- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок Обучение грамоте на тему «Звуки [г], [гﺍ], буквы Г, г» ( 1 класс)
Урок Обучение грамоте на тему «Звуки [г], [гﺍ], буквы Г, г» ( 1 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Орлова И.В. |
Дата | 09.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тип урока - «открытия» новых знаний в рамках системно - деятельностного подхода.
Педагогическая цель: создать условия для ознакомления с согласными звуками [г] - [г] и буквами Г г; учить отличать новые звуки и буквы от других звуков и букв; закрепить произношение звука в словах, слогах, предложениях; формировать навыки сознательного, правильного чтения, читать плавно по слогам с опорой на ударение; развивать речь учащихся, обогащать словарный состав; развивать фонематический слух, внимание, умение работать в парах; воспитывать уважительное отношение друг к другу, умение слушать ответы учащихся; воспитание сознательного отношения к учёбе и к изучению русского языка. Планируемые результаты: Предметные: обучающиеся научаться: читать слоги и слова, находить закономерность изменения слов в столбиках и продолжать ее, объяснять происхождение слов (названий грибов), читать стихотворении е по ролям, воспроизводить стихотворные строки с различными смысловыми оттенками. УУД: Личностные: мотивационная готовность к учебной деятельности, самоопределение, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, нравственно - этические представления. Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действий, высказывать свои предположения.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, умение работать в парах; учитывать разные мнения; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже изученного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, анализировать объекты с целью выделения общих признаков, умение выбирать основания для классификации, формулировать проблему, формулировать познавательную цель, формировать смысловое чтение; умение находить значение новых слов с помощью различных источников информации; умение извлекать необходимую информацию из иллюстраций, текстов, рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Оборудование: Т.М.Андрианова «Букварь», В. Даль «Толковый словарь», презентация, мультимедийный проектор, компьютер, картинки грибочков, зонтиков, листочки жёлтого, красного и зелёного цвета на каждого обучающегося, фишки для обозначения звуков, образцы печатных букв «Г» и «г», лента букв, касса букв.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
Формируемые
УУД
1. Органи-зацион-ный момент.
Приветствует учащихся, настраивает на работу с помощью психологического приема «солнечные зайчики».
- Ребята, доброе утро! У нас сегодня необычный урок. К нам пришли гости посмотреть на вас, порадоваться вместе с вами новым открытиям.
Утром ранним кто-то странный
Заглянул в моё окно.
На ладони появилось
Ярко-рыжее пятно.
Это солнце заглянуло,
Будто руку протянуло.
- Вытяните вперёд ладошку. Представьте, что у вас в руках солнечный зайчик, почувствуйте его тепло. Обменяйтесь этим теплом с кем-то из ребят - посмотрите в глаза, улыбнитесь и «бросьте» зайчика.
- Во время работы на уроке постарайтесь сохранить эти «солнечные паутинки» между вами.
- А теперь тихонько садитесь.
Слушают. Приветствуют учителя.
Обмениваются «солнечными зайчиками».
Садятся в соответствии с указанием учителя.
Регулятивные:
эмоционально-положительный настрой на урок.
2. Актуа-лизация и фиксиро-вание ин-видуаль-ного за-труднения в проб-ном учеб-ном дей-ствии.
Ведет диалог с учащимися. - Посмотрите, кто будет нашими помощниками? - Да, это гномы Гена и Гоша. Наши помощники живут в лесу и зовут нас к себе в гости. Сегодня мы пойдём на прогулку в осенний лес.
-Как вы думаете, чем мы будем заниматься по дороге? Проводит речевую разминку. А пока будем идти, гномики расскажут нам свое любимое стихотворение.
И в лесу и возле дома
Умный гном боится грома!
Загрохочет в тучах гром -
Умный гном сейчас же в дом.
Ведь всегда у дома гнома
Есть громоотвод от грома! - Давайте хором повторим последние две строчки. А теперь ещё раз. Попробуем повторить быстрее, как скороговорку.
Организует игру «Буквы потерялись» - Гномы пришли к нам не одни, а с буквами. Пока они шли светило яркое солнышко, им было весело, они играли и смеялись. - Вдруг набежала туча, полил сильный дождь. Гном Гена раскрыл свой красный зонт, а Гоша - сине-зелёный. Буквы так испугались дождя, что забыли, под каким зонтом им надо прятаться. Давайте, ребята, поможем буквам. Какие буквы спрячем под красный зонтик? Какие - под сине-зелёный?
Организует беседу о буквах и звуках речи. - Какие буквы «спрятались» под красным зонтиком? - А под сине-зелёным зонтиком?
- Чем отличаются гласные звуки от согласных?
Ведут диалог с учителем. Высказывают свои предположения.
- Гномы.
- По дороге будем узнавать что-то новое, делать открытия.
Повторяют последние две строчки стихотворения.
Участвуют в игре.
Двое ребят прячут буквы, которые обозначают гласные звуки под красный зонтик, согласные - под сине-зелёный.
Вступают в беседу с учителем. Полным ответом отвечают на вопросы учителя по правилу поднятой руки, стоя.
- Гласные: а, о, у, ы, э, и
- Согласные: м, н, л, р, й, п, б, в, ф
- Гласные мы можем пропеть, они тянутся, при их произнесении выдыхаемый воздух выходит свободно, не встречает преград, образуют слог. А согласные произносятся с голосом и шумом, при их произнесении выдыхаемый воздух встречает преграду. Они могут быть звонкими и глухими, мягкими и твердыми.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
умение выражать свои мысли.
Регулятивные:
контроль в форме сличения своего действия (проговаривания скороговорки) с заданным эталоном.
Познавательные
(логические):
анализ объектов с целью выделения общих признаков, выбор оснований для классификации.
3. Выявле-ние места и причи-ны затруд-нения.
(3 - 4 мин)
Создает проблемную ситуацию.
- Гномики обратились к нам за помощью. Гоша и Гена поссорились! Из-за чего? Гоша говорит, что их имена начинаются с одной и той же буквы, а Гена, говорит, что их имена начинаются из одного того же звука. А вы как считаете? Как же разрешить эту проблему? Сможем ли мы им помочь? Выявляют место и причину затруднения, отвечают на вопросы учителя.
- Не сможем, потому что еще не изучали звуки и буквы, с которых начинаются имена гномиков.
Познавательные:
постановка и формулирование проблемы.
4. Постро-ение про-екта выхо-да из за-труднения
Организует беседу для совместного составления плана решения проблемы. - Что нам нужно сделать, чтобы помочь гномикам? - Ребята, кто может сформулировать тему нашего урока?
- Чему вы должны научиться на уроке? Сформулируйте цели урока.
- Как будем «исследовать» звуки?
- Если это согласный звук, что еще вы должны о нем рассказать? Отвечают на вопросы учителя. - Нужно составить звуковую схему слов Гена и Гоша. - Звуки ([г][г′]) . Буквы Г, г.
- Познакомиться с новой буквой. Узнать, какие звуки обозначает эта буква. Научиться читать слоги и слова с новой буквой.
- Произнести звук, который мы изучаем, послушать, как он звучит, узнать, гласный или согласный. Если согласный, то мягкий или твердый, звонкий или глухой.
Познавательные: (общеучебные):
самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели.
Регулятивные: целеполагание, планирование.
Коммуникативные:
умение выражать свои мысли.
5. Реализа-ция пост-роенного проекта.
1. Организует работу в парах.
- Ребята, посовещайтесь в парах, составьте звуковые схемы слов Гена и Гоша, подготовьте характеристику звуков по плану, который мы с вами обсудили.
2. Организует представление результатов исследовательской работы, объясняет особенности артикуляции звуков ([г], [г′]), подводит детей к выводу: звук [г] - согласный, звонкий, твердый, звук [г′] - согласный, звонкий, мягкий.
Предлагает разрешить спор гномиков.
3. Организует проведение физкультминутки в игровой форме.
А сейчас Гоша и Гена предлагают поиграть. В лесу есть много животных, в названиях которых есть звуки [г], [г′]. - Сейчас я буду перечислять названия животных: если вы услышите звуки ([г] [г′]), то сделайте низкий поклон, если нет, нужно присесть. (Олень, тигр, дятел, грач, ворона, голубь, волк, енот, гусь, лось, гепард, газель, лиса, гиена, гиппопотам, белка, горилла, грач). - Молодцы! Садитесь на места, но сначала сядут те, в чьих именах нет звуков [г], [г′]?
4. Предлагает провести игру «Кто больше?» Дети делятся на 2 команды: одна называет слова, начинающиеся со звука [г], другая - со звука [г′].
5. Знакомит с буквами Г, г. - Кто знает, какой буквой обозначаются звуки [г], [г′]? - Правильно звуки [г], [г′] обозначаются буквами Г, г. - На что похожа буква г?
Работают в парах.
Составляют звуковые схемы слов.
Рассказывают о результатах исследований.
- Звук [г] - согласный, звонкий, твердый, звук [г′] - согласный, звонкий, мягкий.
Отвечают на вопрос.
- Гоша был прав: имена гномиков начинаются из одной и той же буквы Г, но звуки [г] - [г′] - разные, парные по твердости -мягкости.
Участвуют в игре, выполняют соответствующие движения.
Участвуют в игре, подбирают слова.
Отвечают на вопрос.
- Буквой Г. - На кочергу, на косу.
Познавательные (логические):
- анализ объектов с целью выделения признаков.
(общеучебные):
- постановка и решение проблемы;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
(знаково - символические):
- создавать и преобразовывать модели.
Регулятивные:
- планировать, определять последовательность действий.
Коммуникативные:
- умение работать в парах;
- учитывать разные мнения;
- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Познавательные:
(логические):
- выбор оснований и критериев для сравнения.
6. Первич-ное закре-пление.
1. Предлагает прочитать слоги с буквой Г. - Наши гномики хотят, чтобы буква, с которой начинаются их имена, подружилась с гласными буквами. Для этого нам нужно прочитать слоги с буквой Г.
2. Организует дифференцированную работу по учебнику.
Предлагает учащимся первого ряда самостоятельно прочитать текст «В бору» и ответить на вопросы к тексту, учащимся второго и третьего ряда прочитать слоги и слова. (стр.58)
3. Организует работу с тестом «В бору».
- А что такое бор? (Сосновый лес, растущий на сухом возвышенном месте)
- Как мы можем узнать значение непонятного слова?
- Вот я принесла вам на урок словарь. Давайте прочитаем в словаре (читает учитель) (Сосновый лес, растущий на сухом возвышенном месте)
- Предположите, о чём говориться в этом тексте.
- Давайте прочитаем этот текст.
- Кто собирал в бору грибы?
- Каких грибов они набрали? Зачитайте из текста.
- Мимо какого гриба они прошли? Почему?
- Ответьте на вопрос из учебника:
- Попытайтесь объяснить названия грибов:
подосиновик, опёнок, маслёнок, рыжик.
- Какие грибы вы собирали сами?
- А может кто-то приготовил дома загадки про грибы? Давайте их отгадаем!
- Какие правила сбора грибов вы знаете?
Организует проведение физкультминутки.
Дети утром рано встали,
За грибами в лес пошли.
Приседали, приседали,
Белый гриб в траве нашли.
На пеньке растут опята,
Наклонитесь к ним, ребята.
Наклоняйся - раз, два, три,
И в лукошко набери!
Вон на дереве орех.
Кто подпрыгнет выше всех?
Если хочешь дотянуться,
Надо сильно потянуться.
Три часа в лесу бродили
Все тропинки исходили.
Утомил всех долгий путь -
Дети сели отдохнуть. Читают слоги.
Учащиеся 1 и 2 ряда читают слоги и слова.
Учащиеся 3 ряда самостоятельно читают рассказ «В бору».
Отвечают на вопросы.
Высказывают свои предположения. - Спросить у взрослых, в интернете, в справочнике, в словаре.
Читают текст по цепочке. Отвечают на вопросы. - Галина и Григорий - Галина и Григорий набрали много боровиков. - Мимо мухоморов, они ядовитые. - Подосиновик - растёт под осиной. - Опёнок - на пеньке. - Маслёнок - шляпка, как маслом смазана. - Рыжик - рыжий цвет. - Собирать грибы надо вместе со взрослыми, т. к. часто съедобные и ядовитые грибы очень похожи между собой. Загадывают загадки.
Под листами на поляне
В прятки девочки играли.
Притаились три сестрички
Светло-желтые лисички.
Бледная она стоит,
У нее съедобный вид.
Принесешь домой - беда,
Будет ядом та еда.
Знай, что этот гриб - обманка,
Враг наш - бледная поганка.
Не спорю - не белый,
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно
В берёзовой роще.
Подберезовик
Возле леса на опушке,
Украшая тёмный бор,
Вырос пёстрый, как Петрушка,
Ядовитый мухомор.
- Грибы нужно срезать ножом, нельзя рвать, так как можно повредить грибницу.
Выполняют соответствующие движения по тексту стихотворения.
Коммуникативные:
- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Познавательные
(общеучебные):
-формировать смысловое чтение;
- формировать умение извлекать необходимую информацию из иллюстраций, текстов;
- формировать умение находить значение новых слов с помощью различных источников информации.
Регулятивные:
-высказывать свои предположения на основе изучаемого материала.
Личностные:
нравственно - этические представления (правила поведения в природе)
7. Самос-тоятель-ная работа с самопро-веркой по эталону.
Организует проведение упражнения «Корректурная проба» - Наши гномики тоже любят грибочки. Поможем им собрать грибы. У вас на партах лежат грибочки, а на них написаны разные буквы. Ваша задача найти и зачеркнуть синим карандашом прописную букву Г, зеленым - строчную букву г. На это задание вам 1 минутка. А сейчас посмотрите на слайд, проверьте свою работу, сравните с эталоном. Если всё сделано правильно - нарисуйте на грибочке солнышко жёлтым карандашом.
Выполняют упражнение, осуществляют самопроверку.
Регулятивные:
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
8. Включе-ние в сис-тему зна-ний и пов-торение.
Предлагает вниманию учащихся инсценировку стихотворения «Лисички», задает вопросы.
- Ребята, кто у нас были Лиза и Юля? - А Марина и Кира? - Кто задал первый вопрос: грибы или зверьки?
Организует чтение стихотворения по ролям.
Рассказывают 4 девочки стихотворения «Лисички» по ролям. Отвечают на вопросы. - Лисички - зверьки. - Лисички - грибы. - Грибы. Учащиеся читают по ролям стихотворение.
Коммуникативные: сотрудничество, владение диалогическими формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
9. Рефлек-сия учеб-ной дея-тельности.
Организует рефлексию учебной деятельности.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Какое задание было для вас самым интересным?
- Что было трудным?
- Покажите, какое у вас настроение после урока. - А сейчас оцените свою работу на уроке. У вас на парте осенние листочки: красного, жёлтого и зелёного цвета. А на доске у нас большая буква Г. Оцените себя и прикрепите нужный листочек к букве г. - Критерии оценивания: Красный - если на уроке всё было понятно, интересно. Все задания давались легко. Жёлтый- на уроке было интересно, но не все задания показались лёгкими. Зелёный - многие задания были сложными для тебя. - Я благодарю вас за урок. Пусть в нашем классе засветит яркое солнышко.
Отвечают на вопросы.
Дети выходят к доске, прикрепляют листочки к букве.
Познавательные
(общеучебные):
рефлексия способов и условий действия;
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Личностные
- самооценка на основе критерия успешности.