Исследовательская деятельность младших школьников эколого-географической направленности

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Исследовательская деятельность младших школьников эколого-географической направленности.
Гуссамова Л.Г., учитель начальных классов МБОУ «Школа №81» Кировского района г. Казани. С незапамятных времён активный интерес у детей вызывало изучение географии. В XVII в. обучение велось по рукописным азбуковникам, которые содержали яркие иллюстрации, изображающие природные явления, исторические события, бытовые эпизоды, а также образные их описания. Отечественный педагог XVIII в. Х.А. Чеботарёв говорил, что учителю надо думать "не об одном токмо обогащении памяти, но так же о изощрении рассудка". В наши дни в распоряжении учителя, идущего на урок окружающего мира к младшим школьникам, и яркие учебники, и тетради на печатной основе, и методические рекомендации. Дома современный школьник черпает сведения об окружающем мире из энциклопедий, видеофильмов, компьютерных программ. Однако интерес ребёнка к окружающему его миру остаётся неизменным. И задача учителя - поддержать живую заинтересованность, вооружить ученика умениями самостоятельно исследовать окружающий его мир. Примета нашего времени - стремление педагогов пробудить интерес учеников в ходе организации их самостоятельной познавательной деятельности. Основным способом удовлетворения потребности в познании выступает исследование. Под исследовательской деятельностью учащихся понимается творческий процесс совместной деятельности ученика и учителя по поиску решения определённой проблемы. Учитель в данном случае выступает как носитель опыта организации деятельности, а не как источник знаний. Педагогом задаются формы и условия исследовательской деятельности, благодаря которым у ученика формируется внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним проблеме с исследовательской, творческой позиции. Научный подход к процессу исследования в педагогической практике требует реализации ряда принципов, которые должны побудить учащихся к исследовательской, проектной деятельности, интерес к познанию, в частности:
- принципа естественности (проблема должна быть не надуманной, а реальной, интерес к ней должен быть настоящим); - принципа самостоятельности (ребёнок может овладеть ходом исследования через проживание его, т.е. через собственный опыт, реализуя его один или в коллективе, если проект задуман как групповой, где все роли между участниками распределены по способностям, возможностям и интересам);
- принципа наглядности (лучше всего его реализовать в полевом исследовании, где ребенок изучает действительный мир). Учителю нужно решить непростую задачу нахождения баланса между соблюдением научной традиции, новизной и жизненностью проблемы.
Исследовательская деятельность учащихся основывается на принципах проектирования, где исследовательский проект безусловно является формой взаимодействия исследователя и научного руководителя. Образование, таким образом, становится продуктивным, т.к. имеется реальный результат. Продукт в этом случае имеет скорее не материальную, а интеллектуальную и личностную ценность, становясь значимым для созидателя данного продукта (ученика).
Очень важной задачей предмета "Окружающий мир" является создание у учащихся представления о своей малой Родине, овладение основными элементами повседневной поведенческой географо-экологической культуры.
Содержание данного предмета представляет широкий простор для проведения различных проектов. Программа «Окружающий мир» авторов Н.В. Виноградовой, Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова (по которой я работаю 9 лет) - это интегрированный курс, имеющий особое значение в формировании у учащихся целостного взгляда на окружающую нас социальную и природную среду, места человека в ней, его биологическую и социальную сущность, отвечающий всем требованиям ФГОС. В этом курсе на протяжении всех лет обучения в начальной школе предусмотрены выполнение детьми различных проектов. После изучения каждого раздела детям предлагается выполнить проект по выбору или придумать свой проект, объединиться в пару или группу. В 3-м классе мы выполнили следующие проекты: - экологический исследовательский проект "Здесь всё моё, и я отсюда родом»;
- проект «Чистая вода»; - проект «Чистота - залог здоровья» (ученики Загидуллин Артур и Чеканова Алина) принял участие в городском конкурсе экологических проектов, где удостоился Диплома победителя ; - «Каково происхождение названий рек, впадающих в реку Волга?»;
- «Каков растительный и животный мир водоёмов Татарстана?». В 4-м классе ученики выполнили следующие проекты: - «Охрана воздуха»; - «Взаимосвязь состава воды и населяющих её живых организмов»; - «Красная книга нашей республики»; - «Животный мир Татарстана»; - «Охрана воды»; - «Охрана почвы»; - «Роль очистных сооружений в нашей жизни» Все учащиеся работали в библиотеках, Интернете, общались с родителями, родственниками, интересными людьми, ездили с классом на экскурсии , наблюдали , собирали гербарий, делали фотографии, набрали пробы воды с разных водоемов для исследований. Основная цель предмета - формирование социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия в системе «человек - природа - общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней. Все это успешно реализуется через проектную деятельность.

Используемая литература:
1. «Учебные проекты: его возможности»: Учебное пособие для педагогов / Пахомова Н. Ю. М.: Учитель, 2000 №4 2. «Проектная деятельность школьников» Пособие для учителя /Поливанова К. Н. Просвещение, 2011г. 3. «Метод проектов в начальной школе»: Пособие для учителя / Н. В. Засоркина, М. Ю. Шатилова: Учитель, Волгоград 2008 г. 4. «Введение в школьную жизнь»: Пособие для учителя/«Просвещение», Г.А.Цукерман, К.Н.Поливанова 2011г. 5. «Исследовательская деятельность»: Учебное пособие для педагогов /А.И.Савенков. М.: Учитель, 2010г. 6. «Школа творческого мышления»: /О.А.Холодова М.: Учитель, 2009






© 2010-2022