркуцкая.- М.: Дрофа, 2013. - 254, (2) с.: ил. • Технология. Обслуживающий труд. 7 кл.: рабочая тетрадь к учебнику О.А.Кожиной, Е.Н.Кудаковой, С.Э.Маркуцкой/ О.А.Кожина, Е.Н.Кудакова. - М.: Дрофа, 2013. - 80 с.: ил • Технология. Обслуживающий труд. 7 класс. Методическое пособие к учебнику О. А. Кожиной, Е. Н. Кулаковой, С. Э. Маркуцкой «Технология. Обслуживающий труд»/ О.А.Кожина, Е.Н. Кудакова, С.Э. Маркуцкая, Н.Б. Рыкова. - М.: Дрофа, 2013 - 233, [7] с.: ил. Настенные плакаты Список литературы для учителя • Журавлёва И.Д. Ткани. Обработка. Уход. Окраска. Аппликация. Батик. - М.: Изд-во Эксмо, 2003. - 176., ил. • Лощинский В.М. Этикет и сервировка стола. - М.: Махаон, 2001. - 448 с.: ил. • Монахова Г.М. Кулинарные работы: Учеб. пособие для 10-11 кл. / Алина Михайловна Монахова. - М.: издательский центр «Академия», 2008. - 208 с. • Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя / Под ред. И.А.Сасовой. - М.: Вентана-Граф, 2007. - 296.: ил. • Чернякова В.Н. Технология обработки ткани: Учеб. для учащихся 5 кл. общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2007. - 160 с.: ил. Список литературы для обучающихся • Технология. Обслуживающий труд. 7 кл.: рабочая тетрадь к учебнику О.А.Кожиной, Е.Н.Кудаковой, С.Э.Маркуцкой/ О.А.Кожина, Е.Н.Кудакова. - М.: Дрофа, 2013. - 80 с.: ил.
Контрольно - измерительные материалы: • Маркуцкая С.Э Технология. Обслуживающий труд. Тесты. 5-7 классы.- М.: «Экзамен», 2009. Литература
- Закон «Об образовании»
- Федеральный государственный образовательный стандарт
- Примерная Образовательная программа основного образования
- Примерная программа по учебному предмету «Технология»
- Шестернинов Е.Е., Арцев М.Н. Методические рекомендации по разработке авторских учебных программ // Практика административной работы, 2003. - № 5. - С. 3 - 1
- Н.Л. Солянкина. Как составить рабочую программу учебного курса. Методические рекомендации -,ИПКиПРОКрасноярского края2009
- Программаформированияуниверсальныхучебныхдействий у обучающихся на ступени начального общего образования.… Государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения /Под ред. А.М. Кондакова, А.Г. Асмолова.
- Программа развития универсальных учебных действий в основной школе по Кондакову.
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010
Приложение
Примерные темы творческих проектов 5 класс Изготовление изделий декоративно-прикладного искусства для украшения интерьера. Оформление интерьера декоративными растениями. Блюда национальной кухни для традиционных праздников. Фартук - элемент русского национального костюма Праздничный стол из салатов. Игрушки - подушки, игрушки - сувениры. Отделка швейного изделия вышивкой. 6 класс Сбор коллекции образцов декоративно-прикладного искусства края. Изготовление сувенира. Изготовление изделия в технике лоскутного шитья. 7 класс Изготовление изделий декоративно-прикладного искусства для украшения интерьера. Оформление интерьера декоративными растениями. Изготовление ажурного воротника. Организация и проведение праздника (юбилей, день рождения, масленица и др.) Сервировка праздничного стола. Изготовление сувенира в технике художественной росписи ткани.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТОВ Выполнение проектов осуществляется в четыре этапа. 1.Подготовительный этап: - выбор учащимся темы проекта, его обоснование и формирование мотивов выполнения; - определение совместно с учителем необходимого объема знаний, умений и навыков для осуществления проекта; - составление учащимся с помощью учителя плана работы по реализации проектов; - определение необходимых материальных и финансовых затрат для изготовления проекта. 2.Конструкторский этап: - рассмотрение нескольких возможных вариантов выполнения проекта, выбор из них оптимального; - сбор и обработка требуемой информации по литературным источникам; - разработка конструкции, изучение технологии изготовления задуманного объекта труда; - разработка соответствующей технико-технологической документации, подготовка необходимых материалов, оборудования, инструментов; - распределение обязанностей (для группового и коллективного проектов). 3.Технологический этап: - выполнение учащимся проекта с учетом требований технологии и дизайна, текущий контроль и корректировка его деятельности учителем; - соблюдение правил техники безопасности. 4.Заключительный этап: - самооценка качества выполненной работы. Выполненные проекты оцениваются по четырехбалльной системе: «неудовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо», «отлично». Проекты, получившие хорошие и отличные оценки, демонстрируются на выставках детского творчества, продаются на школьных ярмарках.
СТРУКТУРА ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА Творческий проект - это комплексная работа. В структуру творческого проекта входят следующие составные части: - пояснительная записка, - творческая работа (изделие), - защита творческого проекта. К оформлению пояснительной записки предъявляются в первую очередь требования как к печатной работе. Текст должен быть выполнен на компьютере шрифтом Times New Roman № 14, междустрочный интервал - 1, ориентация страницы книжная, поля на странице - слева 2,5 см, сверху, справа, снизу 1,5 см. Текстовая часть пояснительной записки выполняется единым шрифтом и в черном цвете. Страницы должны быть пронумерованы. Работа должна иметь содержание, в котором обязательно должны быть указаны страницы, на которых расположен тот или иной раздел. Разделы пояснительной записки выделяются жирным шрифтом. Цветные надписи допускаются только в таблицах, на схемах и чертежах. Пояснительная записка может быть иллюстрирована фотографиями и рисунками по теме проектной работы. Необходимо обратить внимание на то, чтобы работа не была перегружена фотоматериалами. В целом объем пояснительной записки творческого проекта не должен превышать 10-15 страниц печатного текста. На титульном листе пояснительной записки должны быть отражены название образовательного учреждения, предмет, тема проектной работы, автор и педагог. Тема проекта должна отражать не только название работы, но и технику её выполнения.
Содержание пояснительной записки может меняться в зависимости от темы проекта и содержать следующие разделы:
1. Обоснование возникшей проблемы и потребности. 2. Схема обдумывания. 3. Выявление основных параметров и ограничений. 4. Теоретические сведения. 5. История и современность. 6. Банк идей. 7. Эскизная проработка базового варианта. 8. Требования к изделию. 9. Дизайн-спецификация. 10. Инструменты и оборудование. 11. Материалы. 12. Правила безопасности во время работы. 13. Технология изготовления. 14. Контроль качества. 15. Экологическое обоснование. 16. Экономическое обоснование. 17. Реклама. 18. Самооценка. 19. Словарь терминов. 20. Литература. Обоснование возникшей проблемы и потребности. В данном разделе дается обоснование выбранной темы проекта, находят отражение ответы на следующие вопросы: почему выбрана эта тема, чем она интересна, каково ее значение. Особое внимание в данном разделе необходимо уделить практической значимости выполняемой работы. Схема обдумывания. Схема должна включать основные аспекты работы над проектом. Учащийся, начиная проект, еще может не представлять, какую именно работу будет выполнять, но он должен четко знать, в какой последовательности она будет организована.
Примерная схема обдумывания
Выявление основных параметров и ограничений. В данном разделе необходимо установить основные требования к выполняемой работе, то есть определить рамки, в которых будет проходить работа над проектом. Пример. Изделие должно отвечать следующим требованиям:
- Изделие должно быть выполнено аккуратно.
- Изделие должно соответствовать выбранной стилистике.
- Изделие должно быть красивым.
- Изделие должно быть прочным.
Функциональное назначение
Пользователь
Единичное или массовое производство
Требования к материалам
Метод изготовления
Внешний вид, стиль
Требования с точки зрения безопасности использования
Экологические требования
Дизайн-спецификация. Она представляет собой схему, которая наглядно представляет основные аспекты изготовления изделия. Инструменты и оборудование. В данном разделе приводится описание инструментов и оборудования, применяемых для изготовления изделия в выбранной технике, а также обоснование выбранных инструментов для изготавливаемого в дальнейшем изделия. Информация может быть представлена как текстом, так и в виде таблицы или схемы. Материалы. В данном разделе приводится описание материалов, используемых для изготовления в выбранной технике, а также обоснование материалов для изготавливаемого в дальнейшем изделия. Информация может быть представлена как текстом, так и в виде таблицы или схемы. Данный раздел может содержать также конфекционную карту, которая представляет собой образцы возможных используемых материалов. Правила техники безопасности. Санитарно-гигиенические требования. Данный раздел содержит информацию о правилах безопасного выполнения тех или иных видов работ. Теоретический материал учащимся излагается своими словами и может сопровождаться иллюстрациями. Технология изготовления. В этом разделе размещают технологическую карту изготавливаемого изделия. При этом технологическая карта должна быть представлена в виде таблицы и содержать следующие графы: №
Последовательность выполнения работ Эскиз Инструменты, оборудование, материалы
Кроме того, может быть добавлена такая информация, как технические и технологические условия, техника безопасности и т. д. Контроль качества. В этом разделе перечисляются требования, которым в конечном итоге отвечает выполненное изделие. Пример. Готовое изделие отвечает следующим требованиям:
- Цветовое сочетание материалов гармонично.
- Все элементы композиции выполнены ровно и аккуратно, в соответствии с технологией.
- Работа оформлена в законченное изделие.
- В целом изделие производит благоприятное впечатление.
- Затраты Стоимость
за единицу Количество Общая стоимость Стоимость материалов (С1)
Стоимость коммунальных услуг (С2)
Стоимость оборудования (Со)
Итого:
Критерии оценки творческих проектов
Оценка пояснительной записки проекта
1
Общее оформление
2
Актуальность. Обоснование проблемы и формулировка темы проекта
3
Сбор информации по теме проекта.
Анализа прототипов
4
Анализ возможных идей. Выбор оптимальных идеи
5
Выбор технологии изготовления изделия
6
Экономическая и экологическая оценка будущего изделия
7
Разработка графической документации
8
Описание изготовления изделия
9
Описание окончательного варианта изделия
10
Эстетическая оценка выбранного варианта
11
Экономическая и экологическая оценка готового изделия
12
Реклама изделия
Оценка изделия
1
Оригинальность конструкции
2
Качество изделия
3
Соответствие изделия проекту
4
Практическая значимость
Оценка защиты проекта
1
Формулировка проблемы и темы проекта
2
Анализ прототипов и обоснование выбранной идеи
3
Описание технологии изготовления изделия
4
Четкость и ясность изложения
5
Глубина знаний и эрудиция
6
Время изложения
7
Самооценка
8
Ответы на вопросы