- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок математики на тему Общие приемы вычитания с переходом через десяток 1 класс
Урок математики на тему Общие приемы вычитания с переходом через десяток 1 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кабирова Г.Ф. |
Дата | 09.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема: «Общие приемы вычитания с переходом через десяток»
УМК «Школа России»
1. Учебник математики для 1 класса
Авторы: М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова.
2. Тетрадь на печатной основе
Цели урока: познакомить с двумя приемами вычитания: 1) прием вычитания по частям; 2) прием, основанный на знании состава чисел и связи между суммой и слагаемыми; решать простые и составные задачи.
Оборудование: у учителя - наборное полотно с двумя десятками карманов, кружки, рисунок Колобка и солнышка с отдельными лучиками.
Ход урока
I. Организационный момент и сообщение целей урока.
Учитель загадывает загадку:
Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Все же попался...
(Колобок)
Учитель выставляет на доске рисунок Колобка.
-
Сегодня мы составим математическую сказку о Колобке и научимся решать новые примеры на вычитание.
Учитель начинает сказку: «Жили-были дед да баба. Испекла бабушка Колобка и положила на окно остужаться. А Колобок полежал- полежал на окошке и начал решать примеры и задачу. Решение №2 и № 1 с. 26. Проверка:
-
Какие ответы получил Колобок?
-
Надоело ему лежать, спрыгнул он с окна и покатил по тропинке длинных примеров. Вот такие примеры решал Колобок, решите их и вы.
III. Устное решение примеров
20-10-4 12-2-8 2+7-5 2+8-3 3+ 6- 4 13-3
-
Посмотрите на примеры внимательно. Какой пример отличается от других? (13 - 3, т.к. в нем одно действие.)
-
Придумайте и решите примеры, похожие на этот.
Ученики составляют примеры:
и называют ответы.
Катился Колобок, катился, докатился до ручья Нерешенных примеров. Задумался Колобок: «Как перебраться через ручей?»
Учитель говорит:
-
Давайте построим для него пароход.
Ученики выполняют задание на смекалку (с. 73). (Номера фигур: 1, 5,6,9,4,11,13).
Закатился Колобок на пароход и поплыл. Вокруг него много примеров. И начал Колобок думать, как их решить. Примеры оказались новыми.
IV. Работа над темой урока
12-5
-
Давайте подумаем, как решить пример. На помощь к Колобку пришли его друзья, маленькие Колобки (кружки).
Учитель выставляет на наборное полотно 12 кружков и спрашивает: «Ребята, кто догадался, как из 12 кружков вычесть 5?» Возможно, что кто-то из учеников догадается, что сначала надо вычесть 2 и останется 10. Потом надо вычесть еще 3, потому что 5 - это 2 и 3.
Если ученики не догадались, то учитель объясняет сам.
Подводится итог:
-
Как мы вычитали число 5? (По частям.)
-
Почему мы сначала вычли 2? (Чтобы получить 10.)
-
Почему потом вычли 3? (Потому что надо вычесть 5, а 5 - это 2 и 3.)
Ученики еще раз читают первый способ вычитания по учебнику и записывают решение в тетрадь:
12 - 5 = 7 или 12 - 5 = 7
2 3 12-2-3=7
Учитель сообщает, что Колобок решил этот пример по-другому. Он вспомнил, что 12 - это 5 да 7. (5 + 7 = 12)
- Как этот пример помог Колобку решить новый пример? (Если из суммы 12 вычесть одно слагаемое - 5, то получится другое слагаемое - 7.)
Чтение второго способа вычитания.
Запись в тетради:
12-5 = 7
5 7
-
Вот так и научились мы с Колобком решать новые примеры двумя способами. Давайте повторим их, решая новые примеры.
-
Объясните, как решим пример 14 - 6 в №1.
Решение примеров №2 с устным объяснением по образцу учебника двумя способами:
13-5=8 13-5=8
3 2 5 8
- Физкультминутка ( выполнение движений под музыку)
Доплыл Колобок на пароходе до берега, вышел и начал отдыхать: делать упражнения - вращение туловища, наклоны вправо, влево и другие.
- Работа по учебнику
Утомился Колобок и лег отдохнуть, а солнышко посылает ему на лучиках новые примеры. Стал он и их решать.
Решение примеров № 3 устно.
Лежал Колобок, увлекся решением примеров и не заметил, как подкралась Лиса и говорит: «Колобок, Колобок, я тебя съем!»
-
Не ешь меня, я выполню все твои задания!
И задала ему Лиса задание: решить три задачи: № 4, 5, 6. № 4 и № 6 решить устно, № 5 в тетради.
-
Что узнаем первым действием (в задаче № 5), вторым действием? Прочитайте свои решения.
Справился Колобок с заданием Лисы, отпустила она его домой, а чтобы ему не было в дороге скучно, предложила Лиса Колобку решить примеры (№ 1, с. 88).
-
Ребята, давайте поможем Колобку.
Дети выполняют примеры по цепочке (устно).
-
Прикатился Колобок домой и стал вспоминать, что же он сегодня делал?
- Итог урока
-
Что мы сегодня делали вместе с Колобком?
Рефлексия
А теперь, ребята, на полях своих тетрадей нарисуйте смайликов и раскрасьте в один из трех цветов:
- Зеленый: если на уроке было интересно, все поняли.
- Желтый: если иногда были трудности, сомневались.
- Красный: если не усвоили тему урока, было не интересно.