- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по литературному чтению УМК Школа России (3 класс)
Рабочая программа по литературному чтению УМК Школа России (3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Батуева Е.В. |
Дата | 25.02.2016 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Календарно - тематическое планирование
по литературному чтению
Класс 3
Учитель Батуева Е.В.
Количество часов:
Всего 136 час; в неделю 4 час.
Плановых контрольных уроков 5, проверочных работ 8, диагностических работ 2, тестов 2;
Планирование составлено на основе концепции и программы для начальных классов, УМК «Школа России», авторской программы Л. Ф. Климановой, М. В. Бойкиной. Литературное чтение. Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ С. В. Анащенкова [и др.]. М.: Просвещение, 2011.
Учебник Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 частях./ [Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.] - М.: Просвещение, 2013. - 446 с.
Дополнительная литература М.В. Бойкина, Л.А. Виноградская. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2013.
№
Содержание
Кол-во
часов
Обучающая цель
Основные понятия, вводимые впервые, свойства, алгоритмы
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
Сроки
Предметные
Метапредметные универсальные учебные действия (УДД)
Личностные
I четверть (36 часов)
1
Знакомство с учебником
1
Повторить правила обращения с книгами, составление рассказа по картинке
Ориентироваться в учебнике, уметь пользоваться оглавлением, словарем
Использовать модели и схемы для решения учебных задач
Осознание значимости чтения для личного дальнейшего развития
Сентябрь
1 нед
Самое великое чудо на свете
4
2
Рукописные книги Древней Руси
1
Планировать работу по теме, используя условные обозначения
Рукописные книги
Правильно осознанно читать прозаические произведения
Построение логической цепочки рассуждений
Умение работать в парах, группах
3
Первопечатник Иван Федоров
1
Использовать фотографии, рисунки для получения необходимой информации
Первопечатник
Определять тему и главную мысль произведения
Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений
Принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению
4
Первопечатник Иван Федоров. Обобщение по разделу
1
Обобщать полученную информацию
Летописи
Уметь делать обобщение по разделу, проверять свои знания
Речевое высказывание
Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития
5
Оценим свои достижения
1
Проверка усвоения материала раздела.
Анализ средств художественной выразительности
Построение логической цепочки рассуждений
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения
2 нед
Устное народное творчество
14
6
Русские народные песни
1
Воспроизводить наизусть текст русских народных песен
Русские народные песни
Называть виды устного народного творчества
Постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще неизвестно
Умение выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
7
Шуточные народные песни
1
Знакомство с шуточными народными песнями
Шуточные песни
Называть виды устного народного творчества, малые и большие жанры
Постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще неизвестно
Умение выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
8
Докучные сказки
1
Отличать докучные сказки от других видов сказок
Докучные сказки
Называть виды устного народного творчества, малые и большие жанры
Постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще неизвестно
Умение выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
9
Произведения прикладного искусства: гжель и хохлома
1
Называть виды прикладного искусства
Гжель, хохлома
Приводить примеры прикладного искусства
Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов
Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
3 нед
10
Произведения прикладного искусства: дымковская и богородская игрушка
1
Называть виды прикладного искусства
Дымковская, богородская игрушка
Приводить примеры прикладного искусства
Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов
Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
11-12
Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
2
Читать текст, делить на части, характеризовать героев
Волшебная сказка
Осознанно читать текст, определять тему и главную мысль, оценивать события
Соотносить название произведения с его содержанием. Инсценировать прочитанное. Сотрудничать с одноклассниками
Учиться работать в группах, уметь считаться с мнением товарищей
13-14
Русская народная сказка «Иван царевич и серый волк»
2
Читать текст, делить на части, характеризовать героев
Волшебная сказка
Осознанно читать текст, определять тему и главную мысль, оценивать события
Соотносить название произведения с его содержанием. Инсценировать прочитанное. Сотрудничать с одноклассниками
Учиться работать в группах, уметь считаться с мнением товарищей
4 нед
15-16
Русская народная сказка «Сивка-Бурка»
2
Читать текст, делить на части, характеризовать героев
Волшебная сказка
Осознанно читать текст, определять тему и главную мысль, оценивать события
Соотносить название произведения с его содержанием. Инсценировать прочитанное. Сотрудничать с одноклассниками
Учиться работать в группах, уметь считаться с мнением товарищей
17-18
Проект «Сочиняем волшебную сказку»
2
Принимать участие в коллективном сочинении сказок с опорой на особенности их построения
Построение сказки
Понимать особенности построения сказок
Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
Октябрь
5 нед
19
Обобщающий урок. Проверка техники чтения
1
Обобщать полученную информацию
Летописи
Уметь делать обобщение по разделу, проверять свои знания
Речевое высказывание
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения
Поэтическая тетрадь №1
11
20
Знакомство с разделом. Вводная статья
1
Прогнозировать содержание раздела. Читать текст, понимать прочитанное, задавать вопросы
Поэзия
Определять тему и главную мысль произведения
Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
21
Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза»
1
Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта
Олицетворение
Анализировать средства художественной выразительности
Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
Демонстрировать собственное отношение к произведению
6 нед
22
Ф.И.Тютчев «Листья»
1
Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта
Олицетворение
Анализировать средства художественной выразительности
Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
23
А.А.Фет «Мама, глянь-ка из окошка»
1
Использовать приемы интонационного чтения
Эпитеты
Анализировать средства художественной выразительности
Самостоятельное со-здание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
Демонстрировать собственное отношение к произведению
24
А.Фет «Зреет рожь над жаркой нивой»
1
Использовать приемы интонационного чтения
Олицетворение
Определение эмоционального характера текста Определение темы, 25идеи произведения.
Самостоятельное со-здание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
25
И.С.Никитин «Полно степь моя…»
1
Использовать приемы интонационного чтения
Олицетворение
Определение эмоционального характера текста Определение темы, идеи произведения.
Самостоятельное со-здание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
Осознавать эстетическую ценность произведения.
7 нед
26
И.С.Никитин «Встреча зимы»
1
Использовать приемы интонационного чтения
Олицетворение
Определение эмоционального характера текста Определение темы, идеи произведения.
Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
Демонстрировать собственное отношение к произведению
27
И.З.Суриков «Детство»
1
Использовать приемы интонационного чтения
Сравнение
Определение эмоционального характера текста Определение темы, идеи произведения.
Самостоятельное со-здание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
28
И.З.Суриков «Зима»
1
Использовать приемы интонационного чтения
Сравнение
Определение эмоционального характера текста Определение темы, идеи произведения.
Самостоятельное со-здание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
Осознавать эстетическую ценность произведения.
29
Обобщающий урок. Контрольная работа №1
1
Проверка усвоения материала раздела.
Анализ средств художественной выразительности
Построение логической цепочки рассуждений
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения
8 нед
30
Утренник «Первый снег»
1
Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности
Прослушивание и анализ услышанных произведений
Построение логической цепочки рассуждений
Осознавать эстетическую ценность про-изведения.
Великие русские писатели
24
31
Что интересного я узнал из жизни А.С.Пушкина
1
Прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке
Поэзия Пушкина
Определять тему и главную мысль произведений
Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов
Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
32
А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало»
1
Находить средства художественной выразительности
Рифма и ритм
Читать выразительно и осознанно текст стихотворения
Постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще неизвестно
Умение выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
33
А.С.Пушкин «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета»
1
Находить средства художественной выразительности
Сравнение
Читать выразительно и осознанно текст стихотворения
Проверка усвоения материала раздела.
Осознавать эстетическую ценность про-изведения.
9 нед
34
А.С.Пушкин «Зимнее утро» Проверка техники чтения
1
Находить средства художественной выразительности
Выразитель-ность
Использование средств художественной выразительности в устных высказываниях
Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
Осознавать эстетическую ценность про-изведения.
35
А.С Пушкин «Зимний вечер»
1
Находить средства художественной выразительности
Выразитель-ность
Использование средств художественной выразительности в устных высказываниях
Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
Работа в парах, группах
36
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»
1
Сравнивать произведение живописи и литературы. Давать характеристику героев сказки
Литературная сказка
Определять нравственный смысл сказки
Смысловое чтение, выделение существенной информации
Умение выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
II четверть (28 часов)
37-39
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»
3
Сравнивать произведение живописи и литературы. Давать характеристику героев сказки
Литературная сказка
Определять нравственный смысл сказки
Смысловое чтение, выделение существенной информации
Умение выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Ноябрь
1 нед
40
И.А.Крылов. Сообщение о творчестве
1
Прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке
Басни Крылова
Определять тему и главную мысль произведений
Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов
Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
41
И.А.Крылов «Мартышка и очки»
1
Определять особенности басни, выделять мораль басни в тексте
Мораль басни
Различать в басне изображенные события и скрытый смысл
Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
Осознавать эстетическую ценность про-изведения.
2 нед
42
И.А.Крылов «Зеркало и обезьяна»
1
Определять особенности басни, выделять мораль басни в тексте
Мораль басни
Различать в басне изображенные события и скрытый смысл
Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
43
И.А.Крылов «Ворона и лисица»
1
Определять особенности басни, выделять мораль басни в тексте
Мораль басни
Различать в басне изображенные события и скрытый смысл
Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
Осознавать эстетическую ценность про-изведения.
44
М.Ю.Лермонтов. Сообщение о творчестве.
1
Прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке
Стихи Лермонтова
Определять тему и главную мысль произведений
Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов
Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
45
М.Ю.Лермонтов «Горные вершины»
1
Сравнивать произведение живописи и литературы. Давать характеристику героев стиха
Поэзия
Определять нравственный смысл сказки
Смысловое чтение, выделение существенной информации
Осознавать эстетическую ценность про-изведения.
3 нед
46
М.Ю.Лермонтов «Утес»
1
Сравнивать произведение живописи и литературы. Давать характеристику героев стиха
Стихи Лермонтова
Определять нравственный смысл сказки
Смысловое чтение, выделение существенной информации
Умение выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
47
М.Ю.Лермонтов «Осень»
1
Сравнивать произведение живописи и литературы. Давать характеристику героев стиха
Стихи Лермонтова
Определять нравственный смысл сказки
Смысловое чтение, выделение существенной информации
Осознавать эстетическую ценность про-изведения.
48
Детство Л.Н.Толстого
1
Прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке
Творчество Л.Н.Толстого
Определять тему и главную мысль произведений
Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов
Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
49-50
Л.Н.Толстой «Акула»
2
Соотносить заглавие с темой и главной мыслью. Давать характеристики героев
Произведения Толстого
Определять тему и главную мысль произведений
Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов
Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
Декабрь 4 нед
51
Л.Н.Толстой «Прыжок»
1
Соотносить заглавие с темой и главной мыслью. Давать характеристики героев
Произведения Толстого
Определять тему и главную мысль произведений
Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов
Оценивать поступки героев произведения и свои собственные
52
Л.Н.Толстой «Лев и собачка»
1
Соотносить заглавие с темой и главной мыслью. Давать характеристики героев
Произведения Толстого
Определять тему и главную мысль произведений
Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов
Развитие навыков формулировки личной оценки, аргументирование своего мнения
53
Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве»
1
Соотносить заглавие с темой и главной мыслью. Давать характеристики героев
Произведения Толстого
Определять тему и главную мысль произведений
Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов
Развитие навыков формулировки личной оценки, аргументирование своего мнения
5 нед
54
Обобщающий урок. Контрольная работа №2
1
Проверка усвоения материала раздела.
Анализ средств художественной выразительности
Построение логической цепочки рассуждений
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения
Поэтическая тетрадь №2
6
55
Н.А.Некрасов «Славная осень»
1
Прогнозировать содержание раздела. Читать текст, понимать прочитанное, задавать вопросы
Поэзия
Определять тему и главную мысль произведения
Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера
Осознавать эстетическую ценность произведения.
56
Н.А.Некрасов «Не ветер бушует над бором»
1
Использовать приемы интонационного чтения
Сравнение
Определение эмоционального характера текста Определение темы, идеи произведения.
Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
57
Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»
1
Сравнивать текст-описание и текст-повествование
Сравнение
Определение эмоционального характера текста Определение темы, идеи произведения.
Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
Осознавать
эстетическую ценность про-изведения.
6 нед
58
К.Д.Бальмонт «Золотое слово»
1
Соотносить заглавие с темой и главной мыслью
Поэзия
Осознанное чтение художественного произведения
Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов
Развитие навыков формулировки личной оценки, аргументирование своего мнения
59
И.А.Бунин «Детство», «Полевые цветы»
1
Использовать приемы интонационного чтения
Сравнение
Определение эмоционального характера текста Определение темы, идеи произведения.
Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов
Осознавать эстетичес-
кую ценность произведения.
60
Обобщающий урок. Контрольная работа №3
1
Проверка усвоения материала раздела.
Анализ средств художественной выразительности
Построение логической цепочки рассуждений
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения
Литературные сказки
8
61
Знакомство с литературными сказками. Проверка техники чтения
1
Прогнозировать содержание раздела
Виды сказок
Отличать авторскую сказку от народной
Постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще неизвестно
Умение выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
7 нед
62
Д.Н.Мамин-Сибиряк «Присказка к Аленушкиным сказкам»
1
Использовать приемы выразительного чтения
Присказка
Понимать особенности присказки
Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
63
Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца…»
1
Сравнивать содержание народной и литературной сказки. Характеристика героев
Сказки
Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, составлять монологическое высказывание, с опорой на авторский текст
Построение логической цепочки рассуждений
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
64
В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница»
1
Сравнивать героев литературной сказки, характеризовать их
Сказки
Определять тему и главную мысль произведений
Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов
Оценивать поступки героев произведения и свои собственные
III четверть (40 часов)
65
В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница»
1
Сравнивать героев литературной сказки, характеризовать их
Сказки
Определять тему и главную мысль произведений
Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов
Оценивать поступки героев произведения и свои собственные
Январь
1 нед
66-67
В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович»
2
Сравнивать героев литературной сказки, характеризовать их
Сказки
Определять тему и главную мысль произведений
Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов
Развитие навыков формулировки личной оценки, аргументирование своего мнения
68
Обобщающий урок. Диагностическая работа
1
Проверка усвоения материала раздела.
Анализ средств художественной выразительности
Построение логической цепочки рассуждений
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения
Были-небылицы
10
69-70
М.Горький «Случай с Евсейкой»
2
Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и рассказа
Сравнение
Участвовать в анализе содержания, оценивать события и поступки
Построение логической цепочки рассуждений
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
2 нед
71-73
К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей»
3
Наблюдать за развитием и последовательностью событий в тексте. Характеризовать героев
Рассказ
Определять тему и главную мысль произведения, оценивать события
Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
3 нед (1)
74-77
А.И.куприн «Слон»
4
Наблюдать за развитием и последовательностью событий в тексте. Характеризовать героев
Рассказ
Определять тему и главную мысль произведения, оценивать события
Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
Оценивать поступки героев произведения и свои собственные
Февраль
4 нед (1)
78
Обобщающий урок. Проверочная работа №2
1
Проверка усвоения материала раздела.
Анализ средств художественной выразительности
Построение логической цепочки рассуждений
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения
Поэтическая тетрадь №3
6
79
С.Черный «что ты тискаешь утенка…»
1
Прогнозировать содержание раздела. Читать текст, понимать прочитанное, задавать вопросы
Поэзия
Определять тему и главную мысль произведения
Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
Осознавать эстетическую ценность про-изведения.
80
С.Черный «Воробей», «Слон»
1
Определять различные средства выразительности. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов
Эпитет, сравнение
Выразительное чтение, используя интонацию
Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Определение эмоционального характера текста
Обмен мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений
81
А.Блок «Ветхая избушка»
1
Соотносить заглавие с темой и главной мыслью
Эпитет, сравнение
Выразительное чтение, используя интонацию
Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Определение эмоционального характера текста
Осознавать эстетическую ценность про-изведения.
5 нед
82
А.Блок «Сны», «Ворона»
1
Читать стихотворение, используя интонацию
Определять тему и главную мысль произведения
Построение логической цепочки рассуждений
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
83
С.Есенин «Черемуха»
1
Читать стихотворение, используя интонацию
Эпитет, сравнение
Определять тему и главную мысль произведения
Построение логической цепочки рассуждений
Осознавать эстетическую ценность про-изведения.
84
Обобщающий урок. Тест №2
1
Проверка усвоения материала раздела.
Анализ средств художественной выразительности
Построение логической цепочки рассуждений
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения
Люби живое
16
85
М.М.Пришвин «Моя Родина»
1
Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и рассказа
Сравнение
Участвовать в анализе содержания, оценивать события и поступки
Построение логической цепочки рассуждений
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
6 нед
86-87
И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек»
2
Определять жанр произведения, идею произведения, отношение автора к литературному персонажу
Тема
Определять тему и главную мысль. Выделять в тексте главное и второстепенное
Освоение основ смыслового чтения, выделение существенной информации
Обмен мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений
88-89
В.И.Белов «Малька провинилась», «Еще про Мальку»
2
Понимать нравственный смысл рассказа, характеристика героя
Слова-определения
Участвовать в анализе произведения. Соотносить название произведения с его содержанием
Определение цели учебной деятельности, поиск средств ее осуществления
Построение логических рассуждений
7 нед (1)
90-92
В.В.Бианки «Мышонок Пик»
3
Определять жанр произведения, идею произведения, отношение автора к литературному персонажу
Тема
Определять тему и главную мысль. Выделять в тексте главное и второстепенное
Освоение основ смыслового чтения, выделение существенной информации
Обмен мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений
93-96
Б.С.Житков «Про обезьянку»
4
Понимать нравственный смысл рассказа, характеристика героя
Слова-определения
Участвовать в анализе произведения. Соотносить название произведения с его содержанием
Определение цели учебной деятельности, поиск средств ее осуществления
Построение логических рассуждений
Март
8 нед
97
В.Л.Дуров «Наша Жучка»
1
Определять жанр произведения, идею произведения, отношение автора к литературному персонажу. Понимать нравственный смысл рассказа, характеристика героя
Слова-определения
Участвовать в анализе произведения. Соотносить название произведения с его содержанием
Определение цели учебной деятельности, поиск средств ее осуществления
Оценивать поступки героев произведения и свои собственные
9 нед
98
В.П.Астафьев «Калапуха»
1
Понимать нравственный смысл рассказа, характеристика героя
Слова-определения
Участвовать в анализе произведения. Соотносить название произведения с его содержанием
Определение цели учебной деятельности, поиск средств ее осуществления
Построение логических рассуждений
99
В.Ю.Драгунский «Он живой и светится»
1
Характеристика героя с помощью слов-определений
Слова-определения
Называть авторов, которые пишут о животных
Формулировка собственного мнения и позиции, выделение существенной информации
Обмен мнениями с одноклассниками
100
Обобщающий урок. Контрольная работа №4
1
Проверка усвоения материала раздела.
Анализ средств художественной выразительности
Построение логической цепочки рассуждений
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения
Поэтическая тетрадь №4
8
101
С.Я.Маршак «Гроза днем»
1
Прогнозировать содержание раздела. Читать текст, понимать прочитанное, задавать вопросы
Поэзия
Определять тему и главную мысль произведения
Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
Осознавать эстетическую ценность про-изведения.
10 нед
102
С.Я.Маршак «В лесу над росистой поляной»
1
Читать стихотворение, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому
Интонация
Выразительно читать стихотворение, используя интонацию
Формулировка собственного мнения и позиции, выделение существенной информации
Обмен мнениями с одноклассниками
103
А.Л.Барто «Разлука»
Проверка техники чтения
1
Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать свое мнение
Слова-определения
Называть произведения русских поэтов
Определение эмоционального характера текста
Обмен мнениями с одноклассниками
104
А.Л.Барто «В театре»
1
Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать свое мнение
Слова-определения
Выразительное чтение, используя интонацию
Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Определение эмоционального характера текста
Осознавать эстетическую ценность про-изведения.
IV четверть (32 часа)
105
С.В.Михалков «Если»
1
Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать свое мнение
Слова-определения
Выразительное чтение, используя интонацию
Постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и ус-воено учащимися, и то-го, что еще неизвестно
Умение выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Апрель
1 нед
106
Е.А.Благинина «Кукушка», «Котенок»
1
Читать стихотворение, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому
Интонация
Выразительно читать стихотворение, используя интонацию
Формулировка собственного мнения и позиции, выделение существенной информации
Осознавать эстетическую ценность про-изведения.
107
Проект «Праздник поэзии»
1
Читать выразительно и наизусть стихи
Интонация
Участвовать в анализе содержания, определять тему и главную мысль произведения
Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
108
Обобщающий урок. Тест №3
1
Проверка усвоения материала раздела.
Анализ средств художественной выразительности
Построение логической цепочки рассуждений
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения
Собирай по ягодке - наберешь кузовок
12
109
Б.В.Шергин «Собирай по ягодке-наберешь кузовок»
1
Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и рассказа
Сравнение
Участвовать в анализе содержания, оценивать события и поступки
Построение логической цепочки рассуждений
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
2 нед
110-111
А.П.Платонов «Цветок на земле»
2
Объяснять смысл названия произведения, определять главную мысль.
Интонация
Осознанно и выразительно читать текст
Постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще неизвестно
Умение выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
112-113
А.П.Платонов «Еще мама»
2
Отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять главную мысль
Анализ произведения
Прогнозировать содержание по названию, анализировать произведение
Отделение нового от известного, выделение главного
Обмен мнениями с одноклассниками
3 нед (1)
114
М.М.Зощенко «Золотые слова»
1
Понимать особенности юмористического произведения
Юмор
Прогнозировать содержание по названию, анализировать произведение
Отделение нового от известного, выделение главного
Оценивать поступки героев произведения и свои собственные
115-116
М.М.Зощенко «Великие путешественники»
2
Понимать особенности юмористического произведения
Юмор
Прогнозировать содержание по названию, анализировать произведение
Отделение нового от известного, выделение главного
Оценивать поступки героев произведения и свои собственные
117
Н.Н.Носов «Федина задача»
1
Понимать особенности юмористического произведения
Юмор
Прогнозировать содержание по названию, анализировать произведение
Отделение нового от известного, выделение главного
Оценивать поступки героев произведения и свои собственные
4 нед
118
Н.Н.Носов «Телефон»
1
Понимать особенности юмористического произведения
Юмор
Прогнозировать содержание по названию, анализировать произведение
Отделение нового от известного, выделение главного
Оценивать поступки героев произведения и свои собственные
119
В.Ю.Драгунский «Друг детства»
1
Понимать особенности юмористического произведения
Юмор
Прогнозировать содержание по названию, анализировать произведение
Отделение нового от известного, выделение главного
Обмен мнениями с одноклассниками
120
Обобщающий урок. Проверочная работа
1
Проверка усвоения материала раздела.
Анализ средств художественной выразительности
Построение логической цепочки рассуждений
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения
По страницам детских
журналов
8
121
По страницам журналов для детей
1
Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и рассказа
Сравнение
Участвовать в анализе содержания, оценивать события и поступки
Построение логической цепочки рассуждений
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Май
5 нед
122-123
Ю.И.Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели»
2
Использовать прием увеличения темпа чтения. Читать рассказ в лицах
Детские журналы
Находить отличия книги от журнала
Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
IV четверть (32 часа)
124
Г.Б.Остер «Вредные советы»
1
Отвечать на вопросы по содержанию, переделывать содержание текста
Детские журналы
Находить отличия книги от журнала
Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
Оценивать поступки героев произведения и свои собственные
125
Г.Б.Остер «Как получаются легенды»
1
Отвечать на вопросы по содержанию, переделывать содержание текста
Детские журналы
Находить отличия книги от журнала
Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
6 нед
126
Р.Сеф «Веселые стихи»
1
Отвечать на вопросы по содержанию, переделывать содержание текста
Детские журналы
Находить отличия книги от журнала
Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
Осознавать эстетическую ценность про-изведения.
127
Создание сборника добрых советов
1
Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения
Детские журналы
Проводить лексическую работу
Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
128
Обобщающий урок. Проверочная работа №4
1
Проверка усвоения материала раздела.
Анализ средств художественной выразительности
Построение логической цепочки рассуждений
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения
Зарубежная литература
8
129-130
Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей»
2
Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире.
Мифы
Понимать содержание текста, характеризовать героев
Характеристика персонажей с опорой на текст
Оценивать поступки героев произведения и свои собственные
7 нед
131-133
Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок»
3
Определять нравственный смысл сказки
Характер сказки
Понимать содержание текста, характеризовать героев
Характеристика персонажей с опорой на текст
Обмен мнениями с одноклассниками
8 нед (1)
134
Обобщающий урок. Контрольная работа №5
1
Проверка усвоения материала раздела.
Анализ средств художественной выразительности
Построение логической цепочки рассуждений
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения
135
Проверка техники чтения
1
Проверка предметных и универсальных учебных умений
Определять тему и главную мысль. Выделять в тексте главное и второстепенное
Освоение основ смыслового чтения, выделение существенной информации
Обмен мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений
136
Итоговая диагностическая работа
1
Проверка предметных и универсальных учебных умений
Определять тему и главную мысль. Выделять в тексте главное и второстепенное
Освоение основ смыслового чтения, выделение существенной информации
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения
Перечень учебно-методического обеспечения Учебные пособия
-
Литературное чтение. 3 класс. Учеб. Для учащихся общеобразоват. учреждений. В 2 частях / [сост. Л.Ф. Климанова и др.] - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 446 с.
-
Ефросинина Л. А. Литературное чтение. Начальная школа. Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания. В 2 частях. -
Издательство: Вентана-Граф, 2006 г. - 416 с. -
Климанова Л. Ф., Бойкина М. В. Литературное чтение // Сб. рабочих программ «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С. В. Анащенкова [и др.]. М.: Просвещение, 2011. С. 283-328.
-
Климанова Л.Ф. Уроки литературного чтения: Методическое пособие к учебнику «Родная речь». 3 класс. Москва. «Просвещение», 2012.
-
Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению к учебному комплекту Л.Ф. Климановой и др.: 3 класс. - М.: ВАКО, 2012.
-
Литературное чтение. 3-4 классы: поурочные планы по программе «Школа России» (компакт-диск) - издательство «Учитель», 2012.
- Лободина Н. В. Чтение. 1-4 классы: тексты для проверки техники и выразительности чтения.- Волгоград: Учитель, 2011. - 89 с.
-
Нечаева Н.В. Изучение результативности развития речевой деятельности младших школьников. - Самара: Корпорация «Фёдоров», 2004. - 96 с.
Таблицы
-
Крупицы народной мудрости.
-
Страницы старины седой.
-
Мифы народов мира.
-
Басни и баснописцы.
-
Книги, книги, книги.
-
Василий Андреевич Жуковский.
-
Александр Сергеевич Пушкин.
-
Михаил Юрьевич Лермонтов.
-
Русские писатели XIX века.
-
Родные поэты.
-
Писатели XX в. детям.
-
Зарубежные писатели.
-
Очерки и воспоминания.
-
Книги о путешествиях и приключениях.
-
Словари, справочники, энциклопедии.
-
В мире книг.
Информационно - техническое обеспечение
-
Начальная школа Кирилла и Мефодия: уроки, домашние задания, методика, конспекты © ООО «Кирилл и Мефодий», 2009
-
«Времена года». Русская поэзия для детей. DVD диск
-
«Тренировка быстрого чтения». Супердетки +. Новая игра «Схожие слова». DVD диск
-
school.edu.ru
Российский общеобразовательный портал
где содержатся образовательные ресурсы для учеников, учителей, родителей, администраторов. Учебные, научно-популярные, познавательные и другие материалы по основным школьным дисциплинам. Вопросы здоровья и психологии школьников. Газета «Первое сентября» и приложения к ней
viki.rdf.ru
Детские электронные книги и презентации
school-collection.edu.ru/
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
solnet.ee
Портал для детей и взрослых. Можно найти материал по воспитанию, развитию и
образованию детей, дидактический и сценарный материал для учителя начальных
prazdnik.by
Портал для детей и взрослых. Можно найти сценарии к различным мероприятиям.
it-n.ru/
Сайт творческих учителей. Разные сообщества.
mail.redu.ru
Исследовательская работа школьников
festival.1september.ru
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
kid. nashcat.ru
Все для детей. Детский портал, детские сайты.
edu.rin.ru
Сайт Наука и образование. В разделе «Школьное образование» очень много полезной информации для родителей первоклассника: обзор существующих программ, готовность к школе.Интернет ресурсы:
Презентации.
Литература
-
Адаменко М.Н. «Ярмарка крылатых выражений для детей 8-10 лет». // «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки». 2001- №2001- № 4, С - 56-62.
-
Волина В.В. Откуда пришли слова: Занимательный этимологический словарь. - М: АСТ-ПРЕСС, 1996. - 272 с.
-
Гостимская Е.С., Байкова М.И. Поурочные разработки по литературному чтению. 3 класс. К учебникам М.В. Головановой и Л.Ф. Климановой. - М.: ВАКО, 2012. - 360
- Кульневич СВ., Лакоценина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе. Ч. 1,2. Практическое пособие. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.
-
Лазарева В.А. Технология анализа художественного текста на уроках литературного чтения в начальной школе. - М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2003. - 96 с.
-
Лазарева В.А. «Уроки литературного чтения в современной начальной школе». // «Начальная школа». 2012 - № 2, С - 2-10.
-
Лебедева Е.П. «Как избежать ошибок при подготовке и проведении урока литературного чтения». // «Начальная школа плюс до и после». 2006 - № 5, С - 19-22.
-
Литературное чтение. 1-4 классы: формирование читательской компетенции : уроки-исследования текста, уроки-игры, обобщающие уроки / авт.-сост. Т. В. Данилюк [и др.]. - Волгоград : Учитель, 2011.
-
Мисаренко, Г. Г. Развитие речи учащихся 2-4 классов: конструирование и анализ предложений / Г. Г. Мисаренко. - Волгоград : Учитель, 2011.
-
Нечаева Н.В. Изучение результативности развития речевой деятельности младших школьников. - Самара: Корпорация «Фёдоров», 2004. - 96 с.
-
Сергеева Л.В. «Художественное слово на уроках чтения». // «Начальная школа». 2006 - № 2, С - 59-61.
-
Свиридова Л.А. «Литературное образование младших школьников». // «Начальная школа плюс до и после». 2005 - № 10, С - 62-66.
-
Стефаненко, Н. А. Литературное чтение. 3 класс : метод. пособие / Н. А. Стефаненко. - М. : Просвещение, 2012.
-
Тимофеева И.И. «Что и как читать вашему ребенку от года до десяти лет». // Санкт-Петербург. 2000, С - 62-76.