- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа кружка проектной деятельности
Программа кружка проектной деятельности
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бабонина С.Ю. |
Дата | 17.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Образовательная программа
направление:
социальное
Кружок «Проектная деятельность»
Составитель: Учитель начальных классов
Бабонина С.Ю
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №14»
Г. Выборг
2014 - 2015 учебный год
Основание для разработки Программы -Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. -Постановление правительства РФ от 23.12.2005 г. № 803 (в ред. От 05.05.2007 г.) «О федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 г.г.» -Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373). -Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Серия «Стандарты второго поколения». - М.: Просвещение, 2010. Цель Программы: Совершенствование системы начального образования; создание прочного фундамента для последующего обучения; успешное включение в учебную деятельность; становление учебной самостоятельности; освоение эффективных способов учебной деятельности, развитие способности к сотрудничеству. Задачи Программы: Изучить педагогические, психологические, методические литературные источники по проблеме; Исследовать актуальность проблемы в рамках нашей школы; Выявить наиболее продуктивную технологию для достижения поставленной цели; Изучить теоретические основы новой технологии; Выявить наиболее приемлемую форму введения метода проектов; Ознакомить учащихся с проектной деятельностью, через разработку коллективных учебных проектов во внеклассной работе; Исследовать результативность применения метода проектов, через внеклассную деятельность; Использовать метод проектов в урочной и внеурочной деятельности.
Пояснительная записка Начальная школа - важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться - стать «профессиональным учеником». Стратегия, предлагаемая настоящим проектом ФГОС НОО, нацелена на: - формирование средств и способов самостоятельного развития и продвижения ученика в образовательном процессе; - поддержку внеурочных, внешкольных и внеучебных образовательных достижений школьников, их проектов и социальной практики; - непосредственное участие в определении приоритетов социализации детей и в оценке качества получаемого ими образования гражданского родительского) сообщества, представленного в общественных советах образовательных учреждений. ФГОС НОО впервые фиксирует в правовых нормах те элементы новой школы, которые за много лет убедительно доказали свою практическую целесообразность. Инициативность и самостоятельность участников образовательного процесса становятся основным ценностно-целевым ориентиром Стандарта. В проекте ФГОСов задается следующий результат образования на выходе из начальной школы: «- умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации; - овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки; - определение способов контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы: «Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»); определение причин возникающих трудностей, путей их устранения; предвидение трудностей (ответ на вопрос «Какие трудности могут возникнуть и почему?»), нахождение ошибок в работе и их исправление; - учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности». Поэтому в настоящее время все более актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования. В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. Цель проекта: теоретическое обоснование, практическая разработка и апробация модели организации образовательной среды через проектную деятельность. Задачи проекта: 1. Выявить предпосылки и специфику использования проектной деятельности как образовательного ресурса в решении управленческо-педагогической задачи организации развивающих возможностей образовательной среды. 2. Разработать теоретическую модель организации образовательной среды школы через проектную деятельность, определить направления и принципы ее реализации. 3. Определить организационно-педагогические условия реализации разработанной модели организации образовательной среды школы. Метод проекта - это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы ученика, завершающийся созданием продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», т.е., если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению. Проектная деятельность обучающихся - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Основные требования к проекту. В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования. Работа по методу проектов- это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса - учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту - совершенно особые. 1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) -исследовательской, информационной, практической. 2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами - с проектирования самого проекта, в частности - с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. 3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы. 4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. 5.Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы. ООП начального общего образования предназначена для удовлетворения образовательных потребностей и потребностей духовного развития человека младшего школьного возраста и нацелена на: подготовку учащихся к обучению в основной школе; сохранение и укрепление физического и психического здоровья и безопасности учащихся, обеспечение их эмоционального благополучия; овладение грамотностью в различных ее проявлениях (учебном, языковом, математическом, естественнонаучном, гражданском, технологическом); формирование ключевых компетентностей учащегося: в решении задач и проблем, информационно-коммуникационной, эстетико-технологической, учебной (образовательной) и компетентности взаимодействия; развитие ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и собой, предполагающее успешность и самореализацию учащихся в образовательных видах деятельности, а также сохранение и поддержку индивидуальности каждого ребенка. Достижение этих целей предполагает: побуждение и поддержку детских инициатив во всех видах деятельности; обучение навыкам общения и сотрудничества; поддержание оптимистической самооценки и уверенности в себе; расширение опыта самостоятельного выбора; формирование учебной самостоятельности (желание и умение учиться, связанные с расширением границы возможностей обучающихся, в том числе за счет использования инструментов работы с информацией и доступа в контролируемое, но открытое информационное пространство), его духовное развитие; формирование учебной самостоятельности (желания и умения учиться, использование инструментов работы с информацией и доступа в контролируемое, но открытое информационное пространство). На протяжении младшего школьного возраста, в соответствии с ФГОС, достигаются: смена ведущей деятельности, переход от игры к систематическому, социально организованному обучению (игровая деятельность во всех ее разновидностях продолжает оставаться важной для психического развития детей; на ее базе развиваются различные компетентности); формирование системы учебных и познавательных мотивов и установок, умение принимать, сохранять и реализовать учебные цели (в процессе их реализации младший школьник учится планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия и их результат); выносливость и упорство, позволяющие осуществлять учебную деятельность, требующую значительного умственного напряжения и длительной сосредоточенности, любовь к труду; эмоциональность, отзывчивость и уравновешенность (младший школьник в достаточной степени управляет проявлениями своих чувств, различает ситуации, в которых их необходимо сдерживать, сочувствует товарищу, адекватно реагирует на эмоции учителя); приобретение опыта жизни в коллективе, когда существенно возрастает значимость межличностных и деловых отношений; усиление роли самооценки младшего школьника: формирование ее на основе того, как оценивают его «значимые другие», которыми являются прежде всего взрослые (особенно учитель). Основной психологической характеристикой, достигаемой в младшем школьном возрасте, является способность к организации своей деятельности на основе внутреннего или внешнего побуждения. Полноценным итогом начального обучения являются желание и умение учиться, а также основы понятийного мышления с характерной для него критичностью, системностью и умением понимать разные точки зрения. Эти характеристики к концу начальной школы должны проявляться, прежде всего, в работе класса и внеклассном учебном общении. Умения, нарабатываемые школьником в процессе проектирования, в отличие от «накопительно-знаниевого» обучения формируют осмысленное исполнение жизненно важных умственных и практических действий. То есть во главу угла ставятся сформированность основных типов ключевых компетенций: - информационной (способы приёма, хранения, оформления и передачи информации); -проектировочной (способы определения целей, ресурсов их достижения, действий, сроков); - оценочной (способы сравнения результатов с целями, классификации, абстрагирования, прогнозирования, систематизации, конкретизации); - коммуникативной (способы передачи информации и привлечение ресурсов других людей для достижения своих целей). Участие в различных видах деятельности и освоение их средств дают возможность младшим школьникам приобрести общественно полезный социальный опыт (СО), в ходе которого обучающийся: - сотрудничает с другими людьми различного возраста в учебной, игровой и других видах деятельности; - оценивает собственные действия и действия других людей с точки рения общепринятых норм поведения; - определяет по вербальному и невербальному поведению состояние других людей и живых существ и адекватно реагировать; - использует высшие виды игры (игра-драматизация, режиссерская игра, игра по правилам): следует своему замыслу, согласовывает его с партнерами по игре, воплощает в игровом действии; следует правилам; создает и воплощает собственные творческие замыслы; - проявляет творчество и инициативу в реализации поставленной педагогом задачи, несет ответственность за полученный результат перед собой, своими сверстниками, педагогами и родителями; - выполняет работы по самообслуживанию и выполняет общественно значимые поручения; - применяет навыки самоорганизации, самообладания; управляет проявлениями своих эмоций; - проявляет толерантность к окружающей действительности (уважительное, основанное на искреннем стремлении понять и принять людей другой национальности, культуры, религиозного и бытового мироощущения, отношения; готовность и способность входить с ними в контакт, организовывать продуктивное общение и пр.); - бережно, с пониманием и любовью относится к флоре и фауне, поддерживает чистоту посещаемых мест; - предпринимает действия по сохранению и укреплению своего здоровья и безопасности; - следует ценностям семьи, общества, школы, коллектива. При выборе форм, способов и методов обучения и воспитания (образовательных технологий) в начальной школе педагог обязан руководствоваться возрастными особенностями и возможностями младших школьников и должен обеспечивать с учетом этих факторов: расширение деятельностных форм обучения, предполагающих приоритетное развитие творческой и поисковой активности в учебной и во всех остальных сферах школьной жизни; организацию образовательного процесса с использованием технологий учебного сотрудничества, обеспечивающих расширение видов групповой работы обучающихся, их коммуникативного опыта в совместной деятельности, как в одновозрастных, так и в разновозрастных группах, широкое использование всех видов коммуникации, в том числе с использованием возможностей информационных и коммуникативных технологий; использование игровых технологий, способствующих решению основных учебных задач на уроке; использование во всех классах (годах обучения) начальной школы оценочной системы, ориентированной на обучение детей само- и взаимо оцениванию (выбор конкретной технологии оценивания осуществляется ОУ). Ведущие идеи организации проектной деятельности обучающихся: -в центре деятельности - ученик, педагог обеспечивает содействие развитию его индивидуальности и самореализации; -образовательный процесс строится не в логике учебных предметов, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для обучающихся, что повышает их мотивацию; -каждому предоставляется возможность свободно выбирать (тему, вид, продолжительность, форму проекта). Выбор предполагает ответственность за свою деятельность и ее результат; - индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход обучающихся на свой уровень развития; - проектная деятельность должна быть практически значимой. Проект должен иметь свой продукт; - проектированию можно научиться. Для этого необходимо - Желание что-то сделать самостоятельно или вместе с другими осуществить свою идею, решить какую-либо проблему, принести кому-то пользу. Виды проектов Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Чтобы разобраться в них, требуются, по крайней мере, три различные классификации. Практико - ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна - от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему. Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п. Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор. По комплексности (иначе говоря, по предметно - содержательной области) можно выделить два типа проектов. 1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности. 2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания. Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть: - внутриклассными; - внутришкольными; - региональными; - межрегиональными; - международными. Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий. Классификация проектов по продолжительности. Мини - проекты могут укладываться в один урок или менее. Краткосрочные проекты требуют выделения 4 - 6 уроков. Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома. Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает примерно 30 - 40 часов и целиком проходит при участии руководителя. Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект - от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время. В начальной школе проектная деятельность осуществляется на уроках, на свободной самостоятельной работе, во внеурочное время. Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может быть сдвоенными уроками) или одной - двумя неделями Практикуются совместные проекты всего класса по какой-либо проблеме, проекты, выполненные. совместно с родителями, индивидуальные проекты. Возможности метода проектов для развития личности и социализации школьников выявляются через анализ структуры деятельности учителя и школьника, которая существенно отличается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения. Взаимодействие учителя и ученика при работе над проектом I. Роль учителя. Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Однако на всех этапах педагог выступает как помощник. Педагог не передает знания, а обеспечивает деятельность школьника, то есть: - консультирует. Учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду
и т. п. При реализации проектов учитель - это консультант, который должен удержаться от подсказок даже в том случае, когда видит, что учащиеся «делают что-то не то»;
- мотивирует. Высокий уровень мотивации в деятельности -залог успешной работы над проектом. Во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения;
- фасилитирует. Помощь учащимся при работе над проектом выражается не в передаче знаний и умений, которые могут быть практически реализованы в проектной деятельности, минимальный их набор учащийся должен был усвоить на уроках, предшествующих работе над проектом; другие необходимые сведения получит, работая над сбором информации па различных этапах проекта. Учитель также не указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки в действиях учащегося, несостоятельность промежуточных результатов. Он провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации;
- наблюдает. Наблюдение, которое проводит руководитель проекта, нацелено на получение им информации, которая позволит учителю продуктивно работать во время консультации, с одной стороны, и ляжет в основу его действий по оценке уровня сформированное™ компетентностей учащихся, с другой.
- выбирает (принимает решения). Следует помнить, что право выбора, предоставляемое ученику, является не только фактором мотивации, формируя чувство причастности. Выбор должен закрепиться в сознании ученика как процесс принятия на себя ответственности;
- выстраивает систему взаимоотношений с людьми. Речь идет не только о ролевом участии в командной работе. Взаимодействие с учителем-консультантом позволяет освоить еще одну ролевую
- позицию. Выход за пределы школы в поисках информации или для проверки (реализации) своей идеи заставляет вступать во взаимоотношения со взрослыми людьми (библиотекарь, дворник и т. п.) и сверстниками с новых позиций. В отношении взрослых происходит переход с позиций социальной инфантильности (он - ответственный опекун, я - безответственный потребитель) на позиции сотрудничества (он - профессионал, выполняющий свою работу, принимающий решения; я - человек, делающий конкретное дело и несущий за него ответственность);
- оценивает. На каждом этапе возникают различные объекты оценки. Учащийся оценивает «чужой» продукт - информацию с позиций ее полезности для проекта, предложенные идеи с позиций их реалистичности и т. п. В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности. Для того чтобы научить учащихся адекватно оценивать себя и других, необходимо дать им возможность поразмышлять над тем, что дало каждому из них участие в проекте, каковы слагаемые успеха, что не удалось (непонимание, недостаток информации, неадекватное восприятие своих возможностей и т. д.). Даже не самый удавшийся проект имеет большое положительное педагогическое значение.
Этапы работы над проектом Этапы работы над проектом Цели и задачи Деятельность учителя Деятельность учащихся 1. Погружение в проект Цель - подготовка учащихся к проектной деятельности. Задачи: - определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся; - создание группы (групп) учащихся для работы над проектом.
Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся. Побуждает у учащихся интерес к теме проекта. Помогает сформулировать: • проблему проекта; • сюжетную ситуацию; • цель и задачи. Мотивирует учащихся к обсуждению, созданию проекта. Организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта. Помогает в анализе и синтезе, наблюдает, контролирует. Консультирует учащихся при постановке цели и задач, при необходимости корректирует их формулировку. Формирует необходимые специфические умения и навыки. Осуществляют вживание в ситуацию. Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем. Получают дополнительную информацию. Определяют свои потребности. Принимают в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор. Осуществляют: • анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта; • личностное присвоение проблемы. Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта.
2.Планирование деятельности
Цель - пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных. Задачи: - определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации; - установление процедур и критериев оценки результатов и процесса; - распределение задач (обязанностей) между членами группы. Направляет процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов). Предлагает учащимся: • различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации; • организовать группы; • распределить роли в группах; • спланировать деятельность по решению задач проекта; • продумать возможные формы презентации результатов проекта; • продумать критерии оценки результатов и процесса. Формирует необходимые специфические умения и навыки. Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов Осуществляют: • поиск, сбор, систематизацию и анализ информации; • разбивку на группы; • распределение ролей в группе; • планирование работы; • выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов; • принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса. Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной деятельности на данном этапе. Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы.
3. Осуществление деятельности по решению проблемы Цель - разработка проекта. Задачи: - самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта. - промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время). Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся. Контролирует соблюдение правил техники безопасности. Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности. Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме. При необходимости консультируются с учителем (экспертом). Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах. 4.Оформление результатов. Цель - структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков. Задачи: - анализ и синтез данных; - формулирование выводов.
Наблюдает, советует, направляет процесс анализа. Помогает в обеспечении проекта. Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого. Оформляют проект, изготавливают продукт. Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач. Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы 5. Презентация результатов Цель - демонстрация материалов, представление результатов. Задачи: - подготовка презентационных материалов; - подготовка публичного выступления; - презентация проекта. Организует презентацию. Продумывает и реализует взаимодействие с родителями. При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации и оформления портфолио. Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности. Выступает в качестве эксперта. Принимает отчет: • обобщает и резюмирует полученные результаты; • подводит итоги обучения; • оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.; • акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др. Выбирают (предлагают) форму презентации. Готовят презентацию. Продолжают оформлять портфолио. При необходимости консультируются с учителем. Осуществляют защиту проекта. Отвечают на вопросы слушателей. Демонстрируют: • понимание проблемы, цели и задач; • умение планировать и осуществлять работу; • найденный способ решения проблемы; • рефлексию деятельности и результата. Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп \ учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса.
Презентация проектов. Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности - презентация (защита) проекта. Выбор формы презентации проекта - задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор "типичных" форм презентации, вообще говоря, весьма ограничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии ( в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей проектантов - артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных и т.п.) Для этого нужно помочь ученикам произвести самооценку проекта, затем нужно помочь учащимся оценить процесс проектирования с помощью вопросов. Также нужно помочь ученикам подготовить проект к презентации. Презентация (защита) проекта - завершающий этап его выполнения, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе. Важно, чтобы дети ощутили потребность в тех изделиях, которые они изготовили, почувствовали атмосферу праздника оттого, что они доставили радость людям. Виды презентационных проектов могут быть различными, например: - Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа). - Деловая игра. - Демонстрация видеофильма - продукта, выполненного на основе информационных технологий. - Диалог исторических или литературных персонажей. - Защита на Ученом Совете. - Игра с залом. - Иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций… - Инсценировка реального или вымышленного исторического события. - Научная конференция. - Отчет исследовательской экспедиции. - Пресс-конференция. - Путешествие. - Реклама. - Ролевая игра. - Соревнования. - Спектакль. - Спортивная игра. - Телепередача. - Экскурсия. В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. Очень важно, чтобы дети рассказали, как именно они работали над проектом. При этом демонстрируется и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени, показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, названное нами продуктом работы над проектом, требует использования определенных знаний и умений по технологии его изготовления. Вид продукта определяет форму проведения презентации. Педагогической целью проведения презентации является выработка или развитие презентативных умений и навыков. К ним относятся умения: - кратко, достаточно полно и лаконично (укладываясь в 10-12 минут) рассказать о постановке и решении задачи проекта; - демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения; - анализировать ход поиска решения для аргументации выбора способа решения; - демонстрировать найденное решение; - анализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом; - проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы, адекватности уровня постановки проблемы тем средствам, с помощью которых отыскивать решение. Формирование УУД В процессе проектной деятельности формируются следующие общеучебные умения и навыки: 1.Рефлексивные умения: - умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; - умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? 2.Поисковые (исследовательские) умения: - умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; - умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; - умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста); - умение находить несколько вариантов решения проблемы; - умение выдвигать гипотезы; - умение устанавливать причинно-следственные связи. 3.Навыки оценочной самостоятельности. 4.Умения и навыки работы в сотрудничестве: - умение коллективного планирования; - умение взаимодействовать с любым партнером; - умения взаимопомощи в группе в решении общих задач; - навыки делового партнерского общения; - умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы. 5.Коммуникативные умения: - умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.; - умение вести дискуссию; - умение отстаивать свою точку зрения; - умение находить компромисс; - навыки интервьюирования, устного опроса и т.п. 6.Презентационные умения и навыки: - навыки монологической речи; - умение уверенно держать себя во время выступления; - артистические умения; - умение использовать различные средства наглядности при выступлении; - умение отвечать на незапланированные вопросы. Заключение Учебный проект с точки зрения учащегося - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Учебный проект с точки зрения учителя - это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации. Итак, это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта. Возраст детей, участвующих в реализации данной общеобразовательной программы: программа «Образовательная программа кружка «Проектная деятельность»» предназначена для детей 9-10 лет, посещающих ОУ. Сроки реализации программы. Программа курса рассчитана на 1 год обучения. (1 час в неделю). 1 год обучения - 34 часа. Руководитель имеет возможность вносить коррективы в программу, изменять количество часов на изучение отдельных тем, число практических работ. Формы и режим занятий. Занятия проводятся во внеучебное время 1 раз в неделю. Методы работы:
- словесные методы: рассказы детей, сообщения, доклады на заданную тему, подготовка и чтение рефератов - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
- наглядные методы: демонстрации поделок, плакатов, макетов, схем, иллюстраций, рисунков. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления, внимания, младших школьников;
- практические методы: - это изготовление плакатов, схем, различных моделей, поделок. Позволяют найти самореализацию личности младшего школьника путем развития его интеллектуальных возможностей, волевых качеств, и творческих способностей в процессе создания под контролем учителя новых проектов, обладающих субъективной или объективной новизной и имеющих практическую значимость. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса «Проектный метод» необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с информаторами, поисковые работы, выполненные задания. Не следует понимать проект как контрольную работу. Проект - творческая работа, во время которой школьники продолжают пополнять знания и формировать умения, необходимые для выполнения работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать свою значимость в учебном процессе, ценность общения.
Учебно-методическое обеспечение
-
Иллюстративный материал, таблицы, схемы, образцы.
-
На занятиях курса используются наглядные пособия (в т.ч. собственного изготовления).
-
Технические средства.
-
Подписные издания, что способствует лучшему усвоению знаний.
Материально-техническое обеспечение:
-
компьютер;
-
проектор;
-
Интернет;
-
электронные обучающие диски.
Содержание программы
Тема 1: «Введение» (1ч) Что такое технология проектного обучения? Значимость проектной технологии. Источники, из которых берется материал: книга, Интернет, информаторы, телевидение и другие источники. Выбор предполагаемых участников проекта. Виды проектов. По времени: краткосрочные, среднесрочные, длительный проект. По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные. По содержанию: монопредметный, межпредметный, над предметный. Классификация проектов по ведущим видам деятельности: учебные исследования (очень популярный); информационный (сбор и обработка информации); игровые (занятия в форме игры); творческие проекты, практико - ориентированные (практические). Некоторые отличия проектной деятельности от традиционной учебной деятельности.
Тема 2: Проект "Красная книга родного края". (5 ч)
- Познакомить с растениями и животными родного края, дать задание о сборе материала о редких растениях и животных нашего края. (1 ч)
- Создать Красную книгу растений и животных родного края. (1 ч)
- Оформить стенд «Как прекрасен наш край». (1 ч)
- Подготовить выставку рисунков и поделок о родном крае. (1 ч)
- Провести защиту проекта. (1 ч)
1.Выяснить историю возникновения первых игрушек.(1ч) 2.Провести исследование на тему: «Игрушки разных стран»(1ч) 3.Разнообразие игрушек 20 века (1ч) 4.Отличительные особенности игрушек-героев мультфильмов(1ч) 5.Мир фантазий: игрушка будущего. Рисунки детей.(1) 6.Подготовить индивидуальный проект «Моя любимая игрушка»(1ч) 7. Провести мини-конференцию «Мир игрушек» (1ч)
Тема 4: Проект "Новый год в моих фантазиях». (5 ч)
- Проведение беседы на тему: «Новый год в моих фантазиях». Обогатить представления детей о празднике. Обратить внимания, откуда к нам пришел этот праздник, когда и почему мы начали праздновать новый год? (воспользоваться литературой, Интернетом, журналами и газетными публикациями для расширения знаний и представлений детей в ходе подготовки проекта.) Откуда к нам пришла традиция ставить хвойное дерево на новогодний праздник и его украшать? Какие украшения вешали люди в далекой старине на елку? Какие новогодние традиции, остались у нас от далекой старины? (1 ч)
- Изготовление новогодних украшений для елки. (1 ч)
- Защита проекта в виде новогоднего представления. (1 ч)
- Завершить проект конкурсом «Образ зимы в твоих картинках, поделках, рассказах, сочинениях, стихах» (сделанных руками детей). (1 ч)
Тема 5: Проект "Моя семья". (6 ч) Семья - это одна из главных ценностей для человека в жизни; небходимо знать историю своей семьи, уважать своих родственников и помнить о них. Необходимо знать: часто о человеке судят по его семье; следовательно, свою семью надо создавать на принципах любви и уважения. Понять это, должна помочь поисковая работа в виде проекта.
- Проведение беседы: «О понимание роли семьи в жизни человека» (изучить историю данной семьи, род занятий членов семьи, их хобби, родственные связи и отношения, понять свою роль в этой семье.) (1 ч)
- Сбор фотографий, отражающих родственные и важные моменты в жизни отдельно взятой семьи. (1 ч)
- Оформление небольшого семейного альбома исследуемой семьи. (1 ч)
- Написание эссе о путешествиях, труде и отдыхе данной семьи. (1 ч)
- Изобразить древо, на плакатном листе данной семьи. Провести конкурс «Моя родословная». (1 ч)
- Завершить проект презентацией перед всем классом. (1 ч)
Тема 6: Проект «Наши бабушки и мамы» (4 ч)
- Подготовка и выпуск рисунков, портретов: «Это мамочка моя», «Это бабушка моя». (1 ч)
- Подготовить и провести экскурсию на работу одной из мам. (2 ч)
- Защита проекта «Наши бабушки и мамы». (1 ч)
Тема 7 Детская книжка. 1.Исследование- как возникают сказки и рассказы.(1ч) 2.деловая игра: рифма. Сочиняем сказки и загадки.(1ч) 3.Знакомство с профессиями людей, связанными с созданием книги. Экскурсия в библиотеку.(1ч) 4. Создание детской книжки-малышки : «Для детей и про детей»(1ч)
Тема 8: Мониторинг. 4ч 1.Представление коллективного творческого проекта «Сборник детей для детей» 2.Провести мини-конференцию «Мир игрушек»
3. Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся начальной школы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКА «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
№
Тема занятия
Количество часов
1.
Введение.
1
2.
Проект "Красная книга родного края".
5
3.
Проект «Моя любимая игрушка»
7
4.
Проект "Новый год в моих фантазиях».
5
5.
Проект "Моя семья".
6
6.
Проект «Наши бабушки и мамы».
4
7.
Проект "Детская книжка»
4
8.
Мониторинг.
4
Всего: 36 часа
Учебно-методическое обеспечение Программы
1.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. 2011г
2.Семенова Н. А. «Исследовательская деятельность учащихся» 3. Аркадьева А.В. 2010
«Исследовательская деятельность младших школьников» // Начальная школа плюс До и После. - 2005г.
Требования к уровню подготовки обучающихся Повышение степени самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности; развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий, приобретение детьми опыта проектной деятельности. Воспитание младших школьников в соответствии с портретом выпускника. Портрет выпускника начальной школы
- Умеет учиться, способен организовать свою деятельность, умеет пользоваться информационными источниками;
- владеет опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международного уровней;
слушать и слышать собеседника, высказывать своё мнение);
- любит свой город, край, свою Родину;
- любознательный, честный, внимательный, толерантный, активно и заинтересованно познающий мир;
- уважает и принимает ценности семьи и общества, готов отвечать за свои поступки перед семьей, школой;
- соблюдает правила здорового образа жизни.
- умения определять состав действий и операций, их количество, составлять план по действиям и операциям, составлять план по размещению деталей на изделии, распределять работу в группе и выполнять работу в соответствии с планом, используя табличную форму записи плана;
- умения планировать работу группы с учётом времени и составлять оптимальный план;
- умение использовать кодирование и декодирование для записи плана и выполнять работу в соответствии с планом;
- умения анализировать проблемную ситуацию, содержащую проблему и условия, умения уточнять условия, в которых рассматривается проблема;
- формулировать проблему и цель, определять задачи, которые необходимо решить для достижения цели, определять задачи по составлению проекта, ставить перед собой познавательные и исследовательские задачи;
- умения формулировать ожидаемый результат, фиксировать проект в виде карты - схемы, схемы, макета, буклета, алгоритма, эскиза, умение представлять ход и результат проделанной работы.
К концу года учащиеся должны уметь:
-
выделять проблему и условия из проблемной ситуации;
-
формулировать проблему в виде вопроса, а исходя из проблемы, определять цели и задачи для её реализации;
-
осуществлять планирование и составлять план своей работы;
-
предъявлять результаты проделанной работы (проекты); делать самоанализ, т.е. выступать с презентацией.
Критерии оценивания Оценка выполненных проектов. Весьма важный вопрос - оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться так, чтобы каждый проект «победил» в «какой-либо» номинации. Например, могут быть следующие номинации: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Красочный проект» и т.д. Критерии внешней оценки проекта
- Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике.
- Корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов.
- Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями.
- Коллективный характер принимаемых решений.
- Характер общения и взаимопомощи участников проекта.
- Необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей.
- Доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы.
- Эстетика оформления результатов проекта.
- Умение отвечать на вопросы оппонентов.
Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированное™ умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося. Можно оценивать:
- степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
- степень включенности в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
- практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;
- количество новой информации, использованной для выполнения проекта;
- степень осмысления использованной информации;
- уровень сложности и степень владения использованными методиками;
- оригинальность идеи, способа решения проблемы;
- осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
- уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности;
- владение рефлексией;
- творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
Список литературы. 1.Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач.школа. - 2005. - №6. 2.Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. - 2004. - №2. 3. Щербакова С. Г. «Организация проектной деятельности в школе: система работы» Волгоград: Учитель, 2008г. 4. Чиркова Е.Б. «Модель урока в режиме технологии проектного обучения» //Начальная школа, 2003г. № 12. 5. Харчевникова Е.Г. «Овладение учителем школьными технологиями» // Начальная школа 2003г. №2. 6. Горячев А.В. «Проектная деятельность в Образовательной системе «Школа 2100» // Начальная школа плюс До и После. - 2004г.