• Преподавателю
  • Начальные классы
  • План – конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме Роль слов-признаков в речи с использованием технологии целеполагания

План – конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме Роль слов-признаков в речи с использованием технологии целеполагания

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План - конспект урока по русскому языку в 3 классе с использованием технологии целеполагания.

Тема урока: Роль слов-признаков в речи.

Тип урока: урок - исследование на этапе ознакомления с новым материалом.

Основная деятельность на уроке: учебно - поисковая.

Цель урока:

1) Расширить представление учеников о роли в языке слов-признаков.

Систематизировать знания детей о словах-признаках, и установлении связи между словами

Формировать умение определять и характеризовать предметы с разных сторон.

2) Организовать учебно-поисковую деятельность на уроке с целью:

- развитие системного мышления;

- развитие творческого мышления

3) Создать условия для таких личностных качеств как:

- ответственность;

- выбор ответа, способ действия;

- коммуникативность Оборудование: 1) Памятка для учащихся. 2) Репродукция картины И.И.Левитана «Золотая осень». 3) Картинки-загадки. 4) Словарь фразеологизмов В.П.Жукова. 5) Текст М.Пришвина «На лугу» и карточка с ключевыми словами. 6) Карточки для каждого ученика с заданием.

Структура урока.

I. Мобилизационная часть урока

  • запись числа, классной работы;

  • психологическая готовность.

II. Вводно - мотивационный этап

III. Обобщение значений об имени существительном

1) Сравнение групп слов.

2) Многозначность

3) Признаки имени существительного

4) Морфологический разбор имени существительного

IV. Познавательный этап

1) Вопросы, примеры, обобщения и вывод по первому признаку

имен прилагательных: слова, отвечающие на вопросы какой?

какая? какое? какие? (задание по рядам)

2) Прилагательные нужны для красочности описания.

3) Прилагательные нужны для точности описания:

а) работа с двойным текстом

б) проблема - почему «последний» ?

V. Физкультминутка

VI. Чистописание. Словарно - орфографическая работа

VII. Работа с текстом М.Пришвина «На лугу». Работа в парах.

VIII. Что описывают и уточняют имена прилагательные: выявление

признаков: величина, форма, вкус, материал и т. д.

IX. Итог. Ответ на главный вопрос урока. X. Д/з: описание внешности мамы. Оформление доски.

Число.

Классная работа. Какую роль в языке выполняют слова-признаки?
Памятка

Норка Пушистая Слова сущ, одуш., собств.,ед.ч.,м.р. Бантик Рыжие
Слова сущ.,одуш.,нариц.,ед.ч.,ж.р. Лисички Красные Иллюстрации Слова сущ.,одуш.,нариц., мн.ч. -? Галка Гладкая

Ход урока I. Мобилизационная часть урока. - запись числа, классной работы. II. Чистописание. п пл пр по опо уп признаки (учащиеся разбирают виды соединений, записывают слово прилагательное с буквой «п»). - Расскажите о словах-признаках. - С какими словами связаны слова-признаки? - Как это доказать? Приведите примеры. III. Целеполагание. Учитель: - Ребята, сегодня у нас будет урок, урок-исследование. Вы будете исследователями. Предмет нашего исследования, как вы уже догадались - слова-признаки. - А что бы вы хотели узнать о них? Почему зависят слова-признаки от слов - предметов? Какое значение имеют слова-признаки в жизни людей? Наша задача ответить сегодня на главный вопрос урока. (На доске записана тема урока). Какую роль в языке выполняют слова-признаки ?
Ученик: Мы любознательные дети Все хотим узнать на свете, И исследовать нам нужно Все тайны слов-признаков дружно. IV. Обобщение знаний о словах-предметах. 1) Сравнение групп слов. (Дети называют слова первой и второй группы, учитель меняет карточки местами). норка пушистая бантик рыжие лисички красные галка гладкая Учитель: - По какому признаку вы определили слова в 1 - й столбик? Ученик: - Это слова-предметы. Учитель: - Докажите. Ученица: - Эти слова отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предмет. Учитель: - Какой еще признак объединяет эти слова? Ученик: - Многозначность. (Дети приводят по два значения каждого слова.) 2) Признаки слов-предметов. Разбор слов. Учитель - Какие признаки слов-предметов вы знаете? Ученики: - Они бывают: одушевленные, неодушевленные, собственные, нарицательные единственного числа, женского, мужского и среднего рода. Учитель: - Как еще их можно называть? Ученик: - Существительные. Запись на доске: Слова сущ., одуш., собств., ед.ч., м.р.
Слова сущ., одуш., нариц., ед.ч.. ж.р
Слова сущ., одуш.. нариц., мн.ч.-?
Учитель: - Схема какого разбора подходит к существительному, записанному на доске? (Дети находят соответствующую запись) Учитель: - Что обозначает вопросительный знак? Ученик: - Во множественном числе нельзя определить род; надо поставить слово в единственное число. Учитель: - Как же уточнить значение многозначных слов? Ученица: - По смыслу предложения в котором это слово встречается. Учитель: - Объясните их значение. V. Наблюдение над словами-признаками. 1) Обратимся ко второй группе слов Учитель: - На какие вопросы отвечают эти слова? Дополните этот столбик своими примерами. (Дети приводят примеры). Учитель: - Что общего у всех этих слов? Ученица:
- Они отвечают на одинаковые вопросы. Учитель: - Попробуем ответить для чего нужны в русском языке такие слова. 2) Слова-признаки нужны для красоты описания. Работа с двойным текстом. Учитель: - Послушайте текст. (Учитель читает текст два раза). А) Наступила весна. Тает снег. Журчат ручьи. Светит солнце. Летят птицы. Б) Наступила ранняя весна. Тает последний снег. Журчат говорливые ручьи. Светит ласковое солнце. Летят голосистые птицы. Учитель: - О чём был первый текст? Ученик: - О весне. Учитель: - О чём был второй текст? Ученица: - Тоже о весне. Учитель: - Можно ли считать эти тексты одинаковыми? Ученица: - И да, и нет. Учитель: - Докажите. (Дети доказывают). Учитель: - Что же отличает первый текст от второго? Ученики: - Наличие имён прилагательных. - С ними текст становится красивее. - Имена прилагательные нужны для красоты описания. 3) Слова-признаки нужны для точности описания. а) Проблема - «почему последний?» Учитель: - Во втором тексте я использовала слово-признак «последний» для описания снега. Но это оно не такое уж красивое. Ведь можно взять, например, слово пушистый или слово серебристый. Ученица: - Нет, слово «последний» более точно описывает снег. Вывод: слова-признаки нужны для точности описания. б) Работа с карточками в малых группах. Учитель: - Давайте попробуем наиболее точно описать зимний и весенний снег. ( Каждой группе дается карточка, дети ставят стрелки).

СНЕГ

План – конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме Роль слов-признаков в речи с использованием технологии целеполагания.План – конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме Роль слов-признаков в речи с использованием технологии целеполагания.зимний весенний

последний

искристый

мокрый

колючий

грязный

пушистый

серебристый

мягкий

рыхлый

белый

светлый

серый (Идет обсуждение в группах с последующей фронтальной проверкой.) в) Работа с картинками-загадками по рядам. Учитель: - Оказывается, если точно описать предмет с помощью слов-признаков, то можно узнать его, даже не видя. Например: бурый зеленый спелое мохнатый сладкий круглое и т,д. косолапый сахарный сочное (медведь) (арбуз) (яблоко) (Учитель называет слова-признаки, дети угадывают; учитель показывает картинку). Учитель: - А теперь попробуйте описать себя с помощью слов-признаков. Начинайте со слова «Я». Ученики: - Я - смелый (ая), сильный (ая) и т.д. VI. Физкультминутка. Учитель: А теперь мы встанем дружно Делать так руками нужно:

  • В словосочетании есть слово-признак в единственном числе - и во множественном числе (поднимаем руки вверх - если прил. мн.ч., в стороны - ед.ч).
Удивительная прогулка, новые задания, молодое дерево, морозная тишина, кедровые ветви, лесная поляна, узкие тропинки. Продолжаем физкультминутку, только меняя упражнения. Высокие леса, тяжелый день, веселое солнце, снежные горки, зеленые листья, мягкий снег, чудесная аллея. VII. Словарно - орфографическая работа.
  1. На доске вывешивается картинка с изображением сливы.
Учитель: - Глядя на нее, назовите слово, обозначающее имя существительное. Записывают в тетрадь слово слива. Учитель: - Образуйте от этого слова слово-признак и запишите в тетрадь. Записывают: сливовое, сливовый, сливовая. Учитель: - Поставьте в словах ударение. (Идет обсуждение вариантов постановки ударения в группах). Ребята узнают, что в этом слове ударение нужно ставить на первом слоге.
  1. Работа с фразеологизмами.
Учитель: - Спишите с доски фразеологизм, объясните его и найдите слово-признак. Запись на доске: На блюдечке с золотой каемочкой - получить желаемое с почетом, без особых усилий. Ученик:
Слово-признак золотой, вопрос « какой?». Учитель: - Подберите к слову золотой устойчивые словосочетания. Ученики: - Золотой характер, золотые руки, золотое сердце, золотая осень. Запись в тетрадь с предварительным раскрытием смыслового понятия (в случае затруднения смотри в словарь). 3) Знакомство с репродукцией картины И.Левитана «Золотая осень». Учитель: - Эти устойчивые словосочетания использовали в своих произведениях писатели, поэты, художники. Среди них Исаак Ильич Левитан, который одну из своих картин назвал «Золотая осень». а) Каков, по - вашему, замысел художника? О чем эта картина? Почему она названа «Золотая осень? » б) Все ли деревья осенью одеваются в золотые листья? Назовите, какие деревья зимой остаются зелеными? Покажите их на картине. в) Вывод - обобщение о замысле художника учителем. Учитель: - Обычно осень - время увядания природы - вызывает чувство тоски и печали. Но если устанавливается сухая и теплая погода, то появляется чувство бодрости, жизнерадостное настроение. Очарование огненно - золотистого и багряного цветов на картине «Золотая осень» завораживает нас. Художник дает возможность почувствовать красоту жизни, прелесть осени, в полной ее силе, в золотом сиянии тихого солнечного дня. - Какой признак слов-признаков при описании осени по картине мы применяли чаще всего? Ученица: - Цвет. VIII. Работа с текстом. а) Работа в парах. Учитель: Перед вами текст «На лугу» М.Пришвина, в котором пропущены слова-признаки, обозначающие цвет. Предлагаю вставить в текст слова-признаки, которые подходят по смыслу, и обсудить в парах целесообразность их постановки. (Ребята зачитывают свои варианты ответа, идет обсуждение работы). А теперь учитель раздает карточки, в которых даны слова для справок с именами прилагательными к тексту М.Пришвина. И просит ребят вставить их в содержание рассказа по смыслу. На лугу. Как пышно цветет и зеленеет луг. Он похож на ...........................ковер. Много здесь разнообразных трав и цветов. Вот дикий овес золотится на солнце. Из земли выглядывают ......................... и ........................ головки мака. Качаются ...................... колокольчики. Слова для справок: пестрый, разноцветный; красные, алые, кумачовые; белые, белоснежные, лилейные; синие, лазурные, бирюзовые. б) задание по вариантам: I в.- выписать словосочетание сущ.+ прил. из 2 предложения. II в.- выписать словосочетание сущ.+ прил. из 6 предложения. какой? План – конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме Роль слов-признаков в речи с использованием технологии целеполагания.План – конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме Роль слов-признаков в речи с использованием технологии целеполагания.План – конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме Роль слов-признаков в речи с использованием технологии целеполагания.План – конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме Роль слов-признаков в речи с использованием технологии целеполагания.План – конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме Роль слов-признаков в речи с использованием технологии целеполагания.х План – конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме Роль слов-признаков в речи с использованием технологии целеполагания.пёстрый ковер Учитель: - Когда нам легче представить себе описанную картину? Ученица: - Когда в тексте точно подбираются слова-признаки. IX. Итог урока. Учитель: - Для чего нам нужны слова-признаки? Ученик: - Для описания и уточнения. Учитель: - Что уточняют имена прилагательные? Ученик: - Имя существительное. Учитель выставляет карточки со словами: величина, форма, вкус, цвет...... Учитель: - Все это называется одним словом - «признаки». Очень занимательное - Имя прилагательное. Трудно будет без него, Если пропадет оно. Ну представь-ка себе это: Как без признаков предмета Будем спорить, говорить, Веселиться и шутить? Что тогда получится? Стоит разве мучиться? Ну не скажем мы «прекрасное» Не скажем «безобразное» Не скажем маме «милая, Красивая, любимая» Отцу, и брату, и сестре.. X. Выставление оценок за урок. XI. Домашнее задание. Опишите с помощью слов-признаков свою маму.










10


© 2010-2022