Коррекционная программа по коррекции дисграфии для 2-3 класса общеобразовательной школы

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 3





Согласовано Утверждено

Зам. директора по УВР Директор школы

_______ Т.Л. Зиятдинова _____________ Н.А. Борисова

«___» ___________20013 « ___» _______________2013





Программа по коррекции дисграфии у учащихся 2, 3 классов

на 2013-2014 учебный год.







Учитель-логопед: Гофман Оксана Яковлевна

Пояснительная записка. В повышении качества образования и воспитания немаловажную роль играет психолого-педагогическое изучение школьников, своевременное выявление причин отставания отдельных учеников и выбор наиболее эффективных путей устранения этих отставаний.

Одной из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов являются разнообразные нарушения устной и письменной речи, которые нередко затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом.

Проблема нарушений письменной речи у школьников - одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средства дальнейшего получения знаний учащимися.

В программе раскрывается система коррекционного обучения по преодолению нарушений письменной речи - по трём основным направлениям:

  1. Коррекционная работа на фонетическом уровне;

  2. Коррекционная работа на лексическом уровне;

  3. Коррекционная работа на синтаксическом уровне.

Работа на фонематическом уровне включает два направления:

  • Развитие звукового анализа слов ( от простых форм к сложным);

  • Развитие фонематического восприятия, то есть дифференциация фонем, имеющих сходные характеристики.

Коррекционная работа на лексическом уровне начинается с выяснения и пополнения словарного запаса учеников. Основные задачи лексической работы:

  • Количественный рост словаря ( за счёт усвоения новых слов и их значений);

  • Качественное обогащение словаря (путём усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний);

  • Очищение словаря от искажённых, просторечных и жаргонных слов.

Ученики упражняются в слоговом и морфемном анализе и синтезе слов; наблюдают явления многозначности, синонимии, антонимии и омонимии как слов, так и морфем.

Коррекционная работа на синтаксическом уровне должна привести детей к пониманию связи слов в предложении, которое выявляется при помощи вопроса от главного слова в словосочетании к зависимому слову.

Рассмотрение падежей в ходе логопедических занятий не преследует цели обучить детей правописанию окончаний склоняемых частей речи, а является одним из средств изживания аграмматизма в речи учащихся (как экспрессивного, так и импрессивного).

Последовательность расположения падежей соответствует той, какая отмечена Гвоздевым А.Н. в процессе становления устной речи ребёнка в онтогенезе.

Задачи коррекционной работы на синтаксическом уровне:

  • Преодоление и предупреждение ошибочных словосочетаний в речи учащихся, усвоение ими сочетаемости слов, осознанное построение предложений;

  • Обогащение фразовой речи учеников путём ознакомления их с явлением многозначности, синонимии, антонимии, омонимии синтаксических конструкций.

Круг тем, содержание и формы работы определяются спецификой логопедических задач, но при этом они соотносятся с ключевыми вопросами программы по русскому языку в начальной школе.

Работая с группой учеников, логопед имеет возможность наблюдать затруднения каждого ребёнка и соответственно обеспечить тренировку каждого ученика в оптимальном для него режиме.

На любом этапе логопедической работы решаются задачи организации деятельности детей, расширения объёма всех форм внимания и памяти, развития лексического запаса и грамматического строя речи.

В данной программе по преодолению нарушений письменной речи не выделяется отдельно направление - развитие и уточнение пространственно-временных представлений, но упражнения в определении последовательности в пространстве и во времени проводятся на протяжении всех занятий. Эти упражнения создают основу для воспитания звуко-слогового и морфемного анализа слов.



п/п

Тема занятия

Развитие навыков

Количество часов

Коррекционная работа на фонематическом уровне

Звуки речи и буквы.

Строение и функции речевого аппарата:

- органы речи;

- образование звуков речи

Познакомить со строением речевого аппарата.

Учить различать речевые и неречевые звуки.

Развивать слуховое внимание, фонематический слух.

2

Звуковой фонематический анализ слов различной структуры.

Простые формы звукового анализа:

- гласные звуки;

- согласные звуки (артикуляция согласных звуков).

Сложные формы звукового анализа ( с опорой на цифровой ряд).

Закрепить артикуляцию гласных и согласных звуков. Научить удерживать артикуляцию каждого гласного звука и узнавать звук по показу беззвучной артикуляции.

Дать понятие слогообразующей роли гласных.

Развивать фонематический слух, работать над ритмической структурой слов.

Учить звуковому анализу слов, развивать слуховое внимание и восприятие, развивать ритм.

2

Обозначение мягкости согласных на письме гласными второго ряда (я, ё,е,ю,и).

- Сходство парных гласных.

- Различие парных гласных.

- Дифференциация гласных: ы-и, о-ё, а-я, у-ю.

Обозначение мягкости согласных на письме посредством буквы ь.

Дать понятие о том, что мягкий знак - это только буква, но не звук.

Учить определять на слух согласный, мягкость которого на письме обозначается буквой ь.

Учить правильно писать слова с буквой ь.

Формировать умение обозначать мягкость согласного звука с помощью ь, используя слова-квазиомонимы (ел-ель, удар-ударь).

Закрепить умение определять количество звуков и букв в слове.

11

Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство:

буквы б-д

буквы о-а

буквы у-и

буквы п-т

Итоговый диктант.

Итоговый диктант.

Уточнить и закрепить артикуляцию смешиваемых звуков.

Упражнять в анализе состава и структуры графического знака, в синтезе его из элементов; сравнительном анализе букв.

Упражнять в записи чередующихся элементов букв, смешиваемых по кинетическому сходству.

Развивать зрительную память.

Закрепить связи между фонемой, -артикулемой-графемой, кинемой.

Формировать пространственное восприятие, пространственные представления, зрительно-пространственный анализ и синтез.

3



1

Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство.

Гласны буквы ё-ю (звуки о-у).

Звонкие и глухие парные и согласные звуки:

В-Ф З-С

Б-П Г-К

Д-Т Ж-Ш

Д-Т

Уточнить артикуляцию гласных звуков о,у в словах.

Научить сопоставлять по значению и звучанию слова со звуками о-у, с буквами ё,ю.

Уточнять артикуляцию согласных звуков.

Развивать слуховое внимание и восприятие.

Закреплять умение определять место звука в слове ( с опорой на цифровой ряд)

1



9

Оглушение звонких согласных ( в середине слова и в конце слова)

Учить наблюдать несовпадение норм произношения с нормами правописания. Упражнять учеников в проверке сомнительных согласных.

3

Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство (продолжение).

Звуки

С-Ш Г-К-Х

З-Ж С-Ц

С-Щ Ч-Т

Р-Л Ч-Щ

Ц-Ч

Итоговый диктант.

Развивать слуховое внимание и восприятие.

Уточнять артикуляцию согласных звуков.

Развивать навык правильного написания слов. содержащих фонемы, имеющие акустико-артикуляционное сходство.

11

1

Коррекционная работа на лексическом уровне.

Уточнение и расширение словарного запаса учащихся .

- Слова - «сорняки».

- Слова - «приятели» (синонимы).

Обогащать словарный запас учеников количественно и качественно.

Упражнять в слоговом и морфемном анализе и синтезе слов.

Дать понятие о словах - « (синонимах), словах «приятелях» и словах «неприятелях» (антонимах), словах - близнецах (омонимах).

Ввести понятие многозначные слова.

Учить употреблять слова в прямом и переносном смысле.; учить понимать значение выражений с данными словами.

4

Слоговой анализ и синтез слов.

-Составление слов из слогов, деление слов на слоги.

- Анализ и синтез слов, полученных путём перестановки слогов.

Дать понятие о том, что слог - это часть слова, не заключающая в себе смысла слова.

Закрепить правила о слогообразующей роли гласных звуков.

Учить делить слова на слоги и составлять слова из слогов.

Развивать чувство ритма.

Дать понятие о том, что определённая последовательность слогов является смыслоразличительным фактором при чтении и записи ряда слов.

4

Типы слогов.

- Прямой слог (ма)

- Обратный слог (ам)

-Прямой закрытый слог со стечением согласных (ост, енк)

Учить проводить звуковой анализ односложных слов, состоящих из 4-5 звуков со стечением согласных.

Закрепить навыки слого-звукового анализа слов с опорой на схему.

2

Ударение в слове (схемы слого-ритмической структуры слов).

Научить проговаривать слово, выделяя голосом ударные гласные ( по подражанию, самостоятельно);

Определять ударный гласный;

Воспроизводить ритм слова с выделением ударного слога (отхлопывания, отстукивания);

Узнавать слово по его слуховой схеме;

Узнавать слово по зрительной схеме;

Определять ударный гласный в процессе написания слов.

Определять безударные гласные в корне, требующие проверки; проверять безударные гласные ударением (путём подбора проверочных слов).

Показать смыслоразличительную и фонетическую роль ударения. Тренировать в произнесении и определении ударного гласного звука в словах.

Безударные гласные.

Показать разницу в звучании одного и того же гласного звука в ударной и безударной позиции.

Тренировать в подборе проверочных слов.

7

Состав слова (морфемный анализ и синтез слов).

- Корень слова.

- Сложные слова.

- Приставка.

- Суффикс.

Дать понятие родственных слов.

Развивать познавательную деятельность; способность восприятия и различения значимых частей слова, способность сопоставлять слова по их морфологическому составу, выделять и сравнивать различные элементы в словах

5

Коррекционная работа на синтаксическом уровне.

Словосочетание и предложение .

- Составление предложений по опорным картинкам.

- Предложение.

Тренировать в определении количества и последовательности слов в предложении, составлении схемы предложения.

Показать необходимость согласования слов в предложении, упражнять в грамматически правильном построении предложений.

Тренировать в наблюдении за интонацией понижения голоса, соотнося это с правилом обозначения границ предложения в письме.

3

Соглосование.

- Соглосование слов в числе.

- Изменение слов по числам.

-Соглосование в роде.

Упражнять учащихся в практическом использовании категории числа ( без её определения).

Привести детей к пониманию связей слов в предложении.

Учить находить в словосочетании главные слова и зависимые, ставить вопросы от главных слов к зависимым.

4

Управление.

Кого? Что? (винительный падеж)

Кого? Чего? (родительный падеж)

Кого? Чего? (родительный падеж)

Кому? Чему? (дательный падеж)

Кем? Чем? (творительный падеж)

О (в, на) ком ? Чём? (предложный падеж)

В этой работе важно преимущественное или даже абсолютное внимание к форме. Так обстоит дело при рассмотрении многих норм управления, которые не поддаются семантическому осмыслению и должны быть усвоены в словарном порядке (рад чему?, но доволен чем? Работать на заводе, но работать в совхозе).

4

Связь слов в предложении (словосочетание)

- Проверочные задания.

Закрепить навык определения количества и последовательности слов в предложении, составлении схемы предложения.

Закрепить навык нахождения главных членов предложения.

Закрепить навык грамматически правильного построения предложений.

4

Предлоги.

- Графический диктант.

Уточнение конкретно-пространственные значения предлогов.

Развитие и уточнение пространственных представлений, их выражения посредствам предлогов.

Развитие навыков грамотной речи (учить правильно употреблять предлоги).

Формирование навыка раздельного написания предлога с существительными, прилагательными.

Закрепление навыка распознавания предлогов в тексте на слух.

2

Предлоги и приставки.

Закрепить понятие «предлог», «приставка».

Знать! Перед глаголами не бывает предлогов.

Развивать навык раздельного написания предлогов со словам ( с существительными, с прилагательными).

Совершенствовать навык слитного написания приставок со словами.

3

Итоговый диктант.

Проверка знаний, умений, навыков, полученных на занятиях.

1

Итого 90 часов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие - М.: «Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС», 1997

  2. Лалаева Р.И. «Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.:Гуманит. Изд центр ВЛАДОС», 2001

  3. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф.,Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи.- М.:»Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС», 2001.

© 2010-2022