Технология деятельностного метода как средство реализации современных целеполаганий

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Системно-деятельностный подход как средство реализации современных целей образования

Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю - я усваиваю".

Китайская мудрость.


До цели четыре шага:

планируйте целенаправленно, готовьтесь молитвенно,

действуйте положительно и добивайтесь неустанно.

Уильям А. Уорд Недостаточность любого объема знаний для успешного решения жизненных проблем сегодня очевидна всем, поэтому на первое место выходит личность ученика, его способность к «самоопределению и самореализации», к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности. Таким образом, приоритет в целях образования сместился в сторону формирования деятельностных способностей. В этих условиях все большее внимание привлекает к себе системно-деятельностный подход, который включает в себя все виды деятельности (самоопределение, нормотворчество и нормореализация), рефлексивный анализ собственной деятельности, а также системно тренирует коммуникативные способности, тем самым обеспечивая формирование у детей готовности к саморазвитию.


Основная педагогическая задача:

организация условий, инициирующих детское действие

Технология деятельностного метода как средство реализации современных целеполаганий Сегодня мы хотим предложить вашему вниманию семинар на тему: «Технология деятельностного метода обучения как средство реализации современных целей образования». Каждый раз, составляя проект очередного урока, учитель задает себе одни и те же вопросы:

а) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;
б) какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;
в) какие методы и средства обучения выбрать;
г) как организовать собственную деятельность и деятельность учеников.
д) как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций. Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Китайская мудрость гласит: "Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю - я усваиваю". Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. Нам хотелось бы сегодня поговорить о деятельностном подходе в обучении, показать открытые уроки и внеурочную деятельность учителей гимназии. Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, - это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования. Конструктивно выполнить задачи образования 21 века помогает системно-деятельностный подход. Деятельностный подход - это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного технологии демонстрационно-наглядного метода обучения является то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:


1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений. 2) Принцип непрерывности - означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей. 3) Принцип целостности - предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук). 4) Принцип минимакса - заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний). 5) Принцип психологической комфортности - предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения. 6) Принцип вариативности - предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора. 7) Принцип творчества - означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности. Реализация деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников. Анализ успеваемости и качества знаний по предметам, диагностика учебной мотивации, проведённые среди моих учеников, наглядно демонстрируют это утверждение. У обучающихся формируются основные учебные умения, позволяющие им успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту. Воспитание ученика-исследователя - это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них.

  • Учиться знать - обучающийся ежедневно конструирует свое собственное знание, комбинируя внутренние и внешние элементы
  • Учиться делать - фокусируется на практическом применении изученного
  • Учиться жить вместе - актуализирует умения отказаться от любой дискриминации, когда все имеют равные возможности развивать себя, свою семью и свое сообщество
  • Учиться быть - акцентирует умения необходимые индивиду развивать свой потенциал

СДП предполагает:

  • обновление целей образования, ориентированных на достижение основного образовательного результата - развитие личности обучающегося на основе усвоения УУД познания и освоения мира

  • обеспечение преемственности на всех ступенях образования

  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий развития каждого обучающегося

Переходный период
к деятельностной парадигме образования

  1. Сочетание традиционных и инновационных подходов к обучению

  1. Одновременная работа ОУ по двум стандартам

  2. Противоречие между общественным заказом к образованию и условиями выполнения этого заказа в практике образовательного процесса

Программно-целевой метод управления развитием гимназии в переходный период

Программа развития гимназии 2006-2010 гг

  • формирование микрокультуры гимназии в условиях личностно ориентированной парадигмы образования на основе продуктивного характера обучения и компетентностного подхода.

  • широкое использование в образовательном процессе технологий деятельностного типа во всех возрастных ступенях

Программа развития гимназии 2011-2016 гг

  • формирование разносторонне компетентностной личности на основе системно-деятельностного подхода в образовании

Начальная школа гимназии работает по программам: «Школа -2100», «Система Л.В.Занкова», «Начальная школа 21 века»


Деятельностные технологии в обучении:

  • проектные

  • исследовательские

  • дискуссионные

  • педагогика сотрудничества

  • учебных проблемных ситуаций

  • проблемного диалога

  • обучение смысловому чтению

  • ИКТ - технологии

Интерактивные педагогические конференции

Здоровьесберегающая среда гимназии

(Творческие отчёты проблемных групп)

  • Здоровьесохраняющие технологии на уроке

  • Психолого-педагогическое сопровождение адаптации к школе

  • Физическое развитие учащихся: проблемы и пути решения

  • Анализ питания

  • Пути сохранения психологического здоровья учащихся и учителей

  • Разрешение конфликтных ситуаций

ИКТ в образовательном процессе

(Методический марафон )

Мастер-классы

  • Проектирование контента гимназического сайта

  • Технологии работы с интерактивной доской

  • Использование тест - программ для контроля и обучения

  • Интерактивные презентации на уроке

  • Обучение и возможности работе с видео -материалами

Наш выбор

  • Готовиться к таким урокам трудоёмко, но интересно.

  • Преподавать такие уроки увлекательно и приятно.

  • Видеть результат детей - бальзам на душу.

  • А пожинать плоды своих трудов - ещё приятнее!


Но давайте не будем забывать, что ни одна даже супер - современная технология не заменит человеческой души и сердца. Только эмоции и чувства учителя, ребёнка и других участников образовательного процесса могут творить чудеса и воспитывать радостью. Вот тогда мы увидим ещё много тёплых солнечных лучиков !!!


Рефлексия по итогам семинара

Современный учитель - это исследователь, педагог, воспитатель.

И прежде всего человек с высоким уровнем педагогической культуры.

Итак, современный учитель должен:

  • БЫТЬ ТВОРЧЕСКИМ по- новому смотреть на привычные вещи и ценить инновационность.


  • БЫТЬ ТОЛЕРАНТНЫМ - доброжелательно относиться к многообразию в культуре народов России.


  • БЫТЬ УВЕРЕННЫМ в своих возможностях и иметь высокую самооценку.


  • БЫТЬ СПОСОБНЫМ К МЕЖЛИЧНОСТНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ.


  • УМЕТЬ РЕШАТЬ ПРОБЛЕМЫ, выбирая и используя различные способы и стратегии их решения.


  • УМЕТЬ САМООПРЕДЕЛЯТЬСЯ, беря на себя ответственность за своё образование.

учебных проблемных ситуацийТехнология деятельностного метода как средство реализации современных целеполаганий

педагогика сотрудничества

© 2010-2022