- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок литературного чтения на тему
Урок литературного чтения на тему
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ермолаева Н.В. |
Дата | 19.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Задачи: учить распознавать звук [ ц ] и соответствующую букву; познакомить с особенностями звука [ ц ] как всегда твердого согласного звука; упражнять в осмысленном и выразительном чтении; прививать читательский интерес, ответственное отношение к учебе, стремление к успеху.
Формируемые УУД
Познавательные: личностное формирование установки на здоровый образ жизни, развитие доброжелательности и внимательности к птицам.
Регулятивные: оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.
Коммуникативные: умение слушать собеседника, позитивное отношение к процессу сотрудничества.
1. Организационный момент.
Вот звонок звенит, заливается,
Смолкли громкие голоса.
А у нас сейчас начинается
Интересная полоса.
2. Актуализация знаний.
- Какие буквы пропущены в словах? Докажите. Расскажите правила.
Свеч., рощ., ч.до, щ.ка, прощ., ч.чело.
- С каким звуком и буквой мы познакомились на предыдущем уроке?
- Охарактеризуйте звук [щ'].
- Чем отличается звук от буквы? (Букву мы пишем и видим, а звук мы слышим и произносим.)
3. Мотивационно-целевой этап.
- Отгадайте загадку.
Жёлтые пищат комочки-
Это всё сыны и дочки.
Квохчет мама:"Ко-ко-ко,
Не ходите далеко!
Не играйте с мамой в прятки".
Детки кто её? (Цыплятки.)
- Какой первый звук в слове-отгадке? (Звук [ц].)
- Сформулируйте тему урока, закончив предложение, записанное на доске.
«Звук … [ ц ]. Буквы Ц, ц»
- Отталкиваясь от темы и опираясь на начало предложений (опорные слова), сформулируйте задачи урока:
Познакомиться с …буквами Ц, ц и звуком [ ц ].
Учиться отличать … звук [ ц ] от других звуков.
Учиться читать … слова с новой буквой.
4. Новый материал.
(Работа с интерактивной доской.)
- Найдите слова со звуком [ц].
Картинки: цветы, чайник, колодец - углубление с укреплёнными стенками и механизм подъёма воды на поверхность (ведро на верёвке или насос), шляпа, циркуль - инструмент для вычерчивания окружностей, борец, крыльцо - пристройка из площади и лестницы перед домом, служащая для входа в дом и выхода из него, ведро.
- Давайте ещё раз произнесём слова и выделим голосом звук [ц].
-Охарактеризуйте его.
Звук [ц] обозначается на письме буквой Ц. (прикрепить на доске)
Буква Ц -
Смотрите сами -
Как скамейка
Вверх ногами.
- Давайте прочитаем слоги с буквой ц. (ца, цо, цу, ци, це, цы)
- Что вы заметили? (Звук [ ц ] во всех слогах произносится твёрдо, даже перед буквами е и и, которые обозначают мягкость предшествующего согласного.)
- Какой мы можем сделать вывод? (Звук [ ц ] - непарный твёрдый согласный звук.)
5. Первичное закрепление.
Работа на карточках.
- Найди в словах звук [ ц ] и закрась соответствующий кружок синим цветом.
(Картинки: колодец, цапля, ножницы, огурец.)
- А теперь давайте проверим. (Проверяем по интерактивной доске)
6. Физминутка.
- Посмотрите на доску. Попробуем сложить чистоговорки. Какое слово нужно вставить?
- Готовы? Читаем:
цы - цы - цы - вот поспели ……
ца - ца - ца - захотелось …….
ец - ец - ец - мы сорвали ……
цу - цу - цу - дети рады ……
рцы - рцы - рцы - мы полили…….
Вы, ребята,………….
7. Закрепление.
(Работа с интерактивной доской.)
- Отгадай загадку и составь схему слова-отгадки. (Звуковой анализ слова цапля).
8. Работа с учебником.
(Игра "Третий лишний".)
- Какая птица лишняя и почему? (Курица, так как это домашняя птица.)
-А где живут цапля и синица?
- Хотели бы вы узнать об этих птицах побольше?
- Откуда можно получить необходимую информацию? (Из книг.)
Существуют специальные книги - справочные пособия. Они называются энциклопедиями. (показать)
- Давайте все вместе почитаем, что пишут о птицах в энциклопедии.
(Чтение текстов. Показать картинки с изображением птиц.)
Где живут цапли?
-Что такое болото? (Топкое место со стоячей водой.)
- Чем питаются цапли?
- Почему они долгие часы стоят не шевелясь? (Чтобы не спугнуть добычу.)
- Чему могут учиться люди у цапель? (Терпению.)
-Что вы узнали о синице?
- Синицы живут в лесах, но на время зимы переселяются поближе к людям, так как в городах больше корма. Зимой их следует обязательно подкармливать. В это суровое время года птицы гибнут десятками тысяч. Вы тоже можете помочь птицам перезимовать. Как? (смастерить кормушки, подкармливать нежареными подсолнечными семечками, пшеном.)
- Чем отличается сокол от других птиц?
- Для кого сокол враг?
- Для чего раньше держали соколов?
- Посчитайте, сколько раз в этом тексте встречается буква ц? (3+4+2)
9. Физминутка.
Маленькие птички,
Птички-невелички,
По лесу летают,
Песни распевают. (машем руками, как крылышками)
Буйный ветер налетел,
Птичек унести хотел. (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)
Птички спрятались в дупло,
Там не тронет их никто. (приседаем на корточки, закрываем голову руками)
10. Закрепление.
(Работа с интерактивной доской.)
- Какую пользу приносят синицы? (Защита садов от вредителей.)
- И одна из вредителей -гусеница.
- Составь звуковые схемы слов. (гусеница, мотоцикл, щипцы, полотенце)
11. Рефлексивно-оценочный этап, подведение итогов.
- Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Давайте подведём итог нашего урока.
- С какой новой буквой мы познакомились сегодня?
- Какой звук обозначает эта буква?
- Дайте характеристику этому звуку.