- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по окружающему миру на тему: Карта и глобус
Конспект урока по окружающему миру на тему: Карта и глобус
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Чуркина О.Н. |
Дата | 26.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Окружающий мир
Тема: Глобус и карта.
Цели: - ознакомить учеников с особенностями глобуса и карты полушарий и с их отличиями.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД
и технология оценивания учебных успехов
Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
3 3
Повторение.
- Что мы обсуждали на прошлом уроке? (Мы говорили о плане и карте; как схематично изобразить некоторый участок земли.)
- Какова тема урока?
- Составим план урока.
План (примерный). 3 3
Учитель вместе с детьми планирует деятельность на уроке.
- Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)
- Какое умение формировали?
- Скажите, изображение на глобусе крупное или мелкое? (Достаточно мелкое.)
- Можно ли там найти названия городов? (Да, вот Москва, Саратов…)
- А названия деревень? (Нет.) - Что нужно сделать с глобусом, чтобы на нём уместились названия деревень и маленьких городов? (Нужно его увеличить.) - А если мы захотим, чтобы на нём уместились улицы городов, что нужно сделать? (Нужно ещё увеличить его.) - Как вы думаете, каким он будет по размеру? (Очень большим. Он даже не войдёт в наш кабинет.) - Удобно носить такой глобус, чтобы ориентироваться в дороге во время путешествия?
- Посмотрите на с. 84 учебника. Что удобнее взять в путешествие: глобус или карту? Обозначен ли на глобусе дом Пуха? (Дважды нет: не удобно и дом Пуха не обозначен.)
- Что же брать с собой в дорогу? (Карту.)
- Чем глобус отличается от карты? (Глобус - шар, а карта плоская.) - Что вы знаете про глобус? (Мы знаем, что глобус - это модель Земли. Что через полюса проходит ось вращения. Есть стороны света. Знаем, как распределяется тепло по поверхности Земли. Есть линии отмечающие это: - Северный и Южный полярный круг. - Экватор. - Северный и Южный тропик. Ещё мы знаем, что на глобусе есть меридианы и параллели.) - Что вы уже знаете о картах? (Карта - изображение поверхности Земли с помощью условных знаков. Мы видели карты больших участков Земли.) - А чем отличается изображение на глобусе и карте? (Мы пока этого не знаем.)
Ученики изучали глобус - модель Земли и карту, на которой изображался лишь её участок. - Какова тема нашего урока? (Глобус и карта.)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
ΙΙ. Совместное открытие знаний.
1 4 3 3 4 3 Ι. Практическая работа. - У вас на столах стоят лампы и глобусы. Понятно, что лампа будет играть роль Солнца. Представьте сначала, что поверхность Земли, это ваша рука. Включим лампу (педагог демонстрирует сначала сам, предупреждая о возможной опасности) поднесем руку на расстоянии от лампы так, чтобы рука и лампа были на одинаковой высоте от стола. Что вы ощущаете? - Теперь оставляя руку на таком же расстоянии от лампы, медленно поднимайте ее вверх. Что вы ощущаете? (Руке уже не так тепло.) - Может, лампа перестала греть? Вернитесь в исходное состояние. Что теперь ощущаете? - Теперь также медленно опускайте руку вниз. Теперь тепло ли руке?Почему?
Давайте попробуем зарисовать то, что мы наблюдали.
1
2
3
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправ-ленной познавательной деятельности.
ΙΙ. Совместное открытие знаний.
1 3 3 4 3
Работа с учебником - Откройте с. 128-129. Сравните глобус и карту. (Глобус имеет форму шара, а карта - форму круга. Карта полушарий состоит из двух частей, а глобус -целый). - Давайте внимательнее рассмотрим горизонтальные линии на глобусе. Что вы можете сказать об их длине, о том, откуда они начинаются? Есть ли среди них особенные? Дети рассматривают глобус и приходят к такому выводу: - Эти линии имеют разную длину, не имеют ни начала, ни конца и напоминают окружности. Некоторые из них имеют свои названия: Северный и Южный полярный круг, экватор, Северный и Южный тропик.
- На какие части делит глобус экватор? (Мы думаем, на южную и северную часть.) - Кто вспомнит, как называются эти линии и части? (Эти линии называются параллелями, а экватор делит глобус на Северное и Южное полушарие.) - Скажите, а можно ли сказать, что такие линии начерчены на нашей планете? Давайте посмотрим на плакат «Глобус и карта» (из комплекта наглядных материалов для 2-го класса). Есть ли они на Земле? (Нет, такие линии придумали люди, и найти их можно на глобусе.) - Понаблюдайте за вертикальными линиями. Как они называются? Отличаются ли они по длине, где начинаются, где заканчиваются, есть ли среди них особенные? Дети выполняют задание и представляют свои версии. - Это меридианы. Мы отметили, что эти линии одинаковые по длине, начинаются у одного полюса и заканчиваются у другого. Одна из них более тёмного цвета. Она делит глобус на две части: Западное и Восточное полушарие. - Давайте посмотрим на плакат «Глобус и карта» (из комплекта наглядных материалов для 2-го класса) Что такое земная ось? Видна ли она на поверхности Земли? (Нет, её не видно. Она есть только на глобусе.) - Расскажите о двух способах, с помощью которых можно глобус превратить в карту. В рассказе используйте слова «параллель» и «меридиан». (Работа с учебником, с. 85). Каждая из групп получает один способ. Ребята в группах обсуждают свой способ превращения глобуса в карту, используя в качестве модели аккуратно снятую шкурку от апельсина (заранее приготовлена для каждой группы). Презентация работы группы с использованием рисунков в учебнике (с. 85). - Можно ли сделать карту всего земного шара без искажений? Можно ли получить из апельсинных корок плоское изображение, не растягивая их? Задание в учебнике на с. 86. (Нет, без искажений сделать карту нельзя.) - Как точнее объяснить Мише, где находится остров? (Нам помогут параллели и меридианы.) - Выполните задание 4 в Рабочей тетради. Ребята выполняют задания.
Максимум. - Откройте с. 89 учебника и постарайтесь найти ответы на вопросы. - Как называются невидимые линии на поверхности Земли, вдоль которых полдень наступает одновременно? (Меридианы.) - А какие линии делят поверхность Земли на области, получающие одинаковое количество тепла от солнца? Какие из них имеют особое название? (Параллели.)
Работа в группах. 4 - Выберите задание из Рабочей тетради выполните его. 1-я группа - задание 1. 2-я группа - задание 2. - Выполните задание из учебника со с. 84: 1-я группа. Каким линиям соответствуют границы зелёных и чёрных полосок арбуза? 2-я группа. По каким линиям режут лимон?
* Учитель предлагает ответить на вопросы после темы.
- Что мы сейчас делали?
- Какие умения формировали?
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
ΙΙΙ. Итог урока.
- Что нового узнали? - Как узнали, что помогло? - Где пригодятся знания? - Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?
IV. Домашнее задание.
Индивидуальные задания.