Программа углубленного изучения математики «Умники и умницы»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Программа кружка «Умники и умницы»

(1 час в неделю)

1 класс

2013 - 2014уч. г.

Учитель: Малина И.В.


























Пояснительная записка Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной), с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». - Москва: РОСТ книга, 2011 г. - в 2-х частях Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В первом классе 36 часов (1 час в неделю). Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.

Основные задачи курса:

  1. развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  2. развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  3. развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  4. формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
  5. развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  6. формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
  7. формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Содержание программы: В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач. Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности. Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала. Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания. Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр. Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям. Материал каждого занятия рассчитан на 35 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников. Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях. В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно). Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой. В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач. В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:
  • задания на развитие внимания;

  • задания на развитие памяти;

  • задания на совершенствование воображения;

  • задания на развитие логического мышления.

Календарно-тематический план

№ занятий

Кол-во часов

Дата

Тема и содержание

1 05.09.13 Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант.

1

12.09.13 Развитие концентрации внимания. Графический диктант.

1

19.09.13 Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант.

1

26.09.13 Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант.

1

03.10.13 Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант.

1

10.10.13 Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

1

17.10.13 Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

1

24.10.13 Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

1

31.10.13 Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант.

1

07.11.13 Тренировка внимания Развитие мышления. Графический диктант.

1

14.11.13

Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант.

1

21.11.13 Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант.

1

28.11.13 Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

1

05.12.13

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

1

12.12.13 Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

1

19.12.13 Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант.

1

26.12.13 Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант.

1 16.01.14 Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант.

1

23.01.14 Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант.

1

30.01.14 Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

1

06.02.14 Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

1

13.02.14 Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

1

20.02.14 Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант.

1

27.02.14 Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант.

1 06.03.14 Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант.

1

13.03.14 Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант.

1

20.03.14 Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

1

03.04.14 Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

1

10.04.14 Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

1

17.04.14 Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант.

1

29.04.14 Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант

1 08.05.14 Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант.

1 15.05.14 Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

1 22.05.14 Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.

Ожидаемые результаты:

обучающиеся получат возможность формирования Личностных результатов:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметных результататов :

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий .

  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Читать и пересказывать текст.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметных результататов: - описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; -выделять существенные признаки предметов; -сравнивать между собой предметы, явления; -обобщать, делать несложные выводы; -классифицировать явления, предметы; -определять последовательность событий; -судить о противоположных явлениях; -давать определения тем или иным понятиям; -определять отношения между предметами типа «род» - «вид»; -выявлять функциональные отношения между понятиями; -выявлять закономерности и проводить аналогии.


Контроль и оценка результативности. Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:

  • Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Холодовой О, Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
  • Текущий:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения; - пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия; -рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения; -контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
  • Итоговый контроль в формах
-тестирование; -практические работы; -творческие работы учащихся; Контрольные задания.


Литература

  1. Нежинская О.Ю. Занимательные материалы для развития логического мышления. Волгоград. 2004г.

  2. Никольская И.Л. Гимнастика для ума. Москва, «Экзамен», 2009г.

  3. Рындина Н.Д. Мир логики. Развивающие занятия для начальной школы. Ростов-наДону.2008г.

  4. Холодова О.А. Юным умникам и умницам, пособия для учащихся. Москва. «Рост», 2007г.

  5. Холодова О. методическое пособие «Юным умникам и умницам». - Москва: РОСТ книга, 2007 г. - с. 191 - 210.



© 2010-2022