Понятие об имени прилагательном (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Понятие об имени прилагательном».

Цели:

  1. Ознакомление с существенными признаками имени прилагательного, как части речи.

  2. Развитие умения распознавать имена прилагательные в тексте, находить имя существительное, к которому относится имя прилагательное.

  3. Воспитывать любовь к родному языку и бережное отношение к природе; ко всему, что нас окружает.

Ход урока.


I Организация класса.

II Вступительное слово учителя.

Понятие об имени прилагательном (3 класс)

- Посмотрите на красоту окружающего нас мира. Как он красив и многогранен, так

же, как и наш русский язык. Важно не только уметь слушать собеседника и самому говорить. Не только читать и писать. Нужно развивать свою речь, учиться чувствовать красоту и силу каждого слова, чтобы суметь передать словами всю красоту увиденного.

Русский язык - это огромное царство слов, словосочетаний, предложений, текстов. В этом царстве свои порядки и законы. Но путь в это царство - не такой уж легкий. Но зато каждый новый шаг приносит много радости. Ведь знание - это радость.

Всему название дано - и зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным - полно, а безымянных нету…

Язык - и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно -

В огромном море - море слов

Купаться ежечасно!

Итак, в путь по царству русского языка!

III Закрепление изученного.

1. Прочитайте написанные слова на доске. Вставьте орфограммы, докажите.

Доч_, оз_ро, калач_, клещ_, ноч_, _кно.


Понятие об имени прилагательном (3 класс)

2. Распределите слова на группы в зависимости от орфограмм.

- Сколько групп у вас получилось? (2 группы)

Понятие об имени прилагательном (3 класс)

- Слова какой орфограммы составляют 1 группу? (проверяемые безударные

гласные)

- Расскажите правило о правописании слов с безударной гласной в корне слова, для

примера используйте написанные слова на доске.

- Слова с какой орфограммой составляют 2 группу? (имена существ. с шипящей на

конце, которые пишутся без ь и с ь)

- Расскажите правило о написании ь на конце существительных после шипящих.

Используйте для примера слова на доске.

- Что объединяет все написанные на доске слова? (они существительные)

- Что такое имя существительное?

- Назовите грамматические признаки имен существительных.

(имеют род, изменяются по числам и падежам)

- Как определить род имен существительных?

- Распределите написанные существительные по родам в порядке нашего

рассуждения.

- Как определить падеж имени существительного? (по вопросам)

- Назовите падежи и падежные вопросы.

- Итак, делаем следующий шаг.

IV Изучение нового материала.

1. Прочитайте слова на доске. На какие две группы можем их разбить?(сущ. и прил.)

Понятие об имени прилагательном (3 класс)

- Обратите внимание, здесь указаны положительные и отрицательные качества

человека.

- Какими еще положительными качествами должен обладать человек?

(добрый, милосердный, заботливый, честный, порядочный, воспитанный…)

- К какой части речи относятся все названные вами слова?

- Как вы определили?

- Что такое имя прилагательное?

Понятие об имени прилагательном (3 класс)

2. - Что же это за животное повстречалось нам на пути?

- Вы знаете, ребята, что кошки, очень ловкие охотники, и даже когда спят, они спят очень чутко.

- Но мы сейчас попробуем усыпить нашего котика.

- Прочитайте шуточное стихотворение «Колыбельная котику». Вставьте

пропущенные буквы и докажите.

Понятие об имени прилагательном (3 класс)

- Давайте найдем в этом стихотворении имена прилагательные и уберём их из

текста.

- Прочитайте стихотворение без прилагательных.

Понятие об имени прилагательном (3 класс)

- Сравните оба текста. Что привносят в нашу речь имена прилагательные?

- Скажите, ребята, как вы находили имена прилагательные в тексте?

(от существительного задавали вопрос)

- С какой же частью речи связано имя прилагательное?

Понятие об имени прилагательном (3 класс)

Давайте найдем и выпишем эти словосочетания с вопросами:

Хвосток (какой?) серенький, носок (какой?) розовый, глазок (какой?) зелёненький, кот (какой?) серый.

- Так с какой же частью речи связано имя прилагательное? (с существительным)

Понятие об имени прилагательном (3 класс)

V Физминутка (под музыку).

- Мы вышли с вами к берегу реки. Много сделали, многое узнали. А не пора ли нам

отдохнуть?

Понятие об имени прилагательном (3 класс)

Игра «Исправь осанку».


Цель: формирование правильной осанки.

Играющие становятся в две колонны по одному на расстоянии вытянутых рук. Головные игроки получают по мячу и по сигналу начинают передавать мячи над головой игрокам, стоящим сзади. Когда мяч доходит до последнего по команде, все поворачиваются кругом и мяч передается тем же способом в обратном направлении. Головной игрок, получив мяч, подает команду «Кругом, исправить осанку!» Команда, быстрее других закончившая передачу мяча и имеющая лучшую осанку, побеждает.

При передаче мяча уч-ся вынуждены прогибаться назад. Это укрепляет мышцы спины, способствуя улучшению осанки.

VI Закрепление пройденного.

- Мы не раз говорили с вами о том, как бережно нужно относиться не только к своему здоровью, но и беречь природу, все, что нас окружает. Так как от нас с вами зависит, будет ли вокруг нас чистое небо, зеленый лес, прозрачная вода в реке.

- Давайте прочитаем этот поэтический текст.

Понятие об имени прилагательном (3 класс)
- Есть ли здесь непонятные слова? (криница) (либо учитель дает значение этого слова, либо 1 ребенок работает с толковым словарем и ищет значение слова «криница»). - Подберите к нему синоним (сходное по значению слово): родник, ключ.
- Найдите в тексте прилагательные. Давайте определим, каким членом предложения они являются? (определением) Понятие об имени прилагательном (3 класс) - Спишите текст, подчеркивая имена прилагательные.
ЕСЛИ ОСТАЛОСЬ ВРЕМЯ. - выпишите имена прилагательные с именами существ. (коллективно)
VII Итог урока. - Пришло время нам возвращаться из путешествия. - Какая часть речи нас сопровождала на протяжении всего урока? - Что мы теперь знаем об имени прилагательном?
VIII Рефлексия. Расставить цветочки по трем параметрам: Интересно, познавательно, трудно.
Понятие об имени прилагательном (3 класс)


© 2010-2022