Урок Обучение грамоте на тему «Звуки [г], [гﺍ], буквы Г, г» ( 1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Тема урока: «Звуки [г], [г], буквы Г, г»

Тип урока - «открытия» новых знаний в рамках системно - деятельностного подхода.
Педагогическая цель: создать условия для ознакомления с согласными звуками [г] - [г] и буквами Г г; учить отличать новые звуки и буквы от других звуков и букв; закрепить произношение звука в словах, слогах, предложениях; формировать навыки сознательного, правильного чтения, читать плавно по слогам с опорой на ударение; развивать речь учащихся, обогащать словарный состав; развивать фонематический слух, внимание, умение работать в парах; воспитывать уважительное отношение друг к другу, умение слушать ответы учащихся; воспитание сознательного отношения к учёбе и к изучению русского языка. Планируемые результаты: Предметные: обучающиеся научаться: читать слоги и слова, находить закономерность изменения слов в столбиках и продолжать ее, объяснять происхождение слов (названий грибов), читать стихотворении е по ролям, воспроизводить стихотворные строки с различными смысловыми оттенками. УУД: Личностные: мотивационная готовность к учебной деятельности, самоопределение, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, нравственно - этические представления. Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действий, высказывать свои предположения.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, умение работать в парах; учитывать разные мнения; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже изученного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, анализировать объекты с целью выделения общих признаков, умение выбирать основания для классификации, формулировать проблему, формулировать познавательную цель, формировать смысловое чтение; умение находить значение новых слов с помощью различных источников информации; умение извлекать необходимую информацию из иллюстраций, текстов, рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Оборудование: Т.М.Андрианова «Букварь», В. Даль «Толковый словарь», презентация, мультимедийный проектор, компьютер, картинки грибочков, зонтиков, листочки жёлтого, красного и зелёного цвета на каждого обучающегося, фишки для обозначения звуков, образцы печатных букв «Г» и «г», лента букв, касса букв.



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формируемые

УУД

1. Органи-зацион-ный момент.

Приветствует учащихся, настраивает на работу с помощью психологического приема «солнечные зайчики».

- Ребята, доброе утро! У нас сегодня необычный урок. К нам пришли гости посмотреть на вас, порадоваться вместе с вами новым открытиям.

Утром ранним кто-то странный
Заглянул в моё окно.
На ладони появилось
Ярко-рыжее пятно.
Это солнце заглянуло,
Будто руку протянуло.

- Вытяните вперёд ладошку. Представьте, что у вас в руках солнечный зайчик, почувствуйте его тепло. Обменяйтесь этим теплом с кем-то из ребят - посмотрите в глаза, улыбнитесь и «бросьте» зайчика.
- Во время работы на уроке постарайтесь сохранить эти «солнечные паутинки» между вами.

- А теперь тихонько садитесь.

Слушают. Приветствуют учителя.












Обмениваются «солнечными зайчиками».

Садятся в соответствии с указанием учителя.

Регулятивные:
эмоционально-положительный настрой на урок.

2. Актуа-лизация и фиксиро-вание ин-видуаль-ного за-труднения в проб-ном учеб-ном дей-ствии.

Ведет диалог с учащимися. - Посмотрите, кто будет нашими помощниками? - Да, это гномы Гена и Гоша. Наши помощники живут в лесу и зовут нас к себе в гости. Сегодня мы пойдём на прогулку в осенний лес.

-Как вы думаете, чем мы будем заниматься по дороге? Проводит речевую разминку. А пока будем идти, гномики расскажут нам свое любимое стихотворение.

И в лесу и возле дома

Умный гном боится грома!

Загрохочет в тучах гром -

Умный гном сейчас же в дом.

Ведь всегда у дома гнома

Есть громоотвод от грома! - Давайте хором повторим последние две строчки. А теперь ещё раз. Попробуем повторить быстрее, как скороговорку.


Организует игру «Буквы потерялись» - Гномы пришли к нам не одни, а с буквами. Пока они шли светило яркое солнышко, им было весело, они играли и смеялись. - Вдруг набежала туча, полил сильный дождь. Гном Гена раскрыл свой красный зонт, а Гоша - сине-зелёный. Буквы так испугались дождя, что забыли, под каким зонтом им надо прятаться. Давайте, ребята, поможем буквам. Какие буквы спрячем под красный зонтик? Какие - под сине-зелёный?

Организует беседу о буквах и звуках речи. - Какие буквы «спрятались» под красным зонтиком? - А под сине-зелёным зонтиком?
- Чем отличаются гласные звуки от согласных?




Ведут диалог с учителем. Высказывают свои предположения.

- Гномы.


- По дороге будем узнавать что-то новое, делать открытия.








Повторяют последние две строчки стихотворения.



Участвуют в игре.

Двое ребят прячут буквы, которые обозначают гласные звуки под красный зонтик, согласные - под сине-зелёный.



Вступают в беседу с учителем. Полным ответом отвечают на вопросы учителя по правилу поднятой руки, стоя.

- Гласные: а, о, у, ы, э, и

- Согласные: м, н, л, р, й, п, б, в, ф


- Гласные мы можем пропеть, они тянутся, при их произнесении выдыхаемый воздух выходит свободно, не встречает преград, образуют слог. А согласные произносятся с голосом и шумом, при их произнесении выдыхаемый воздух встречает преграду. Они могут быть звонкими и глухими, мягкими и твердыми.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

умение выражать свои мысли.

Регулятивные:

контроль в форме сличения своего действия (проговаривания скороговорки) с заданным эталоном.

Познавательные

(логические):

анализ объектов с целью выделения общих признаков, выбор оснований для классификации.

3. Выявле-ние места и причи-ны затруд-нения.

(3 - 4 мин)

Создает проблемную ситуацию.

- Гномики обратились к нам за помощью. Гоша и Гена поссорились! Из-за чего? Гоша говорит, что их имена начинаются с одной и той же буквы, а Гена, говорит, что их имена начинаются из одного того же звука. А вы как считаете? Как же разрешить эту проблему? Сможем ли мы им помочь? Выявляют место и причину затруднения, отвечают на вопросы учителя.
- Не сможем, потому что еще не изучали звуки и буквы, с которых начинаются имена гномиков.

Познавательные:

постановка и формулирование проблемы.

4. Постро-ение про-екта выхо-да из за-труднения


Организует беседу для совместного составления плана решения проблемы. - Что нам нужно сделать, чтобы помочь гномикам? - Ребята, кто может сформулировать тему нашего урока?

- Чему вы должны научиться на уроке? Сформулируйте цели урока.



- Как будем «исследовать» звуки?

- Если это согласный звук, что еще вы должны о нем рассказать? Отвечают на вопросы учителя. - Нужно составить звуковую схему слов Гена и Гоша. - Звуки ([г][г′]) . Буквы Г, г.

- Познакомиться с новой буквой. Узнать, какие звуки обозначает эта буква. Научиться читать слоги и слова с новой буквой.
- Произнести звук, который мы изучаем, послушать, как он звучит, узнать, гласный или согласный. Если согласный, то мягкий или твердый, звонкий или глухой.

Познавательные: (общеучебные):

самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели.


Регулятивные: целеполагание, планирование.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли.

5. Реализа-ция пост-роенного проекта.


1. Организует работу в парах.

- Ребята, посовещайтесь в парах, составьте звуковые схемы слов Гена и Гоша, подготовьте характеристику звуков по плану, который мы с вами обсудили.

2. Организует представление результатов исследовательской работы, объясняет особенности артикуляции звуков ([г], [г′]), подводит детей к выводу: звук [г] - согласный, звонкий, твердый, звук [г′] - согласный, звонкий, мягкий.

Предлагает разрешить спор гномиков.







3. Организует проведение физкультминутки в игровой форме.

А сейчас Гоша и Гена предлагают поиграть. В лесу есть много животных, в названиях которых есть звуки [г], [г′]. - Сейчас я буду перечислять названия животных: если вы услышите звуки ([г] [г′]), то сделайте низкий поклон, если нет, нужно присесть. (Олень, тигр, дятел, грач, ворона, голубь, волк, енот, гусь, лось, гепард, газель, лиса, гиена, гиппопотам, белка, горилла, грач). - Молодцы! Садитесь на места, но сначала сядут те, в чьих именах нет звуков [г], [г′]?
4. Предлагает провести игру «Кто больше?» Дети делятся на 2 команды: одна называет слова, начинающиеся со звука [г], другая - со звука [г′].
5. Знакомит с буквами Г, г. - Кто знает, какой буквой обозначаются звуки [г], [г′]? - Правильно звуки [г], [г′] обозначаются буквами Г, г. - На что похожа буква г?


Работают в парах.

Составляют звуковые схемы слов.


Рассказывают о результатах исследований.

- Звук [г] - согласный, звонкий, твердый, звук [г′] - согласный, звонкий, мягкий.

Отвечают на вопрос.

- Гоша был прав: имена гномиков начинаются из одной и той же буквы Г, но звуки [г] - [г′] - разные, парные по твердости -мягкости.



Участвуют в игре, выполняют соответствующие движения.










Участвуют в игре, подбирают слова.


Отвечают на вопрос.

- Буквой Г. - На кочергу, на косу.

Познавательные (логические):

- анализ объектов с целью выделения признаков.


(общеучебные):

- постановка и решение проблемы;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

(знаково - символические):

- создавать и преобразовывать модели.


Регулятивные:

- планировать, определять последовательность действий.

Коммуникативные:

- умение работать в парах;

- учитывать разные мнения;

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.



Познавательные:

(логические):

- выбор оснований и критериев для сравнения.

6. Первич-ное закре-пление.
1. Предлагает прочитать слоги с буквой Г. - Наши гномики хотят, чтобы буква, с которой начинаются их имена, подружилась с гласными буквами. Для этого нам нужно прочитать слоги с буквой Г.

2. Организует дифференцированную работу по учебнику.

Предлагает учащимся первого ряда самостоятельно прочитать текст «В бору» и ответить на вопросы к тексту, учащимся второго и третьего ряда прочитать слоги и слова. (стр.58)


3. Организует работу с тестом «В бору».

- А что такое бор? (Сосновый лес, растущий на сухом возвышенном месте)

- Как мы можем узнать значение непонятного слова?

- Вот я принесла вам на урок словарь. Давайте прочитаем в словаре (читает учитель) (Сосновый лес, растущий на сухом возвышенном месте)

- Предположите, о чём говориться в этом тексте.

- Давайте прочитаем этот текст.

- Кто собирал в бору грибы?

- Каких грибов они набрали? Зачитайте из текста.

- Мимо какого гриба они прошли? Почему?

- Ответьте на вопрос из учебника:

- Попытайтесь объяснить названия грибов:

подосиновик, опёнок, маслёнок, рыжик.





- Какие грибы вы собирали сами?




- А может кто-то приготовил дома загадки про грибы? Давайте их отгадаем!























- Какие правила сбора грибов вы знаете?



Организует проведение физкультминутки.

Дети утром рано встали,

За грибами в лес пошли.

Приседали, приседали,

Белый гриб в траве нашли.

На пеньке растут опята,

Наклонитесь к ним, ребята.

Наклоняйся - раз, два, три,

И в лукошко набери!

Вон на дереве орех.

Кто подпрыгнет выше всех?

Если хочешь дотянуться,

Надо сильно потянуться.

Три часа в лесу бродили

Все тропинки исходили.

Утомил всех долгий путь -

Дети сели отдохнуть. Читают слоги.



Учащиеся 1 и 2 ряда читают слоги и слова.

Учащиеся 3 ряда самостоятельно читают рассказ «В бору».



Отвечают на вопросы.

Высказывают свои предположения. - Спросить у взрослых, в интернете, в справочнике, в словаре.
Читают текст по цепочке. Отвечают на вопросы. - Галина и Григорий - Галина и Григорий набрали много боровиков. - Мимо мухоморов, они ядовитые. - Подосиновик - растёт под осиной. - Опёнок - на пеньке. - Маслёнок - шляпка, как маслом смазана. - Рыжик - рыжий цвет. - Собирать грибы надо вместе со взрослыми, т. к. часто съедобные и ядовитые грибы очень похожи между собой. Загадывают загадки.

Под листами на поляне
В прятки девочки играли.
Притаились три сестрички
Светло-желтые лисички.


Бледная она стоит,
У нее съедобный вид.
Принесешь домой - беда,
Будет ядом та еда.
Знай, что этот гриб - обманка,
Враг наш - бледная поганка.


Не спорю - не белый,
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно
В берёзовой роще.

Подберезовик


Возле леса на опушке,
Украшая тёмный бор,
Вырос пёстрый, как Петрушка,
Ядовитый мухомор.


- Грибы нужно срезать ножом, нельзя рвать, так как можно повредить грибницу.

Выполняют соответствующие движения по тексту стихотворения.

Коммуникативные:

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные

(общеучебные):

-формировать смысловое чтение;

- формировать умение извлекать необходимую информацию из иллюстраций, текстов;

- формировать умение находить значение новых слов с помощью различных источников информации.


Регулятивные:

-высказывать свои предположения на основе изучаемого материала.

































Личностные:

нравственно - этические представления (правила поведения в природе)



7. Самос-тоятель-ная работа с самопро-веркой по эталону.
Организует проведение упражнения «Корректурная проба» - Наши гномики тоже любят грибочки. Поможем им собрать грибы. У вас на партах лежат грибочки, а на них написаны разные буквы. Ваша задача найти и зачеркнуть синим карандашом прописную букву Г, зеленым - строчную букву г. На это задание вам 1 минутка. А сейчас посмотрите на слайд, проверьте свою работу, сравните с эталоном. Если всё сделано правильно - нарисуйте на грибочке солнышко жёлтым карандашом.

Выполняют упражнение, осуществляют самопроверку.

Регулятивные:

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

8. Включе-ние в сис-тему зна-ний и пов-торение.
Предлагает вниманию учащихся инсценировку стихотворения «Лисички», задает вопросы.
- Ребята, кто у нас были Лиза и Юля? - А Марина и Кира? - Кто задал первый вопрос: грибы или зверьки?
Организует чтение стихотворения по ролям.

Рассказывают 4 девочки стихотворения «Лисички» по ролям. Отвечают на вопросы. - Лисички - зверьки. - Лисички - грибы. - Грибы. Учащиеся читают по ролям стихотворение.

Коммуникативные: сотрудничество, владение диалогическими формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

9. Рефлек-сия учеб-ной дея-тельности.

Организует рефлексию учебной деятельности.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какое задание было для вас самым интересным?

- Что было трудным?

- Покажите, какое у вас настроение после урока. - А сейчас оцените свою работу на уроке. У вас на парте осенние листочки: красного, жёлтого и зелёного цвета. А на доске у нас большая буква Г. Оцените себя и прикрепите нужный листочек к букве г. - Критерии оценивания: Красный - если на уроке всё было понятно, интересно. Все задания давались легко. Жёлтый- на уроке было интересно, но не все задания показались лёгкими. Зелёный - многие задания были сложными для тебя. - Я благодарю вас за урок. Пусть в нашем классе засветит яркое солнышко.


Отвечают на вопросы.





Дети выходят к доске, прикрепляют листочки к букве.


Познавательные

(общеучебные):

рефлексия способов и условий действия;

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


Личностные

- самооценка на основе критерия успешности.






© 2010-2022